ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6154/2013 от 18.10.2013 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Гражданское дело № 2-6154/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    18 октября 2013 года Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

    председательствующего судьи                Бочневич Н.Б.,

    при секретаре                            Леонтьевой Д.М.,

с участием истца Максименко В.Р., представителя ответчика Гончаренко С.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максименко Валентины Рифатовны к Муниципальному казенному учреждению «Информационно-методический центр» об индексации заработной платы,

у с т а н о в и л :

    Максименко В.Р. обратилась в суд с иском к МКУ «Информационно-методический центр» об индексации заработной платы, мотивируя свои исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она была уволена по п. 2 ч.1 ст. 81ТК РФ (сокращение работника). На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.) ей была выплачена компенсация отпуска при увольнении и выходное пособие, но не произведена индексация среднего заработка, в связи, с чем были нарушены ее трудовые права. В соответствии со ст. 134 ТК РФ на работодателя возложена обязанность обеспечения повышения уровня реального содержания зарплаты - индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги С ДД.ММ.ГГГГ. организация перешла на новую систему оплаты труда, где у нее изменился оклад в сторону увеличения и соответственно фонд оплаты труда, она неоднократно в устной форме обращалась к бухгалтеру по начислению зарплаты, начальнику расчётного отдела учреждения, где ей было отказано в индексации, не объяснив на каком основании. Просит суд обязать МКУ «Управление учёта и отчётности» произвести индексацию ее среднего заработка (компенсация отпуска при увольнении, выходное пособие, сохранённую среднюю зарплату); взыскать с ответчика в ее пользу задолженность по зарплате в сумме 38640 рублей 21 копейку; моральный ущерб в сумме 50000 рублей.

    В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме, просит суд иск удовлетворить.

    Представитель ответчика исковые требования не признала, просит суд в удовлетворении иска отказать.

    Представитель Администрации г. Сургута в судебное заседание не явилась, просит дело рассмотреть в ее отсутствие.

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    Как установлено в судебном заседании, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с МКУ «Информационно-методический центр».

Статья 130 Трудового кодекса РФ определяет систему основных государственных гарантий по оплате труда работников, включающих в себя меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.

Статья 134 Трудового кодекса РФ предусматривает, что обеспечение повышения реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу ст. 6 БК РФ, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;

бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

В соответствии со ст. 161 БК РФ, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Учредителем муниципального казенного учреждения «Информационно-методический центр» в соответствии с Уставом городского округа город Сургут и уставом учреждения является Администрация города Сургута.

Согласно п.2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В соответствии с ч.2 ст.53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вопросы оплаты труда работников муниципальных учреждений города Сургута до 31.12.2012 регулировались следующими муниципальными правовыми актами:

- постановлением Администрации города от 22.11.2010 № 6213 «Об установлении системы оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений, руководителей автономных учреждений города Сургута»;

- постановлением Администрации города от 19.08.2008 № 3131 «О введении новой системы оплаты труда в муниципальных образовательных учреждениях города Сургута»;- постановлением Администрации города от 20.04.2006 № 620 «Об оплате труда служащих муниципальных учреждений, осуществляющих материально-техническое и организационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления городского округа город Сургут и муниципальных учреждений»;

- постановлением Администрации города от 13.05.2011 № 2676 «Об установлении единой схемы должностных окладов служащих муниципальных учреждений, осуществляющих материально-техническое и организационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений».

Порядок и размеры оплаты труда служащих муниципального учреждения «Консультационно-методический центр» до 31.12.2013 определялись постановлениями Администрации города от 20.04.2006 № 620 и от 13.05.2011 №2676.

В целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников муниципальных учреждений, предусмотренных Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год, разработанными и утвержденными Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии ст. 135 Трудового кодекса РФ, было принято решение признать утратившими силу постановления Администрации города от 20.04.2006 № 620, от 13.05.2011 № 2676 и распространить действие постановления Администрации города от 22.11.2010 № 6213 на служащих муниципальных учреждений, осуществляющих материально-техническое и организационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, что отразилось в постановлении Администрации города от 26.12.2012 №9976 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 22.11.2010 № 6213 «Об установлении системы оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений, руководителей автономных учреждений города Сургута».

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ в МКУ «Консультационно-методический центр» изменена система оплаты труда, порядок формирования фонда оплаты труда (изменился перечень выплат, составляющих фонд оплаты труда и их размеры).

С ДД.ММ.ГГГГ порядок оплаты труда в МКУ «Консультационно-методический центр» регулируется постановлением Администрации города от 22.11.2010 № 6213 «Об установлении системы оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений, руководителей автономных учреждений города Сургута» (в редакции от 26.12.2012 №9976).

При этом целью изменения системы оплаты труда работников учреждений было не увеличение размера оплаты труда. Изменение системы оплаты труда производилось в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников муниципальных учреждений.

Дополнительных средств в бюджете города в связи с переходом на новую систему оплаты труда отдельных муниципальных учреждений предусмотрено не было. Установление новой системы оплаты труда для работников муниципальных учреждений, осуществляющих материально-техническое и организационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, осуществлялось в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных проектом бюджета города на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов по соответствующим главным распорядителям бюджетных средств, внесенным в Думу города до 15 ноября 2012 года (п. 1 ст. 11 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут, утвержденного решением Думы города от 28.03.2008 № 358-IV ДГ), что следует из пояснительной записки управления кадров и муниципальной службы, замечаний департамента финансов от 22.11.2012, информации управления кадров и муниципальной службы, информации департамента финансов от 17.12.2012 к проекту постановления Администрации города «О внесении изменений в постановление Администрации города от 22.11.2010 № 6213 «Об установлении системы оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений, руководителей автономных учреждений города Сургута».

Муниципальные учреждения, осуществляющие материально-техническое и организационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, должны были привести свои локальные положения об оплате труда в соответствие с постановлением Администрации города от 26.12.2012 № 9976 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 22.11.2010 № 6213 «Об установлении системы оплаты труда работников муниципальных казенных и бюджетных учреждений, руководителей автономных учреждений города Сургута» в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных бюджетной сметой учреждения в соответствии с классификацией расходов бюджетов.

Администрацией города Сургута муниципальные правовые акты об индексации в 2013 году заработной платы работников муниципальных казенных учреждений не издавались.

Таким образом, казенное учреждение должно проводить индексацию заработной платы работников только на основании нормативно-правовых актов, регулирующих порядок такой индексации в отношении ее работников с учетом финансового обеспечения. Право самостоятельной индексации на основании локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.

При таких обстоятельствах, суд считает, что руководитель МКУ «Информационно-методического центра» не имеет возможности самостоятельно проиндексировать заработную плату работникам учреждения без финансирования со стороны учредителя. Поскольку, со стороны работодателя нарушений трудового законодательства не установлено, следовательно, отсутствуют законные основания для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на ответчика по индексации заработной платы, взыскании заработной платы, а также компенсации морального вреда.

    На основании вышеизложенного, исковые требования Максименко В.Р. не подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    В удовлетворении исковых требований Максименко Валентине Рифатовне к Муниципальному казенному учреждению «Информационно-методический центр» об индексации заработной платы отказать.

    Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца с подачей жалобы через Сургутский городской суд.

СУДЬЯ        подпись

КОПИЯ ВЕРНА: СУДЬЯ                        Н.Б.БОЧНЕВИЧ