ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-614/2022 от 05.09.2022 Богучанского районного суда (Красноярский край)

№ 2-614/2022

УИД 24RS0007-01-2022-000778-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 сентября 2022 года с. Богучаны Красноярского края

Богучанский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Полюдовой О.А.

при секретаре Никитиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гутман З.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Стройтрансгаз Трубопроводстрой» о взыскании индексации заработной платы, выходного пособия при увольнении.

УСТАНОВИЛ:

Гутман З.Н. обратилась в суд и, уточнив исковые требования в части взыскиваемых сумм, просит взыскать индексацию заработной платы за период с 08 ноября 2016 года по 13 октября 2021 года в размере 213 536 рублей 05 коп., единовременное пособие в связи с выходом на пенсию в размере 285 000 рублей. Свои требования мотивирует тем, что с 08.11.2016 по 13.10.2021 работала в ООО «Стройтрансгаз-Трубопроводстрой» в должности кладовщика 2 разряда. Как указывает истец, в нарушение требований трудового законодательства, при увольнении ей не были выплачены индексация заработной платы за отработанный период и пособие в связи с выходом на пенсию.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Стройтрансгаз Трубопроводстрой» по доверенности Архипцева Н.П. исковые требования не признала, поскольку в обществе отсутствуют локальные акты, предусматривающие выплату индексации и пособия в связи с выходом на пенсию, а работникам ежемесячно выплачиваются премии.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации указано, в том числе право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации в том числе включены меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, а также ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Согласно статье 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В силу правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики N 4 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15 ноября 2017 года по смыслу статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.

На основании положений частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Ввиду изложенного при разрешении споров работников с работодателями, не получающими бюджетного финансирования, по поводу индексации заработной платы подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающие системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в организациях, не получающих бюджетного финансирования.

Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации следует, что статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации установлена императивная обязанность работодателей, в том числе не относящихся к бюджетной сфере, осуществлять индексацию заработной платы работников в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности.

При этом порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.

Исходя из буквального толкования положений статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.

Из материалов дела следует, что приказом -лс от 08 ноября 2016 года Гутман З.Н. принята на работу в ООО «Стройтрансгаз Трубопроводстрой» в Отдел складского хозяйства и контроля хранения МТР, …, обособленное подразделение «Ленск» на должность кладовщика 2 разряда, установлена тарифная ставка 57,23 рубля. Действие трудового договора прекращено, Гутман З.Н. уволена по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, в связи с выходом на пенсию и ей выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск, что подтверждается приказом -у от ДД.ММ.ГГГГ.

08 ноября 2016 года между ООО «Стройтрансгаз Трубопроводстрой» (работодатель) и Гутман З.Н. (работник) заключен трудовой договор , по условиям которого последняя принята на работу по должности кладовщик 2 разряда, место работы обособленное подразделение «Ленск» с местонахождением в Республике Саха (Якутия) , метод работы – вахтовый в соответствии с графиком работ Вахта (п.п. 1.1-1.5 договора).

Пунктом 4.1 договора установлена часовая тарифная ставка в размере 57,23 рубля в час. Заработная плата выплачивается два раза в месяц – 15 и 30 числа каждого месяца, путем перечисления на текущий счет, открытый в банке (п.п.4.2, 4.4 договора).

Размер и порядок выплаты премии, компенсации и других вознаграждений (выплат) регулируется Положением об оплате труда и иными нормативными актами работодателя (п. 4.6 договор).

С трудовым договором, Положением об оплате труда Гутман З.Н. была ознакомлена, что подтверждается ее подписью.Согласно Положению об оплате труда работников ООО «Стройтрансгаз Трубопроводстрой», утвержденного 25.11.2015, в обществе действует повременно-премиальная система оплаты труда (п. 2.1.). Пунктом 3.1 закреплено, что премирование работников общества осуществляется исходя из финансовых результатов работы общества, размер премии устанавливается приказом директора общества (п. 3.1). Разделом 5 урегулированы выплаты компенсаций, а именно за работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; оплата за сверхурочно время (ст. 152 ТК РФ); при суммированном учете рабочего времени (ст. 104 ТК РФ); оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ); в ночное время; при совмещении профессий (должностей); оплата труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно ведомостям на пополнение счетов сотрудников, представленным ответчиком за период с ноября 2016 года по 15 сентябрь 2021 года заработная плата Гутман З.Н. выплачивалась в даты, определенные трудовым договором – 15 и 30 (31) числа каждого месяца, 13.10.2021 – выплачен расчет при увольнении.

Из расчетных листков следует, что с декабря 2016 года по дату увольнения истцу выплачивалась месячная премия (TPS).

В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Согласно ч. 4 ст. 178 Трудового кодекса РФ трудовым договором могут предусматриваться дополнительные случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

Статьей 178 Трудового кодекса РФ предусмотрены гарантии при увольнении сотрудников в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса)

В силу приведенных выше положений действующего трудового законодательства выплата работнику компенсаций, в том числе связанных с расторжением заключенного с ним трудового договора, должна быть предусмотрена законом или действующей в организации системой оплаты труда, устанавливаемой коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Кроме того, случаи предоставления гарантий и компенсаций предусмотрены в ст. 165 Трудового кодекса Российской Федерации. Данной статьей установлено, что компенсации предоставляются, в том числе в некоторых случаях прекращения трудового договора.

Однако возможность предусматривать иные, помимо указанных в ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации, случаи выплаты выходного пособия не означает, что право на установление таких выплат ничем не ограничено.

Именно исходя из указанного принципа о целевом назначении выходного пособия в Трудовом кодексе Российской Федерации и предусмотрены случаи выплаты выходного пособия (компенсации), а именно - при вынужденном прекращении работы не по вине работника, в частности, ч. 3 ст. 84, ч. 1 - 3 ст. 178, ст. ст. 181, 279, 318, 375 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что в ООО «Стройтрансгаз Трубопроводстрой» действительно отсутствует локальный нормативный акт, напрямую предусматривающий порядок индексации заработной платы работников. Индексация заработной платы работников общества происходит путем выплаты ежемесячных премий в целях повышения уровня реального содержания заработной платы и ее покупательной способности.

Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, на протяжении всего периода работы Гутман З.Н. в ООО «Стройтрансгаз Трубопроводстрой» ей выплачивались ежемесячно премии. При этом реальная заработная плата Гутман З.Н. превышала уровень потребительских цен и уровень инфляции, что подтверждается расчетными листками.

Таким образом, суд, разрешая настоящий спор, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом указанных требований закона, приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку путем выплаты ежемесячных премий Гутман З.Н. осуществлялось повышение уровня реального содержания заработной платы, работодателем был избран именно такой механизм индексации заработной платы работников общества в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, ответчиком не было нарушено законное право истца на индексацию заработной платы, а требуемое истцом пособие в связи с выходом на пенсию, не мотивировано по смыслу ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации, не предусмотрено действующим трудовым законодательством, не является компенсационной либо гарантированной выплатой и не направлено на возмещение работникам затрат, связанных с исполнением им трудовых или иных обязанностей.

При этом, Гутман З.Н. в день выплаты заработной платы достоверно знала о нарушении своих трудовых прав в связи с ежемесячным получением заработной платы без начисления индексации заработной платы, истцу было известно о размере своей заработной платы, которая зачислялась ежемесячно ответчиком своевременно и на карточный счет сотрудника с ноября 2016 года до момента ее увольнения из ООО «Стройтрансгаз Трубопроводстрой», руководствуясь положениями статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что исчисление срока давности для обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате следует производить помесячно применительно к каждому платежу по выплате заработной платы.

Кроме того, отсутствие в локально-нормативных актах и соглашениях ответчика положений об индексации, при наличии реального повышения заработной платы Гутман З.Н., превышающего уровень потребительских цен и уровень инфляции, не нарушает права последней на вознаграждение за труд.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Гутман З.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Стройтрансгаз Трубопроводстрой» о взыскании индексации заработной платы, выходного пособия при увольнении, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья

Богучанского районного суда подпись О.А. Полюдова

Мотивированное решение составлено 10 сентября 2022 года.