ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-614/2016 от 12.10.2016 Павлоградского районного суда (Омская область)

дело № 2-614/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2016 года г.п. Павлоградка

Павлоградский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Косенко А.В.,

при секретаре Лысенко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Павлоградского района Омской области к ФИО1, Частному учреждению образовательной организации высшего образования «Омская гуманитарная академия», МБОУ ДО Павлоградского муниципального района Омской области «ДООФСЦ» о признании недействительным диплома о высшем профессиональном образовании,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1, Частному учреждению образовательной организации высшего образования «Омская гуманитарная академия» (далее по тексту - Омская гуманитарная академия) и к МБОУ ДО Павлоградского муниципального района Омской области «ДООФСЦ» (далее по тексту - МБОУ ДО «ДООФСЦ»). В обоснование заявленного иска указал, что ФИО1 с ***2008 по настоящее время работает в должности педагога дополнительного образования МБОУ ДО «ДООФСЦ». При этом он приобрел подложный диплом о среднем профессиональном образовании, который предоставил работодателю при устройстве на вышеуказанную работу. Кроме того, на основании указанного подложного диплома ***2011 он был зачислен на 1 курс заочной формы обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования (направление подготовки 050100.62 «Педагогическое образование»). ***2014 ФИО1 присуждена квалификация: «Бакалавр» по направлению «Педагогическое образование» и выдан диплом о высшем образовании. Прокурор считает, что ФИО1 получил высшее образование с нарушением установленного порядка его получения, так как среднее профессиональное образование он фактически не получал. Поэтому прокурор просил суд признать дипломы о среднем профессиональном образовании и о высшем образовании, выданные на имя ФИО1, недействительными; признать недействительным решение государственной аттестационной комиссии от ***2014 о присуждении ФИО1 квалификации: «Бакалавр» по направлению «Педагогическое образование» и выдаче диплома о высшем образовании. Без какого-либо правового обоснования своего требования прокурор также просил суд обязать директора МБОУ ДО «ДООФСЦ» расторгнуть трудовой договор от ***2008, заключенный с работником ФИО1 (л.д. 2-8).

В судебном заседании помощник прокурора Степанов К.Г. поддержал исковые требования в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в иске. Дополнительно указал правовые основания для удовлетворения требования прокурора: обязать директора МБОУ ДО «ДООФСЦ» расторгнуть трудовой договор от ***2008, заключенный с работником ФИО1, которые предусмотрены нормой ст. 81 ч. 1 п. 11 ТК РФ.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования в части признания диплома о среднем профессиональном образовании недействительным признал, в удовлетворении остальной части иска просил суд отказать.

Представитель ответчика ФИО1 - адвокат Глущенко И.А. в судебном заседании относительно предъявленного иска высказал аналогичную позицию, что и ФИО1, сослался на доводы, изложенные в представленных отзывах (л.д. 80-83).

Представитель ответчика Омской гуманитарной академии в судебном заседании ФИО2 в судебном заседании признала исковые требования в части признания недействительным диплома о среднем профессиональном образовании, выданного на имя ФИО1 Остальные требования не признала. Суду пояснила, что ФИО1 из диплома о среднем профессиональном образовании не переносились какие-либо зачеты и экзамены. ФИО1 был зачислен на 1 курс, проходил обучение по ускоренной форме сроком 03 года, вместо 4,5 лет. ФИО1 прослушал весь объем учебного материала, предусмотренный индивидуальным учебным планом, сдал все зачеты, контрольные, курсовые работы, промежуточные экзамены, а также выполнил и защитил выпускную работу на положительные оценки. По указанным причинам не имеется оснований полагать, что полученные ФИО1 знания в Омской гуманитарной академии не соответствуют диплому о высшем образовании.

Представители ответчика МБОУ ДО «ДООФСЦ» ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании признали исковые требования в части признания недействительным диплома о среднем профессиональном образовании, выданного на имя ФИО1, в удовлетворении остальных требований просили суд отказать, сослались на доводы, изложенные в представленном отзыве (л.д. 129-132).

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает необходимым частично удовлетворить иск по следующим основаниям.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований. Рассматривая данный иск, у суда не возникло сомнений в обоснованости его подачи прокурором.

Нормы ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливает, что федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения (ч. 2). Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ (ч.3). Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся (ч. 4).

В соответствии со ст. 13 п. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Приказом Минобразования РФ от 13.05.2002 № 1725 «Об утверждении Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки» были определены соответствующие Условия получения высшего профессионального образования в сокращенные сроки, которые действовали на момент зачисления ФИО1 в Омскую гуманитарную академию. Пункт 3 данных Условий предусматривал, что сокращенная основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее - сокращенная программа) может реализовываться высшим учебным заведением для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней. Сокращение сроков освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования осуществляется на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предшествующем этапе обучения. При этом под соответствующими профилями понимаются: - в среднем профессиональном и высшем профессиональном образовании - такие основные образовательные программы этих уровней профессионального образования, которые имеют близкие или одинаковые по наименованию общепрофессиональные и специальные дисциплины и учебные элементы в программах дисциплин; - в высшем профессиональном образовании - такие основные образовательные программы по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), которые близки по содержанию (до 55 - 60% и выше).

Пункт 4 Ускоренная основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее - ускоренная программа) может реализовываться вузом для лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу высшего профессионального образования за более короткий срок.

Пункт 6 Освоение лицами сокращенной или ускоренной программы осуществляется на добровольной основе на основании заявления поступающего или студента.

Пункт 17 Под переаттестацией в данном документе понимается оценка в баллах или зачетом знаний, умений и навыков студентов, окончивших образовательные учреждения среднего профессионального образования по дисциплинам и практикам в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования. Перед аттестацией студенту должна быть предоставлена возможность ознакомиться с программой дисциплины (практики), утвержденной вузом. Вуз должен также организовать в необходимом объеме занятия и (или) консультации перед переаттестацией ранее полученных знаний с учетом требований программ высшего профессионального образования. Переаттестация может проводиться путем собеседования или в иной форме, определяемой вузом. Пункт 18 Под перезачетом в данном документе понимается перенос дисциплины (раздела), практики, освоенных лицом при получении предыдущего высшего профессионального образования, с полученной оценкой или зачетом как изученных в документы об освоении программы получаемого высшего профессионального образования.

Пункт 19 Возможность переаттестации и перезачета определяется профильными кафедрами вуза (факультета). Сроки переаттестации, перезачета и график работы кафедр со студентами устанавливаются ректором (деканом факультета).

Пункт 20 Переаттестация и перезачеты оформляются локальным актом вуза (факультета). В нем указываются перечень и объемы переаттестованных или перезачтенных дисциплин и практик с оценкой или зачетом (в соответствии с формой промежуточной или итоговой аттестации, установленной учебным планом вуза по соответствующей основной образовательной программе с полным сроком обучения). Локальный акт может определять график ликвидации академической задолженности отдельными студентами, возникшей при переходе к обучению по индивидуальному учебному плану на основе разных образовательных программ предыдущего среднего профессионального или высшего профессионального образования. Для студентов заочной формы обучения в локальном акте должна быть установлена продолжительность сдачи зачетов и экзаменов в каждом учебном году в пределах, установленных действующим законодательством для ежегодных отпусков обучающимся по заочной форме обучения. Продолжительность сдачи зачетов и экзаменов в пятьдесят дней при обучении в сокращенные сроки может устанавливаться со второго курса. На основании личного заявления по решению соответствующих кафедр студенту могут быть переаттестованы или перезачтены ранее изученные дисциплины в качестве дисциплин, устанавливаемых вузом по выбору студента. Записи о переаттестованных или перезачтенных дисциплинах, разделах дисциплин вносятся в зачетные книжки студентов заведующими соответствующих кафедр или по их поручению преподавателями. При оформлении диплома о высшем профессиональном образовании переаттестованные или перезачтенные дисциплины вносятся в приложение к диплому. При переводе обучающегося в другой вуз или отчислении до завершения освоения образовательной программы записи о переаттестованных или перезачтенных дисциплинах вносятся в академическую справку или приложение к диплому о неполном высшем профессиональном образовании.

Аналогичные нормы, предусматривающие возможность получения высшего профессионального образования в сокращенные сроки, в настоящее время установлены Приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

Из представленных в материалы дела письменных доказательств усматривается, что диплом о среднем профессиональном образовании ФГОУ СПО «...», выданный ***2005 на имя ФИО1 является подложным, который ФИО1 приобрел у неустановленного органами предварительного расследования лица. Фактически ФИО1 по специальности: «...» не обучался, каких-либо зачетов и экзаменов в установленном порядке не сдавал. Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются решением суда, принятым в форме постановления о прекращении производства по уголовному делу от 26.04.2016 (л.д. 21-22, 133-134), а также пояснениями самого ответчика ФИО1 Учитывая, что названный выше диплом является подложным, его внешний вид и форма полностью соответствуют установленному законом образцу документа о наличии у его обладателя среднего профессионального образования, фактически находится у ФИО1, что не оспаривалось стороной ответчика, для целей пресечения его дальнейшего использования ФИО1, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования прокурора о признании данного диплома недействительным.

Рассматривая остальные исковые требования, суд указывает следующее.

В ходе судебного разбирательства дела установлено, что Приказом от ***2011 Омской гуманитарной академии ответчик ФИО1, на основании решения приемной комиссии, зачислен на первый курс заочной формы обучения после окончания высших и средне профессиональных учебных заведений (л.д. 20). Одним из оснований зачисления на данную форму обучения явилось то обстоятельство, что ФИО1 предъявил подложный диплом о среднем профессиональном образовании ФГОУ СПО «...», выданный ***2005 на его имя. ФИО1 обучался в Омской гуманитарной академии с 2011 по 2014 годы по программе обучения: ускоренная основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль подготовки: «Среднее общее образование», заочная форма обучения.

Омской гуманитарной академией перезачет дисциплин (т.е. перенос в диплом о высшем образовании дисциплин (раздела), практики, освоенных лицом при получении предыдущего образования с полученной оценкой или зачетом) из подложного диплома о среднем профессиональном образовании ФИО1 в его же диплом о высшем профессиональном образовании не производился. Доказательств обратного суду не представлено, стороной истца не оспаривалось.

На основании решения аттестационной комиссии от 24.10.2011, была проведена переаттестация (частичный зачет ранее освоенных в образовательном учреждении среднего профессионального образования часов по учебным дисциплинам), а именно основных (базовых) дисциплин: основы философии из 44 часов - переаттестовано 44 часа; образовательное право - из 32 часов переаттестовано 32 часа; русский язык и культура речи - из 56 часов переаттестовано 56 часов; иностранный язык - из 168 часов переаттестовано 108 часов; физическая культура - 168 часов переаттестовано 168 часов; основы экономики - из 64 часов переаттестовано 36 часов; основы социологии и политологии - из 48 часов переаттестовано 36 часов; математика и информатика - из 100 часов переаттестовано 80 часов; безопасность жизнедеятельности - из 68 часов переаттестовано 68 часов; всего из 748 часов - переаттестовано 628 часов (л.д. 23-29). Таким образом, ФИО1 не было переаттестовано каких-либо часов по специальным предметам (социальная педагогика, педагогическая психология и т.п.), по причине того, что его среднее профессиональное образование имело специальность: «...».

***2016 на студента ФИО1 Омской гуманитарной академией был составлен индивидуальный учебный план по образовательному стандарту от ***2009, квалификация: «Бакалавр», форма обучения: «заочная (ускоренное обучение)», срок обучения: «3 г.», по которому ФИО1 проходил обучение. Данный план был составлен в полном соответствии с рабочим учебным планом основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль подготовки: «Среднее общее образование», заочная форма обучения, срок обучения 4 г. 6 мес. (л.д. 106-115).

Все практики, предусмотренные вышеуказанным планом, курсовые работы сданы и защищены самостоятельно ФИО1, который также лично сдал все зачеты и экзамены, указанные в приложении к диплому о высшем профессиональном образовании (л.д. 88-91). Поскольку им была пройдена практика, сданы и защищены курсовые работы, а также были сданы все промежуточные зачеты и экзамены, он был допущен к защите выпускной квалификационной работы. ***2014 он лично защитил ранее им выполненную выпускную квалификационную работу на оценку «хорошо» (л.д. 27-28). Доказательств обратного стороной истца суду не представлено.

На основании решения государственной экзаменационной комиссии от ***2014, ФИО1 присвоена степень «Бакалавр» по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль подготовки: «Среднее общее образование» (л.д. 27-27), ***2014 выдан диплом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль подготовки: «Среднее общее образование», квалификация: «Бакалавр» (л.д. 88-97).

Анализируя изложенные обстоятельства дела во взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 был зачислен в Омскую гуманитарную академию по ускоренной форме обучения с нарушением установленной процедуры такого зачисления, поскольку он фактически не имел среднего профессионального образования. Однако суд считает, что данное обстоятельство не ведет к безусловному признанию недействительным решения государственной экзаменационной комиссии от ***2014 о присвоении ФИО1 степени «Бакалавр», и недействительности его диплома о высшем профессиональном образовании. Так, в ходе разбирательства дела судом установлено, что ФИО1 лично прошел учебную практику, сдал и защитил курсовые работы, сдал на положительные оценки все установленные промежуточные зачеты и экзамены, предусмотренные его индивидуальным учебным планом, он также был допущен к защите выпускной квалификационной работы, которую защитил на положительную оценку. Поэтому суд считает, что он надлежащим образом, в т.ч. посредством самостоятельного изучения того объема часов учебных дисциплин, которые ему были переаттестованы, освоил программу бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль подготовки: «Среднее общее образование», что достоверно подтверждено его итоговыми зачетами и положительными оценками по экзаменам.

Само по себе самостоятельное освоение (изучение) образовательных дисциплин, получение высшего профессионального образования в сокращенные сроки (по ускоренным программам) не запрещено действующим законодательством об образовании в РФ, даже при наличии у студента диплома (аттестата) о среднем общем образовании. Стороной истца суду не представлено доказательств наличия существенных пробелов в профессиональных знаниях у ФИО1 при освоении им вышеуказанной программы бакалавриата из-за переаттестации часов учебных дисциплин по подложному диплому.

Не подлежит удовлетворению требование прокурора обязать директора МБОУ ДО «ДООФСЦ» расторгнуть трудовой договор от ***2008, заключенный с работником ФИО1, как не основанное на нормах материального права по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что по заключенному трудовому договору от ***2008 по настоящее время ФИО1 работает у ответчика МБОУ ДО «ДООФСЦ» (ранее - МОУ ДОД «ДЮКФП») в должности педагога дополнительного образования (л.д. 12-17).

Нормы ст. 81 ч. 1 п. 11 ТК РФ, на которые сослался помощник прокурора Степанов К.Г., определяют, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора.

Из буквального содержания указанной нормы права следует, что работодателю предоставлено такое право, а не является его обязанностью при выявлении факта предоставления работником подложного документа при трудоустройстве расторгать с таким лицом трудовой договор. Кроме того, представители МБОУ ДО «ДООФСЦ» в настоящем судебном заседании заявили, что они намерены продолжать трудовые отношения с ФИО1 в прежней его должности. Судом установлено, что ***2016 ФИО1 прошел аттестацию на предмет соответствия занимаемой должности - педагога дополнительного образования (л.д. 93-94), с места работы характеризуется исключительно положительно (в том числе его профессиональные знания и умения) (л.д. 98-100), имеет высшее профессиональное образование по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (л.д. 88-97). При таком положении дела заявленное исковое требование не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования прокурора Павлоградского района Омской области удовлетворить частично.

Признать диплом о среднем профессиональном образовании ФГОУ СПО «...», выданный ***2005 на имя ФИО1, - недействительным.

В остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Павлоградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Косенко