ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-614/2013 от 18.12.2013 Лоухского районного суда (Республика Карелия)

№2-614/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Лоухи 18 декабря 2013 года

Лоухский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего - судьи Поращенко Г.Л.,

при секретаре Шильниковой Е.., с участием: прокурора Митянина А.А., заинтересованных лиц – представителя администрации Лоухского муниципального района Смирнова В.Н., представителя Координационного совета организацией профсоюзов в Лоухском муниципальном районе Макаровой Г.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Лоухского района о признании частично недействующим нормативно-правого акта,

установил:

прокурор Лоухского района, ссылаясь на ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, обратился в суд с заявлением, уточенным в ходе рассмотрения дела, о признании недействующим с момента принятия подпунктов 5,7 пункта 2, подпункта 2 пункта 3 Постановления и.о. главы администрации Лоухского муниципального района от 04.10.2013 № 180 «О неотложных мерах по обеспечению режима экономии в процессе исполнения бюджета Лоухского муниципального района в октябре-декабре 2013 года».

Заявление мотивировано тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению заместителя ОО «Объединение организаций профсоюзов в Республике Карелия» по вопросу законности издания и.о. главы администрации Лоухского муниципального района постановления от 04.10.2013 № 180 «О неотложных мерах по обеспечению режима экономии в процессе исполнения бюджета Лоухского муниципального района в октябре-декабре 2013 года». Установлено, что постановление №180 является нормативным актом, опубликован в газете «Приполярье» от 11 октября 2013 года № 40. Указанное постановление издано в нарушение требований ст. 35.1 Трудового кодекса РФ, ч.1 ст. 48 ФЗ от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», поскольку не согласовано с Координационным советом организаций профсоюзов в Лоухском муниципальном районе, созданным и действующим на основании Положения о координационном совете организацией профсоюзов - представительстве ОО «Объединение организаций профсоюзов в Республике Карелия» в муниципальном районе.

В судебном заседании прокурор Митянин А.А. заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснив, что оспариваемые положения Постановления администрации Лоухского муниципального района от 04.10.2013 № 180 противоречат положениям ст.ст. 11, 197 Трудового кодекса РФ, законодательству о муниципальной службе в органах местного самоуправления Лоухского муниципального района.

Представитель заинтересованного лица - администрации Лоухского муниципального района Смирнов В.Н. заявление прокурора не признал, пояснив, что принятым постановлением права и интересы муниципальных служащих не нарушаются.

Представитель заинтересованного лица - Координационного совета организаций профсоюзов в Лоухском муниципальном районе Макарова Г.И. заявление прокурора поддержала. Пояснила суду, что администрации района известно о создании и деятельности в Лоухском районе Координационного совета организаций профсоюзов в Лоухском муниципальном районе. Вместе с тем, указанное постановление принято администрацией без согласования с Координационным советом, что является нарушением ст. 35.1 Трудового кодекса РФ. Изложенное привело к нарушению трудовых прав работников Лоухского муниципального района, поскольку указанные прокурором подпункты противоречат трудовому законодательству.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, оценив их в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующему.

Судом сторонам в соответствии со ст.114 ГПК РФ предлагалось представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, а также указывалось на последствия непредставления доказательств в суд, разъяснялось положение ст.56 ГПК РФ, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. По этим основаниям суд рассмотрел дело по имеющимся доказательствам.

Судом установлено, что и.о. главы администрации Лоухского муниципального района К. принято постановление от 04.10.2013 № 180 «О неотложных мерах по обеспечению режима экономии в процессе исполнения бюджета Лоухского муниципального района в октябре-декабре 2013 года» запрещающие использование средств экономии фонда оплаты труда на выплату муниципальным служащим премий по результатам работы (подпункт 5 пункта 2); расходы на профессиональную подготовку и переподготовку муниципальных служащих органов местного самоуправления Лоухского муниципального района (подпункт 7 пункта 2); использование средств экономии фонда оплаты труда на выплату работникам премий по результатам работы (подпункт 2 пункта 3). Постановление вступило в законную силу после его официального опубликования в общественно-политической газете «Приполярье» от 11 октября 2013 года № 40 (7933).

Изложенные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, объяснениями сторон, ими не оспариваются, поэтому суд считает их установленными.

Согласно ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

На основании требований ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с абз. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Уставом Лоухского муниципального района установлено, что денежное содержание муниципального служащего состоит из месячного должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ….премии, материальная помощь (часть. 1 статьи 40).

Статьи 21, 197 Трудового кодекса РФ закрепляют в качестве основного права работников право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ", муниципальный служащий имеет право на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета.

Уставом Лоухского муниципального района установлено право муниципального служащего на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета (пункт 7 части 3 статьи 38-1).

Согласно ст. 35.1 Трудового кодекса РФ проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Учитывая изложенные правовые нормы, суд считает, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют действующему законодательству и нарушают трудовые права муниципальных служащих по следующим основаниям.

Запрет использования средств экономии фонда оплаты труда на выплату премий по результатам работы фактически лишает муниципальных служащих части заработной платы, поскольку в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ, ч.1 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 40 Устава Лоухского муниципального района, премии относятся к стимулирующим выплатам и являются составной частью заработной платы.

Запрет на использование денежных средств на профессиональную деятельность и переподготовку муниципальных служащих, лишает их прав на предусмотренную ст.ст 132, 197 Трудового кодекса РФ, ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" ст. 38-1 Устава Лоухского муниципального района, профессиональную переподготовку и повышение квалификации, что недопустимо, поскольку может привести к лишению права на заработную плату в соответствии с квалификацией, и, в конечном счете, права трудиться.

Кроме того, суд учитывает, что ссылки прокурора на нарушение ст. 35.1 Трудового кодекса РФ являются обоснованными, поскольку несоблюдение процедуры согласования указанного нормативно-правового акта привело к нарушению прав муниципальных служащих.

Судом не установлено применение к конкретным правоотношениям на территории Лоухского муниципального района известного постановления, на его основании не реализовались права граждан и организаций, а поэтому суд принимает решение о признании недействующим в части указанного нормативно-правового акта со дня его издания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,114, 194-199 ГПК РФ,

решил:

заявление прокурора Лоухского района удовлетворить.

Признать с момента принятия недействующими полностью подпункты 5,7 пункта 2, подпункт 2 пункта 3 Постановления и.о. главы администрации Лоухского муниципального района от 04.10.2013 № 180 «О неотложных мерах по обеспечению режима экономии в процессе исполнения бюджета Лоухского муниципального района в октябре-декабре 2013 года».

После вступления в законную силу решения суда сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Приполярье" в соответствии с частью 3 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Г.Л. Поращенко