ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-615/19 от 17.04.2019 Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело №2- 615/2019

(58RS0008-01-2018-001973-98)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17.04.2019 г. Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Денисовой С.А.

с участием адвоката Цибулина И.Н.

при секретаре Прониной К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе, в здании суда

Дело по иску Кузиной Татьяны Александровны к Администрации г.Пензы о признании права собственности на земельные участки,

У С Т А Н О В И Л :

Кузина Т.А. обратилась в суд с иском к администрации г.Пензы о признании права собственности на земельные участки, указывая, что она является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Камыши». Данное товарищество находится по адресу: г. Пенза, пос. Камыши-Хвощи и занимает участок земли, предоставленный для садоводства. Ей из земель товарищества был выделен для ведения садоводства (распределен) земельный участок площадью 600 кв.м. и земельный участок площадью 600 кв.м. В соответствии с п. 2.7. ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.2001г. № 137-ФЗ до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: протокол, иной документ или выписка из протокола или иного документа, устанавливающего распределение земельных участков в этом объединении; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости. Проект планировки и проект межевания территории СНТ был утвержден Постановлением Администрации г. Пензы № 600 от 06.06.2013 г.. Местоположение и границы предоставленного ей земельного участка , в том числе данным утвержденным проектом. Федеральное законодательство не запрещает предоставлять выделенные земельные участки в СНТ «Камыши» в частную собственность. Кроме того, местоположение, площадь указанного земельных участков были определены в рамках проведения судебной землеустроительной экспертизы по гражданскому делу № 2-424/2018 (заключение от 18.08.2017г. № 226/16). Согласно указанному заключению эксперта земельный участок имеет прямоугольную форму с координатами поворотных точек площадь земельного участка составляет 600 кв.м., а земельный участок имеет прямоугольную форму с координатами поворотных точек площадь земельного участка составляет 600 кв.м. На обращение в Администрацию г. Пензы о предоставлении истице указанных земельных участков она получила отказ.

Просила признать за Кузиной Т.А. право собственности на земельный участок площадью 600.кв.м., расположенный <адрес> координаты поворотных точек ; признать за Кузиной Т.А. право собственности на земельный участок площадью 600 кв.м расположенный <адрес>, с координатами поворотных точек .

Определением Железнодорожного райсуда г.Пензы от 04.09.2018г. исковое заявление Кузиной Т.А. оставлено без рассмотрения в виду повторной неявки сторон в судебное заседание.

Определением того же суда от 21.03.2019г. определение Железнодорожного райсуда г.Пензы от 04.09.2018г. отменено дело назначено к слушанию по существу спора.

В судебное заседание истица Кузина Т.А. не явилась, извещена

надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истицы Кузиной Т.А. – Цибулин И.Н. (доверенность от 26.05.2018г.), в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации г.Пензы Купреева Я.В. (доверенность от 08.11.2018г.) иск не признала пояснив, что суд не полномочен возлагать на себя обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта. Таким образом, суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность в порядке положений пунктов 2.7-2.10 пункта 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Постановлением главы администрации города Пензы от 27.04.1995 № 524 «О выделении земельных участков для льготной категории» предоставлены земельные участки для выделения дачных участков (всего 20 га). При этом согласно утвержденному проекту планировки и проекту межевания территории СНТ «Камыши» площадь проектируемой территории составляет 25,58 га. Согласно сведений публичной кадастровой карты на кадастровом учете стоят земельные участки, относящиеся к СНТ «Камыши» общей площадью свыше 23 га: земли общего пользования 7,58 га (декларированная площадь), земельные участки членов СНТ «Камыши» занимают свыше 15,5 га. Таким образом, ранее предоставленный СНТ «Камыши» земельный участок общей площадью 20 га полностью распределен. Просила суд отказать Кузиной Т.А. в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме».

Представители 3-х лиц СНТ «Камыши», ФГБУ ФПК Росреестра по Пензенской области, Управление Росреестра по Пензенской области, Управления муниципального имущества администрации г.Пензы в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетеля, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2,3 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.

Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не

установлено законом.

Согласно п.п.1,2 ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц

(частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные

гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным

законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Из п.1 ст.26 ЗК РФ следует, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ статья 28 Закона о садоводческих объединениях утратила силу с 1 марта 2015 года. Условия и порядок приобретения в собственность земельного участка членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан на момент разрешения настоящего дела судами определяются пунктами 2.7 - 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Пункт 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения. земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2.8 статьи 3 вышеупомянутого Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа. В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя); сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

В силу требований пункта 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Вместе с тем, судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В связи с чем, суд не полномочен возлагать на себя обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.

Судом установлено, что постановлением Главы администрации г.Пензы от 27.04.1995г. № 524 «О предоставлении земельных участков для льготной категории», гражданам имеющим право на первоочередное предоставление, был выделен из городских земель (Светло-Полянское лесничество) земельный

участок площадью 20 га для использования в качестве дачных участков.

Также постановлением Главы администрации Железнодорожного района

г.Пензы от 14.04.1996г. № 160 «О регистрации садоводческого товарищества «Камыши» было принято решение о регистрации садоводческого товарищества «Камыши» и утверждены устав и список членов СНТ «Камыши».

Согласно списку членов СНТ «Камыши», предоставленному председателем садоводческого товарищества, распределенная площадь земельных участков между членами СНТ «Камыши» составляет 14,91 га.

По сведениям государственного кадастра недвижимости площадь земель общего пользования составляет 7,58 га, площадь распределенных между членами садоводческого товарищества земельных участков поставленных на кадастровый учет составляет 16,05 га.

Таким образом, предоставленный СНТ «Камыши» земельный участок был полностью распределен между членами СНТ «Камыши».

Судом установлено, что какая либо информация о предоставлении СНТ «Камыши» после 27.04.1995г. дополнительных земельных участков в администрации г.Пензы отсутствует.

Вместе с тем, судом установлено, что решением правления СНТ «Камыши» от 17.03.2014г. Кузину Т.А. приняли в члены СНТ «Камыши» и ей выделены свободные участки площадью 600 кв.м. и площадью 600 кв.м.

Из представленных истицей документов невозможно определить, за счет каких земель образованы земельные участки площадью по 600 кв.м., расположенные <адрес>

В связи с чем, Главой администрации г.Пензы 23.08.2016г. Кузиной Т.А. было отказано в принятии решения о предоставлении ей вышеуказанных земельных участков в собственность (л.д.7-8).

Как пояснил в суде представитель истицы Цибулин И.Н. данный отказ администрации, его доверительницей не обжаловался в порядке КАС РФ. Стороной истца выбран способ защиты права путем подачи настоящего иска в суд в порядке ГПК РФ.

Вместе с тем, в силу вышеприведенных норм права суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность в порядке положений пунктов 2.7-2.10 пункта 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Более того, как установлено судом постановлением главы администрации города Пензы от 27.04.1995 № 524 «О выделении земельных участков для льготной категории» предоставлены земельные участки для выделения дачных участков (всего 20 га). При этом согласно утвержденному проекту планировки и проекту межевания территории СНТ «Камыши» площадь проектируемой территории составляет 25,58 га.

Согласно сведений публичной кадастровой карты на кадастровом учете

стоят земельные участки, относящиеся к СНТ «Камыши» общей площадью свыше 23 га: земли общего пользования 7,58 га (декларированная площадь), земельные участки членов СНТ «Камыши» занимают свыше 15,5 га. Таким образом, ранее предоставленный СНТ «Камыши» земельный участок общей площадью 20 га полностью распределен.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» границы участка должны быть описаны и удостоверены в установленном земельным законодательством порядке, в том числе, посредством проведения кадастровых работ.

В силу ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 (далее также - Закон о государственной регистрации), государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет). К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ч. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации).

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Закона о государственной регистрации местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Из содержания приведенных норм права следует, что земельный участок всегда подлежит индивидуализации, представляя собой конкретно определенную вещь, и характеризуется такими признаками, как общая площадь, границы и местоположение.

Между тем, судом установлено, что спорный земельный участок не сформирован как объект земельных правоотношений, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют какие-либо сведения об указанном земельном участке. Спорный земельный участок в соответствии с требованиями земельного законодательства не сформирован, то есть, как объект недвижимого имущества в качестве индивидуально-определенной вещи не существует.

Ссылку представителя Кузиной Т.А. - Цибулина И.Н. на имеющееся экспертное заключение № 226/16 от 18.08.2017г. по гражданскому делу по иску Кузиной Т.А. к С.А.Ю. о демонтаже забора и устранении препятствий в пользовании земельным участком, где определены координаты точек земельных участков , суд не может принять во внимание, так же как и пояснения эксперта Т.Р.А., допрошенного судом в качестве свидетеля, поскольку заключение сделано по иному правовому объекту (земельный участок ). Администрация по вышеуказанному делу не являлась стороной по делу. Кроме того, земельные участки не поставлены на кадастровый учет и вопрос из каких земель сформированы спорные участки остается открытым.

На вопрос суда, за счет каких земель СНТ «Камыши» были предоставлены спорные земельные участки () истице, кто ранее ими пользовался и т.п., представитель Кузиной Т.А. ответить не смог.

Вместе с тем само СНТ «Камыши» образовано и зарегистрировано в 1996г., откуда взялись эти участки за счет каких территории, представитель истицы доказательств не представил. При этом Кузина Т.А. является собственником земельного участка в том же СНТ «Камыши».

Кроме того, номера земельных участков СНТ «Камыши» на которые претендует истица Кузина Т.А. () не совпадают с номерами земельных участков с названными координатами поворотных точек, которые по расположению соответствуют земельным участкам () на разбивочном чертеже границ межевания к проекту планировки и проекту межевания территории СНТ «Камыши», утвержденному постановлением № 600 от 06.06.2013г. администрации г.Пензы (л.д.147-148).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истицы Кузиной Т.А.не подлежат удовлетворению, поскольку суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении земельных участков в собственность в порядке положений пунктов 2.7-2.10 пункта 2.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Кузиной Татьяны Александровны к Администрации г.Пензы о признании права собственности на земельные участки - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда через Железнодорожный районный суд г.Пензы.

Решение изготовлено 22.04.2019г.

Судья Денисова С.А.