Дело № 2 -614/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 декабря 2013 года пос. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Березиной А.О., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Анащенко М.А., представителя ответчика администрации МО ... Секачева Е.С., представителя третьего лица ООО ... Пугинского Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ...» о возложении обязанности устранить нарушения требований правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, правил оценки готовности к отопительному периоду,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Устьянского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО ... о возложении обязанности устранить нарушения обязательных требований, а именно: обеспечить наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, электронной модели системы теплоснабжения поселения; обеспечить наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения в муниципальном образовании; обеспечить наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения муниципального образования; провести совместные противоаварийные тренировки с теплоснабжающими и теплосетевыми организациями с отработкой последовательности и быстроты выполнения необходимых переключений по разработанным схемам; обеспечить наличие в администрации МО ... схем переключений в тепловых сетях теплоснабжающих и теплосетевых организаций, находящихся на территории муниципального образования; обеспечить наличие перечней сложных переключений осуществляемых теплоснабжающими и теплосетевыми организациями в тепловых схемах; обеспечить наличие в муниципальном образовании схемы тепловых сетей поселения; организовать проведение ремонтных работ и обеспечить исправное состояние котлов ..., находящихся в собственности администрации МО ...». Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки состояния готовности топливно-энергетического комплекса к отопительному периоду на территории МО ... установлено, что муниципальная котельная ... не готова к отопительному сезону, на начало отопительного сезона- ...г. из 4х имеющихся агрегатов, мощностью 1 мВт каждый, соответствовал требованиям один агрегат, три котла имели крайнюю степень износа теплообменников, в отношении двух агрегатов в августе-сентябре 2013 г. проведен текущий ремонт, проведены гидравлические испытания, на 4-5 сутки эксплуатации они вышли из строя, согласно акту проверки Ростехнадзора от ...г. в администрации МО ... выявлены нарушения обязательных требований, установленных п. 2.2.1,, 6.2.65, 11.3, 15.6.1, 15.6.4, 15.6.10 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, пп. 1-3 п. 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 неисполнение указанных требований, неготовность котельной к отопительному сезону ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, может повлечь срыв отопительного сезона.
В судебном заседании помощник прокурора Анащенко М.А. исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО ... Секачев Е.С. не представил возражений в части исковых требований о возложении на администрацию МО ... обязанности обеспечить наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения в муниципальном образовании, в остальной части возражал против удовлетворения иска, пояснил, что в настоящее время разработаны и постановлением администрации МО ... от ...г. ... утверждены: Порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия ресурсоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных организаций, Положение о взаимодействии диспетчерских и аварийно-восстановительных служб по вопросам теплоснабжения, разработана, согласована с начальником ... РЭС и ООО ... и утверждена схема взаимодействия организаций коммунального комплекса при устранении аварийных ситуаций в системах теплоснабжения на территории МО .... Пояснил, что применение электронного моделирования аварийных ситуаций, электронной модели системы теплоснабжения для муниципального образования неприемлемо, данное требование рассчитано на поселение численностью населения более 100 тыс.чел., в МО ... население составляет менее 5000 чел. Требования прокурора, вытекающие из ПТЭТЭ, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, относятся к теплосетевым и теплоснабжающим организациям, все муниципальное имущество МО ..., относящееся к теплосетевым и теплоснабжающим объектам, передано в аренду для целевого использования ООО .... Совместные противоаварийные тренировки с отработкой последовательности и быстроты выполнения необходимых переключений по разработанным схемам с теплоснабжающими и теплосетевыми организациями проведены; произведена замена котлов ... на новые, в настоящее время работоспособны все четыре котла котельной ..., но в целях замены котла ... объявлен и проведен конкурс на заключение договора на приобретение нового котла. Также пояснил, что при проведении проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду администрация МО ... не предъявляла требований об обеспечении наличия в данных организациях схемы переключений в тепловых сетях теплоснабжающих и теплосетевых организациях, и перечней сложных переключений осуществляемых теплоснабжающими и теплосетевыми организациями в тепловых схемах.
Представитель третьего лица- ООО ... Пугинский Е.В. доводы представителя ответчика поддержал, подтвердил, что в настоящее время проведены противоаварийные тренировки с отработкой последовательности и быстроты выполнения необходимых переключений по разработанным схемам, произведена замена двух котлов на котельной ..., произведен ремонт третьего котла, приняты меры для приобретения и замены в дальнейшем третьего котла на новый, сейчас работоспособны все четыре котла на котельной .... Также не оспаривал, что схемы тепловых сетей, переданных в аренду организации, отсутствуют, также отсутствуют схемы переключений в тепловых сетях и перечни сложных переключений, осуществляемых организацией в тепловых схемах.
Заслушав помощника прокурора Устьянского района, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор Устьянского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, основываясь на полномочиях, определенных ст. 45 ГПК РФ и Федеральным законом «О прокуратуре РФ».
В соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций определяются Федеральным законом от 27 июля 2010года №190-ФЗ «О теплоснабжении».
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу п.1,2,4,5 статьи 20 этого же Федерального закона проверке готовности к отопительному периоду подлежат:1) муниципальные образования;2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; 3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения. Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с безопасностью электрических и тепловых установок, тепловых сетей. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.(п.2) Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.(п.4) Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;4) обеспечивать качество теплоносителей;5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; 8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду (далее Правила), из п.18 которых следует, что муниципальные образования обязаны иметь в наличии план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, электронную модель системы теплоснабжения поселения; систему мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизм оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.
Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок ()далее ПТЭТЭ), которые устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок:- производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Граждане Российской Федерации имеют право в силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе чрезвычайной ситуации локального характера.
Неисполнение требований ФЗ «О теплоснабжении», Правил оценки готовности к отопительному периоду, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики, обеспечение доступной тепловой энергии для потребителей, создает угрозу жизни и здоровья населения, возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями в системе теплоснабжения.
В обоснование обстоятельств, на которых основаны заявленные требования, прокурором предоставлен акт проверки ... отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности Северо-Западного Управления Ростехнадзора от ...г. № ..., из которого следует, что на основании распоряжения от ...г. была проведена внеплановая выездная проверка в администрации МО ..., в ходе которой установлено: нарушение пп. 1 п. 18 Правил - отсутствует план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, отсутствует электронная модель системы теплоснабжения поселения, нарушение пп. 2 п. 18 Правил- отсутствует система мониторинга состояния системы теплоснабжения в муниципальном образовании, нарушение пп.3 п. 18 Правил- отсутствует механизм оперативно- диспетчерского управления в системе теплоснабжения муниципального образования, нарушение п. 6.2.65, 11.3 ПТЭТЭ- не проведены совместные противоаварийные тренировки с теплоснабжающими и теплосетевыми организациями с отработкой последовательности и быстроты выполнения необходимых переключений по разработанным схемам, нарушение п. 15.6.1 ПТЭТЭ- в администрации отсутствуют схемы переключений в тепловых сетях теплоснабжающих и теплосетевых организаций, находящихся на территории муниципального образования, нарушение п. 15.6.4 ПТЭТЭ- отсутствуют перечни сложных переключений осуществляемых теплоснабжающими и теплосетевыми организациями в тепловых схемах, нарушение п. 15.6.10 ПТЭТЭ- в муниципальном образовании отсутствует схема тепловых сетей поселения, нарушение п. 2.2.1 ПТЭТЭ- котлы ... находятся в неисправном состоянии, при проведении гидравлических испытаний ...г. обнаружились течи на всех котлах, котельная не готова к отопительному сезону 2013-2014 г.
В судебном заседании установлено, что на основании договора аренды от ...г. с соглашением от ...г., Устава ООО ..., администрацией МО ... в целях исполнения полномочий по теплоснабжению населения объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности- муниципальные тепловые сети и котельные, в том числе котельная ..., переданы в аренду теплоснабжающей и теплосетевой организации- ООО ... для использования с целью обеспечения условий для оказания жилищно-коммунальных услуг населению МО ..., по условиям договора ООО ... обязалось использовать переданное имущество по назначению.
Таким образом, теплоснабжающей организацией, ответственной за эксплуатацию муниципальных объектов теплоснабжения на территории МО ... является ООО ....
Статьей 6 ФЗ «О теплоснабжении», в том числе предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации (п. 6 ч. 1).
Согласно п. 7. ст. 23 ФЗ «О теплоснабжении» требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, которыми предусмотрено, что проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (далее - органы исполнительной власти городов федерального значения), юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.
Схема теплоснабжения разрабатывается на основе документов территориального планирования поселения, городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с Требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154.
Требованиями к схемам теплоснабжения предусмотрено, что данный документ устанавливает требования к составу схем теплоснабжения поселений, городских округов, разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.
Согласно пункту 3 Требований к схемам теплоснабжения данная схема состоит из разделов, разрабатываемых в соответствии с пунктами 4-17 требований, и обосновывающих материалов к схемам теплоснабжения, разрабатываемых в соответствии с пунктами 18-49 требований.
В соответствии с пп. «в» п. 18 Требований к схемам теплоснабжения обосновывающими материалами к схеме, являющимися ее неотъемлемой частью, включается, в том числе глава 3 "Электронная модель системы теплоснабжения поселения, городского округа". Согласно п. 38 Требований к схемам теплоснабжения глава 3 схемы теплоснабжения "Электронная модель системы теплоснабжения поселения, городского округа" содержит: а) графическое представление объектов системы теплоснабжения с привязкой к топографической основе поселения, городского округа и с полным топологическим описанием связности объектов; б) паспортизацию объектов системы теплоснабжения; в) паспортизацию и описание расчетных единиц территориального деления, включая административное; г) гидравлический расчет тепловых сетей любой степени закольцованности, в том числе гидравлический расчет при совместной работе нескольких источников тепловой энергии на единую тепловую сеть; д) моделирование всех видов переключений, осуществляемых в тепловых сетях, в том числе переключений тепловых нагрузок между источниками тепловой энергии; е) расчет балансов тепловой энергии по источникам тепловой энергии и по территориальному признаку; ж) расчет потерь тепловой энергии через изоляцию и с утечками теплоносителя; з) расчет показателей надежности теплоснабжения; и) групповые изменения характеристик объектов (участков тепловых сетей, потребителей) по заданным критериям с целью моделирования различных перспективных вариантов схем теплоснабжения; к) сравнительные пьезометрические графики для разработки и анализа сценариев перспективного развития тепловых сетей.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 154 установлено, что : при разработке схем теплоснабжения поселений с численностью населения до 10 тыс. человек, в которых в соответствии с документами территориального планирования используется индивидуальное теплоснабжение потребителей тепловой энергии, соблюдение требований, указанных в пунктах 3 - 49 требований к схемам теплоснабжения и пунктах 12 - 24 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением, не является обязательным; при разработке схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения от 10 тыс. человек до 100 тыс. человек соблюдение требований, указанных в подпункте "в" пункта 18 и пункте 38 требований к схемам теплоснабжения, утвержденных данным постановлением, не является обязательным; при разработке схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 100 тыс. человек и более соблюдение требований, указанных в подпункте "в" пункта 18 и в пункте 38 требований к схемам теплоснабжения, утвержденных настоящим постановлением, является обязательным с 1 января 2013 г.
Согласно общедоступной информации, размещенной на сайте администрации МО ... численность населения сельского поселения- муниципального образования ... составляет 4770 человек. Согласно документам территориального планирования в сельском поселении используется индивидуальное теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Исходя из системного толкования изложенных правовых норм, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении на администрацию МО ... обеспечить наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, электронной модели системы теплоснабжения поселения не основаны на законе и иных нормативных правовых актах, согласно совокупности которых электронное моделирование системы теплоснабжения для МО ..., в том числе применение электронного моделирования аварийных ситуаций, не является обязательным.
При этом представителем ответчика в материалы дела предоставлен утвержденный постановлением администрации МО ... от ...г. ... Порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия ресурсоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных организаций, а также администрации МО ....
В связи с изложенным требования прокурора в данной части удовлетворению не подлежат.
Система мониторинга состояния системы теплоснабжения – это комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния тепловых сетей.
Целями создания и функционирования системы мониторинга теплоснабжения являются повышение надежности и безопасности систем теплоснабжения, снижение затрат на проведение аварийно-восстановительных работ посредством реализации мероприятий по предупреждению, предотвращению, выявлению и ликвидации аварийных ситуаций.
Основными задачами системы мониторинга являются:сбор, обработка и анализ данных о состоянии объектов теплоснабжения, статистических данных об аварийности на системах теплоснабжения и проводимых на них ремонтных работ;оптимизация процесса составления планов проведения ремонтных работ на теплосетях; эффективное планирование выделения финансовых средств на содержание и проведения ремонтных работ на теплосетях.
Отсутствие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения и необходимость ее наличия в муниципальном образовании представителем администрации МО ... не оспаривается.
На основании изложенного требования прокурора в данной части о возложении обязанности обеспечить наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения в муниципальном образовании суд полагает подлежащими удовлетворению.
В обоснование возражений против удовлетворения иска прокурора в части требований о возложении обязанности обеспечить наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения муниципального образования представителем ответчика предоставлены Положение о взаимодействии диспетчерских и аварийно-восстановительных служб по вопросам теплоснабжения и схема взаимодействия организаций коммунального комплекса при устранении аварийных ситаций в системах теплоснабжения на территории МО ..., утвержденные постановлением администрации МО ... от ...г. № ....
Прокурором в судебном заседании данный документ, определяющий механизм оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения муниципального образования, не оспорен. Суд полагает данное положение соответствует требованиям закона и иных нормативно-правовых актов, определяющих порядок теплоснабжения, поэтому требования прокурора в данной части удовлетворению не подлежат.
Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны в соответствии пп. 4, 7, 8 п. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" обеспечить качество теплоносителей, безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии с п. 6.2.1 ПТЭТЭ при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.Присоединение новых потребителей к тепловым сетям энергоснабжающей организации допускается только при наличии у источника теплоты резерва мощности и резерва пропускной способности магистралей тепловой сети.
Как следует из п. 2.8.1 ПТЭТЭ, при эксплуатации организацией тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе, в том числе:генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями;исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей; технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей.
Согласно п. 6.2.5 ПТЭТЭ в организации, эксплуатирующей тепловые сети составляются и постоянно хранятся, в том числе: план тепловой сети (масштабный);оперативная и эксплуатационная (расчетная) схемы;профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления.На план тепловой сети наносятся соседние подземные коммуникации (газопровод, канализация, кабели), рельсовые пути электрифицированного транспорта и тяговые подстанции в зоне не менее 15 м от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети или бесканального трубопровода по обе стороны трассы. На плане тепловой сети систематически отмечаются места и результаты плановых шурфовок, места аварийных повреждений, затоплений трассы и переложенные участки.План, схемы, профили теплотрасс ежегодно корректируются в соответствии с фактическим состоянием тепловых сетей. Все изменения вносятся за подписью ответственного лица с указанием его должности и даты внесения изменения.Информация об изменениях в схемах, чертежах, перечнях и соответствующие этому изменения в инструкциях доводятся до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых обязательно знание этих документов.
Пунктом 6.2.64 ПТЭТЭ предусмотрено, что в каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети (в каждом эксплуатационном районе, участке), составляется инструкция, утверждаемая техническим руководителем организации, с четко разработанным оперативным планом действий при аварии на любой из тепломагистралей или насосной станции, применительно к местным условиям и коммуникациям сети. Инструкция должна предусматривать порядок отключения магистралей, распределительных сетей и ответвлений к потребителям, порядок обхода камер и тепловых пунктов, возможные переключения для подачи теплоты потребителям от других магистралей и иметь схемы возможных аварийных переключений между магистралями. Планы ликвидации технологических нарушений в тепловых сетях городов и крупных населенных пунктов согласовываются с местными органами власти.
В соответствии с п. 6.2.65 ПТЭТЭ по разработанным схемам переключений с оперативным и оперативно-ремонтным персоналом тепловых сетей регулярно по утвержденному графику (но не реже 1 раза в квартал) проводятся тренировки с отработкой четкости, последовательности и быстроты выполнения противоаварийных операций с отражением их на оперативной схеме. 11.3. Для обеспечения надежной и безопасной работы систем теплоснабжения, своевременного устранения аварий и недопущения их развития в организациях проводятся тренировки по взаимодействию персонала при ликвидации аварийных ситуаций, разрабатываются организационно-технические мероприятия (инструкции).
Согласно п. 15.6.1 ПТЭТЭ все переключения в тепловых схемах выполняются в соответствии с местными инструкциями по эксплуатации и отражаются в оперативной документации.
В соответствии с п. 15.6.4 ПТЭТЭ в каждой организации разрабатывается перечень сложных переключений, утвержденный техническим руководителем. Перечень корректируется с учетом ввода, реконструкции или демонтажа оборудования, изменения технологических схем и схем технологических защит и автоматики и т.п. Перечень пересматривается 1 раз в 3 года. Копии перечня находятся на рабочем месте оперативно-диспетчерского персонала организации.
Исходя из совокупности приведенных правовых норм в организации, эксплуатирующей тепловые сети, должны быть в наличии схема тепловых сетей, схема переключений в тепловых сетях и перечень сложных переключений.
Отсутствие данных схем и перчня сложных переключений в ООО ..., в эксплуатации которой находятся муниципальные тепловые сети, и необходимость иметь их в наличии, представитель ответчика- администрации МО ... и представитель третьего лица- ООО ... в судебном заседании не оспаривали.
Противоаварийные тренировки являются одной из обязательных форм производственно-технического обучения и повышения квалификации оперативного персонала диспетчерских управлений тепловых сетей.
Предоставленная представителем третьего лица- ООО ... Программа совместной противоаварийной тренировки оперативного персонала ... РЭС и ООО ... не может быть принята судом в подтверждение доводов о выполнении требований о проведении противоаварийной тренировки с теплоснабжающими и теплосетевыми организациями с отработкой последовательности и быстроты выполнения необходимых переключений по разработанным схемам, поскольку судом установлено, что схемы переключений в тепловых сетях в организации не разработаны, кроме того дата тренировки указана- ...г. года, тогда как в соответствии с п. ...г. ПТЭТЭ такие тренировки должны проводиться не реже 1 раза в квартал.
Поскольку в силу закона в полномочия администрации МО ..., как органа местного самоуправления, входит организация и контроль за выполнением требовании ПТЭТЭ со стороны ООО ..., поэтому требования об обеспечении наличия схем переключений в тепловых сетях теплоснабжающих и теплосетевых организаций, находящихся на территории муниципального образования; перечней сложных переключений осуществляемых теплоснабжающими и теплосетевыми организациями в тепловых схемах; схемы тепловых сетей поселения, о проведении совместных противоаварийных тренировок с теплоснабжающими и теплосетевыми организациями с отработкой последовательности и быстроты выполнения необходимых переключений по разработанным схемам, подлежат удовлетворению.
Обеспечение функционирования эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, проведение ремонтных работ и обеспечение исправного состояния котлов на котельной в соответствии с договором аренды, в силу ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок является обязанностью ООО ....
Судом установлено, что по договору от ...г., акту о приемке выполненных работ от ...г. приобретены и установлены два пароводогрейных котла в котельной .... Согласно акту от ...г. котлы водогрейные подключены к сети и осуществляют свою деятельность в штатном режиме.
В соответствии с актом от ...г. комиссией, образованной постановлением администрации МО ..., проведена проверка готовности котельной ... к отопительному периоду, по итогам проверки комиссия пришла к выводу, что объект готов к отопительному периоду.
Данные документы прокурором в судебном заседании не оспорены. Суд принимает предоставленные документы, как относимые, допустимые, достоверные и достаточные в подтверждение того, что необходимые работы по замене и ремонту котлов проведены, котельная к отопительному периоду в настоящее время готова.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности организовать проведение ремонтных работ и обеспечить исправное состояние котлов ... не имеется, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в данной части.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО ... удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования ... обеспечить наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения в муниципальном образовании, схемы тепловых сетей поселения, схем переключений в тепловых сетях теплоснабжающих и теплосетевых организаций, находящихся на территории муниципального образования; перечней сложных переключений осуществляемых теплоснабжающими и теплосетевыми организациями в тепловых схемах; обеспечить проведение совместных противоаварийных тренировок с теплоснабжающими и теплосетевыми организациями с отработкой последовательности и быстроты выполнения необходимых переключений по разработанным схемам.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий судья А.М.Рогачева.
Мотивированное решение принято судом 23 декабря 2013 года
Председательствующий судья А.М.Рогачева.