Дело № 2-6143/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 03 ноября 2016 г.
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
при секретаре судебного заседания Вершининой Т.А.,
с участием:
представителя истца ФИО1
представителя ответчика Министерства строительства Хабаровского края ФИО3,
представителя ответчика Правительства Хабаровского края ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 ФИО9 к Министерству строительства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата (жилищной субсидии) в 2017 году, об обязании предоставить жилищный сертификат (жилищной субсидии) в 2017 году,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, просит признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата (жилищной субсидии) в 2016 году в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», обязать Министерство строительства Хабаровского края предоставить ему государственный жилищный сертификат (жилищной субсидии) в 2016 году. В обоснование заявленных требований указал, что с 28.02.1994 он состоит в администрации муниципального района имени Полины Осипенко на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из северных районов в категории «Работающие» (номер очереди 2, с составом семьи 1 человек), которая занимается учетом по переданным полномочиям Хабаровского края на основании Закона Хабаровского края 26 октября 2005 года «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Проживает по адресу: Хабаровский край, район имени ФИО2, село имени ФИО2, <адрес>3 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Стаж за работу в местности приравненной к районам Крайнего Севера на ДД.ММ.ГГГГ составляет 31 год 11 месяцев 03 дня. Согласно перечню районов Крайнею Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденного постановлением Советов Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, район имени Полины Осипенко Хабаровского края отнесен к местности приравненной к районам Крайнего Севера. В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субвенциях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, он имеет право па получение жилищной субсидии (социальной выплаты), удостоверяемой сертификатом. Он неоднократно обращался в министерство строительства края по вопросу предоставления жилищной субсидии, как выезжающего из района Крайнего Севера и приравненных к ней местностей. Однако, до настоящего времени жилищная субсидия в виде государственного жилищного сертификата не распределена министерством строительства края. Согласно ответу министерства строительства края от 24.02.2016 № Б-29ж-С:-3 предусмотренные в 2016 году бюджетные ассигнования в размере <данные изъяты> тысяч рублей на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из северных районов позволит выдать 87 сертификатов гражданам категории: «Инвалиды» с датой постановки на учет до 09.04.2009 (60 сертификатов), что при пропорциональном расчете составляет 69 %; «Пенсионеры» с датой постановки на учет до 15.04.1996 (27 сертификатов), что при пропорциональном расчёте составляет 31%. Другим категориям 3 и 4 очереди, включая категории «Работающие», министерством строительства сертификаты не распределяются. Считает, что распределение сертификатов осуществляется с нарушением действующего законодательства. В соответствии со ст. 2 Федерального закона №125-ФЗ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации вправе направить на предоставление гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий во вторую - четвертую очереди, установленные настоящей статьей, не более чем тридцать процентов средств федерального бюджета, выделенных на основании федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период данному субъекту Российской Федерации на предоставление жилищных субсидий. В нарушение указанной нормы, пропорционального распределения сертификатов на 2016 год на третью и четвертую очередь министерством строительства края не производится. В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 125-ФЗ, с абз. 8 п. 28 Правил № 153 распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах «з» и «и» п. 5 настоящих Правил, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год. Однако, Федеральный закон от 14.12.2015 №359-Ф3 «О федеральном бюджете на 2016» содержит только сумму бюджетных ассигнований в размере <данные изъяты> тысяч рублей без разделения социальных выплат по очереди в зависимости от категорий граждан, перечисленных в ст. Федерального закона № 125-ФЗ. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 125-ФЗ распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Из анализа пунктов 4 и 5 Методики распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.07.2003 № 433 следует, что расчетная численность граждан в i-м субъекте Российской Федерации определяется по формуле: Ni = (N I i х К.1 + N2i х К2 + N3i х КЗ +N4ixK4)где: Nli - N4i - численность граждан в i-м субъекте Российской Федерации по категориям очередности, установленным ст.2 Федерального закона, с учетом членов их семей, в том числе: Nli - численность граждан, признанных инвалидами 1 и 11 групп, а также инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местожительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);N2i- численность пенсионеров; N3i - численность граждан, признанных в установленном порядке безработными и состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; N4i - численность работающих граждан; К1 - К4 - коэффициенты значимости категории очередности граждан, при этом К 1 = 0,5, К 2 = 0,33, КЗ = 0,25, К4 = 0,2, которая должна учитывать все категории, включая работающих граждан. Таким образом, тридцать процентов средств федерального бюджета в 2016 году, а это 27 сертификатов, должны быть распределены органом исполнительной власти края на вторую - четвертую очереди пропорционально категориям. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В силу ст. 4 Федерального закона № 125-ФЗ Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Не выдача истцу государственного жилищного сертификата в течение длительного периода, в том числе в 2016 году нарушает его социальное право, право на переселение из неблагоприятного климатического района в другие районы Российской Федерации с благополучными климатическими условиями, мои жилищные права.
Истец заявлял исковые требования к ответчику Министерству строительства Хабаровского края.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Правительство Хабаровского края.
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца исковые требования в судебном заседании поддержал, уточнил требования, а именно год предоставления жилищного сертификата – 2017. Проси исковые требования удовлетворить по основаниям, указанным в иске, дополнений к заявленным требованиям не имел, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил.
В судебном заседании представители ответчиков: Министерства строительства Хабаровского края, Правительства Хабаровского края, с исковыми требованиями не согласились, просили в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, доводы которых поддерживают.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, представленные возражения на исковое заявление, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
В соответствии со ст. ст. 7, 8 указанного Федерального закона, средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Законом Хабаровского края от 27.05.2015 № 78 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что Правительство Хабаровского края направляет на предоставление гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) во вторую - четвертую очереди, установленные указанной статьей федерального закона, не более чем тридцать процентов средств, выделенных Хабаровскому краю на основании федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Размер средств, направляемых на предоставление гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий во вторую - четвертую очереди, установленные статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», устанавливается правовым актом Правительства Хабаровского края.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 21.04.2016 № 250-рп «О направлении в 2016 году средств федерального бюджета на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» министерству строительства края поручено направить в 2016 году на предоставление гражданам, имеющим в соответствии со ст.2 Федерального закона № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий во вторую очередь, не более 55 217 100 рублей, выделенных Хабаровскому краю на основании Федерального закона от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» на предоставление указанных жилищных субсидий.
Министерство строительства края, являясь органом исполнительной власти обязано руководствоваться действующими на территории края законодательными и подзаконными актами краевого уровня, в частности распоряжениями Правительства края, являющегося высшим исполнительным органом власти края.
Таким образом, министерство строительства края не вправе направлять средства федерального бюджета на оплату государственных жилищных сертификатов в нарушение распоряжения Правительства края № 250-рп.
Согласно п. 27 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают граждане, имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья, ежегодно, до 1 марта, представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сведения о количестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно приложению № 5 и сведения о количестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», согласно приложению № 6.
Согласно сведениям о количестве граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, изложенных в сообщении, адресованном ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, по состоянию на 01.01.2016 на учете по Хабаровскому краю стояло 7 400 семей (17 529 человек), в том числе по очередям: I очередь (инвалиды) - 1 136 семей (2 785 человек); II очередь (пенсионеры) - 4 967 семей (10 996 человек); III очередь (безработные) - 1 семья (5 человек); IV очередь (работающие) - 1 296 семей (3 743 человека).
Согласно письму от 31.05.2016 № МЧ/04-01-1039 ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в пределах средств социальных выплат на приобретение жилых помещений, выделенных согласно приложению № 18 к Федеральному закону от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» субъектам Российской Федерации в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, Хабаровскому краю предусмотрена выдача 101 бланка государственных жилищных сертификатов на общую сумму <данные изъяты> рублей.
Распоряжениями Министерства строительства Хабаровского края от 08.06.2016 № 102, от 20.06.2016 № 105, от 28.07.2016 № 127, от 28.07.2016 № 128 распределены сертификаты на общую сумму <данные изъяты> рублей. Остаток средств в размере <данные изъяты> рублей остался невостребованным в связи с недостаточностью для оплаты какого-либо сертификата.
Как установлено, истец относится к IV очереди предоставления жилищных субсидий, оснований для предоставления ему жилищной субсидии как в 2016 году, так и в 2017 году, преимущественно перед другими гражданами, имеющими более приоритетную очередность, не имеется.
Оснований для признания за истцом права на предоставление жилищной субсидии в 2017 году, суд не находит.
Доводы истца, изложенные в исковом заявлении, на основании которых заявлены рассматриваемые требования, суд признает необоснованными и подлежащими отклонению. Заявленные требования не основаны на законе.
Учитывая изложенное, заявленные требования истца о признании права на получение государственного жилищного сертификата (жилищной субсидии) в 2017 году, об обязании предоставить жилищный сертификат (жилищной субсидии) в 2017 году, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО5 ФИО10 к Министерству строительства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата (жилищной субсидии) в 2017 году, об обязании предоставить жилищный сертификат (жилищной субсидии) в 2017 году, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено 08.11.2016.
Судья О.В. Шевцова