ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-615(1 от 23.09.2019 Базарно-карабулакского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-615(1)/2019

64RS0008-01-2019-000750-44

Решение

именем Российской Федерации

23 сентября 2019 года рабочий поселок Базарный Карабулак

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Лаптева Д.Г., при секретаре Темновой И.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области – Серова Р.Н.,

истцов: ФИО5, ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов ФИО2, ФИО1, ФИО4 и ФИО3 к администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, о признании незаконным решения жилищной комиссии по вопросам постановки на учет граждан, нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий,

установил:

прокурор Базарно-Карабулакского района Саратовской области обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указывает, что на основании заявления ФИО6 от 30.04.2013 года в соответствии с протоколом заседания районной жилищной комиссии по вопросам признания граждан нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий № 98 от 06.2013 молодая семья ФИО6 принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. с составом семьи из 3 человек: ФИО7, ФИО5, ФИО8 и признана нуждающейся в жилье и улучшении жилищных условий.

На момент признания семьи ФИО6 нуждающейся в жилье и улучшении жилищных условий ФИО6, ФИО5, ФИО8, ФИО9 были зарегистрированы и проживали совместно с ФИО11 в жилом помещении, принадлежащем последней на праве собственности, расположенном по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 1 постановления администрации Базарно-Карабулакского района от 17.03.2015 № 207 на территории района установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере менее 14 кв.м общей площади на одного человека.

В связи с тем, что общая площадь указанного жилого дома составляет 55,8 кв.м., данный факт свидетельствовал об обеспеченности семьи ФИО6 общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, составляющей 14 кв.м (55,8/5= 11,16).

В соответствии с ч. 4 ст. 7.1 Закона Саратовской области от 28.04.2005 года 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» администрацией Базарно-Карабулакского района в 4 квартале 2018 года проведена перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

При перерегистрации установлено, что на основании распоряжения администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области № 488-р от 03.07.2017 ФИО6 и членам ее семьи - мужу ФИО5, дочерям: ФИО8, ФИО9 предоставлено изолированное помещение общей площадью 39 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

05.07.2017 года между управлением образования администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области и ФИО6 заключен договор социального найма жилого помещения, в соответствии с которым в указанное жилое помещение совместно с нанимателем (ФИО6) вселены ФИО5, ФИО8, ФИО9, что также свидетельствовало об обеспеченности семьи ФИО6 общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, составляющей 14 кв.м (39/4 = 9,75). При этом, фактически в указанном жилом помещении семья Ю-вых стала проживать с июля 2016 года.

В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>; ФИО6 зарегистрирована с 03.05.2018, а ФИО5, ФИО8, ФИО9 – 31.01.2019 года.

С 08.05.2018 года по 31.01.2019 года в жилом доме, принадлежащем ФИО11 на праве собственности, расположенном по адресу: <...> совместно с ФИО11, ФИО5, ФИО8, ФИО9 были зарегистрированы ФИО12 и ФИО13

В связи с тем, что ФИО13 с 28.12.2018 года принадлежит на праве собственности жилое помещение общей площадью 40 кв.м., расположенное по адресу: <...>; жилищной комиссией администрации Базарно-Карабулакского района сделан вывод о том, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ФИО6 в период с 28.12.2018 по 31.01.2019 составляла выше учетной нормы, который отражен в протоколе заседания жилищной комиссии по вопросам постановки на учет граждан, нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий № 1 от 19.02.2019, на основании которого семья ФИО6 снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключена из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых ведомственной программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» дарственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальным услугами гражданами Российской Федерации» в связи с тем, что ФИО6 совершены действия, направленные на намеренное ухудшение своих жилищных условий, что в силу ст. 53 ЖК РФ исключает возможность нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В связи с тем, что ФИО6, а также ФИО5, ФИО8, ФИО9 фактически с 2016 года вселены в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; ФИО11, ФИО12 и ФИО13 членами семьи ФИО6 с указанного периода не являются. Наличие регистрации по месту жительства ФИО6, а также членов семьи в жилом помещении, принадлежащем ФИО11, в период с 2016 по 31.01.2019 не свидетельствует о наличии прав на жилое помещение, предусмотренных ст. 31 ЖК РФ, а также ведении общего хозяйства членов семьи ФИО6 с ФИО11, ФИО12 и ФИО13

В связи с изложенным, норма обеспеченности семьи ФИО6 общей площадью жилого помещения на одного члена семьи должна рассчитываться исходя из общей площади фактически занимаемого ими с июля 2016 года жилого помещения, расположенного по адресу: Саратовская область, Базарно-Карабyлaкcкий район, с. Шняево, ул. Победы, д. 15, кв.1.

При этом, наличие в собственности у ФИО13 жилого помещения может влиять на расчет обеспеченности семьи ФИО6 общей площадью жилого помещения на одного члена семьи.

В период с 16 октября 2015 года по июль 2016 года обеспеченность семьи ФИО7 общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла 11,16 кв.м (55,8/5 = 11,16), а с июля 2016 года по настоящее время - 9,75 кв.м (39/4 = 9,75), что свидетельствует об обеспеченности семьи ФИО6 общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, составляющей 14 кв.м. и отсутствии признаков намеренного ухудшения жилищных условий в действиях ФИО6

Таким образом, решение, принятое жилищной комиссией по вопросам постановки на учет граждан, нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий. администрации Базарно-Карабулакского района, основано на неверном основании закона.

Прокуратурой района указанные факты отражены в представлении № 54-2019 от 12.04.2019 года, внесенном главе Базарно-Карабулакского муниципального района. однако, по результатам его рассмотрения меры к восстановлению нарушенных прав членов семьи ФИО6 не приняты.

Старший помощник прокурора Базарно-Карабулакского района исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Истцы ФИО5, ФИО6, поддержали исковые требования и просили удовлетворить.

Представитель администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области надлежаще извещенный о дне слушания дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие, позицию дела просит оставить на усмотрение суда.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав, приходит к следующему.

Согласно статье 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года N 675 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в ее состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

Во исполнение условий указанной федеральной целевой программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года N 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Согласно пункту 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 6 Правил устанавливалось, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В связи с тем, что срок действия федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы истек, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.Согласно пункту 6 названных Правил одним из условий участия в подпрограмме также является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.

В целях указанных Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением администрации Базарно-Карабулакского муниципального района от 17 марта 2015 года № 207 учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма устанавливалась в размере 114 квадратных метров общей площади.

Согласно подпункту "а" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пункту 6 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела видно и установлено судом, что 30 апреля 2013 года ФИО6 и ФИО5 обратились в администрацию Базарно-Карабулакского муниципального образования Саратовской области с заявлением о признании своей семьи нуждающейся в получении безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилых помещений при реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г. с составом семьи из 3 человек: ФИО7, ФИО5, ФИО8

На основании протокола заседания районной жилищной комиссии по вопросам признания граждан нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий № 23 от 16.10.2015 ФИО9 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) включена в состав молодой семьи ФИО6, нуждающейся в жилых помещениях.

Как усматривается из документов, содержащихся в учетном деле следует, что на момент признания семьи ФИО6 нуждающейся в жилье и улучшении жилищных условий ФИО6, ФИО5, ФИО8, ФИО9 были зарегистрированы и проживали совместно с ФИО11 в жилом помещении, принадлежащем последней на праве собственности, расположенном по адресу: <адрес>.

В связи с тем, что общая площадь указанного жилого дома составляет 55,8 кв.м., данный факт свидетельствовал об обеспеченности семьи ФИО6 общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, составляющей 14 кв.м (55,8/5= 11,16).

В соответствии с ч. 4 ст. 7.1 Закона Саратовской области от 28.04.2005 года 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» администрацией Базарно-Карабулакского района в 4 квартале 2018 года проведена перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

При перерегистрации установлено, что на основании распоряжения администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области № 488-р от 03.07.2017 года ФИО6 и членам ее семьи - мужу ФИО5, дочерям: ФИО8, ФИО9 предоставлено изолированное помещение общей площадью 39 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между управлением образования администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области и ФИО6 заключен договор социального найма жилого помещения, в соответствии с которым в указанное жилое помещение совместно с нанимателем (ФИО6) вселены ФИО5, ФИО8, ФИО9, что также свидетельствовало об обеспеченности семьи ФИО6 общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, составляющей 14 кв.м (39/4 = 9,75). При этом, фактически в указанном жилом помещении семья Ю-вых стала проживать с июля 2016 года.

В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>; ФИО6 зарегистрирована с 03.05.2018 года, а ФИО5, ФИО8, ФИО9 – 31.01.2019 года.

С 08 мая 2018 года по 31.01.2019 года в жилом доме, принадлежащем ФИО11 на праве собственности, расположенном по адресу: <адрес> совместно с ФИО11, ФИО5, ФИО8, ФИО9 были зарегистрированы ФИО12 и ФИО13

Кроме того, ФИО13 с 28.12.2018 года принадлежит на праве собственности жилое помещение общей площадью 40 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО10, <адрес>.

Протоколом № 01 от 19 февраля 2019 года молодая семья Ю-вых снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещения, и исключена из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальным услугами гражданами Российской Федерации», в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ФИО6 в период с 28.12.2018 по 31.01.2019 составляла выше учетной нормы, и ФИО6 совершены действия, направленные на намеренное ухудшение своих жилищных условий, что в силу ст. 53 ЖК РФ исключает возможность нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, ФИО6, а также ФИО5, ФИО8, ФИО9 фактически с 2016 года вселены в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; ФИО11, ФИО12 и ФИО13 членами семьи ФИО6 с указанного периода не являются.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 данными им в судебном заседании.

Наличие регистрации по месту жительства ФИО6, а также членов семьи в жилом помещении, принадлежащем ФИО11, в период с 2016 по 31.01.2019 не свидетельствует о наличии прав на жилое помещение, предусмотренных ст. 31 ЖК РФ, а также ведении общего хозяйства членов семьи ФИО6 с ФИО11, ФИО12 и ФИО13

В связи с изложенным, норма обеспеченности семьи ФИО6 общей площадью жилого помещения на одного члена семьи должна рассчитываться исходя из общей площади фактически занимаемого ими с июля 2016 года жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Базарно-Карабyлaкcкий район, <адрес>.

При этом, наличие в собственности у ФИО13 жилого помещения может влиять на расчет обеспеченности семьи ФИО6 общей площадью жилого помещения на одного члена семьи.

В период с 16 октября 2015 года по июль 2016 года обеспеченность семьи ФИО7 общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла 11,16 кв.м (55,8/5 = 11,16), а с июля 2016 года по настоящее время - 9,75 кв.м (39/4 = 9,75), что свидетельствует об обеспеченности семьи ФИО6 общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, составляющей 14 кв.м. и отсутствии признаков намеренного ухудшения жилищных условий в действиях ФИО6

Данные обстоятельства с целью реализации права супругов на совместное проживание, ведение совместного хозяйства, так же как и регистрация по новому месту жительства, необоснованно расценены ответчиком как намеренное ухудшение ими своих жилищных условий.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

решение в форме протокола № 01 жилищной комиссии по вопросам постановки на учет граждан, нуждающихся в жилье и улучшении жилищных условий Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области от 19 февраля 2019 года в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключения из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Об оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» ФИО6 с составом семьи из 4-х человек - признать незаконным.

Возложить обязанность на администрацию Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области восстановить ФИО6 с составом семьи из 4-х человек на учете нуждающихся в жилых помещениях и в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда с подачей жалобы через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения, а именно с 27 сентября 2019 года.

Судья Д.Г. Лаптев