ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-614/20 от 04.08.2020 Ярцевского городского суда (Смоленская область)

Дело №2-614/2020

67RS0008-01-2020-000439-45

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«04» августа 2020г. город Ярцево Смоленской области

Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Сильченко А.А.,

с участием помощника Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области Уваровой Н.В., представителя ответчика Управления Министерства внутренних дел России по Смоленской области и Министерства внутренних дел Российской Федерации – по доверенностям Чернобуровой О.В., представителя ответчика Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ярцевский» по доверенности Поляковой Н.В., при секретаре (помощнике судьи) Новиковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области в защиту неопределенного округа лиц к Управлению Министерства внутренних дел России по Смоленской области, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Ярцевский», Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области об обязании приостановить деятельность изолятора временного содержания, устранить нарушения, принять меры к строительству нового здания изолятора временного содержания,

У С Т А Н О В И Л:

Ярцевский межрайонный прокурор Смоленской области обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Смоленской области, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Ярцевский» об обязании приостановить деятельность изолятора временного содержания, устранить нарушения, принять меры к строительству нового здания изолятора временного содержания, в обоснование требований указав, что в результате проведенной 13.02.2020 проверки условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторе временного содержания МО МВД России «Ярцевский» (далее – ИВС), выявлены нарушения прав подозреваемых и обвиняемых на получение материально-бытового обеспечения. ИВС подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при МО МВД России «Ярцевский» расположен в полуподвальном помещении здания МО МВД России «Ярцевский» (1886 года постройки) по адресу: г.Ярцево, ул.Советская, д.5, выполняет временную функцию по содержанию подозреваемых и обвиняемых на период действия которой подозреваемый (обвиняемый) в полном объеме должен быть обеспечен необходимым в соответствии с требованиями законодательства. Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 08.06.2010 исковые требования Ярцевского межрайонного прокурора удовлетворены, на ОВД по Ярцевскому району Смоленской области и УВД по Смоленской области возложены обязанности по принятию мер к устранению недостатков материально-бытового обеспечения ИВС. В настоящее время решение суда исполнено частично. В нарушение требований Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от 22.11.2005 №950 в камерах ИВС отсутствует санитарный узел с соблюдением необходимых требований приватности, кран с водопроводной водой, естественное освещение, в ИВС не имеется комнаты для свиданий, отсутствует прогулочный двор. Решение суда не исполнено по причине отсутствия финансирования, вместе с тем, устранение недостатков невозможно без строительства нового здания в виду конструктивных особенностей здания ИВС. Учитывая, что вопреки требованиям законодательства до настоящего времени МО МВД России «Ярцевский» и УМВД России по Смоленской области не приняло достаточных мер к устранению недостатков материально-бытового обеспечения ИВС, чем нарушаются права лиц содержащихся под стражей, а также то, что несоблюдение санитарных норм в камерах, ненадлежащее материально-бытовое обеспечение лиц, находящихся в местах содержания под стражей, может привести к нарушению прав данных лиц на охрану здоровья, просит суд обязать МО МВД России «Ярцевский» и УМВД России по Смоленской области приостановить деятельность изолятора временного содержания расположенного в здании МО МВД России «Ярцевский» по адресу: г. Ярцево, ул. Советская, д.5, до устранения выявленных нарушений; обязать МО МВД России «Ярцевский» и УМВД России по Смоленской области обеспечить эксплуатацию изолятора временного содержания в соответствии с требованиями действующего законодательства и принять меры к строительству нового здания ИВС.

Определением суда от 08 июня 2020 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области.

В судебном заседании помощник Ярцевского межрайонного прокурора Уварова Н.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.

Представитель ответчика УМВД России по Смоленской области и МВД России Чернобурова О.В. исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях, просила оставить их без удовлетворения в связи с необоснованностью, указав, что руководством МО МВД России «Ярцевский» постоянно ведется работа по улучшению условий содержания спецконтингента, в частности: камеры оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим и естественным побуждением, установлены шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; имеются полки для туалетных принадлежностей и бачки с питьевой водой, в каждой камере установлена система видеонаблюдения, кнопки вызова дежурного. Следственный кабинет оборудован столом с перегородкой, что позволяет его использовать одновременно и как комнату для свиданий. ИВС оборудован санпропускником с дизкамерой, генератором для аварийного освещения. В камерах ИВС соблюдаются необходимые требования приватности. Освещение в камерах ИВС приведено в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами. Последний капитальный ремонт и реконструкция помещений ИВС проведены в 2017 году. Произведен ремонт в СПЗЛ, освещение электропроводки, ремонт стен и потолка в камерах ИВС №№ 1,2,3. Также, в целях обеспечения надлежащих условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС УМВД России по Смоленской области на постоянной основе направлялись сведения в ГУ ОООП МВД России территории Смоленской области о необходимости строительства двух изоляторов внутреннего содержания, в том числе ИВС МО МВД России «Ярцевский». Согласно письму ГУОООП МВД России от 05.03.2020 № 12/1042 обращение УМВД России по Смоленской области о согласовании включения в федеральную адресную инвестиционную программу изоляторов временного содержания МО МВД России «Рославльский» и «Ярцевский» рассмотрено и поддержано. Таким образом, УМВД России по Смоленской области и МО МВД России Ярцевский» принимает все возможные меры для привидения ИВС в соответствие с требованиями Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные приказом МВД России от 22.11.2005 №950. Нарушения, в части отсутствия прогулочного двора, централизованной канализационной системы, нахождение ИВС в полуподвальном помещении, требующие финансовых затрат, не могут быть устранены путем приостановления деятельности ИВС в силу абз. 2 ч. 2 ст.1065 Гражданского кодекса РФ. Приостановление деятельности ИВС будет противоречить общественным интересам, и исполнение решения о приостановлении деятельности ИВС до устранения выявленных в нем нарушений может вызвать затруднения, так как при этом остается неясной судьба лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в виде административного ареста. Полагает, что истцом не представлено доказательств того, что эксплуатация ИВС причиняет вред содержащимся в нем лицам, а также может причинить такой вред в будущем. Прокурором лишь приведены примеры отдельных недостатков в деятельности ИВС, которые устранимы и не могут служить основанием для приостановления его деятельности. Кроме того, избранный прокурором способ защиты права не приведет к устранению нарушений, на которые ссылается прокурор. Приостановление деятельности ИВС может привести к дезорганизации работы правоохранительных органов и суда, к увеличению сроков расследования уголовных дел и как следствие к увеличению сроков содержания под стражей обвиняемых и подсудимых. Содержание лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Смоленской области, а также в изоляторах временного содержания расположенных на территории других населенных пунктов и ежедневный привоз их в г. Ярцево для участия в следственных и судебных действиях, повлечет более существенные нарушения прав и законных интересов данных лиц, поскольку они будут лишены горячего питания, возможности отдыха в течение дня. В связи с вышеуказанными обстоятельствами считает, что избранный истцом способ защиты нарушенного права путем приостановления деятельности изолятора временного содержания, строительства нового здания изолятора временного содержания нельзя признать законным, соразмерным объему нарушенного права.

Представитель ответчика МО МВД России «Ярцевский» Полякова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы представителя УМВД России по Смоленской области, просила в иске отказать в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что выявленные неустранимые нарушения условий содержания задержанных не являются грубыми, не причиняют вред здоровью лицам, содержащимся в ИВС. Приостановление деятельности ИВС может привести к дезорганизации работы правоохранительных органов и суда, к увеличению сроков содержания под стражей обвиняемых и подсудимых. Содержание лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, в СИЗО г. Смоленска и ежедневный привоз их в Ярцево, Духовщину и Кардымово для участия в следственных и судебных действиях, повлечет более существенные нарушения прав и законных интересов данных лиц, поскольку они будут лишены горячего питания, возможности отдыха в течение дня. Изоляторы временного содержания не являются субъектом деятельность которого может быть приостановлена. Приостановление деятельности изоляторов временного содержания противоречит общественным интересам, поскольку последние исполняют значимую государственную функцию по содержанию под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Последний капитальный ремонт помещений ИВС проводился в 2017 году.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил письменные возражения, согласно которым ИВС МО МВД «Ярцевский» является структурным подразделением МО МВД России «Ярцевский», финансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете МВД России, при этом УМВД России по Смоленской области, как территориальный орган МВД России, является получателем бюджетных средств от их главного распорядителя - МВД России. В тоже время, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №529, Министерство финансов Российской Федерации является самостоятельным юридическим лицом, ни в какие правоотношения с Истцом не вступало, не является причинителем вреда и, как следствие, согласно положениям главы 4 ГК РФ, не несет ответственности за действия (бездействие) третьих лиц.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.

Суд, выслушав стороны, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств, а в совокупности их достаточность, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. ст. 2, 21 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 10 УПК РФ лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон №103-ФЗ) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со ст.7 Федерального закона № 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Часть 2 статьи 9 предусматривает, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст.23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Судом установлено, что изолятор временного содержания (далее-ИВС) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при МО МВД России «Ярцевский» расположен в полуподвальном помещении здания МО МВД России «Ярцевский» по адресу: г.Ярцево, ул.Советская, д.5.

Помещение ИВС (1886 года постройки, тип проект – полуподвальный, общая площадь – 185,16 м) состоит из семи камер, рассчитанных на 20 мест, одного следственного кабинета, дежурной части, комнаты для подогрева пищи, помещения для личного состава – кабинета начальника ИВС, туалета, комнаты отправления и приема подозреваемых и обвиняемых, шкафа для личных вещей, содержащихся в ИВС, медицинского кабинета. Отопление – централизованное, вентиляция – проточно-вытяжного типа, имеется огнетушитель. Окон нет, двери деревянные, оббитые листовым железом, оборудованы смотровыми глазками, имеют форточки для передачи пищи, запирающиеся на навесные замки. Двери закрываются на механические замки, имеют проушины для навесных замков. Прогулочный дворик, сан.пропускник, помещение для проведение свиданий отсутствуют. (л.д. 23-27, 98-103).

Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 08.06.2010 исковые требования Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области удовлетворены, на ОВД по Ярцевскому району Смоленской области и УВД по Смоленской области возложена обязанность принять меры к устранению недостатков материально-бытового обеспечения изолятора временного содержания при ОВД по Ярцевскому району Смоленской области, а именно: обеспечить в камерах наличие естественного освещения в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами; установить аварийное освещение в камерах; оборудовать камеры приточно-вытяжной вентиляцией с механическим и естественным побуждением; установить в камерах санитарных узлов с соблюдением необходимых требований приватности, кранов с водопроводной водой, полок для туалетных принадлежностей, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, бачков с питьевой водой; установить в камерах кнопки вызова дежурного; а также решить вопрос об оборудовании изолятора временного содержания при ОВД по Ярцевскому району Смоленской области прогулочным двориком, комнатой для свиданий, санпропускником с дизкамерой (л.д. 28-35).

Решение суда вступило в законную силу 10.08.2010, выдан исполнительный лист серии ВС №006240602 (л.д. 36-41).

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Предметом надзора является, в том числе, и соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания (ст. 32).

В соответствии с решением о проведении проверки №2 от 04.02.2020 года Ярцевской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Ярцевского, Духовщинского и Кардымовского районов ГУ МЧС РФ по Смоленской области, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в Ярцевском, Духовщинском, Кардымовском районах 13.02.2020 года проведена комплексная проверка законности при содержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и условий их содержания в ИВС МО МВД России «Ярцевский» (л.д. 7).

Из акта, составленного по результатам проверки, усматривается, что выявлены нарушения материально-бытового обеспечения ИВС, поскольку в настоящее время имеются не исполненные требования по решению Ярцевского городского суда Смоленской области от 08.06.2010 года, а именно: отсутствует естественное освещение в камерах ИВС, в камерах не установлены санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности и краны с водопроводной водой, отсутствуют прогулочный дворик и комната для свиданий (л.д. 8-15).

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по согласованию с Генеральным прокурором РФ утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (ст. 16 Федерального закона № 103-ФЗ).

Приказом Министерства внутренних дел РФ от 22.11.2005 №950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее – Правила).

Организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, его заместителя - начальника полиции, заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка), начальника ИВС.

В соответствии с п. 42 Правил подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Камеры ИВС должны быть оборудованы санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности краном с водопроводной водой (п. 45 Правил).

Судом установлено, что данное требование законодательства в настоящее время не исполнено, камеры ИВС не обустроены санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, чем нарушаются права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в ИВС.

В соответствии с п.11 ст.17 Федерального закона №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр (п.п. 130, 132 Правил).

Судом установлено, что в нарушение указанных требований подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей в ИВС МО МВД России «Ярцевский», ежедневные прогулки не предоставляются по причине отсутствия прогулочного двора и отсутствия свободных площадей рядом с помещением ИВС для строительства такого двора.

Ответчиками не представлено доказательств принятия каких-либо мер по предоставлению им необходимого земельного участка.

В соответствии с п.п.4, 5 ст.17 Федерального закона №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право: на свидания с защитником; на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона.

Свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению (п.139 Правил).

Судом установлено, что в ИВС при МО МВД России «Ярцевский» не имеется комнаты для свиданий, чем нарушаются права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

Довод представителей ответчиков о том, что следственный кабинет оборудован столом с перегородкой, что позволяет его использовать одновременно и как комнату для свиданий, судом не принимается, поскольку считает их несостоятельным. С учетом требований действующего законодательства, суд приходит к выводу о необходимости оборудования в ИВС при МО МВД России «Ярцевский» комнаты для свиданий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оборудованию.

В соответствии с п. 5.1 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 02.08.1995 №18-78 помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь, как правило, естественное освещение.

Кроме этого, в камерах ИВС в нарушение требований отсутствуют окна, то есть не обеспечивается естественное освещение, что не оспаривается стороной ответчика, а также было установлено решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 08.06.2010, а также подтверждено актом, составленным по результатам комплексной проверки от 13.02.2020.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как следует из информационного письма МОИС по ОИП УФССП России по Смоленской области в межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам на исполнении находятся материалы исполнительного производства от 30.08.2011 №413/18/67048-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа - исполнительного листа №006240543 от 02.08.2010, выданного Ярцевским городским судом Смоленской области по делу №2-285/2010, вступившему в законную силу 20.07.2010, предметом исполнения которого, является: обязать ОВД по Ярцевскому району Смоленской области принять меры к устранению недостатков материально - бытового обеспечения изолятора временного содержания при ОВД Ярцевского района Смоленской области, а именно: к обеспечению в камерах естественного освещения в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами; к установке аварийного освящения в камерах; к оборудованию камер приточно-вытяжной вентиляции с механическим и естественным побуждением; к установке в камерах санитарных узлов с соблюдением необходимых требований приватности, кранов с водопроводной водой, полок для туалетных принадлежностей, шкафов для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, бочков с питьевой водой; к установке в камерах кнопок вызова дежурного; к решению вопроса об оборудовании изолятора временного содержания при ОВД по Ярцевскому району Смоленской области прогулочных двориков, комнатой для свиданий, санпропускников с дизкамерой, в отношении должника: ОВД по Ярцевскому району (л.д.194-195).

Судебным приставом-исполнителем неоднократно выносились постановления о назначении нового срока исполнения решения суда (постановлением от 21.09.2012 срок установлен до 17.12.2012, постановлением от 16.01.2018 - до 01.06.2018, постановлением от 05.06.2019 - до 03.07.2019, постановлением от 18.07.2019 - до 11.11.2019).

14.02.2018 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлен новый срок исполнения решения суда до 01.06.2018.

31.12.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока до 31.03.2020.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что ответчиками не принято достаточных мер к устранению недостатков материально-бытового обеспечения ИВС, чем нарушаются права, лиц содержащихся под стражей, в связи с чем, требования Ярцевского межрайонного прокурора об обязании ответчиков обеспечить эксплуатацию изолятора временного содержания в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежат удовлетворению.

Доводы представителей ответчиков о том, что из-за отсутствия денежных средств невозможно исполнить в полном объеме требования Федерального закона №103-ФЗ суд признает несостоятельными, поскольку отсутствие бюджетного финансирования либо недостаточное финансирование для реализации требований указанного Закона по соблюдению прав лиц, содержащихся в ИВС, само по себе не может являться основанием для неисполнения требований законодательства.

Рассматривая требование истца об обязании ответчиков принять меры к строительству нового здания ИВС, суд приходит к выводу о правомерности заявленного требования исходя из следующего.

В материалах дела имеются копия обращения УМВД России по Смоленской области (№512/179 от 22.03.2016) к Губернатору Смоленской области Островскому А.В. с просьбой поддержать в Правительстве РФ в рамках государственного обронного заказа на 2017 год предложения УМВД России по Смоленской области по выделению денежных средств на строительство ИВС МО МВД России «Ярцевский», копия обращения УМВД России по Смоленской области №5/2/316 от 16.05.2016, адресованное ГУОООП МВД России о необходимости строительства двух изоляторов внутреннего содержания, в том числе ИВС МО МВД России «Ярцевский» (л.д. 79-83).

Обращения УМВД России по Смоленской области о согласовании включения в федеральную адресную инвестиционную программу изоляторов временного содержания МО МВД России «Рославльский» и «Ярцевский» рассмотрено и поддержано, что подтверждается ответом ГУОООП МВД России от 05.03.2020 №12/1042 (л.д. 89).

На настоящий момент согласно представленным в материалы дела сведениям УМВД России по Смоленской области доведены лимиты бюджетных обязательств на 2022 год для проведения проектно-изыскательских работ по строительству двух ИВС с прогулочным двориком МО МВД России «Ярцевский» и «Рославльский» (л.д. 173).

Таким образом, УМВД России по Смоленской области и МО МВД России Ярцевский» начали предпринимать действия по исполнению судебного решения лишь в 2016 году, т.е. по истечении шести лет со дня принятия судебного акта. До настоящего времени сведений о фактическом строительстве нового здания ИВС не представлено.

Как следует из возражений, представленных УМВД России по Смоленской области и МО МВД России «Ярцевский», выявленные нарушения материально-бытового обеспечения подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в ИВС МО МВД России «Ярцевский» не могут быть устранены путем приостановления деятельности ИВС в силу абз.2 ч.2 ст.1065 ГК РФ. Приостановление деятельности ИВС будет противоречить общественным интересам, и исполнение решения о приостановлении деятельности ИВС до устранения выявленных в нем нарушений может вызвать затруднения, так как при этом остается неясной судьба лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в виде административного ареста. Приостановление деятельности ИВС может привести к дезорганизации работы правоохранительных органов и суда, к увеличению сроков расследования уголовных дел и как следствие к увеличению сроков содержания под стражей обвиняемых и подсудимых. Содержание лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Смоленской области, а также в изоляторах временного содержания расположенных на территории других населенных пунктов и ежедневный привоз их в г. Ярцево для участия в следственных и судебных действиях, повлечет более существенные нарушения прав и законных интересов данных лиц, поскольку они будут лишены горячего питания, возможности отдыха в течение дня. В связи с вышеуказанными обстоятельствами считает, что избранный истцом способ защиты нарушенного права путем приостановления деятельности изолятора временного содержания нельзя признать законным, соразмерным объему нарушенного права.

В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» основными направлениями деятельности полиции являются защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний.

Согласно п. 16 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона, задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

В силу ст. 27.6 КоАП РФ задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в ст. 27.3 Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом №103-ФЗ.

В соответствии со ст.7 Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (статья 9).

Таким образом, деятельность изоляторов временного содержания, в том числе ИВС МО МВД России «Ярцевский» направлена на поддержание общественного порядка, защиту интересов общества, выполнение государственной функции по содержанию под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, административных правонарушений, на обслуживаемой территории и конвоированию этих лиц в правоохранительные органы и суды.

Приостановление деятельности изоляторов временного содержания противоречит общественным интересам, поскольку последние выполняют значимую государственную функцию по содержанию под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, обвиняемых в совершении преступлений.

Приостановление деятельности ИВС может причинить существенный вред общественным интересам муниципального образования, сделает невозможным исполнение решений судов об этапировании подозреваемых, подсудимых в судебное заседание, затруднит проведение следственных действий.

Таким образом, учитывая приведенные доводы представителей ответчиков, вышеприведенные нормы права, суда полагает, что требование о приостановлении деятельности ИВС МО МВД России «Ярцевский» до устранения выявленных нарушений не может быть удовлетворено, поскольку такое решение приведет лишь к большему ущемлению прав и интересов неопределенного круга лиц, в интересах которого прокурор обратился с таким требованием.

Кроме того, доказательств того, что устранение нарушений без приостановления деятельности изолятора временного содержания невозможно, материалы дела не содержат, суду не представлены.

Таким образом, правовые основания для приостановления деятельности изолятора временного содержания МО МВД России «Ярцевский» отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области удовлетворить частично.

Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России «Ярцевский», Управление Министерства внутренних дел России по Смоленской области обеспечить эксплуатацию изолятора временного содержания, расположенного в помещении здания Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Ярцевский» по адресу: Смоленская область, город Ярцево, улица Советская, дом №5 в соответствии с требованиями действующего законодательства и принять меры к строительству нового здания изолятора временного содержания

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья А.А. Сильченко

Решение в окончательной форме принято 10 августа 2020 года

(09 августа 2020 года - выходной день)