ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-614/19 от 30.09.2019 Кушвинского городского суда (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 30 сентября 2019 года.

Дело № 2-614/2019

УИД 66RS0036-01-2019-000852-47

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 сентября 2019 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Сединкиина Ю.Г.

при секретаре Матвеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крушиницкой Ольги Владимировны к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа об обязании предоставить льготу,

УСТАНОВИЛ:

Крушиницкая О.В. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа, в котором просила обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округ предоставить ей льготу по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и по договору об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), проживающей и работающей на селе либо изъявившей желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, с использованием на эти цели жилого помещения, определенного по договору найма в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ, на 50 процентов меньше выкупной цены жилья.

В судебном заседании истец Крушиницкая О.В. заявленные исковые требования уточнила, просила удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Суду пояснила, что в 2008 году она подавала заявление на включение в программу для предоставления жилья, как молодому специалисту. Обращалась в администрацию, убедилась, что состоит в очереди на предоставление жилья. После строительства дома оформили договора социального найма, были выдали ключи. Был заключен договор о том, что в течение 5 лет выплачивается выкупная стоимость жилого помещения. Работает с 2002 года в МАДОУ . Условия заключенных договоров она выполнила, проработала 5 лет, все суммы взноса оплатила согласно графику платежей. Договор о сохранении жилого помещения заключен в декабре 2013 года, а договоры и заключены ДД.ММ.ГГГГ. На момент заключения договоров состав семьи был следующим: сын /-/, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь /-/ДД.ММ.ГГГГ года рождения и муж /-/. ДД.ММ.ГГГГ родился третий ребенок /-/. Она обратилась с заявлением об изменении состава семьи, но ей было отказано в предоставлении льготы. С данным отказом она не согласна, просила удовлетворить исковые требования, обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округ предоставить ей льготу по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и по договору об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), проживающей и работающей на селе либо изъявившей желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, с использованием на эти цели жилого помещения, определенного по договору найма в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ, на 50 процентов меньше выкупной цены жилья.

Ответчиком Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа в суд направлен отзыв из которого следует, что исковые требования Крушиницкой О.В. представитель ответчика не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям указанным в отзыве на исковое заявление. Указал, что в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 между КУМИ и Крушиницкой О.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилого помещения . Между КУМИ, Крушиницкой О.В. и МАДОУ ДД.ММ.ГГГГ заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), проживающей и работающей на селе либо изъявившей желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, с использованием на эти цели жилого помещения, предоставленного по договору найма в сельской местности (далее трехсторонний договор). Пункт 3 трехстороннего договора содержит перечень нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми Крушиницкой О.В. предоставлено жилое помещение по договору найма, в котором указано постановление Правительства Свердловской области от 27.10.2011 №1453-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области («Уральская деревня») на 2012-2015 годы». Указанный нормативный акт постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2013 №1634-ПП «О признании утратившими силу Постановлений Свердловской области об утверждении целевых программ» был признан утратившим силу с 01.01.2014. В связи с чем, постановление Правительства Свердловской области от 27.10.2011 №1453-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области («Уральская деревня») на 2012-2015 годы» утратило силу и не могло быть положено в основу заключенного трехстороннего договора.

Крушиницкая О.В. обращалась с заявлением о пересчете выкупной стоимости жилья со ссылкой на указанную выше норму, однако в связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2013 № 1634-ПП «О признании утратившими силу постановлений Правительства Свердловской области об утверждении целевых программ» вышеуказанное постановление Правительства Свердловской области признано утратившим силу с 01.01.2014, истцу было отказано.

На территории Кушвинского городского округа в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858, на основании соглашений о совместных действиях по реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», заключенными администрацией Кушвинского городского округа и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области был построен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>.

В построенном доме молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности, нуждающимся в улучшении жилищных условий были предоставлены жилые помещения по договорам найма. Обязательным условием договора является работа в социальной сфере села по трудовому договору не менее 5 лет и возможностью выкупа в течение этого времени данного жилого помещения за цену в размере 10% от стоимости жилья, без права досрочного выкупа. Так как жилой дом был сдан в эксплуатацию позже установленного срока, договоры найма с молодыми семьями были заключены ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно абзацу 10 Раздела 1 Подпрограммы 2 «Устойчивое развитие сельских населенных пунктов Свердловской области» Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года» с 2014 года мероприятия Подпрограммы 2 планируется реализовать в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года». Указанная федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» стала действовать с 31.07.2013 на территории Российской Федерации. Действие данной Федеральной целевой программы досрочно прекращено с 01.01.2018 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 № 1243. Реализация мероприятий данной программы будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы). Программа не содержала норм, указывающих на преемственность с федеральной государственной программой «Социальное развитие села до 2013 года», участником мероприятий которой является ответчик и его семья. Участником программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» истец никогда не признавалась.

Жилое помещение ответчику было предоставлено именно в рамках реализации федеральной государственной программой «Социальное развитие села до 2013 года». Нормы государственной программы Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года» не подлежат применению к правоотношениям, существующим между истцом и ответчиком. Дело просил рассматривать в отсутствие представителя ответчика (л.д. 53-55).

Представитель Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области /-/ не явилась, представила в суд письменный отзыв на исковое заявление Крушиницкой О.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа об обязании предоставить льготу, в котором указала, что отсутствие в Договоре условий о льготной выкупной цене жилья в случае рождения у нанимателя ребенка в период действия договора, не является основанием для отказа в предоставлении Крушиницкой О.В. указанной льготы, поскольку такие условия установлены нормативными правовыми актами, имеющими более высокий юридический статус, чем договор. Договоры и заключены сроком на пять лет и на дату рождения у истца третьего ребенка (ДД.ММ.ГГГГ) являлись действующими договорами. Таким образом, право на получение льготы, установленной пунктами 11 и 17 Региональных порядков -ПП и -ПП, появилось у истца в период действия договоров, оформляющих отношения истца и ответчика в сфере предоставления социальной выплаты. Ни положения , и , ни Региональные порядки -ПП и -ПП никак не связывают возможность реализации получателем права на получение указанной льготы со сроком действия договоров найма жилого помещения и договора по предоставлению социальной выплаты, не устанавливают каких – либо условий пресекательного характера по реализации получателем социальной выплаты его права на предоставление ему указанной льготы. Таким образом истечение сроков действия договоров и не является само по себе основанием для предоставления ответчиком истцу льготы в виде уменьшения выкупной цены жилья. Просила дело рассматривать в отсутствие представителя третьего лица (л.д. 70-74).

Представитель третьего лица Администрации Кушвинского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела надлежаще уведомлен.

Представитель третьего лица МАДОУ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела надлежаще уведомлен, направил в суд заявление, просил дело рассматривать в его отсутствие.

Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

О дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом все участники процесса извещены с учетом положений ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей третьих лиц.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оцени представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

На территории Российской Федерации действовала Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».

На основании заявления истец с составом семьи: муж /-/., сын /-/. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь /-/. ДД.ММ.ГГГГ года рождения были включены в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».

На территории Кушвинского городского округа в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858, на основании соглашений о совместных действиях по реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», заключенными администрацией Кушвинского городского округа и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области был построен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>.

В построенном доме молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности, нуждающимся в улучшении жилищных условий были предоставлены жилые помещения по договорам найма. Обязательным условием договора является работа в социальной сфере села по трудовому договору не менее 5 лет и возможностью выкупа в течение этого времени данного жилого помещения за цену в размере 10% от стоимости жилья, без права досрочного выкупа. Так как жилой дом был сдан в эксплуатацию позже установленного срока, договоры найма с молодыми семьями были заключены ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилого помещения (л.д. 9-11). Условиями абзаца 3 пункта 12 Приложение к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (Приложение к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года») предусмотрено, что в случае рождения (усыновления) 1 и более детей субъекты Российской Федерации вправе оплатить за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации часть выкупной цены жилья в порядке и на условиях, определяемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

На территории Свердловской области в целях реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» была утверждена областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области («Уральская деревня»)» на 2012- 2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 27.10.2011 № 1453-ПП).

Согласно подпункта 2 пункта 11 Приложения № 2 постановления Правительства Свердловской области от 27.10.2011 № 1453-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области («Уральская деревня»)» на 2012 - 2015 годы» молодая семья, молодой специалист, получившие по договору найма жилое помещение, в случае рождения (усыновления) первого ребенка, при уплате средств в размере выкупной цены жилья осуществляют уплату на 30 процентов меньше выкупной цены жилья, при рождении (усыновлении) второго и последующих детей осуществляют уплату средств соответственно на 50 процентов меньше выкупной цены жилья.

С 01.01.2014 на территории Свердловской области действует государственная программа Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года» (утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 № 1285-ПП). В перечень мероприятий указанной государственной программы входит подпрограмма 2 «Устойчивое развитие сельских населенных пунктов Свердловской области». Реализуются мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Нормами указанной областной программы так же предусмотрена возможность уменьшения выкупной цены жилого помещения при рождении в молодой семье второго и последующих детей, (п. 14 Приложения № 4 к государственной программе «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года».

Материалами дела установлено и не оспорено сторонами по делу, что между КУМИ, Крушиницкой О.В. и МАДОУ ДД.ММ.ГГГГ заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), проживающей и работающей на селе либо изъявившей желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, с использованием на эти цели жилого помещения, предоставленного по договору найма в сельской местности (л.д. 7-8).

Согласно пункту 3.1. Договора предоставление жилого помещения Крушиницкой О.В. по договору найма осуществляется в соответствии с Региональным порядком .

Основной целью мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе являются формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, необходимого для выполнения задач агропродовольственной политики, повышение его образовательного и профессионального уровней, создание условий для преодоления кадрового дефицита в социальной сфере села, развитие рынка труда в сельской местности.

Положениями постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» и постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» установлено, что в случае рождения (усыновления) 1 и более детей субъекты Российской Федерации вправе оплатить за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации часть выкупной цены жилья в порядке и на условиях, определяемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 11 постановления Правительства Свердловской области от 27.10.2011 № 1453-ПП «Об утверждении областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских населенных пунктов Свердловской области ("Уральская деревня")" на 2012 - 2015 годы» и пунктом 17 постановление Правительства Свердловской области от 23.10.2013 № 1285-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года» определено, что молодая семья, молодой специалист, получившие по договору найма жилое помещение, в случае рождения (усыновления) первого ребенка, при уплате средств в размере выкупной цены жилья осуществляют уплату на 30 процентов меньше выкупной цены жилья, при рождении (усыновлении) второго и последующих детей осуществляют уплату средств соответственно на 50 процентов меньше выкупной цены жилья.

Договор от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), проживающей и работающей на селе либо изъявившей желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, с использованием на эти цели жилого помещения, определенного по договору найма в сельской местности заключен сроком на пять лет, на момент рождения у истца ребенка /-/. ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлся действующим.

Договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Крушиницкой О.В. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа сроком на 5 лет, так же на момент рождения ребенка истца являлся действующим. Согласно пункту 2.1. Договора данный договор заключен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».

Указанные выше нормативные акты предусматривают возможность льготного выкупа Крушиницкой О.В. предоставленного ей на условиях найма жилого помещения, в связи с рождением у нее ребенка в период действия договоров от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка.

Отсутствие в договоре от ДД.ММ.ГГГГ условий о льготной выкупной цене жилья в случае рождения у нанимателя ребенка в период действия договора, не является основанием для отказа в предоставлении Крушиницкой О.В. указанной льготы, поскольку такие условия установлены нормативными правовыми актами, имеющими более высокий юридический статус, чем договор.

Согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.

В соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Отсутствие в договоре условий о льготной выкупной цене жилья в случае рождения у нанимателя ребенка в период действия договора, на которое ссылается ответчик, не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными актами субъектов Российской Федерации, соответственно не может служить основанием для отказа в предоставлении Крушиницкой О.В. указанной льготы, поскольку такие условия установлены нормативными правовыми актами, имеющими более высокий юридический статус, чем договор.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ ответчика в предоставлении Крушиницкой О.В. испрашиваемой ей меры социальной поддержки, в виде уменьшения выкупной стоимости жилого помещения, не соответствует указанным нормативным актам.

Исковые требования Крушиницкой О.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа об обязании предоставить льготу суд считает подлежащими удовлетворению, возлагает на Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округ обязанность предоставить Крушиницкой О.В. льготу по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и по договору об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), проживающей и работающей на селе либо изъявившей желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, с использованием на эти цели жилого помещения, определенного по договору найма в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ, на 50 процентов меньше выкупной цены жилья.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Крушиницкой Ольги Владимировны к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа об обязании предоставить льготу удовлетворить.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округ предоставить Крушиницкой Ольге Владимировне льготу по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и по договору об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), проживающей и работающей на селе либо изъявившей желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, с использованием на эти цели жилого помещения, определенного по договору найма в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ, на 50 процентов меньше выкупной цены жилья.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей жалоб через Кушвинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательном виде.

Судья