ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-615/20 от 11.08.2020 Советско-гаванского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-615/2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Советская Гавань 11 августа 2020 года

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Шорохова С.В.,

с участием истцов Федоровой И.И., Жулидовой С.В., Дубровской О.И, Сердюковой О.В., Батуриной И.В., Мешалкина В.С., представителя истцов Грищенко А.А., представителя ответчика - войсковой части 40128-4 Гарипова Р.Р.,

при секретаре Медведеве Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фёдоровой Федорова И, Дубровской О, Жулидова С, Мешалкин В, Дойных М, Салихова Т, Котлер И, Шакирова Н, Серд.кова О, Батурина И, Виноградов Н, Шарков А к войсковой части 40128-4, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о признании недействительными результаты специальной оценки условий труда,

У С Т А Н О В И Л :

Истцы обратились в суд с иском к войсковой части 40128-4 и Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее также – ФКУ «ОСК ВВО») о признании недействительными результаты специальной оценки условий труда (далее также – СОУТ) указав в обоснование заявленных исковых требований, что они работают в войсковой части 40128-4: Дубровской О, Жулидова С электромеханиками связи отделения передающих радиоустройств пункта связи (передающих радиоустройств) узла связи (п. Заветы Ильича Хабаровский край); Мешалкин В - старшим электромехаником связи отделения передающих радиоустройств пункта связи (передающих устройств) узла связи (п. Заветы Ильича Хабаровский край); Дойных М - антенщиком-мачтовиком антенно-мачтового отделения пункта связи (передающих радиоустройств) узла связи (п. Заветы Ильича, Хабаровский край); Салихова Т - начальником отделения антенно-мачтового отделения пункта связи (передающих радиоустройств) узла связи (п. Заветы Ильича, Хабаровский край); Котлер И - инженером отделения связи (межцентровой и каналообразования) пункта связи (передающих радиоустройств) узла связи (п. Заветы Ильича, Хабаровский край); Федорова И, Шакирова Н - техниками отделения связи (межцентровой и каналообразования) пункта связи (передающих радиоустройств) узла связи (п. Заветы Ильича, Хабаровский край); Серд.кова О, Батурина И электромеханиками связи отделения связи (межцентровой и каналообразования) пункта связи (передающих радиоустройств) узла связи (п. Заветы Ильича, Хабаровский край); Виноградов Н - начальником отделения-отделения связи (межцентровой и каналообразования) пункта связи (передающих радиоустройств) узла связи (п. Заветы Ильича, Хабаровский край); Шарков А - мотористом отделения обеспечения пункта связи (передающих радиоустройств) узла связи (п. Заветы Ильича, Хабаровский край). Они постоянно работают под землей в фортификационном сооружении 5 класса защиты от средств поражения. Опасными и вредными производственными факторами, которые могут воздействовать на них в процессе работы являются в соответствии с выдаваемыми им работодателем направлениями на медицинские осмотры: работа на электрорадиоаппаратуре с напряжением 220-230 В в суточном режиме, работа в помещении под землей, зона ЭМП радиочастотного диапазона (10 кГц-300 ГГц), измененное геомагнитное поле (экранированное помещение), искусственное освещение (для электромехаников связи, техников, электромонтера и начальника отделения), повышенная температура воздуха (для электромехаников связи, электромонтера и начальника отделения), работа на электрорадиоаппаратуре с напряжением 220-230 В в суточном режиме, работа в зоне излучения ЭМП 300 ГГц (для мачтовика). За работу с вредными условиями труда им была предусмотрена компенсация в виде повышения должностного оклада на 12 % и ежегодный дополнительный отпуск продолжительность 12 рабочих дней, что отражено в заключенных с ними трудовых договорах и дополнительных соглашениях к ним. В войсковой части 40128-4 проведена СОУТ по результатам которой составлены карты СОУТ по их рабочим местам. В результате СОУТ итоговый класс условий труда на их рабочих местах определен как 3.1. ДД.ММ.ГГГГ им вручены уведомления об изменении условий оплаты труда по результатам СОУТ, а именно об уменьшении доплаты к должностному окладу до 4 % и отмене дополнительного отпуска, дополнительные соглашения к трудовым договорам с ними не заключались, однако с января 2019 года доплата осуществляется в размере 4 %. С результатами СОУТ они не согласны и считают результаты СОУТ незаконными, поскольку при проведении СОУТ были допущены нарушения, заключающиеся в том, что они не были извещены о времени и месте проведения СОУТ на их рабочих местах, в связи с чем были лишены возможности реализовать свои права при проведении СОУТ, оценка всех вредных факторов условий на их рабочих местах не производилась (шум, вибрация общая и локальная), параметры микроклимата и световой среды. По факторам тяжести трудового процесса и по химическому фактору исследования, проводившей СОУТ организацией, не производились. В состав комиссии по проведению СОУТ был включен представитель профсоюзной организации, который при проведении СОУТ не присутствовал по причине нахождения в отпуске. Помимо указанных выше опасных и вредных производственных факторов к ним также относятся в отношении их рабочих мест повышенная влажность и повышенный шум, возникающий при работе дизель-генераторов и вибрация общая, возникающая при работе вентилятора и дизель-генераторов. Из сводной ведомости результатов СОУТ следует, что на их рабочих местах оценивался фактор производственной среды и трудового процесса – химический, класс условия труда определен как 2, с чем они не согласны, поскольку опасными и вредными производственными факторами, которые могут на них воздействовать при работе являются в том чисел химические факторы – недостаток кислорода, увеличенное содержание углекислого газа, наличие выхлопных газов при работе дизель-генератора, исследования и измерения которых не производились. Электромеханики связи ежедневно осуществляют осмотр и техническое обслуживание, ремонт блоков радиопередатчиков весом 41, 53, 58 и 99 кг., однако исследования и измерения тяжести трудового процесса фактически не проводились, поскольку хронометражные наблюдения за рабочую смену в течение двух-трех дней не проводились, в связи с чем результаты СОУТ по тяжести трудового процесса не могут быть объективными. Перечисленные нарушения являются грубыми и влекут признание результатов СОУТ незаконными, в связи с чем снижение им доплаты к должностному окладу и отмена дополнительного отпуска также является незаконной. Действиями ответчика им причинены физические и нравственные страдания. На основании изложенного истцы просят признать незаконными результаты СОУТ в отношении их рабочих мест, признать незаконным снижение доплаты за вредные условия труда с 12 % до 4 % и отмену дополнительного отпуска, признать недействительными заключенные с ними дополнительные соглашения к трудовым договорам по результатам СОУТ, обязать ФКУ «ОСК ВВО» производить им с ДД.ММ.ГГГГ выплату надбавки за вредные условия труда в размере 12 % должностного оклада до внесения изменений в трудовые договоры и произвести перерасчет и выплаты заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ исходя из надбавки к должностному окладу в размере 12 %, взыскать судебные расходы в размере 2 000 рублей в пользу каждого.

В возражениях на иск представитель ФКУ «ОСК ВВО» Мирошникова С просила в иске отказать по следующим основаниям. Финансовое обеспечение войсковой части 40128-4 осуществляется филиалом ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», которое в настоящее время реорганизовано в ФКУ «Управление финансового обеспечения по Восточному военному округу» (далее также – ФКУ «УФО по ВВО»). Филиалом ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт Х2505156П-СОУТ на проведение СОУТ в войсковой части 40128-4 с ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения», имеющим соответствующую аккредитацию. СОУТ на рабочих местах истцом была проведена экспертной организацией в соответствии с требованиями закона, создана комиссия по проведению СОУТ, отчет о проведении СОУТ подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем комиссии ДД.ММ.ГГГГ, несогласия при ознакомлении с результатами СОУТ от работников не поступало.

Судом к участию в деле на основании статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчиков, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФКУ «УФО по ВВО» и ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения», от которых возражений относительно исковых требований до судебного заседания в письменном виде в суд не поступало.

В судебное заседание будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте его проведения представители ФКУ «ОСК ВВО», ФКУ «УФО по ВВО» и ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения», а также истцы Виноградов Н, Салихова Т, Котлер И, Дойных М, Шакирова Н и Шарков А не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не представили доказательств уважительности причин неявки, об отложении дела слушанием суд не просили.

Учитывая изложенное, а также мнение участвующих в деле лиц, руководствуясь ч.ч.1,3 и 4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Истцы Федорова И, Жулидова С, Дубровской О, Серд.кова О, Батурина И, Мешалкин В, а также их представитель Грищенко А в судебном заседании исковые требования поддержали, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, а также просили признать недействительными заключенные с ними дополнительные соглашения к трудовым договорам по результатам СОУТ. Мешалкин В также пояснил, что специалисты ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения» посещали их рабочее место под землей. Но обследовали все визуально, никаких приборов у них не было. О том, что это проводилась специальная оценка условий их труда, им не сообщали. Об этом он узнал позже.

Представитель ответчика войсковой части 40128-4 Гарипова Р в судебном заседании исковые требования, признал частично пояснив, что действительно, при проведении СОУТ все вредные и опасные производственные факторы на рабочих местах истцов проводившей СОУТ организацией не исследовались, несмотря на то, что работодатель настаивал на этих исследованиях, на что был ответ об отсутствии необходимого оборудования для замеров, дополнительные соглашения работниками подписывались добровольно.

Изучив материалы дела, обсудив исковые требования и возражения ответчика относительно них, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истцы работают в войсковой части 40128-4, являющейся структурным подразделением войсковой части 40128-4, которая, в свою очередь, является структурным подразделением ФКУ «ОСК ВВО»: Дубровской О и Жулидова С электромеханиками связи отделения передающих радиоустройств пункта связи (передающих радиоустройств) узла связи (п. Заветы Ильича Хабаровский край); Мешалкин В - старшим электромехаником связи отделения передающих радиоустройств пункта связи (передающих устройств) узла связи (п. Заветы Ильича Хабаровский край); Дойных М - антенщиком-мачтовиком антенно-мачтового отделения пункта связи (передающих радиоустройств) узла связи (п. Заветы Ильича, Хабаровский край); Салихова Т - начальником отделения антенно-мачтового отделения пункта связи (передающих радиоустройств) узла связи (п. Заветы Ильича, Хабаровский край); Котлер И - инженером отделения связи (межцентровой и каналообразования) пункта связи (передающих радиоустройств) узла связи (п. Заветы Ильича, Хабаровский край); Федорова И и Шакирова Н - техниками отделения связи (межцентровой и каналообразования) пункта связи (передающих радиоустройств) узла связи (п. Заветы Ильича, Хабаровский край); Серд.кова О и Батурина И электромеханиками связи отделения связи (межцентровой и каналообразования) пункта связи (передающих радиоустройств) узла связи (п. Заветы Ильича, Хабаровский край); Виноградов Н - начальником отделения-отделения связи (межцентровой и каналообразования) пункта связи (передающих радиоустройств) узла связи (п. Заветы Ильича, Хабаровский край); Шарков А - мотористом отделения обеспечения пункта связи (передающих радиоустройств) узла связи (п. Заветы Ильича, Хабаровский край). Они постоянно работают под землей в фортификационном сооружении 5 класса защиты от средств поражения. Опасными и вредными производственными факторами, которые могут воздействовать на них в процессе работы являются в соответствии с выдаваемыми им работодателем направлениями на медицинские осмотры: работа на электрорадиоаппаратуре с напряжением 220-230 В в суточном режиме, работа в помещении под землей, зона ЭМП радиочастотного диапазона (10 кГц-300 ГГц), измененное геомагнитное поле (экранированное помещение), искусственное освещение (для электромехаников связи, техников, электромонтера и начальника отделения), повышенная температура воздуха (для электромехаников связи, электромонтера и начальника отделения), работа на электрорадиоаппаратуре с напряжением 220-230 В в суточном режиме, работа в зоне излучения ЭМП 300 ГГц (для мачтовика). За работу с вредными условиями труда им была предусмотрена компенсация в виде повышения должностного оклада на 12 % и ежегодный дополнительный отпуск продолжительность 12 рабочих дней, что отражено в заключенных с ними трудовых договорах и дополнительных соглашениях к ним.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, трудовыми договорами с истцами и дополнительными соглашениями к ним.

Приказом командира войсковой части 40128-4 от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия для проведения в войсковой части СОУТ, которая на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № Х2505156П-СОУТ была проведена ООО «Экостандарт «Технические решения» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом командира войсковой части 40128-4 от ДД.ММ.ГГГГ утверждены результаты СОУТ.

Согласно картам СОУТ рабочих мест истцов итоговый класс условий труда на рабочих местах истцом определена как: у Мешалкин В - 3.1 (карта ); Жулидова С, Дубровской О - 3.1 (карта ), Фёдоровой И.И., Шакирова Н - 3.1 (карта ). Дойных М - 3.1 (карта ), Шарков А - 3.1 (карта ), Котлер И - 2 (карта ). Виноградов Н - 2 (карта ), Салихова Т - 3.1 (карта ). Батурина И, Серд.кова О - 3.1 (карта ).

Согласно ч. 4 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.

ДД.ММ.ГГГГ истцам вручены уведомления об изменении условий трудового договора, а именно о снижении размера доплаты за вредные условия труда до 4 % должностного оклада и об отмене дополнительного отпуска, указанные изменения закреплены с заключенными с истцами ДД.ММ.ГГГГ дополнительными соглашениями к трудовым договорам.

Ссылаясь на то, что при проведении СОУТ были допущены указанные в исковом заявлении нарушения, истцы обратилась в суд с рассматриваемым иском, который суд находит подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также – ТК РФ) на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Приказом Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно п.16 которого гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента. Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени. Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении к настоящему Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах: на работах с вредными условиями труда - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

В Перечне работ с вредными и (или) опасными условиями труда (Приложение ), поименована работа в фортификационных сооружениях 1 - 6 классов защиты от средств поражения.

В силу ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее также – Закон № 426-ФЗ) предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

Согласно ст.3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

На основании ч.2 ст.4 Закона № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда; предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений); ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

В силу ст.5 Закона № 426-ФЗ, работник вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте; обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 ст. 26 Закона № 426-ФЗ работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

В соответствии с п.4 ч.3 ст.10 Закона № 426-ФЗ, при осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Согласно ч.2 ст.12 Закона № 426-ФЗ, перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений.

В данном случае обязанность доказать соблюдение прав работников, предусмотренных Законом № 426-ФЗ при проведении СОУТ в отношении рабочих место истцов возлагается на работодателя.

Доказательств того, что работодатель уведомил истцов о проведении СОУТ с целью реализации прав работников, предусмотренных п.п.1 и 2 ч.1 ст.5, п.4 ч.3 ст.10, ч.2 ст.12 Закона № 426-ФЗ и обеспечил реализацию работниками таких прав при проведении СОУТ, ответчиком не представлено, как пояснили в судебном заседании истцы и представитель войсковой части 40128-4, о проведении СОУТ на их рабочих местах истцы не уведомлялись и при проведении СОУТ на их рабочих местах не присутствовали, кроме Мешалкин В.

Согласно ч.2 ст.9 Закона № 426-ФЗ в состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ в состав комиссии по проведению СОУТ включена председатель профсоюза Хлопенкова И, которая фактически при проведении СОУТ не присутствовала в связи с нахождением в отпуске, что следует из пояснений истцов.

Как следует из выдаваемых истцам работодателем направлений на медицинское обследование, опасными и вредными производственными факторами, которые могут воздействовать на истцов в процессе работы являются: работа на электрорадиоаппаратуре с напряжением 220-230 В в суточном режиме, работа в помещении под землей, зона ЭМП радиочастотного диапазона (10 кГц-300 ГГц), измененное геомагнитное поле (экранированное помещение), искусственное освещение (для электромехаников связи, техников, электромонтера и начальника отделения), повышенная температура воздуха (для электромехаников связи, электромонтера и начальника отделения), работа на электрорадиоаппаратуре с напряжением 220-230 В в суточном режиме, работа в зоне излучения ЭМП 300 ГГц (для мачтовика).

В соответствии со ст.10 Закона № 426-ФЗ под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона. При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться: 1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников; 2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; 3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов; 4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.1 ст.12 Закона № 426-ФЗ все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников (ч.2 ст.12 Закона № 426-ФЗ).

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и (или) иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда (ч.3 ст.12 Закона № 426-ФЗ).

При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ч.4 ст.12 Закона № 426-ФЗ).

Перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению в целях проведения специальной оценки условий труда приведен в статье 13 Закона № 426-ФЗ.

Из карт СОУТ рабочих мест истцов следует, что исследование и измерение таких вредных и (или) опасных факторов производственной среды как вибрация общая, параметры микроклимата и световой среды, воздействие электромагнитных излучений радиочастотного диапазона не проводилось.

Согласно ч.1 ст.24 Закона № 426-ФЗ экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.216.1 ТК РФ, государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.3 ст.216.1 ТК РФ, государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации (ч.4 ст.216.1 ТК РФ).

В соответствии со ст.216.1 ТК РФ и ч.1 ст.24 Закона № 426-ФЗ, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн утвержден Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, который устанавливает правила проведения государственной экспертизы условий труда, осуществляемой Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (п.1).

Как следует из представленных суду карт специальной оценки труда не были учтены следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса: воздействие электромагнитных излучений радиочастотного диапазона на рабочих местах начальника отделения, электромеханика связи, антенщика-мачтовика, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрообрудования; возможное воздействие параметров нагревающего микроклимата на рабочих местах начальника отделения, электромеханика связи, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрообрудования; возможное воздействие вибрации общей на рабочих местах начальника отделения, электромеханика связи, антенщика-мачтовика, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрообрудования, техника.

Превышение фактических значений вышеназванных вредных и (или) опасных факторов над установленными соответствующими нормативными значениями может повлиять на установление итогового класса (подкласса) условий труда на этих рабочих местах.

Таким образом, при проведении СОУТ допущены нарушения требований Закона № 426-ФЗ и Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГн, устранение которых может повлиять на установление итогового класса (подкласса) условий труда и, соответственно, на вид и объемы гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, работающим на данных рабочих местах.

Подтверждение правильности установления итогового класса (подкласса) условий труда на рабочих местах истцов невозможно без результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, воздействие которых не было учтено при проведении СОУТ.

Таким образом, при проведении СОУТ на рабочих местах истцов работодателем и организацией, проводившей СОУТ были допущены существенные нарушения Закона № 426-ФЗ.

Кроме этого, решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ аттестация рабочих мест, проведенная ООО «Экостандарт «Технические решения» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № Х2505156П-СОУТ была признана проведенной с нарушениями, не позволяющими определить действительные условия труда работников узла связи (п. Заветы Ильича, Хабаровский край), расположенного под землей в фортификационном сооружении 5 класса защиты от средств поражения.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона о спецоценке при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Данная норма означает, что отмена предусмотренных ранее льгот, которые были назначены работнику, не могут быть отмены только на основании того, что изменился порядок оценки рабочих мест/методика выявления вредных и опасных факторов. Отменить льготы работодатель вправе, только если у работника реально изменились условия труда и есть документы, которые такие изменения подтверждают.

С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, суд считает возможным признать незаконными результаты СОУТ рабочих мест истцов, снижение истцам надбавки за работу с вредными условиями труда с 12 % до 4 %, лишение дополнительного отпуска, недействительными заключенные с истцами ДД.ММ.ГГГГ дополнительные соглашения к трудовым договорам и возложить на работодателя обязанность по выплате и перерасчету истцам заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ исходя из надбавки за работу с вредными условиями труда в размере 12 % до проведения СОУТ рабочих мест истцов в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГК РФ состоят из издержек, связанных с рассмотрением дела и государственной пошлины.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителя.

На основании ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцами заявлены к возмещению расходы, понесенные в связи с оказанием им юридической помощи по составлению искового заявления и судебному представительству их интересов при рассмотрении дела в размере 2 600 рублей которые подтверждены договорами от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между истцами и индивидуальным предпринимателем Грищенко А, а также квитанциями об оплате истцами услуг по договору в размере 2 600 рублей каждым.

Исходя из объема материалов дела и его сложности, выполненной представителем истцов работы и затраченного для этого времени, продолжительности рассмотрения дела, ценности защищаемого истцами права, отсутствие возражений ответчика относительно размера выплаченных истцами представителю денежных сумм, суд считает, что понесенные истцами судебные расходы на оплату услуг представителя являются разумными и соразмерными расходам на оплату таких услуг, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, в связи с чем понесенные истцами судебные расходы подлежат им возмещению за счет ответчика.

Стороны по делу на основании подп.1 и 19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 198, 199 и 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными результаты специальной оценки условий труда рабочих мест: электромеханик связи, старший электромеханик связи, техник, антенщик-мачтовик, моторист, инженер, начальник отделения связи, начальник отделения антенно-мачтового отделения пункт связи (передающих радиоустройств) войсковой части 40128-4, оформленные картами специальной оценки условий труда , , , , , , , , от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Признать незаконным снижение Дубровской О, Жулидова С, Мешалкин В, Дойных М, Салихова Т, Котлер И, Фёдоровой Федорова И, Шакирова Н, Серд.кова О, Бату риной Батурина И. Виноградов Н, Шарков А доплаты за работу с вредными условиями труда с 12 % до 4 % и отмену ежегодного дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда в количестве 12 календарных дней, и соответственно в этой части заключенные с ними дополнительные соглашения к трудовым договорам от ДД.ММ.ГГГГ об установлении с ДД.ММ.ГГГГ доплаты за работу с вредными условиями труда в размере 4 % от должностного оклада на основании проведенной специальной оценки условий труда.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» с ДД.ММ.ГГГГ выплачивать Дубровской О, Жулидова С, Мешалкин В, Дойных М, Салихова Т, Котлер И, Фёдоровой Федорова И, Шакирова Н, Серд.кова О, Батурина И, Виноградов Н, Шарков А надбавку за работу с вредными условиями труда в размере 12 % от должностного оклада до проведения внеплановой оценки условий труда и внесения изменений в трудовые договоры в соответствии с действующим трудовым законодательством, и произвести перерасчет и выплату заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ за работу с вредными условиями труда исходя из надбавки в размере 12 % от должностного оклада.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в пользу Дубровской О. Жулидова С, Мешалкин В, Дойных М, Салихова Т, Котлер И, Фёдоровой Федорова И, Шакирова Н, Серд.кова О, Батурина И, Виноградов Н, Шарков А, в счет судебных расходов по 2 600 (две тысячи шестьсот) рублей в пользу каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).

Судья С.В. Шорохов