РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2014 года
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Суюшовой С.А.,
при секретаре Попове К.А.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Е об установлении факта пригодности для круглогодичного проживания садового дома,
УСТАНОВИЛ:
Е обратился в суд с заявление об установлении юридического факта: пригодности для круглогодичного проживания садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «<адрес>.
В судебном заседании заявитель свои требования поддержал и пояснил, что на основании договора дарения от 19.02. 2009 года, он является собственником садового домика, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «<адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ. Садовый домик является пригодным для эксплуатации его в качестве жилого помещения и используется им для постоянного проживания, представ_ляет собой нежилое строение общей площадью 81,20 кв.м. К домику подключены газ, свет, вода. Он обратился в миграционную службу для регистрации в садовом домике, но получил отказ. Считает отказ незаконным, нарушающим его права и ст.ст. 19, 27 и 55 Конституции РФ. В администрацию или многофункциональный центр для принятия решения о переводе или об отказе в переводе садового домика в жилой, он не обращался, т.к. считает, что суд должен его домик признать пригодным для круглогодичного проживания. Это позволит ему зарегистрироваться в домике. Считает, что правовое положение домика не имеет значения для регистрации. Все документы, необходимые для рассмотрения дела он предоставил, других доказательств у него нет. Считает, что садовый домик является жилым, т.к. там есть все коммуникации. Он со своей семьей: женой и дочкой, зарегистрирован в <адрес> в ст. <адрес>. Дом на праве собственности принадлежит его отцу. С отцом заключен договор безвозмездного пользования этим домом, но фактически он живет в садовом домике, поэтому выписался из дома отца и хочет зарегистрироваться в домике, поэтому просит суд, чтобы домик признали пригодным для проживания. Договора на вывоз мусора в дачном домике представить не может, вывозит сам. Членские взносы в СНТ <адрес> в 2013 году и 2014 году он не оплачивал, т.к. там одного председателя привлекли к ответственности. По поводу выбора другого идет спор. Считает, что в домике проживать безопасно. Считает, что все строительные правила соблюдены, также считает, что пожарная машина может проезжать. Просит установить факт пригодности для круглогодичного проживания садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Представитель Администрации города Ессентуки (по доверенности М) заявленные требования считала необоснованными и пояснила, что строение- садовый домик, расположенное по адресу: <адрес>, садоводческое некоммерческое товарищество «<адрес> на основании договора дарения является собственностью Е. В заявлении указано, что садовый домик представляет собой 2-х этажное здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в доме имеется газовое обеспечение, водоснабжение осуществляется из центрального водопровода, имеется электроснабжение. Земельный участок, на котором расположен садовый домик, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - под садоводство и огородничество. В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края о процедуре перевода садовых домиков, расположенных на территории садовых товариществ, в жилые дома, установлено следующее. Согласно абзаца второго ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определяет садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 14 апреля 2008г., № 7-П «По делу о проверки конституционности абзаца второго ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» указанный абзац признан не соответствующим Конституции Российкой Федерации, ее статьями 19 (части 1 и 2),27 (часть 1) и 55 (часть 3) в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном дляучастке, который относится к землям населенных пунктов. Также при рассмотрении данного дела Конституционным судом Российской Федерации установлено то, что Жилищным кодексом Российской Федерации прямо не предусмотрена возможность переоформления нежилых строений, расположенных на садовых участках, в жилые дома. На основании ч. 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. В соответствии с правилами землепользования и застройки на территории города Ессентуки, утвержденными решением Совета города Ессентуки от 25.12.2007г. №138, территория садовых товариществ отводилась для садово-огороднического хозяйства, решение по планировке застройки данной территории не предусматривает инфраструктуру, транспортное обеспечение, улично-дорожную сеть и разнообразие объектов социальной инфраструктуры, необходимых для жилых районов. В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 14.04. 2008г. № 7-П субъекты РФ вправе определить порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила застройки и землепользования. При этом не исключается возможность введения субъектами РФ указанного правового регулирования в опережающем порядке. Заявитель не обращался в администрацию или многофункциональный центр для перевода садового домика в жилой дом. Согласно постановлению Правительства РФ № 713 от 17 июля 1995 года «Об утверждении Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства», регистрация граждан производится в жилые помещения. Жилое помещение, в соответствии со ст. 15 ЖК РФ, представляет собой изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Оно должно отвечать установленным санитарным и техническим, правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Дачные дома, расположенные в садоводческом товариществе «Мичуринец», не являются жилыми помещениями, предназначенными для постоянного проживания, земельные участки, на котором они расположены, предназначены исключительно для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Территория, на которой расположен садовый домик заявителя, не является жилой зоной, инфраструктуры жилой зоны в соответствии с действующими нормами и правилами не имеется. При администрации г. Ессентуки создана Межведомственная комиссия которая рассматривает, в том числе, вопросы пригодности для проживания жилых помещений, в её компетенцию входят, в том числе, вопросы перевода нежилого помещения в жилое. Просит отказать в удовлетворении заявления Е
Представитель Управления Миграционной службы по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, направили отзыв, в котором просили рассмотреть заявление в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица- Управления Миграционной службы по Ставропольскому краю.
Заслушав объяснение, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в указанной сфере, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Строительные нормы и правила.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). Свобода выбора места жительства провозглашена и в Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 12) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Из статьи 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 35 (части 1 и 2), согласно которой право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, статьей 40 (часть 1), согласно которой каждый имеет право на жилище, а также статьей 57, обязывающей каждого платить законно установленные налоги и сборы, и статьей 59, закрепляющей защиту Отечества в качестве долга и обязанности граждан Российской Федерации, следует, что место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью, чем ни в коей мере не ограничивается его право на свободное передвижение и выбор места жительства.
Исходя из этого федеральный законодатель определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК Российской Федерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.
Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20), и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина (пункт 1 статьи 150), а Жилищный кодекс Российской Федерации в части 4 статьи 1 устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Согласно материалам гражданского дела, Е на основании договора дарения от 19.02. 2009 года, является собственником садового домика, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «<адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (запись о регистрации №).
Согласно выписки из Единого реестра от ДД.ММ.ГГГГ, в собственности Е находится земельный участок, площадью 446 кв.м., назначение - земли поселений, под садоводство и огородничество- запись №
Садовый домик представ_ляет собой нежилое строение общей площадью <данные изъяты> кв.м.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 части 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок определяется как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 г. № 7- П данный федеральный закон был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания в жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
В соответствии с письмом Министерства Регионального развития Российской Федерации от 05.09.2008 года № 19197-АД/14 в случае если жилые строения, расположенные на садовом земельном участкев установленном порядке признаны пригодными для постоянного проживания, на них распространяется действие пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 6.2 «Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю», утвержденного Приказом ФМС России № от ДД.ММ.ГГГГ г., одной из основных задач Управления является осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с п. 15.1 УФМС России по Ставропольскому краю осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона, гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6;
документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Согласно материалам дела, Е ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал своё постоянное место жительства по адресу: <адрес> в ст. <адрес>. В указанном доме, принадлежащем его отцу на праве собственности, он зарегистрирован постоянно, что подтверждается паспортом. В данном доме также зарегистрированы члены его семьи.
Суд отмечает, что в соответствии с договором безвозмездного пользования данным жилым помещением, принадлежащем отцу заявителя, ему безвозмездно предоставлено пользование жилым домом <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, ДД.ММ.ГГГГ, заявитель самостоятельно прекращает регистрационный учет в доме, предоставленном ему в безвозмездное пользование по причине того, что желает, чтобы суд признал его садовый домик пригодным для проживания, т.к. он желает зарегистрироваться именно в нем.
Данными документами подтверждается то обстоятельство, что заявитель в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" имеет постоянное место жительства по адресу, где он был зарегистрирован, данный дом предоставлен ему безвозмездно.
Прекращение регистрации в доме по причине того, чтобы зарегистрироваться в садовом домике, суд считает не имеющим правового значения, т.к. в установленном порядке заявитель не был лишен права пользования жилым домом.
Таким образом, суд считает установленным, что садовый домик в СТ « <адрес> не является единственным местом жительства заявителя.
При рассмотрении данного дела суд также отмечает, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, заявитель не доказал свои требования по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ).
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, при_ведённая в Постановлении от 14 апреля 2008 года №7-П, на которую ссылается заявитель, указывает на то, что единственным признаком необходимого для регистрации гражданина по месту жительства является признание строения, пригодного для постоянного прожи_вания, жилым, что осуществляется соответствующими органами местного са_моуправления при соблюдении требований, установленных градостроительным и жилищным законодательством в административном порядке.
Источниками регулирования отношений, связанных с переводом жилых помещений в нежилые и наоборот, является ЖЕ РФ, законодательство о градостроительной деятельности - Градостроительный кодекс РФ, другие федеральные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов федерации.
Статья 23 ЖК РФ регулирует порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
Статья 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предусматривает, что предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу "одного окна", в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
Организация деятельности многофункциональных центров осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом отмечается, что такой центр создан по решению субъекта Федерации в <адрес>: Муниципальное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" <адрес>, 357600, <адрес>, город-курорт <адрес>, <адрес>, при этом в свободном доступе находятся все данные о работе центра: часы работы, место нахождения,, телефон, сайт: тел. №, сайт: http://<данные изъяты>.
Заявитель сообщил, что в администрацию города и многофункциональный центр города он не обращался, т.к. полагает, что суд должен самостоятельно установить данный факт.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суды принимают заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и рассматривают их в порядке особого производства, если заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение.
Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, не может быть удовлетворено, если заявитель не исчерпал иные возможности для получения документов, удостоверяющих данный факт. Таким образом, заявитель обязан представить письменные доказательства, подтверждающие невозможность получения указанных в заявлении документов во внесудебном порядке.
Согласно объяснениям представителя администрации г. Ессентуки, данным в судебном заседании, а так же Постановлению администрации города-курорта Ессентуки от 19 января 2010 года № 102, в целях установления порядка признания жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания в г. Ессентуки во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 создана Межведомственная комиссия в обязанности которой, входят в том числе, вопросы признания жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания в г. Ессентуки.
Кроме того, как отмечено выше, в городе Ессентуки создан многофункциональный центр, в компетенцию которого входит решение таких вопросов.
Представитель администрации г. Ессентуки пояснил так же, что Межведомственная комиссия и центр занимаются вопросами перевода нежилых помещений, в жилые.
Таким образом, Е до обращения в суд с данным заявлением не исчерпал иные возможности признания садового домика жилым, пригодным для постоянного проживания и получения необходимых для регистрации документов во внесудебном порядке.
В позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 14 апреля 2008 года N 7-П, единственным признаком необходимого для регистрации гражданина по месту жительства является признание строения, пригодного для постоянного проживания, жилым.
Как указано выше, признание объекта недвижимости жилым помещением осуществляется соответствующими органами местного самоуправления при соблюдении требований, установленных градостроительным и жилищным законодательством либо в судебном порядке в соответствии с требованиями главы 28 ГПК РФ.
Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В техническом паспорте строения, принадлежащего Е указано, что на участке расположен садовый домик.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается заявителем, не имеется договора о вывозе бытовых отходов. Заявитель также не представил суду доказательств безопасности проживания в садовом домике, в том числе, безопасности элементов ограждающих и несущих конструкций дома, пожарной безопасности, возможности подъезда к дому пожарных машин. Не представил доказательств соответствия садового домика требованиям СП 55.13320.2011 "Свод правил. Дома жилые одноквартирные".
Предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации одновременно обязывает его соблюдать помимо градостроительных и строительных норм и правил требования пункта 2 статьи 260 данного Кодекса об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, заявитель должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих факт пригодности садового домика для постоянного проживания, заявителем не представлено. О назначении судебной экспертизы Е ходатайств не заявлял, несмотря на то, что суд разъяснил ему такое право и его обязанность доказать свои требования.
Действующим законодательством установлено, что объектами жилищных прав являются только жилые строения и гражданин может быть зарегистрирован лишь только в жилом помещении, отвечающем принципу пригодности для постоянного проживания.
То обстоятельство, что садовый домик фактически используется заявителем как жилой дом, не является подтверждающим пригодность спорного строения для постоянного проживания, т.к. не установлено его соответствие жилому помещению, соответствие нормам жилищного, градостроительного законодательства, утвержденным нормам и правилам.
Кроме того, как было указано выше, Е не соблюдены требования ст. 264 ГПК РФ.
При таком положении, оснований для удовлетворения заявления о признании садового домика пригодным для постоянного проживания у суда не имеется.
Каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих факт пригодности нежилого строения (садового дома) для постоянного проживания, истцом не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 268 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Е об установлении факта пригодности для постоянного места проживания садового домика, расположенного в СНТ «<адрес>, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Ессентукский городской суд.
Председательствующий: