Мокшанский районный суд Пензенской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Мокшанский районный суд Пензенской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-614\2011
Решение
Именем Российской Федерации
22 июня 2011г. р.п. Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи А.В. Никина,
при секретаре судебного заседания Е.А. Генераловой,
с участием прокурора И.А. Швецовой,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в р.п. Мокшан Пензенской области гражданское дело по иску прокурора Мокшанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Успенского сельсовета Мокшанского района о понуждении администрации Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области произвести в полном объёме работу по устранению выявленных нарушений при эксплуатации узла ГТС водохранилища на , расположенного в км на восток от ; на , расположенного в м к северо-западу от н/,
установил:
прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Успенского сельсовета Мокшанского района о понуждении администрации Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области произвести в полном объёме работу по устранению выявленных нарушений при эксплуатации узла ГТС водохранилища на , расположенного в км на восток от ; на , расположенного в м к северо-западу от н/. Прокурор просил суд обязать администрацию Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области произвести в полном объёме работу по устранению выявленных нарушений при эксплуатации узла ГТС водохранилища на , расположенного в на восток от ; а именно: устранить зарастание древесно-кустарниковой растительностью водобойного колодца, устранить скопление грунта в районе водобойного колодца, устранить неисправность донного водовыпуска - установить плиту перекрытия колодца, установить механизм управления задвижкой; водохранилища на , расположенного в м к северо-западу от н/, а именно: устранить неисправность земляной плотины - устранить размыв грунта верхового откоса, устранить неисправность донного водовыпуска - установить плиту перекрытия колодца. В обоснование заявления прокурор указал следующее.
Прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС), с участием специалиста Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, администрацией Успенского сельсовета при эксплуатации гидротехнических сооружений, а именно гидротехнического сооружения водохранилища (V = 2,04млн.мЗ) на , в на восток от , дом. №, и гидротехнического сооружения водохранилища (V = 1,6млн.мЗ) на , в к северо-западу от н/, были выявлены существенные нарушения названного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей данного муниципального образования. Части 1 и 2 статьи 67 Водного кодекса РФ устанавливают, что в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Статья 8 Федерального закона от 21 июля 1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» устанавливает, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня. В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в (каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Статья 12 ГК РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В нарушение указанных норм закона при проведении прокуратурой района проверки было установлено, что на гидротехническом сооружении водохранилища (V = 2,04млн.мЗ) на , расположенного в на восток от имеется зарастание древесно-кустарниковой растительностью водобойного колодца, а также скопление грунта в районе водобойного колодца, а также имеется неисправность донного водовыпуска - отсутствует плита перекрытия колодца, отсутствует механизм; управления задвижкой. Кроме того, в нарушение указанных норм закона при проведении прокуратурой района проверки было установлено, что на гидротехническом сооружении водохранилища (V = 1,6млн.мЗ) на , расположенного в к северо-западу от н/, имеется неисправность земляной плотины - размыв грунта верхового откоса, а также неисправность донного водовыпуска - отсутствует плита перекрытия колодца. Дальнейшее бездействие администрации Успенского сельсовета может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение аварийного ГТС и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Кроме того, непринятие администрацией Успенского сельсовета мер по надлежащему содержанию вышеуказанного ГТС существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Успенского сельсовета, в то время как в соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле заявление поддержал в полном объёме и просил суд его исковые требования удовлетворить.
Представитель администрации Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области Каледина О.П., с заявлением согласилась. Суду пояснила, что в настоящее время уже ведутся работы по устранению выявленных прокурором недостатков.
Суд, заслушав прокурора, представителя администрации Успенского сельсовета исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности населения Российской Федерации.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Части 1 и 2 статьи 67 Водного кодекса РФ устанавливают, что в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Статья 8 Федерального закона от 21 июля 1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» устанавливает, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в (каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Статья 12 ГК РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из материалов дела усматривается, что администрацией Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.
Дальнейшее бездействие администрации Успенского сельсовета может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение аварийного ГТС и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в части непринятия должных мер к устранению нарушений при эксплуатации узла ГТС водохранилища на и .
Процессуальное право прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено нормами ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ. Разрешение данного заявления подсудно районному суду- суду общей юрисдикции, поскольку иск предъявлен в защиту прав, свобод, интересов неопределенного круга физических лиц и содержится требование неимущественного характера.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Решил:
исковое заявление прокурора Мокшанского района Пензенской области удовлетворить.
Обязать администрацию Успенского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в срок до 22 августа 2011 года организовать работу по устранению выявленных нарушений при эксплуатации узла ГТС водохранилища на , расположенного в км на восток от ; а именно: устранить зарастание древесно-кустарниковой растительностью водобойного колодца, устранить скопление грунта в районе водобойного колодца, устранить неисправность донного водовыпуска - установить плиту перекрытия колодца, установить механизм управления задвижкой; водохранилища на , расположенного в м к северо-западу от н/, а именно: устранить неисправность земляной плотины - устранить размыв грунта верхового откоса, устранить неисправность донного водовыпуска - установить плиту перекрытия колодца.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в кассационном порядке в течение 10-ти дней через Мокшанский районный суд.
-