ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-615/2021 от 11.02.2021 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2-615/2021

Решение

Именем Российской Федерации

11 февраля 2021 год Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи: Крутоус Е.Ж.,

при секретаре: Хохловой И.А.,

с участием прокурора Кобозевой О.А., истца ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпуховского городского прокурора в интересах ФИО1 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решение о назначении ежемесячной выплаты и обязании назначить ежемесячную выплату,

Установил:

Серпуховский городской прокурор обратился в суд в интересах ФИО1 с вышеуказанным иском к Министерству социального развития Московской области и с учетом уточнения просит признать решение Управления социальной защиты населения по г.о. Серпухов Министерства социального развития Московской области от 10.07.2020 № 590394 незаконным в части даты назначения ФИО1 ежемесячной выплаты; обязать Управление социальной защиты населения по г.о. Серпухов Министерства социального развития Московской области назначить ФИО1 ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка с 29.12.2019 по 08.06.2020.

Свои требования истец мотивирует тем, что в городскую прокуратуру 03.08.2020 поступило обращение ФИО1 о нарушении прав на получение социальных выплат в связи с рождением ребенка.

Проверкой установлено, что 15.06.2020 ФИО1 посредством МАУ «МЦФ г.о. Серпухов» в Управление социальной защиты населения по г.о. Серпухов Министерства социального развития Московской области подано заявление о назначении ежемесячно выплаты в связи с рождением первого ребенка – В., <дата> рождения.

Решением указанного территориального органа социальной защиты населения от 10.07.2020 № 590394 выплата назначена с 09.06.2020 по 28.12.2020, то есть со дня регистрации заявителя по месту пребывания в г.о. Серпухов и до достижения ребенком возраста 1 год.

Указанное решение не соответствует требованиям закона.

15.06.2020 ФИО1, являясь матерью малолетнего В., <дата> рождения, будучи гражданкой Российской Федерации, постоянно проживающей на территории России (зарегистрирована по месту жительства в Тульской области, по месту пребывания в г.о. Серпухов), обратилась в Управление социальной защиты населения по г.о. Серпухов Министерства социального развития Московской области за назначением ежемесячной выплаты на первого ребенка, предусмотренной Федеральным законом №418-ФЗ, приложив к заявлению необходимые документы, включая свидетельство о регистрации по месту пребывания в г.о. Серпухов с 09.06.2020, справку филиала ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» - отдела социальной защиты населения по Куркинскому району о том, что такая выплата не назначалась и не выплачивалась ФИО1 данным отделом.

ФИО1 обратилась в Управление социальной защиты населения по г.о. Серпухов Министерства социального развития Московской области, то есть территориальный орган, обслуживающий население по г.о. Серпухов, на территории которого ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания на момент обращения за назначением социальной выплаты.

Учитывая правомерность обращения заявителя в Управление социальной защиты населения по г.о. Серпухов Министерства социального развития Московской области, соблюдение заявителем сроков обращения для назначения выплаты с момента рождения ребенка, наличие сведений о неполучении ежемесячной выплаты по месту постоянной регистрации в Тульской области, имелись основания для назначения ежемесячной выплаты ФИО1 в связи с рождением первого ребенка со дня рождения ребенка, то есть на период, предусмотренный ч. 2 ст. 2 Федерального закона №418-ФЗ, а не с момента ее регистрации по месту пребывания в г.о. Серпухов Московской области.

Ни Федеральный закон №418-ФЗ, ни Порядок осуществления ежемесячных выплат не устанавливают какие-либо ограничения для назначения ежемесячной выплаты со дня рождения ребенка, связанные с отсутствием у заявителя регистрации по месту жительства или пребывания в том субъекте Российской Федерации, в территориальный орган социальной защиты которого последовало обращение за назначением выплаты, в течение всего периода, на который назначаются выплаты.

Единственным основанием, препятствующим назначению выплаты со дня рождения ребенка, является обращение за ее назначением по истечении 6 месяцев со дня рождения ребенка.

Таким образом, решением Управление социальной защиты населения по г.о. Серпухов Министерства социального развития Московской области от 10.07.2020 нарушены права ФИО1 на получение социальных выплат.

Об устранении данных нарушений городской прокуратурой 01.09.2020 в адрес начальника Управления социальной защиты населения по г.о. Серпухов внесено представление, в удовлетворении которого отказано письмами начальника Управления от 24.09.2020, и и.о. начальника Управления от 27.10.2020.

Таким образом, защита прав ФИО1 на получение социальной выплаты возможна лишь в судебном порядке.

Представитель истца Серпуховского городского прокурора – Кобозева О.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме с учетом уточнения даты назначения пособия и просила удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что при обращении за выплатой действовала в соответствии с законом, соблюдая все его требования. В соответствии с Федеральным законом №418-ФЗ разрешено обращение за выплатой в связи с рождением ребенка в Управление соц.защиты по месту фактического проживания. На территории Московской области она и ее муж проживали и работали еще до рождения ребенка, муж с сентября 2015 года, она с января 2018 года. Считает решение органа соц.защиты о назначении ежемесячного пособия с даты ее регистрации по месту пребывания, незаконными. Представлены письменные объяснения, приобщенные к материалам дела (л.д. 35-36).

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, указав что решение Управление социальной защиты вынесено в соответствии с законом. Представлены письменные возражения, приобщенные к материалам дела (л.д.55-59).

Свои возражения ответчик мотивирует тем, что при рассмотрении вопросов о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка Управлением применяются правовые акты действующего законодательства: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке обращений граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям; имеющим детей»; Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2017 № 889н; Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, утвержденный Приказом Минтруда РФ от 04.02.2019 № 55н.

ФИО1 обратилась с заявлением от 15.06.2020 в Управление за назначением ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка – В., <дата> рождения, не указав в нем информацию о месте жительства (пребывания) или фактического проживания. Из представленных документов следовало, что ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по <адрес>; в г.о. Серпухов зарегистрирована по месту пребывания на период с 09.06.2020 по 09.02.2021. Документы, подтверждающие фактическое проживание до 09.06.2020 ФИО1 в Московской области – не представлены.

Орган социальной защиты населения принимает решения о назначении (об отказе) социальных пособий только на основании представленных заявителем документов.

Рассмотрев документы, представленные ФИО1 в Управление для назначения федеральной выплаты, руководствуясь нормами действующего законодательства, Управлением было принято решение о назначении федеральной выплаты со дня регистрации по месту пребывания в городе Серпухове Московской области, то есть с 09.06.2020. При принятии решения учитывалось, что полномочия по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка Российской Федерации передала для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так как ФИО1 в заявлении о назначении ежемесячной выплаты не указала информацию о месте жительства (пребывания) или фактического проживания, а представленные ею документы, не подтверждали регистрацию по месту жительства или фактического проживания в Московской области с 29.06.2019 в Московской области, то Управлением было принято решение о назначении выплаты на ребенка с 09.06.2020. Оснований для назначения ФИО1 ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с момента его рождения (с <дата>), у Управления не имелось.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что 03.08.2020 в Серпуховскую городскую прокуратуру обратилась ФИО1 с жалобой о нарушении прав на получение социальных выплат в связи с рождением ребенка (л.д. 9).

Проверкой установлено, что 15.06.2020 ФИО1 посредством МАУ «МЦФ г.о. Серпухов» в Управление социальной защиты населения по г.о. Серпухов Министерства социального развития Московской области подано заявление о назначении ежемесячно выплаты в связи с рождением первого ребенка – В., <дата> рождения(л.д.60-62). К заявлению приложены документы: свидетельство о рождении ребенка В., паспорта родителей, граждан РФ, свидетельства о регистрации брака, о регистрации в г. Серпухов Московской области по месту пребывания с 09.06.2020, справки 2НДФЛ, трудовые книжки. Справки с места работы (л.д. 64-83).

Решением Управления социальной защиты населения от 10.07.2020 № 590394 ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребенка назначена ФИО1 с 09.06.2020 (л.д.13).

Об устранении нарушений законодательства о социальной защите граждан городской прокуратурой 01.09.2020 в адрес начальника Управления социальной защиты населения по г.о. Серпухов внесено представление (л.д.14-17).

Письмами начальника Управления от 24.09.2020, и и.о. начальника Управления от 27.10.2020 в удовлетворении представления Серпуховской городской прокуратуры отказано (л.д.18-24).

Согласно свидетельства о рождении В. родился <дата>, место рождения <адрес>, родителями являются С. и ФИО1. Свидетельство выдано Отделом №3 Ленинского управления ЗАГС ГУ ЗАГС Московской области (л.д.10)

Согласно свидетельства №401 о регистрации по месту пребывания ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания: <адрес>, с 09.06.2020 по 09.02.2021 (л.д. 11)

Из справки ГУ ТО УСЗН Тульской области – филиал Отдел социальной защиты населения по Куркинскому району усматривается, что ФИО1, зарегистрированной по <адрес>, в отделе социальной защиты населения по Куркинскому району ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка на В., дата рождения <дата>, не назначалась и не выплачивалась (л.д.12).

В материалы дела представлена копия медицинской карты ребенка В., <дата> рождения, в котором указано фактическое место жительства: <адрес> (л.д.37-41), а также талоны на получение медицинской помощи в поликлиниках ЦРБ г. Серпухова (л.д.42-52).

Из письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.07.2020 направленного в адрес ФИО1 усматривается, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка установлено Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Приказом Минтруда России от 29.12.2017 №889н утвержден порядок осуществления ежемесячно выплаты и перечень документов, необходимых для назначения ежемесячно выплаты. В соответствии с п. 4 ст. 2 ФЗ №418-ФЗ заявление о назначении ежемесячной выплаты подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В приложении №2 к Порядку установлен перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты. Документ, подтверждающий фактическое место жительства заявителя в перечне отсутствует. Иного перечня документов, действующим законодательством РФ не предусмотрено (л.д. 53-54).

Из показаний допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей Р. и К. следует, что ФИО1 с весны 2018 года проживала в г. Серпухове на съемной квартире, с августа 2020 года с семьей проживает в квартире по ул. Крупской в г.Серпухов.

Категории лиц, имеющих право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, порядок подачи заявления, назначения и осуществления данной выплаты определены Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновление) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения (ч.3).

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2017 № 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка.

В соответствии с п.2 Порядка обратиться с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее - заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка) имеют право женщины, родившие (усыновившие) ребенка, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае если ребенок (родной, усыновленный) рожден начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации, и размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4904; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 30, ст. 3739; 2012, N 50, ст. 6956) за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (далее - заявитель), лично либо через представителя.

В соответствии с п. 5 Порядка заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее - заявление о назначении выплат) может быть подано в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).

В случае если заявление о назначении выплат подано не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (родного, усыновленного), ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка (родного, усыновленного).

В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

Согласно п.п «а» п. 9 Порядка заявление о назначении выплат подается с предъявлением документов, удостоверяющих личность, подтверждающих место жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя.

Анализируя собранные по делу доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Серпуховского городского прокурора в интересах ФИО1, поскольку решение Управления социальной защиты населения о назначения ФИО1 ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, с даты регистрации в г.Серпухов, является незаконным.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Установления места жительства гражданина в целях определения его права на получение пособий, предусмотренных законом, является тот факт, что регистрация не входит в понятие место жительства и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.

ФИО1 обратилась в Управление социальной защиты по месту жительства с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка В., <дата> рождения, 15.06.2020, то есть в течение шести месяцев с рождения ребенка, представив необходимые документы, подтверждающие право на указанную выплату.

В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ, обязательным условием для назначения ежемесячных выплат является наличие гражданства Российской Федерации, проживание на территории Российской Федерации, доход семьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновление) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

Таким образом, дата назначения пособия не связана с датой регистрации по месту жительства или месту пребывания гражданина.

Таким образом, решение Управления социальной защиты населения по городскому округу Серпухов Министерства социального развития Московской области от 10.07.2020 № 590394 в части назначения ФИО1 ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка В., <дата> рождения, с 09.06.2020, является незаконным. Суд считает необходимым возложить на Министерство социального развития Московской области в лице Управления социальной защиты населения по городскому округу Серпухов обязанность назначить ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка В., со дня рождения ребенка, <дата> и произвести ежемесячную выплату за период с 29.12.2019 по 08.06.2020.

Возражения ответчика основаны не неверном толковании закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Серпуховского городского прокурора в интересах ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения по городскому округу Серпухов Министерства социального развития Московской области от 10.07.2020 № 590394 в части назначения ФИО1 ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка В., <дата> рождения, с 09.06.2020.

Обязать Министерство социального развития Московской области в лице Управления социальной защиты населения по городскому округу Серпухов назначить ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка В., со дня рождения ребенка, <дата> и произвести ежемесячную выплату за период с 29.12.2019 по 08.06.2020.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.Ж.Крутоус

мотивированное решение составлено 17.03.2021