РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дудинка 30 июля 2012 года
Судья Дудинского районного суда Красноярского края А.А.Калмыков,
с участием помощника прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Гурина Г.Ю.,
представителя ответчика - администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по доверенности ФИО3,
представителя ответчика - Управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по доверенности ФИО5,
представителя ответчика - Управления имущественных отношений администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района по доверенности ФИО6
при секретаре Мостовой О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-614 по иску прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в защиту прав ФИО7 к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Управлению образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Управлению имущественных отношений Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Таймырского района обратился в суд в интересах ФИО7 с иском к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (Далее - администрация), указав, что ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия ФИО7 находилась под опекой ФИО1 При этом, своего жилья на праве собственности либо на праве пользования, у ФИО7 не имеется. ФИО7 обратилась с письменным заявлением в Министерство образования и науки Красноярского края о постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением и предоставлении жилья. Сведения о том, что ФИО7 поставлена на учет в Министерство образования и науки Красноярского края как не имеющая жилого помещения отсутствуют. До настоящего времени она не обеспечена жилым помещением. Просил суд обязать администрацию района предоставить ФИО7 жилое помещение на территории г. Дудинка, соответствующее санитарным и техническим нормам, не ниже установленной учетной нормы по договору социального найма, за счет средств бюджета Красноярского края в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу. (л.д.2-6).
Определением суда от 22 июня 2012 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление имущественных отношений Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Управление образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (л.д.1).
Определением от 13 июля 2012 года судом принято заявление прокурора об изменении исковых требований, касающихся места предоставления жилого помещения, а именно в с. Хатанга, кроме того, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство образования и науки Красноярского края (л.д.65-66).
В судебном заседании помощник прокурора Гурин Г.Ю. заявленный прокурором иск поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям, дополнительно указав, что вопрос о целесообразности установления срока, в течение которого ответчик обязан предоставить жилье ФИО7, оставляет на усмотрение суда.
ФИО7 в судебное заседание, будучи надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, представила суду заявление о согласии на изменение исковых требований.
Ответчиком по делу - Администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого района в суд представлены письменные возражения по иску, с указанием на то, что обеспечение указанной категории граждан жильем относится к государственным полномочиям субъекта РФ, данные полномочия переданы в установленном порядке муниципальным районам, также из регионального фонда компенсаций краевого бюджета на осуществление данных полномочий, органам местного самоуправления выделяются субвенции. Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг от 04.04.2005 года, утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений…» указанной категории граждан, при этом, из взаимосвязанных положений законодательства и указанного Порядка следует, что для того чтобы, Администрация могла в рамках своих полномочий и с учетом заявленных требований предоставить жилое помещение ФИО7 необходимо наступление следующих условий: у неё должно возникнуть соответствующее право; она должна состоять на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края; имеется освобожденное жилое помещение, предоставленное в соответствии с Порядком, а также, она должна быть включена в соглашение по реализации переданного государственного полномочия ежегодно заключаемого между Министерством образования и науки края и Администрацией. Однако в настоящее время Соглашение на 2012 год между Министерством образования и науки Красноярского края и Администрацией, направленное в адрес Министерства письмом от 14.02.2012 года № 91-МО, не подписано. Доказательств о том, что ФИО7 поставлена на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края, прокурором не представлено. По состоянию на 05 июня 2012 года свободных жилых помещений, находящихся в собственности муниципального района, приобретенных за счет средств краевого бюджета, не имеется. Также, Администрация не вправе приобрести жилое помещение для ФИО7, так как соглашение на 2012 год Министерством образования и науки Красноярского края не подписано и не известно, будет ли включена ФИО7 в списки лиц, для которых будут приобретаться жилые помещения. Кроме того, исполнение Администрацией государственного полномочия по обеспечению жилым помещением детей-сирот в соответствии с действующим законодательством напрямую зависит от финансового обеспечения данного полномочия. Более того, требования прокурора о предоставлении ФИО7 жилого помещения в течении 30 дней после вступления решения суда в законную силу, являются невыполнимыми (л.д. 30-34).
В судебном заседании представитель Администрации района по доверенности ФИО3 возражения поддержала в полном объеме по изложенным основаниям, просила суд полностью отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований. Также, суду представлена копия письма Министерства образования и науки о том, что ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 была поставлена на учет.
Представитель Управления образования по доверенности ФИО5, представитель Управления имущественных отношений по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признали, просили в их удовлетворении полностью отказать по основаниям, указанным Администрацией района в своих письменных возражениях.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства образования и науки Красноярского края - ФИО8 о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В представленных суду письменных возражениях, указывает о недопустимости возложения на местную администрацию обязанности предоставлять жилое помещение ребенку сироте «за счет средств краевого бюджета». Так как такие финансовые вопросы, какого уровня бюджет использовать, не должен являться предметом разбирательства в рамках социально-жилищного спора с участием ребенка-сироты, который не является субъектом бюджетных отношений. Считает, что ставить факт получения жилья в зависимость от какого-либо условия по данным категориям дел недопустимо.
Выслушав прокурора и представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании ст. 4 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ (далее - Закон) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно ст. 8 указанного Закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с положениями ст.50 ЖК РФ, минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (норма предоставления), устанавливается органом местного самоуправления.
В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 8 Федерального закона № 159 - ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Частью 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000 года № 12-961 установлено, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 5 данного Порядка органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства.
Законом Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
Согласно ст. 4 Закона Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
Из всего вышеизложенного следует, что обязанность по предоставлению во внеочередном порядке жилых помещений по договорам социального найма не ниже нормы предоставления возложена на исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, непосредственное предоставление данных жилых помещений органами государственной власти Красноярского края, законодательством РФ и субъекта РФ, не предусмотрено.
При этом, право указанной категории граждан на получение жилья носит безусловный характер и его реализация не может быть поставлена в зависимость от каких-либо формальных причин, препятствующих этому, в том числе отсутствия достаточных финансовых средств.
Как следует из материалов дела, согласно копии свидетельства о рождении № матерью ФИО7 является ФИО1, отец ФИО2 указан в свидетельстве о рождении на основании заявления матери ребенка. (л.д. 9,10).
Согласно копии свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 12)
Согласно распоряжения Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью матери ФИО1, над сиротой ФИО7 установлено опекунство, назначена опекуном родная тетя ФИО1. (л.д. 13)
Согласно справкам филиала ФГУП «Гостехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Красноярскому краю ФИО1 и ФИО7 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ каких либо объектов недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве не имели. (л.д. 19, 20)
Согласно справке начальника территориального отдела <адрес> ФИО4, ФИО7, закрепленного жилья в п. Катырык не имеет, имела регистрацию по месту пребывания в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Договор социального найма с семьей ФИО1. не заключался, так как она вела кочевой образ жизни. (л.д. 17, 18, 21).
Таким образом, ФИО7 подпадает под категорию лиц из числа детей-сирот, не имеет закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на получение жилья по договору социального найма во внеочередном порядке.
ФИО7 обращалась с письменным заявлением в Министерство образования и науки Красноярского края с просьбой о постановке её на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 8).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципального района, безусловно обязаны предоставить ФИО7 жилое помещение по договору социального найма по месту её жительства в с. Хатанга, во внеочередном порядке.
Оценивая представленные в деле возражения ответчика, суд отмечает, что поскольку исполнение государственных полномочий по обеспечению жильем указанной категории лиц отнесено к расходным обязательствам субъекта РФ, исполнение данных полномочий возложено законом субъекта в полном объеме на органы местного самоуправления без обеспечения достаточного финансирования, право указанной категории лиц на обеспечение жильем носит безусловный характер, следовательно, органы местного самоуправления не лишены права требования возмещения понесенных ими собственных расходов, связанных с осуществлением данных полномочий за свой счет.
На основании изложенного, суд полагает заявленные прокурором в интересах ФИО7 исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, суду представляется излишней ссылка в решении на исполнение обязанности по предоставлению ФИО7 жилья «за счет средств бюджета Красноярского края», поскольку изложение решения с подобной формулировкой будет служить предпосылкой к установлению дополнительных ограничений к его фактической реализации, а следовательно, к нарушению прав истца и принципа безусловного восстановления его нарушенных прав.
Аналогичным образом, суд не считает необходимым устанавливать временные рамки исполнения принимаемого судебного решения, поскольку реализация права на получение жилья во внеочередном порядке предполагает незамедлительность его исполнения.
Также, из представленных в деле копий Постановлений Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района №399 и № 400 от 03.06.2010 года, уполномоченными органами по реализации государственных полномочий в части: предоставления жилых помещений рассматриваемой категории лиц - определено Управление имущественных отношений района; приобретения жилых помещений - определено Управление образования администрации района (л.д.72, 73). Поскольку в соответствии с положениями об указанных органах (утверждены Решениями Таймырского районного совета депутатов № 09-0181 от 18.04.2011 года, № 09-0178 от 18.04.2011 года) они являются органами Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района, принятие решения по заявленным исковым требованиям в отношении них суду представляется также излишним.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района, удовлетворить.
Обязать Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края предоставить ФИО7, 23 ДД.ММ.ГГГГ года рождения во внеочередном порядке жилое помещение на территории с. Хатанга с.п. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, соответствующее санитарным и техническим нормам, не ниже установленной нормы предоставления по договору социального найма.
В удовлетворении аналогичных требований к Управлению образования и Управлению имущественных отношений администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 03 августа 2012 года, путем подачи жалобы, а прокурором - представления, через канцелярию Дудинского районного суда.
Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2012 года.
Председательствующий: судья А.А.Калмыков