ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-614//17 от 04.12.2017 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

Мотивированное решение изготовлено: 04 декабря 2017 года.

Дело № 2-614//2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Переяславка 27 ноября 2017 года

Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе: председательствующего судьи О.М. Красногоровой, при секретаре В.Ю. Желудковой, представителей истца прокурора района имени Лазо Хабаровского края В.Г. Хана и помощника прокурора района имени Лазо Хабаровского края А.С. Примак, представителя ответчиков Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, МБДОУ детский сад № 31 с. Святогорье, МБОУ СОШ п. Сита, МБДОУ детский сад № 4 п. Переяславка, МБДОУ детский сад № 10 п. Хор, МБОУ ООШ п. Долми, МБДОУ детский сад № 33 с. Георгиевка, МБОУ СОШ п. Обор, МБДОУ детский сад № 38 п. Сукпай, МБОУ СОШ п. Золотой, МБОУ СОШ с. Бичевая, МБОУ ООШ с. Солонцовый, МБДОУ детский сад № 8 с. Киинск, МБДОУ детский сад № 11 п. Переяславка, МБДОУ детский сад № 14 п. Мухен, МБДОУ детский сад № 17 п. Хор, МБОУ НОШ р.п. Переяславка, МБОУ СОШ № 1 р.п. Переяславка, МБОУ СОШ № 2 р.п. Переяславка, МБОУ СОШ п. Сукпай, МБДОУ детский сад № 20 с. Дрофа, МБОУ СОШ р.п. Мухен, МБОУ СОШ п. Сидима, МБДОУ детский сад № 5 р.п. Хор, МБОУ СОШ п. Дурмин, МБДОУ детский сад № 37 с. Полётное, МБОУ СОШ с. Полётное, МБДОУ детский сад № 9 с. Черняево, МБОУ СОШ с. Черняево, МБОУ СОШ № 3 р.п. Хор, МБДОУ детский сад № 7 р.п. Переяславка, МБОУ СОШ с. Георгиевка Матушкиной Е.Г., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района имени Лазо Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду № 31 с. Святогорье муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду № 10 р.п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе п. Сита муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду № 4 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе п. Долми муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду № 33 с. Георгиевка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе п. Обор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду № 7 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 1 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе п. Сукпай муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному дошкольному учреждению детскому саду № 20 с. Дрофа муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Соколовка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе р.п. Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе п. Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду № 5 р.п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе п. Дурмин муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду № 38 п. Сукпай муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду № 37 с. Полетное муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду № 9 с. Черняево муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе п. Золотой муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Черняево муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Бичевая муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школе п. Солонцовый муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Полетное муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду № 8 с. Киинск муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду № 11 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду № 14 р.п. Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детскому саду № 17 р.п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению начальной общеобразовательной школе р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 2 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Георгиевка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 3 р.п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Управлению образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Истец прокурор района имени Лазо Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведённой проверки исполнения законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение общедоступности, обязательности, бесплатности и безопасности общего образования детей, установлено, что в нарушение положений статей 41, 42 Конституции РФ, пункта 15 части 3, пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статей 20, 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», приказа Минэнерго РФ от 30 июня 2003 года № 280 «Об утверждении Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций» в зданиях, занимаемых ответчиками, отсутствуют устройства молниезащиты. В связи с тем, что выявленные нарушения федерального законодательства влекут нарушение прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создают опасные условия для обучения, содержания несовершеннолетних, а точный круг несовершеннолетних, права которых могут быть нарушены, установить невозможно, просит возложить на ответчиков – образовательные учреждения обязанность оборудовать занимаемые ими здания устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны, в соответствии с разработанным проектом устройством в срок до 01 марта 2018 года. По изложенным доводам на Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края истец просит возложить обязанность по финансированию данных мероприятий.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ принято уменьшение истцом размера исковых требований в части исключения из искового заявления требования о возложении обязанности по оборудованию устройством молниезащиты зданий МБДОУ детский сад № 20 с. Дрофа, МБДОУ детский сад № 17 р.п. Хор, МБДОУ детский сад № 11 р.п. Переяславка, МБДОУ детский сад № 9 с. Черняево, МБОУ СОШ с. Бичевая, МБОУ СОШ п. Сукпай.

Представитель МБОУ СОШ с. Соколовка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, надлежащим образом уведомленный о дате и месте рассмотрения дела, в суд не прибыл, о причинах своей неявки не уведомил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал.

При таких обстяотельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, поскольку препятствий к этому не имеется.

В судебном заседании представители истца окончательные заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнив, что в соответствии с приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года № 6 «Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» указанные правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В, а образовательные учреждения подпадают под эту категорию. Кроме того, в соответствии с приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280 «Об утверждении Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций» при разработке проектов зданий, сооружений и промышленных коммуникаций необходимо также руководствоваться требованиями других действующих норм, правил, инструкций, государственных стандартов, в том числе приказа Минэнерго России № 6 от 13 января 2003 года.

Представитель ответчика Управления образованием администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края с окончательными исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, расценила их в качестве необоснованных, суду пояснила, что данные требования являются заведомо невыполнимыми относительно сроков выполнения обязанностей. Кроме того, как установлено статьёй 50 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», устройство молниезащиты не является обязательным условием обеспечения пожарной безопасности здания, а всего лишь служит одним из способов достижения данной цели. Органами пожарной безопасности и технадзора обследуется каждое образовательное учреждение, что позволяет обеспечить требуемый уровень пожарной безопасности. Кроме того, МБДОУ детский сад № 10 п. Хор, МБДОУ детский сад № 5 п. Хор оборудованы заземлением, обеспечены пожарно-охранной системой. Дополнительных требований в этой части от органов пожарного и технического надзора не поступало. В остальных образовательных учреждениях либо наблюдается аналогичная ситуация, либо система молниезащиты установлена. Доказательств того, что состояние рассматриваемых объектов не соответстует требованиям пожарной безопасности, прокурором не представлено. В подтверждение своих доводов представителем ответчиков к материалам дела приобщены документы о наличии в некоторых зданиях, занимаемых образовательными учреждениями, систем молниезащиты.

Кроме того, в МБОУ СОШ с. Полётное во время замены кровли в <данные изъяты> году был произведён ремонт системы молниезащиты, однако документы, подтверждающие данный факт, отсутствуют. Представила акт на выполнение работ-услуг от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в здании МБОУ СОШ с. Полётное выполнены работы по сооружению системы молниезащиты. Ответчиком признан факт отсутствия системы молниезащиты только в здании МБДОУ детский сад № 20 с. Дрофа.

Привлеченный в порядке статьи 188 Гражданского процессуального кодекса РФ в качестве специалиста главный государственный инспектор отдела энергетического надзора Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Копарейкин А.Ф. суду дал следующую консультацию. Так, каждое здание должно быть оборудовано системой молниезащиты независимо от наличия других противопожарных систем. Факт наличия в здании устройства молниезащиты подтверждается документами – проектом молниезащиты, протоколом испытания измерений заземляющего устройства и металлосвязей этих заземлений. Наличие данных документов является обязательным. При их утрате, когда зданию учреждения более 30-40 лет, требуется только протокол испытаний, которые проводятся один раз в год. Вместе с тем, протокол испытаний свидетельствует о том, что молниезащита работает, но в протоколе не содержится сведений о потребности здания в той или иной степени молниезащиты. Указанные сведения отражены в проекте. Проектная документация может быть восстановлена по решению собственника здания и проектной организации.

Выслушав представителей сторон, получив консультацию специалиста, исследовав письменные материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.

Сатьями 41 и 43 Конституции РФ гарантировано право каждого на охрану здоровья и на образование.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 указанного Федерального закона образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Пунктом 2 части 6 статьи 28 этого же Федерального закона установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции, за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).

Таким образом, на образовательные организации возложена обязанность по соблюдению всех действующих нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере обеспечения безопасности как работников, так и воспитанников образовательных учреждений, в том числе в сфере пожарной безопасности.

В статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность определена как состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» данный Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Статьёй 50 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ предусмотрено, что исключение условий образования в горючей среде (или внесения в неё) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими способами, среди которых устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.

В статье 2 названного Федерального закона пожарная безопасность определена как состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Следовательно, по смыслу данного закона диспозитивность в выборе способов исключения условий образования в горючей среде источников зажигания не означает произвольности принятия решения о применении того или иного способа защиты вне зависимости от реальности той или иной угрозы пожарной безопасности.

Выбор способа предотвращения пожара должен быть обусловлен характером угрозы возникновения пожара, и при наличии конкретной угрозы выбор соответствующего способа защиты от неё становится обязательным.

Исходя из смысла статьи 20 Федерального закона «О пожарной безопасности», нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, в том числе подзаконных

На основании статьи 37 этого же Федерального закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Поскольку удар молнией является опасным для всех видов зданий и сооружений, данное обстоятельство обусловило принятие Минэнерго РФ приказа от 30 июня 2003 года № 280 «Об утверждении Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций», где сказано, что данная инструкция распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Она предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.

В соответствии с разделом 2.2 названной инструкции непосредственное опасное воздействие молнии – это пожары, механические повреждения, травмы людей и животных, а также повреждения электрического и электронного оборудования. Последствиями удара молнии могут быть взрывы и выделение опасных продуктов – радиоактивных и ядовитых химических веществ, а также бактерий и вирусов. При строительстве и реконструкции для каждого класса объектов требуется определить необходимые уровни надежности защиты от прямых ударов молнии.

Исходя из вышеизложенного, удар молнии представляет угрозу не только для пожарной безопасности, но и с точки зрения других последствий воздействия этого природного явления.

В связи с этим Инструкцией введено понятие молниезащитной системы, которая представляет собой систему, позволяющую защитить здание или сооружение от воздействий молнии.

Инструкцией предусмотрено, что во всех организациях и предприятиях независимо от форм собственности рекомендуется иметь комплект эксплуатационно-технической документации молниезащиты объектов, для которых необходимо устройство молниезащиты.

Комплект эксплуатационно-технической документации молниезащиты содержит: пояснительную записку; схемы зон защиты молниеотводов; рабочие чертежи конструкций молниеотводов (строительная часть), конструктивных элементов защиты от вторичных проявлений молнии, от заносов высоких потенциалов через наземные и подземные металлические коммуникации, от скользящих искровых каналов и разрядов в грунте; приёмочную документацию (акты приёмки в эксплуатацию устройств молниезащиты вместе с приложениями: актами на скрытые работы и актами испытаний устройств молниезащиты и защиты от вторичных проявлений молнии и заноса высоких потенциалов).

Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» установлены категоричные требования о том, что потребитель обязан обеспечить проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учёта электрической энергии (пункт 1.2.2).

Пунктом 2.8.2 Правил установлено, что при приёмке после монтажа устройств молниезащиты Потребителю должна быть передана следующая техническая документация: технический проект молниезащиты, утверждённый в соответствующих органах, согласованный с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны; акты испытания вентильных разрядников и нелинейных ограничителей напряжения до и после их монтажа; акты на установку трубчатых разрядников; протоколы измерения сопротивлений заземления разрядников и молниеотводов.

У потребителей должны храниться следующие систематизированные данные: о расстановке вентильных и трубчатых разрядников и защитных промежутках (типы разрядников, расстояния до защищаемого оборудования), а также о расстояниях от трубчатых разрядников до линейных разъединителей и вентильных разрядников; о сопротивлении заземлителей опор, на которых установлены средства молниезащиты, включая тросы; о сопротивлении грунта на подходах линий электропередачи к подстанциям; о пересечениях линий электропередачи с другими линиями электропередачи, связи и автоблокировки, ответвлениях от ВЛ, линейных кабельных вставках и о других местах с ослабленной изоляцией. На каждое открытое распределительное устройство должны быть составлены очертания защитных зон молниеотводов, прожекторных мачт, металлических и железобетонных конструкций, в зоны которых попадают открытые токоведущие части.

На основании установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что каждое здание, занимаемое образовательными учреждениями, должно быть оборудовано системой молниезащиты, позволяющей обеспечить безопасность как работников этих организаций, так и обучающихся в них лиц. Наличие такой системы, согласно положениям вышеуказанных Инструкции и Правил, может быть и должно подтверждаться соответствующей документацией, которая подлежит хранению в данных организациях.

Ссылка представителя ответчиков в обосновании возражений против иска на Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года № 6, согласно пункту 1.1.2. которых данные Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители), о том, что они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно, является несостоятельной.

Так, Инструкцией по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87 регламентируется, что устройство молниезащиты обязательно при одновременном выполнении условий, записанных в графах 3 и 4 (в местностях со средней продолжительностью гроз 20 ч в год и более; зона Б) таблицы I, в которой пунктом 15 установлено, что это общественные здания III-V степеней огнестойкости следующего назначения: детские дошкольные учреждения, школа и школы-интернаты, стационары лечебных учреждений, спальные корпуса и столовые учреждений здравоохранения и отдыха, культурно-просветительные и зрелищные учреждения, административные здания, вокзалы, гостинцы, мотели и кемпинги.

Поскольку ответчиками в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ о распределении бремени доказывания между сторонами в гражданском процессе не представлено доказательств того, что здания, занимаемые МБДОУ детский сад № 31 с. Святогорье, МБОУ СОШ п. Сита, МБДОУ детский сад № 4 п. Переяславка, МБДОУ детский сад № 10 п. Хор, МБОУ ООШ п. Долми, МБДОУ детский сад № 33 с. Георгиевка, МБОУ СОШ п. Обор, МБОУ СОШ с. Соколовка, МБДОУ детский сад № 38 п. Сукпай, МБОУ СОШ п. Золотой, МБОУ ООШ с. Солонцовый, МБДОУ детский сад № 8 с. Киинск, МБДОУ детский сад № 14 п. Мухен, МБОУ НОШ р.п. Переяславка, МБОУ СОШ № 1 р.п. Переяславка, МБОУ СОШ № 2 р.п. Переяславка, МБОУ СОШ р.п. Мухен, МБОУ СОШ п. Сидима, МБДОУ детский сад № 5 р.п. Хор, МБОУ СОШ п. Дурмин, МБДОУ детский сад № 37 с. Полетное, МБОУ СОШ с. Черняево, МБДОУ детский сад № 7 р.п. Переяславка, МБОУ СОШ с. Георгиевка, не относятся к зданиям, указанным в пункте 15 таблицы I Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87, а также оборудованы системами молниезащиты, суд считает требования прокурора о возложении на данные учреждения обязанности оборудовать здания такой системой обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, в материалах дела имеются документы, согласно которым здание МБОУ СОШ № 3 п. Хор по адресу: <адрес> в соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ оборудовано внешней молниезащитой.

Далее, согласно акту на выполнение работ-услуг от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> году в здании МБОУ СОШ с. Полётное муниципального района имени Лазо Хабаровского края по адресу: <адрес> установлена система молниезащиты в виде контура заземления из трёх электродов, молниезащитного троса, прокладки заземляющей полосы по стенам, конструкциям, траверса молниезащиты.

Поскольку истцом не представлено доказательств того, что указанные работы не проведены либо установленные системы молниезащиты не соответствуют требованиям пожарной либо иного вида безопасности, суд считает, что в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности оборудовать данные здания системой молниезащиты надлежит отказать.

Также представителем ответчиков не доказано, что МБДОУ детский сад № 31 с. Святогорье, МБОУ СОШ п. Сита, МБДОУ детский сад № 4 п. Переяславка, МБДОУ детский сад № 10 п. Хор, МБОУ ООШ п. Долми, МБДОУ детский сад № 33 с. Георгиевка, МБОУ СОШ п. Обор, МБОУ СОШ с. Соколовка, МБДОУ детский сад № 38 п. Сукпай, МБОУ СОШ п. Золотой, МБОУ ООШ с. Солонцовый, МБДОУ детский сад № 8 с. Киинск, МБДОУ детский сад № 14 п. Мухен, МБОУ НОШ р.п. Переяславка, МБОУ СОШ № 1 р.п. Переяславка, МБОУ СОШ № 2 р.п. Переяславка, МБОУ СОШ р.п. Мухен, МБОУ СОШ п. Сидима, МБДОУ детский сад № 5 р.п. Хор, МБОУ СОШ п. Дурмин, МБДОУ детский сад № 37 с. Полетное, МБОУ СОШ с. Полётное, МБОУ СОШ с. Черняево, МБОУ СОШ № 3 р.п. Хор, МБДОУ детский сад № 7 р.п. Переяславка, МБОУ СОШ с. Георгиевка, МБДОУ детский сад № 20 с. Дрофа, МБДОУ детский сад № 17 п. Хор, МБДОУ детский сад № 11 п. Переяславка, МБДОУ детский сад № 9 с. Черняево, МБОУ СОШ с. Бичевая, МБОУ СОШ п. Сукпай имеют технический проект молниезащитного устройства, согласованный с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны, в связи с чем, исходя из правила об обязательности наличия в учреждении такой документации, исковые требования прокурора в части необходимости её оформления и получения тоже подлежат удовлетворению.

Относительно исковых требований о возложении на Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края обязанности обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию зданий образовательных учреждений системой молниезащиты установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 8 части 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ образовательные организации, являющиеся ответчиками по настоящему делу, выступают в гражданских правоотношениях как самостоятельные юридические лица, созданные в форме муниципальных учреждений.

На основании части 1 статьи 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно частям 1 и 2 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

В соответствии с частью 1 статьи 102 Гражданского кодекса РФ образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.

На основания части 3 статьи 48, абзаца 2 части 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ муниципальные учреждения относятся к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закреплённое собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

В части 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ сказано, что Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 Гражданского кодекса РФ, несёт собственник соответствующего имущества. Частью 5 этой же статьи установлено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретённого бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счёт каких средств оно приобретено.

Таким образом, на основании анализа вышеприведённых норм Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации», «О пожарной безопасности», «О некоммерческих организациях» в их взаимосвязи можно сделать вывод, что муниципальные образовательные учреждения являются юридическими лицами, созданными в целях оказания образовательных услуг, наделённые в связи с этим соответствующими имуществом и полномочиями. В связи с этим образовательные муниципальные учреждения обладают совокупностью прав и обязанностей, реализуя и исполняя которые, каждое из них функционирует как единый комплекс, призванный решить стоящие перед ним задачи, в том числе по обеспечению безопасности лиц, задействованных в образовательном процессе, с использованием как имущества, предоставленного в его владение и пользование учредителем, так и собственного имущества.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несёт собственник.

Под бременем содержания имущества, возложенным на собственника, следует понимать обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.

Вместе с тем, здания, в которых располагаются образовательные учреждения, закреплены за ними на праве оперативного управления, содержание которого раскрывается в части 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ, где сказано, что учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Статьями 296, 298 Гражданского кодекса РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы по его содержанию.

Следовательно, обязанность по оборудованию зданий, в которых расположены образовательные учреждения, являющиеся ответчиками по настоящему гражданскому делу, системами безопасности, в том числе системами молниезащиты, возложена на сами учреждения, как на законных владельцев данного имущества.

Указанное не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации, поскольку, как отмечено выше, бюджетное учреждение создаётся именно в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Именно бюджетные учреждения являются инструментом реализации этих полномочий с предоставлением им необходимых прав и обязанностей.

Принимая во внимание, что основной целью деятельности образовательных учреждений является образовательная деятельность, учреждение должно обеспечить безопасность пребывания в нём как детей, так и работников данного учреждения, используя для этого все, предусмотренные законодательством Российской Федерации, средства.

Учитывая, что, как установлено в судебном заседании, оборудование зданий устройством молниезащиты является обязательным и входит в систему мер по обеспечению безопасности, мероприятия по установлению системы молниезащиты должны быть выполнены самими образовательными учреждениями, в связи с чем обязанность профинансировать такие мероприятия на учредителя этих учреждений Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края возложена быть не может.

Ссылка истца на положения пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пункт 11 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как на устанавливающие обязанность учредителей образовательных учреждений отдельно финансировать мероприятия, связанные с выполнением работ по оборудованию зданий, занимаемых образовательными учреждениями, системами безопасности, в том числе системами молниезащиты, необоснованны, поскольку, учреждая соответствующее муниципальное учреждение, администрация органа местного самоуправления возложила обязанность по обеспечению безопасного предоставления услуги в области образовательной деятельности на саму учреждённую организацию, наделив её для этого необходимым имуществом и осуществляя финансирование самой организации по направлениям её деятельности.

Кроме того, в противоречие с заявленным требованием о возложении обязанности по финансированию оборудования зданий образовательных учреждений системой молниезащиты на их учредителя, истец сослался на положения пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором сказано, что создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации относится к компетенции самой образовательной организации.

Всё вышесказанное находит своё подтверждение в статье 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», согласно которой ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Исходя из буквального толкования абзаца 2 пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ, следует, что субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения возникает при определенных правовых основаниях, установленных законодателем, в связи с чем, собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого бюджетного учреждения, которые связаны с причинением вреда гражданам.

Следовательно, субсидиарная ответственность возникает в силу закона, чего в настоящем деле судом не установлено.

Таким образом, исковые требования о возложении обязанности профинансировать мероприятия по оборудованию зданий, занимаемых образовательными учреждениями, удовлетворению не подлежат.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Пунктом 17 Приказа Минобрнауки РФ № 1015 от 30 августа 2013 года (в редакции от 17 июля 2015 года) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» предусмотрено, что учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы.

Проанализировав все собранные по делу доказательства, а также с учетом сроков, предусмотренных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», отсутствия учащихся в школах в период времени с 01 июня по 31 августа 2018 года, небольшой наполняемости детских садов детьми в указанный период времени и принципа разумности, суд приходит к выводу, что оптимальный срок, в течение которого ответчики смогут устранить указанные нарушения Законов, является срок по 31 августа 2018 года включительно.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора района имени Лазо Хабаровского края в защиту неопределенного круга лиц - удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 31 с. Святогорье муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 10 р.п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу п. Сита муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 4 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основную общеобразовательную школу п. Долми муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 33 с. Георгиевка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу п. Обор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 7 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 1 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Соколовка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу р.п. Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу п. Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 5 р.п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу п. Дурмин муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 38 п. Сукпай муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 37 с. Полетное муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу п. Золотой муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Черняево муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основную общеобразовательную школу п. Солонцовый муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 8 с. Киинск муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 14 р.п. Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальную общеобразовательную школу р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 2 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Георгиевка муниципального района имени Лазо Хабаровского края обязанность оборудовать здания, занимаемые данными образовательными учреждениями, устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утверждённой приказом Минэнерго от 30 июня 2003 года № 280.

Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 31 с. Святогорье муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 10 р.п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу п. Сита муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 4 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основную общеобразовательную школу п. Долми муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 33 с. Георгиевка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу п. Обор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 7 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 1 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Соколовка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу р.п. Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу п. Сидима муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 5 р.п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу п. Дурмин муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 38 п. Сукпай муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 37 с. Полетное муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу п. Золотой муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Черняево муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основную общеобразовательную школу п. Солонцовый муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 8 с. Киинск муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 14 р.п. Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальную общеобразовательную школу р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 2 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Георгиевка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 3 р.п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Полетное муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 20 с. Дрофа муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 17 р.п. Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 11 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу с. Бичевая муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу п. Сукпай муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 9 с. Черняево муниципального района имени Лазо Хабаровского края обязанность в срок по 31 августа 2018 года оформить и получить технический проект молниезащиты, согласованный с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства.

В удовлетворении исковых требований в остальной части прокурору района имени Лазо Хабаровского края – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий О.М. Красногорова