Дело № 2 - 614/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Ола 04 мая 2012 годаОльский районный суд Магаданской области
в составе председательствующего судьи Карташовой Г.В.,
при секретаре Левкович А.Б.,
с участием помощника прокурора Ольского района Сидорова Е.Л.,
истца ФИО1,
представителей ответчика ФИО2, ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в помещении Ольского районного суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольского района в защиту интересов ФИО1 к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа пос. Ола» о взыскании задолженности по заработной плате,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ольского района Магаданской области, действуя в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа пос. Ола» (далее - МБОУ) о взыскании задолженности по заработной плате ФИО1, образовавшейся в период с 01 июня 2011 года по 31 октября 2011 года, в размере 24159 руб. 60 коп., указав в обоснование заявленного требования, что по результатам проведенной проверки соблюдения трудового законодательства в МБОУ выявлены нарушения трудовых прав истицы. Так, нормами Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференцированную оплату труда. При установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны компенсироваться специальными коэффициентами и надбавками к заработной плате. Таким образом, по мнению прокурора, заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), лишь после этого к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавки за стаж работы, т.е. размер начисленной месячной заработной платы, при условии полного выполнения работником месячной нормы выработки, должен быть не меньше 11 527 рубля 50 копеек. На территории Магаданской области объединение организаций профсоюзов Магаданской области, администрация Магаданской области, объединение работодателей Магаданской области, в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса РФ, заключили Соглашение об установлении минимальной заработной платы в Магаданской области (далее - Соглашение). Согласно указанному Соглашению размер минимальной заработной платы в Магаданской области работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством РФ, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), с 01 июня 2011 года установлен в размере 7 500 рублей, с 01 октября 2011 года - 8 500 рублей. Полагал, что поскольку установленный в Магаданской области размер минимальной заработной платы без учёта районного коэффициента и процентных надбавок меньше МРОТ, то к указанному размеру минимальной заработной платы должны применяться районный коэффициент и процентные надбавки. Действие указанного Соглашения распространяется и на работников МБОУ, где с 02 декабря 2011 года истица работает <данные изъяты>, в связи с чем полагал, что расчет заработной платы ФИО1 произведен с нарушением трудового законодательства и просил взыскать недоначисленную заработную плату в размере 24159 руб. 60 коп.
В ходе производства по делу прокурор увеличил исковые требования и просил взыскать в пользу истца недоначисленную заработную плату за период с июня по декабрь 2011 года в размере 24813 руб. 30 коп. с вычетом налога на доходы физических лиц.
Участвующий в деле прокурор, повторив в судебном заседании доводы иска, настаивал на его удовлетворении в размере увеличенной суммы.
Истец ФИО1 в судебном заседании, согласившись с представленным ответчиком предполагаемым расчетом начисленной и недополученной ею по основаниям, изложенным в иске прокурора, заработной платы, заявила о своем нежелании включать в спорный период ноябрь и декабрь 2011 года, и об уменьшении в связи с этим исковых требований до суммы начисленной и недополученной ею заработной платы в размере 15859 руб. 29 коп., из которой подлежит вычету налог на доходы физических лиц в размере 13%. При этом заявила, что, поскольку ей в спорный период начислялась и выплачивалась ответчиком заработная плата и за работу по совместительству, то заявленная ею сумма недоначислена ей только по основному месту работы, без учета заработной платы за работу по совместительству, против чего ответчик и прокурор не возражали.
Уменьшение и уточнение истцом исковых требований судом принято, как соответствующее ч. 1 ст. 39 ГПК РФ.
Представители ответчика в судебном заседании, сославшись на отзыв, иск не признали. Сославшись на доводы отзыва, полагали, что при определении и начислении заработной платы истцу ответчик действовал в полном соответствии с соглашениями об установлении минимальной заработной платы в Магаданской области, заключенными между Объединением организаций профсоюзов Магаданской области, Некоммерческой организацией «Региональное объединение работодателей Магаданской области» и администрацией Магаданской области, которые зарегистрированы Управлением по труду администрации Магаданской области соответственно 21.06.2011г. и 19.09.2011г.
Выслушав прокурора, истца, представителей ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
Из анализа приведенных конституционных положений следует, что институт минимального размера оплаты груда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда) -вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации; месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 рублей, являющийся действующим на момент рассмотрения дела судом.
В силу ст. 146 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов № 380/П-18 от 04.09.1964 г. утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население на территории Магаданской области - 1.7.
Указом Президиума Верховного совета СССР от 10.02.1960 года установлена надбавка к месячному заработку для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, общий размер которой в районах Крайнего Севера не может быть выше 80% заработка.
Из вышеизложенных норм трудового законодательства следует, что районный коэффициент и процентная надбавка начисляется сверх общей суммы заработной платы, включающей все надбавки и компенсации, предусмотренные статьей 129 Трудового кодекса РФ. Указанное означает, что минимальная месячная заработная плата, определенная в порядке статьи 148 Трудового кодекса РФ, не может быть менее МРОТ, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - процентная надбавка), начисленных на минимальный размер оплаты труда. Иное толкование положений ст. 129, 133, 146, 148 Трудового кодекса РФ влечет уравнивание оплаты труда работников за аналогичный труд в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых, что не является социально справедливым.
Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка устанавливается именно к заработной плате, при этом, если она должна быть не менее установленного минимального размера оплаты труда, то районный коэффициент и процентная надбавка устанавливаются на соответствующий размер МРОТ.
Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в Магаданской области, относящейся к районам Крайнего Севера, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч.ч. 3,4 ст. 48 Трудового кодекса РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Соглашениями сторон социального партнерства: Общественной организацией - Объединением организаций профсоюзов Магаданской области, «Некоммерческой организацией «Региональное объединение работодателей Магаданской области» и администрацией Магаданской области, работнику, работающему у работодателя, осуществляющего свою деятельность на территории Магаданской области и присоединившегося к Соглашению, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда) минимальная заработная плата устанавливалась с 01 июня 2011 года в размере 7500 рублей и с 01 октября 2011 года в размере 8500 рублей.
При этом указанными Соглашениями предусматривается, что размер минимальной заработной платы включает тарифную ставку (оклад), а также компенсационные и стимулирующие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со ст. 147, ст. 151, ст. 152, ст. 153, ст. 154 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, принятые Соглашения включают компенсационные выплаты в связи с работой в экстремальных природно-климатических условиях Севера, т.е. районный коэффициент и процентные надбавки в размер минимальной заработной платы в Магаданской области.
В этой связи, минимальная заработная плата в Магаданской области, установленная действующим Соглашением с 01 октября 2011 года в размере 8500 рублей ниже МРОТ, установленного на всей территории Российской Федерации с 01 июня 2011 года в размере 4611 рублей.
Между тем, в силу положений статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации федеральным законом.
Поскольку установленная данными Соглашениями минимальная заработная плата меньше минимального размера оплаты труда с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, то при начислении заработной платы работнику необходимо исходить из положений федерального законодательства.
Как следует из материалов дела истица, в интересах которой по правилам части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обратился в суд, состоит с ответчиком в трудовых отношениях, работая <данные изъяты> в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа пос. Ола» (л.д.13-20).
В спорный период размер начисленной и выплаченной истице заработной платы без учёта компенсационных выплат: районного коэффициента и процентных надбавок, в связи с работой истицы в экстремальных природно-климатических условиях Севера, предусмотренных статьями 316-317 Трудового кодекса Российской Федерации и статьями 10,11 Федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (в ред. от 24 июля 2009 года), был ниже МРОТ, установленного на всей территории Российской Федерации.
Представленные истцом и ответчиком расчёты начисленной и недополученной истцом в спорный период с июня по октябрь 2011 года заработной платы по основному месту работы произведены, исходя из установленного в этот период на всей территории Российской Федерации МРОТ, а также с учетом районного коэффициента в Ольском районе Магаданской области (70%) и имеющихся у истицы процентных надбавок (80%). Данный расчет проверен судом и признан обоснованным.
Таким образом, исходя из имеющихся доказательств и требований упомянутых законов, суд приходит к выводу о том, что ответчиком в спорный период заработная плата по основному месту работы выплачена истцу в меньшем, чем предусмотрено федеральным законодательством, размере, в связи с чем у суда имеются законные основания для удовлетворения исковых требований в размере недополученной в спорный период начисленной заработной платы в размере 15859 руб. 29 коп., то есть в сумме, заявленном истицей.
При этом доводы прокурора, настаивавшего на иске в сумме 24813 руб. 30 коп. не могут быть приняты судом во внимание, поскольку прокурор, имеющий статус процессуального истца по настоящему делу, не вправе самостоятельно, без заявления на то материального истца, коим является в данном конкретном случае ФИО1, совершать распорядительные действия, предусмотренные ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, данное право является исключительным правом материального истца. Кроме того, как это следует из представленных прокурором расчетов, определяя взыскиваемую сумму, как разницу между подлежащей выплате и фактически полученной истцом заработной платы, прокурор не учел, что подлежащая истцу к выплате заработная плата определена им без учета налога на доходы физических лиц, в то время, как фактически полученная истцом заработная плата указана с учетом упомянутого налога.
Как указано выше, сумма иска, присуждаемая ответчику в пользу истца, является начисленной недополученной заработной платой по основному месту работы истца.
Учитывая, что в соответствии с положениями главы 23 Налогового Кодекса РФ доход в виде заработной платы является объектом налогообложения, то из суммы, на которую удовлетворен иск, подлежит удержанию налог на доходы физических лиц по ставке 13%, в связи с чем суд считает иск подлежащим удовлетворению на сумму 15859 руб. 29 коп. с вычетом из этой суммы налога на доходы физического лица по ставке 13%.
В соответствии со ст. 103 ч.1 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден по закону, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
По данному делу ответчик от уплаты государственной пошлиной по закону не освобожден.
Однако, от него имеется ходатайство об уменьшении подлежащей взысканию госпошлины до минимального размера в связи с материальным положением учреждения, не имеющего собственных финансовых средств для уплаты госпошлины, являющегося муниципальным и финансирующимся из бюджета Ольского района, в который, согласно бюджетному законодательству, должна быть взыскана с него государственная пошлина по настоящему иску. Данное обстоятельство подтверждается уставными документами ответчика, отчетом о состоянии лицевого счета на 01.05.2012г.
В силу ч.2 ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями.
Учитывая, что прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска, поэтому на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ госпошлина, исчисленная в соответствии со ст. 333.19 НК РФ в размере 634 руб. 37 коп., по общему правилу, подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования «Ольский район».
Однако, принимая во внимание приведенное ходатайство ответчика об уменьшении размера государственной пошлины, учитывая, что ответчик является муниципальным бюджетным учреждением, государственная пошлина подлежит взысканию в бюджет, из которого осуществляется финансирование ответчика, суд полагает возможным удовлетворить указанное выше ходатайство и уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до суммы в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Прокурору Ольского района иск в защиту интересов ФИО1 к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа пос. Ола» о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос. Ола» в пользу ФИО1 недополученную начисленную по основной работе за период с июня по октябрь 2011 года заработную плату в сумме 15859 (пятнадцать тысяч восемьсот пятьдесят девять) руб. 29 коп., с вычетом из этой суммы налога на доходы физических лиц по ставке 13%, отказав прокурору в иске на сумму, превышающую взысканную.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос. Ола» в бюджет муниципального образования Ольский район государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ольский районный суд. Установить срок составления решения в окончательной форме 09 мая 2012 года.
Судья: Г.В.Карташова