Дело № 2-6154/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2016 года г. Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Илларионова Д.Б.
секретаря Зудиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Филиала «Западно-Сибирский» ООО «Евросеть-Ритейл» к Государственной инспекции труда в Новосибирской области об отмене предписания от /дата/№
№ С Т А Н О В И Л:
ООО «Евросеть-Ритейл» в лице филиала «Западно-Сибирский» обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в Новосибирской области о признании незаконным и отмене предписания от /дата/№.
В обоснование требований истец указал, что Государственной инспекцией труда в Новосибирской области по обращению ФИО1 в филиале «Западно-Сибирский» ООО «Евросеть-Ритейл» была проведена внеплановая документарная проверка. По итогам проверки начальником отдела ГИТ в НСО ФИО2 составлен акт проверки от /дата/№ и выдано предписание от /дата/№. Однако, истец не согласен с выводами и фактами, изложенными в предписании. Так, в пункте 1 Предписания ГИТ в НСО предписывает ООО «Евросеть-Ритейл» возвратить ФИО1 незаконно удержанные суммы. Вместе с тем, сам ФИО1 обратилась в ГИТ с нарушением срока для разрешения трудового спора, установленного ст. 392 ТК РФ. Соответственно, пункт 1 Предписания ГИТ подлежит отмене как незаконный по причине пропуска заявителем срока обращения в государственный орган. Само разрешение данного трудового спора между ФИО1 и ООО «Евросеть-Ритейл» в рамках выданного предписания ГИТ, противоречит компетенции ГИТ, установленной в ст. ст. 353, 356, 357 ТК РФ. По смыслу приведенных правовых норм при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры рассматриваются в рамках ст.ст. 381-397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами. В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями за соблюдением норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В данном случае между ФИО1 и ООО «Евросеть-Ритейл» имеет место индивидуальный трудовой спор, который, в силу ст. 382 ТК РФ, подлежит рассмотрению либо комиссией по трудовым спорам, либо судом.
Просят восстановить срок для подачи заявления об отмене предписания /дата/№ поскольку истцом в установленный законом срок в Октябрьский районный суд г. Новосибирска было направлено исковое заявление об отмене предписания в гражданском порядке, однако /дата/ судьей Поздняковой А.В. было вынесено определение о возвращении искового заявления (ввиду изменения судебной практики при оспаривании акта государственного органа), на которое истцом была подана частная жалоба, но в дальнейшем она была отозвана.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности, доводы административного иска и ходатайства о восстановлении срока поддержала, просила требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика в суд не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась судом по последнему известному месту жительства.
Суд, оценив в совокупности, представленные доказательства, заслушав административного истца, приходит к следующему.
Согласно ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.
Статьей 353 ТК РФ предусмотрено, что Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
В силу абз. 6 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В соответствии со ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
Согласно положениям ст. 360 ТК РФ предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является в том числе: обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Постановлением Правительства РФ от /дата/№ утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Кроме того, согласно п.15 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по результатам проверки государственные инспекторы труда принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений работодателями обязательных требований, а также привлечению виновных в их нарушении лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что /дата/ Государственной инспекцией труда в Новосибирской области проведена проверка в ООО «Евросеть-Ритейл» по обращению ФИО1 В ходе проверки было установлено, что со стороны ООО «Евросеть-Ритейл» в отношении ФИО1 нарушены требования ст.137 ТК РФ, из её заработной платы были проведены удержания денежных средств на погашение ущерба ТМЦ в размере 11233 руб. 35 коп. (л.д.16-19).
В связи с этим Государственной инспекцией труда по Новосибирской области ООО «Евросеть-Ритейл» /дата/ выдано предписание, в котором указано, что во исполнение требований ст.137 ТК РФ ООО «Евросеть-Ритейл» необходимо произвести ФИО1 возврат (выплату) незаконно (необоснованно) удержанных денежных средств в октябре, ноябре, декабре 2015 года, за январь, март 2016 года, в срок до /дата/ с приложением документов, подтверждающих его надлежащее исполнение (л.д.14-15).
Разрешая вопрос о пропуске срока истцом для обращения в суд с заявленными требованиями, суд исходит из следующего.
Как указано в пункте 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.
Согласно ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
В обжалуемом истцом предписании ГИТ в НСО от /дата/ разъяснены сроки порядок его обжалования в суде (ст.357 ТК РФ), а именно в течение 10 дней с момента получения.
Из ходатайства о восстановлении процессуального срока следует, что ООО «Евросеть-Ритейл» обратилось в Октябрьский районный суд г. Новосибирска с исковым заявлением в установленный законом срок в гражданско-правовом порядке, однако, из определения суда от /дата/ следует, что исковое заявление было возвращено ООО «Евросеть-Ритейл» в порядке п.2 ч.1 ст.135 ГПК РФ, как подписанное лицом, не имеющим на это соответствующих полномочий (л.д.7).
Определение суда от /дата/ ООО «Евросеть-Ритейл» было получено /дата/, что подтверждается копией конверта (л.д.8,9) и было подтверждено представителем административного истца.
Вместе с тем, и по истечении 10 (десяти) дней с момента получения определения суда о возвращении искового заявления от /дата/ административный истец в суд не обратился, в то время как административное исковое заявление подано в суд только /дата/, что подтверждается входящей отметкой суда (л.д. 2), то есть за пределами срока для обжалования, что является самостоятельным основанием для отказа в поданном административном иске (п.8 ст.219 КАС РФ).
Доводы административного истца о том, что им была подана частная жалоба на определение суда от /дата/, и впоследствии данная жалобы была ей отозвано после чего направлено настоящее административное исковое заявление в суд, не свидетельствуют о наличии уважительных причин для восстановления пропущенного процессуального срока.
Статьей 94 КАС РФ установлено, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (ст.95 КАС РФ).
В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование предписания административный истец также указал, что срок был пропущен ввиду изменения судебной практики при оспаривании акта государственного органа, что не свидетельствует о наличии уважительных причин для пропуска данного срока. Иных уважительных причин для восстановления указанного срока суду не указано.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для признания обоснованными доводов административного истца об уважительности срока пропуска и восстановления ему процессуального срока для обращения в суд с административным иском.
В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (пункт 5).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (пункт 8).
Учитывая изложенное, в удовлетворении поданного иска истцу следует отказать, в связи с нарушением срока обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Филиала «Западно-Сибирский» ООО «Евросеть-Ритейл» к Государственной инспекции труда в Новосибирской области об отмене предписания от /дата/№, отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей жалобы через октябрьский районный суд г. Новосибирска.
Председательствующий (подпись)
Подлинное решение находится в материалах гражданского дела № 2а-6154/2016 Октябрьского районного суда г.Новосибирска
<данные изъяты>
<данные изъяты>