ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6155/18 от 22.08.2018 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело №2-6155/18

Мотивированное решение

составлено 22.08.2018

Решение

Именем Российской Федерации

17 августа 2018 года г. Владивосток

Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего Н.С. Юсуповой при секретаре А.Е. Белоусовой, с участием помощника прокурора прокуратуры Фрунзенского района г. Владивостока ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Законодательному Собранию Приморского края об отмене решения об освобождении от должности, распоряжения, восстановлении в должности, возобновлении осуществления депутатской деятельности на постоянной основе,

установил

ФИО3 обратился в суд с названным иском. В обоснование требований указал, что с 19.09.2016 по настоящее время является <адрес>, 21.12.2016 был избран на <...>, 23.12.2016 издано Распоряжение -К «О ФИО3.», согласно которому с 23.12.2016 осуществляет свои полномочия на постоянной основе в <...>. 18.04.2018 Решением Комитета «Об освобождении от должности <...>» был освобожден от должности <...>, 18.04.2018 на основании этого решения Комитета председателем ЗСПК было издано Распоряжение -К «О ФИО3.», которым с 18.04.2018 он прекратил осуществление <...>, 18.04.2018 в соответствии с указанным распоряжением в трудовую книжку внесена запись о прекращении осуществления <...> основе. Полагает, что не мог быть освобожден от должности <...>, поскольку в соответствии с Уставом Приморского края принятие такого решения является полномочием Законодательного Собрания Приморского края; решение и Распоряжение -К противоречат Конституционным положениям о политическом многообразии и многопартийности, идеологическом плюрализме, свободе совести, равенстве всех перед законом, равноправии и независимости; освобождение от должности заместителя председателя Комитета является незаконной формой ответственности за политические убеждения и партийную принадлежность; не может быть лишен права осуществлять деятельность в <...> на постоянной профессиональной основе, поскольку число депутатов, работающих в ЗСПК на постоянной основе, не превышает установленных законодательством ограничений; решение принято с существенным нарушением порядка принятия решения об освобождении от обязанностей заместителя председателя Комитета, поскольку принято без соответствующего представления Комитета; решение недействительно с момента его принятия и не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью, поскольку принято по вопросу, не включенному в повестку дня; распоряжение -К незаконно, поскольку процедура и основания его издания допускают принятие произвольных решений об осуществлении депутатами депутатской деятельности на постоянной основе; распоряжение -К незаконно в силу незаконности основания его издания (решения ). Просил решение комитета Законодательного <адрес> по социальной политике и защите прав граждан от дата «Об освобождении от должности <...> граждан», распоряжение Председателя Законодательного <адрес>-К от дата «О ФИО3.» отменить, восстановить его в должности <...>, возобновить осуществление им <...> основе.

В судебном заседании истец, его представитель ФИО4 настаивали на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске. Полагали, что решение о освобождении от занимаемой должности вынесено неуполномоченным органом, иные должности, которые возможно занимать на постоянной основе не предлагались при их наличии, мнение фракции не заслушивалось, в повестке дня вопроса о полномочиях ФИО3 не имелось, и решение Комитета ЗСПК принято по вопросу, не включенному в повестку дня. Просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности ФИО5 исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск, возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что в повестку возможно внесение изменений в ходе проведения собрания, при возникновении вопроса идет голосование по включению необходимого вопроса в повестку. Полагает, указание истца на то, что решение комитета ЗСПК по освобождению от должности принято в отсутствие законного мотива необоснованно, поскольку в данном случае решение коллегиальное, принято голосованием, также полагает, необходимости учета мнения фракции не предусмотрено. Просила в иске отказать.

Участвующий в деле прокурор полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи с соблюдением порядка освобождения от должности.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 с 19.09.2016 по настоящее время <...> что подтверждается Решением Избирательной комиссии <адрес> от дата.

21.12.2016 в соответствии с Решением Комитета ЗСПК по социальной политике и защите прав граждан (далее - Комитет) «Об избрании заместителя председателя комитета Законодательного Собрания по социальной политике и защите прав граждан» ФИО3 был избран на должность <...>

23.12.2016 на основании решения Комитета от дата председателем ЗСПК было издано Распоряжение -К «О ФИО3.», в соответствии с которым ФИО3 с 23.12.2016 осуществлял свои полномочия на постоянной основе в должности <...>

18.04.2018 решением Комитета «Об освобождении от должности заместителя председателя комитета Законодательного Собрания по социальной политике и защите прав граждан» ФИО3 был освобожден от должности <...>

18.04.2018 на основании решения Комитета от дата председателем ЗСПК было издано Распоряжение -К «О ФИО3.», согласно которому ФИО3 с 18.04.2018 прекратил <...>

18.04.2018 в соответствии с указанным распоряжением в трудовую книжку ФИО1 внесена запись о прекращении осуществления депутатской деятельности на постоянной основе.

На письма ФИО3 от 25.06.2018 -Б об отмене решения и от дата-Б об отмене распоряжения -К в соответствии с нарушениями действующего законодательства председателем Комитета дан ответ от дата о том, что заместитель председателя Комитета освобождается от обязанностей по представлению комитета решением комитета; решение комитета принимается большинством голосов от числа присутствующих членов комитета, в связи с чем оно принято в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 ст.4 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Частью 1 ст.11 Закона установлено, что условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч.2, ч.4 ст.30 Устава Приморского края основы организации и деятельности Законодательного Собрания Приморского края устанавливаются законом Приморского края, процедура деятельности Законодательного Собрания Приморского края устанавливается законами Приморского края, Регламентом Законодательного Собрания Приморского края.

На основании ч.2 ст.13 Закона Приморского края от 05 мая 1995 года №5-КЗ «О Законодательном Собрании Приморского края» порядок формирования, полномочия и организация работы комитетов Законодательного Собрания определяются Регламентом Законодательного Собрания, Положением о комитетах Законодательного Собрания и положениями о комитетах Законодательного Собрания.

В соответствии с ч.2 ст.15 Закона Приморского края №5-КЗ депутаты Законодательного Собрания осуществляют свои полномочия на постоянной основе или совмещают участие в работе Законодательного Собрания с иной деятельностью.

Статьей 20 Закона №5-КЗ прямо установлены полномочия Законодательного Собрания по организационным вопросам: избрание и освобождение от должности председателя Законодательного Собрания и его заместителей, председателей комитетов Законодательного Собрания. Избрание и освобождение от должности заместителей председателей комитетов Законодательного Собрания указанной статьей не регулируется.

Статьей 6 Закона Приморского края от 20 марта 1995 года № 2-КЗ «О статусе депутата Законодательного Собрания Приморского края» установлено, что депутаты Законодательного Собрания имеют право осуществлять депутатскую деятельность на постоянной основе в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи или совмещать участие в работе Законодательного Собрания с иной деятельностью; председатель, заместитель(и) председателя Законодательного Собрания осуществляют депутатскую деятельность на постоянной основе, председатель комитета Законодательного Собрания, заместители председателя комитета Законодательного Собрания имеют право осуществлять депутатскую деятельность на постоянной основе; право осуществлять депутатскую деятельность на постоянной основе предоставляется также одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании, и определенному решением фракции, в которой он состоит; распоряжение об осуществлении депутатской деятельности на постоянной основе или о прекращении депутатской деятельности на постоянной основе издает председатель Законодательного Собрания.

В соответствии с пунктом 2.4 положения о комитетах Законодательного Собрания Приморского края, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 29 апреля 2018 года №951, комитеты избирают из своего состава председателя и заместителя председателя.

В силу раздела 6 Положения о комитете по социальной политике и защите прав граждан, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 30 октября 2008 года №1258, заместитель председателя комитета освобождается от обязанностей решением комитета по представлению комитета или личному заявлению.

Из анализа указанных статей следует, что заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Приморского края избирается комитетом из своего состава, Законодательным Собранием Приморского края указанное решение не утверждается, от должности заместитель председателя комитета также освобождается решением комитета по представлению комитета. При освобождении от указанной должности депутат теряет право на осуществление депутатской деятельности на постоянной основе в силу прямого указания закона.

Таким образом, процедуры назначения на должности, дающие право на осуществление депутатских полномочий на постоянной основе, детально урегулированы, любой депутат имеет право занимать одну из указанных должностей, при замещении указанной должности он может реализовать свое право на осуществление полномочий на постоянной основе.

Суд соглашается с доводом ответчика о неприменимости Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 октября 2010 года №19-П к данному спору в силу того, что в соответствии с Законом Алтайского края «О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания», являвшегося предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, любой депутат имел право осуществлять свою деятельность на постоянной основе, в то время как в законодательстве Приморского края существует строгая зависимость между занимаемой в Законодательном Собрании Приморского края должностью и осуществлением депутатских полномочий на постоянной основе.

ФИО3 в исковом заявлении ссылается на то, что мотивами принятия решения об освобождении его от должности являлись различное его голосование по одному и тому же вопросу на заседаниях комитетов и заседании Законодательного Собрания Приморского края; выступление на заседаниях Законодательного Собрания Приморского края с противоположной комитету позицией, что допустимыми доказательствами не подтверждено.

Довод ответчика о том, что законодательством Приморского края не установлено такое условие принятия решения об освобождении от должности или внесения представления об освобождении от должности как его обоснованность, в том числе и при осуществлении процедуры освобождения от должности председателя комитета, председателя и заместителя председателя Законодательного Собрания Приморского края в связи с коллегиальной природой представительного органа, когда решение принимается не единолично, а коллегиально путем голосования за него большинством депутатов, истцом не опровергнут и принимается судом.

Ответчик в возражениях на исковое заявление указывает, что довод о применении к ФИО3 ответственности за политические убеждения и партийную принадлежность является необоснованным в виду того, что на заседании комитета 18.04.2018 обсуждалось не конкретное голосование за или против по определенному вопросу, а смена позиции во временном промежутке между заседанием комитета и заседанием Законодательного <адрес>; именно непоследовательность в голосовании явилась поводом для обсуждения вопроса об освобождении заместителя председателя комитета от должности; вопрос о принадлежности первым был поднят именно ФИО3, но не членами комитета и не в качестве мотива для освобождения от должности его как заместителя председателя комитета. Указанный довод ответчика подтвержден распечаткой аудиозаписи заседания Комитета, представленной в материалы дела истцом и в судебном заседании стороной истца указанное не опровергнуто.

В соответствии с пунктом 2.4 положения о комитетах Законодательного Собрания Приморского края, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 29 апреля 2018 года №951, комитет избирает из своего состава председателя и заместителя председателя. В силу раздела 6 Положения о комитете по социальной политике и защите прав граждан, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Приморского края от 30 октября 2008 года № 1258, заместитель председателя комитета освобождается от обязанностей решением комитета по представлению комитета или личному заявлению.

Поскольку законодательством не установлена обязательность письменной формы представления, довод ФИО3 об отсутствии представления отклонен судом.

Из письменных пояснений представителя ответчика следует, что вопрос об освобождении от должности заместителя председателя комитета по социальной политике и защите прав граждан был внесен председателем комитета на заседании 18.04.2018 «с голоса» после голосования о принятии повестки за основу, за включение указанного вопроса в повестку дня депутаты проголосовали единогласно, после чего повестка была принята в целом. Доказательств обратного суду не представлено.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она обосновывает свои требования или возражения.

Поскольку доводы, приведенные ФИО3 в обоснование иска, не подтверждаются представленными доказательствами, основаны на неверном толковании правовых норм, а доводы ответчика признаны судом законными и обоснованными, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО3 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд Фрунзенского района г. Владивостока в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Юсупова Н.С.