ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-613/2022 от 07.09.2022 Павловского районного суда (Краснодарский край)

Дело

УИД 23RS0-67

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

07 сентября 2022года

Павловский районный судв составе: председательствующего судьи Мыночка А.И., при секретаре судебного заседания ФИО3 с участием прокурора- помощника прокурора ФИО7, представителя ответчика администрации МО ФИО4, представителя третьего лица ОАО "Павловский мясокомбинат"-ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурора к Администрации МО об устранении нарушений земельного и природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

обратился в Павловский райсуд с исковым заявлением к Администрации МО об устранении нарушений земельного и природоохранного законодательства и просит суд обязать администрацию муниципального образования (ИНН: ): п.1Определить точные границы и площадь (не менее 150 м2) загрязнения земельного участка с кадастровым номером 23:24:0204331:26; п.2 Выделить в натуре загрязненный земельный участок из земельного участка с кадастровым номером 26; п.3Организовать мероприятия по фактическому предоставлению земельного участка с кадастровым номером с торгов или принять меры по его использованию в соответствии с целевым назначением; п.4Выполнить рекомендации эксперта в отношении выделенного земельного участка изложенные в Заключении эксперта /и-15997 от ДД.ММ.ГГГГ (стр. 39-40), а именно: организовать экологически мониторинг объекта площадью 150 кв.м; заменить сорный вид растительности на культурную посадку; работу по очистке проводить вручную; произвести прикармливание почвы. Установить срок для исполнения пункта 1 до ДД.ММ.ГГГГ, пункта 2 до ДД.ММ.ГГГГ, пункта 3 до ДД.ММ.ГГГГ, пункта 4 до ДД.ММ.ГГГГ ;

В обоснование исковых требований указывает, что прокуратурой района по поручению прокуратуры края от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ проверена проверка деятельности АО «Павловский мясокомбинат», находящегося по адресу:, промзона.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства в деятельности должностных лиц администрации муниципального образования .

Так, при осуществлении проверочных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что с южной стороны к АО «Павловский мясокомбинат» примыкает земельный участок с кадастровым номером находящийся в собственности администрации муниципального образования . Грунт указанного земельного участка пропитан жидкостью неизвестного происхождения, вокруг имеется болотистая местность на площади 200 кв.м..

По данному факту в ОМВД России по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован КУСП .

На основании поручения прокуратуры района на место прибыли сотрудники Южного межрегионального управления Росприроднадзора (далее - Росприроднадзор) и специалисты ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО», которые произвели отбор проб на земельном участке с кадастровым номером в районе 10 метров от предполагаемого очага загрязнения.

По результатам лабораторных исследований отобранных проб специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГп, согласно которому установлено значительное превышение содержания в почве загрязняющих веществ: азота аммонийного, азот нитритов, нитрит-ион, нитрат-ион, фосфат-ион, органическое вещество, нефтепродукты, фосфор.

В прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ от главы администрации поступило заявление исх. о том, что загрязнение земельного участка нанесло ущерб администрации района, распоряжение данным земельным участком осуществляет названный орган местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по по материалам проверки прокуратуры района возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса Российской Федерации. В настоящее время проводится расследование.

В рамках уголовного дела Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ следователем ОМВД России по назначена экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза проведена экспертом АНО «Центр экологических экспертиз» ФИО6.

По результатам исследований подготовлено Заключение /и-15997 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в отобранной почве вышеуказанного земельного участка, установлено наличие загрязняющих веществ, а именно нитрат-ион.

Указанным экспертом также разработаны мероприятия по приведению земельного участка в первоначальное состояние, а именно необходимо: организовать экологически мониторинг объекта площадью 150 кв.м; заменить сорный вид растительности на культурную посадку; работу по очистке проводить вручную; произвести прикармливание почвы.

Положениями ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Длительное время администрацией района мер по приведению своего имущества - земельного участка в надлежащее состояние, а именно в безопасное для окружающей среды и пригодное для дальнейшего использования не принималось.

Указанное нарушает требования норм закона, наносит ущерб окружающей среде, нарушает санитарно-эпидемиологическую обстановку, что является недопустимым.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора ФИО7 заявленные исковые требования поддерживает, просит удовлетворить по тексту, срок выполнения пунктов и установить до ДД.ММ.ГГГГ, а остальные пункты по тексту.

Представитель ответчика администрации МО ФИО4 просит принять решение на усмотрение суда, представил письменный отзыв на иск, указывает, что Администрация, являясь лицом, уполномоченным на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, длительное время не принимает мер по приведению своего имущества - земельного участка с кадастровым номером 23:24:0204331:26, расположенного по адресу: , юго- западнее ОАО мясокомбинат «Павловский» в надлежащее состояние, а именно - в безопасное для окружающей среды и пригодное для дальнейшего использования. Грунт указанного земельного участка пропитан жидкостью неизвестного происхождения, вокруг имеется болотистая местность на площади 150 кв.м.. По результатам лабораторных исследований - отобранных проб специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» подготовлено заключение, согласно которому установлено значительное превышение в почве загрязняющих веществ. В связи с отсутствием у Ответчика полного текста заключения эксперта ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО», сформировать позицию по мероприятиям очистки участка затруднительно.

По данному факту ОМВД России по возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 254 УК РФ. В рамках уголовного дела была назначена экологическая экспертиза, которая была проведена АНО «Центр экологических экспертиз». Экспертом также разработаны мероприятия по приведению загрязненного участка в первоначальное состояние, а именно необходимо: организовать экологический мониторинг объекта площадью 150 кв.м.; заменить сорный вид растительности на культурную посадку; работу по очистке проводить вручную; произвести прикармливание почвы. просит суд обязать администрацию:

1) определить точные границы и площадь (не менее 150 кв.м.) загрязнения земельного участка; 2) выделить в натуре загрязненный земельный участок из земельного участка с кадастровым номером 23:24:0204331:26; 3) организовать мероприятия по фактическому

предоставлению земельного участка с торгов или принять меры по его использованию в соответствии с целевым назначением; 4) выполнить вышеуказанные рекомендации эксперта, изложенные в Заключении.

Указывает, что с целью выполнения 1-3 пунктов исковых требований, ДД.ММ.ГГГГ между управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования и МУП «Павловский архитектурно-градостроительный центр» был заключен контракт на предоставление услуг по подготовке межевого плана по межеванию многоконтурного земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:24:0204331:26, постановке на государственный кадастровый учет, а также оказание дополнительных услуг при составлении межевого плана и составление схемы. После проведения мероприятий по восстановлению плодородия почвы, с целью дальнейшего вовлечения загрязненного участка в оборот, площадь формируемого земельного участка (частично загрязненного на площади 150 м2) составит около 5 га.

После выполнения указанных работ по разделу земельного участка и постановке участка на кадастровый учет, УМИ АМО будут проводится мероприятия по вовлечению образованных «чистых» участков в гражданский оборот путем проведения процедуры торгов.

Что касается пункта 4 заявленных требований, администрация поясняет следующее.

В сроки, указанные в исковом заявлении, администрацией будет организован экологический мониторинг состояния объекта. По данному вопросу будет вынесен соответствующий приказ и создана межведомственная рабочая группа по организации мероприятий по факту загрязнения земельного участка в составе, в том числе руководителей подразделений администрации, к компетенции которых относится принятие решений о способах устранения последствий загрязнения участка.

В части исполнения требований о проведении работ по очистке земельного участка, замены сорной растительности на культурную посадку, а также работ по прикармливании почвы, администрация обратится в специализированную организацию по вопросу проведения указанных работ на загрязненном земельном участке. Просит принять решение на усмотрение суда по закону.

Представитель третьего лица ОАО "Павловский мясокомбинат" ФИО5, в судебном заседании представила письменный отзыв на иск, указав, что исковые требования, изложенные в иске, обосновываются следующим: в мае-июне 2021 года проводилась проверка ОАО «Павловский мясокомбинат». ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверочных мероприятий установлено, что часть примыкающего к территории предприятия земельного участка, расположенного за забором, находящегося в собственности администрации МО пропитана жидкостью неизвестного происхождения, вокруг имеется болотистая местность. По данному факту в ОМВД России по был зарегистрирован КУСП 5131 от ДД.ММ.ГГГГ, позднее возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 254 УК РФ.

Указывает, что определением Павловского районного суда по делу (УИД 23К50039-01-2022- 000811-67) ОАО «Павловский мясокомбинат» привлечено к рассмотрению спора в качестве третьего лица на стороне ответчика. Считает данное процессуальное действие необоснованным, ввиду нижеследующего. В соответствие со ст. 1064 ГК РФ «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». ОАО «Павловский мясокомбинат» не производило никаких действий по загрязнению земельного участка с кадастровым номером 23:24:0204331:26. В рамках расследования уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 254 УК РФ осуществлялись процессуальные действия на территории предприятия, в том числе отбирались пробы от всех источников загрязнений образующихся в хозяйственной деятельности предприятия, всех моющих, дезинфицирующих веществ и иных веществ и материалов, используемых в хозяйственной деятельности, однако совпадений с источником загрязнения по составу выявлено не было. Более того, в материалы настоящего гражданского дела не представлено сведений о результатах расследования уголовного дела N по признакам преступления, предусмотренного ч,1 ст. 254 УК РФ, об установлении лица, виновного в загрязнении земельного участка с кадастровым номером 23:24:0204331:26, которое должно быть привлечено к рассмотрению дела вместо ОАО «Павловский мясокомбинат».

В соответствии со ст.43 ГПК РФ, «.Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, а также на предъявление встречного иска и требование принудительного исполнения решения суда». Просит решить по закону.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен судом своевременно и надлежащим образом, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

В судебное заседание представитель третьего лица администрации Павловского сельского поселения не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, об уважительных причинах не явки суду не сообщил, возражений о рассмотрении в их отсутствие не поступило.

При таких обстоятельствах, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников судебного процесса, оценив представленные доказательства и исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурора к Администрации МО об устранении нарушений земельного и природоохранного законодательства, -подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, в ходе проведения проверки выявлены нарушения земельного и природоохранного законодательства в деятельности должностных лиц администрации муниципального образования .

Так, при осуществлении проверочных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что с южной стороны к АО «Павловский мясокомбинат» примыкает земельный участок с кадастровым номером 23:24:0204331:26, находящийся в собственности администрации муниципального образования . Грунт указанного земельного участка пропитан жидкостью неизвестного происхождения, вокруг имеется болотистая местность на площади 200 кв.м..

По данному факту в ОМВД России по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован КУСП .

На основании поручения прокуратуры района на место прибыли сотрудники Южного межрегионального управления Росприроднадзора (далее - Росприроднадзор) и специалисты ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО», которые произвели отбор проб на земельном участке с кадастровым номером 23:24:0204331:26 в районе 10 метров от предполагаемого очага загрязнения. По результатам лабораторных исследований отобранных проб специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» подготовлено заключение от ДД.ММ.ГГГГп, согласно которому установлено значительное превышение содержания в почве загрязняющих веществ: азота аммонийного, азот нитритов, нитрит-ион, нитрат-ион, фосфат-ион, органическое вещество, нефтепродукты, фосфор.

По результатам исследований подготовлено Заключение /и-15997 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в отобранной почве вышеуказанного земельного участка, установлено наличие загрязняющих веществ, а именно нитрат-ион.

В силу требований ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности в соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГФЗ «Об охране окружающей среды» являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что компонентом природной среды является - земля.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель, является предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Частью 1 ст. 13 ЗК РФ установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Согласно ст. 42 ЗК РФ обязанностью собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, является не допущение загрязнения, истощения, деградации, почвы, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии со ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Положениями ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Длительное время администрацией района мер по приведению своего имущества - земельного участка в надлежащее состояние, а именно в безопасное для окружающей среды и пригодное для дальнейшего использования не принималось.

Указанное нарушает требования норм земельного и природоохранного закона, наносит ущерб окружающей среде, нарушает санитарно-эпидемиологическую обстановку, что является недопустимым.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов зашиты права называет пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

По данному факту в ОМВД России по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован КУСП .

ДД.ММ.ГГГГ дознавателем ОД ОМВД России по ФИО8 возбуждено уголовное дело , по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 254 УК РФ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ следователя СО ОМВД России по ФИО9, уголовное дело , возбужденное по факту загрязнения почвы вредными продуктами деятельности АО «Павловский мясокомбинат» прекращено на основании ст. 24 ч.1 п.1 УПК РФ, в виду отсутствия события преступления.

Тот, факт, что собственником земельный участок с кадастровым номером , находится в собственности администрации муниципального образования подтверждается выпиской из ЕГРН. Ответчиком данный факт не опровергается.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО фактически подтвердил, данные изложенные в исковом заявлении и пояснил, что требования прокурора уже исполняются, но в сроки указанные в исковом заявлении выполнить указанные требования не возможно.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что неисполнение МО требований действующего земельного и природоохранного законодательства создает угрозу правам неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, исковые требования прокурора к Администрации МО об устранении нарушений земельного и природоохранного законодательства об устранении нарушений природоохранного законодательства подлежат удовлетворению, так как истец в соответствии со ст.56 ГПК РФ доказал и раскрыл перед участниками судебного разбирательства доказательства и обстоятельства, на которых основывает свои исковые требования, а относительно спора о сроках исполнения суд считает, что уточненные доводы прокурора обоснованны, а при наличии уважительных причин стороны не лишены возможности обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения в установленном законом порядке.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования (ИНН: ):

1.определить точные границы и площадь (не менее 150 м2) загрязнения земельного участка с кадастровым номером ; Выделить в натуре загрязненный земельный участок из земельного участка с кадастровым номером

2.организовать мероприятия по фактическому предоставлению земельного участка с кадастровым номером с торгов или принять меры по его использованию в соответствии с целевым назначением.

3.выполнить рекомендации эксперта в отношении выделенного земельного участка изложенные в Заключении эксперта /и-15997 от ДД.ММ.ГГГГ (стр. 39-40), а именно: организовать экологически мониторинг объекта площадью 150 кв.м., заменить сорный вид растительности на культурную посадку, работу по очистке проводить вручную, произвести прикармливание почвы.

Установить срок для исполнения пункта 1 до ДД.ММ.ГГГГ, пункта 2 до ДД.ММ.ГГГГ, пункта 3 до ДД.ММ.ГГГГ, пункта 4 до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано ввой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной.

Мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: