ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-616 от 20.08.2010 Шушенского районного суда (Красноярский край)

                                                                                    Шушенский районный суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Шушенский районный суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-616/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2010 г. п. Шушенское

Судья Шушенского районного суда Красноярского края Шимохина Н.П.

с участием помощника прокурора Шушенского района Смирновой О.М. (по поручению)

при секретаре Романовой А.А.

рассмотрев дело по заявлению Ивановой Н.Н., Хоменко О.П., Чернышевой Н.К. о признании действия (бездействия) сотрудников прокуратуры Шушенского района по проверке их жалобы незаконными и необоснованными и обязывании возобновления и проведения проверки,

УСТАНОВИЛ:

Иванова Н.Н., Хоменко О.П., Чернышева Н.К. обратились в суд с жалобой на бездействие прокуратуры Шушенского района по фактам проверки коллективной жалобы сельхозпроизводителей и предпринимателей, торгующих в МУП «Шушенский рынок», от 12.04.2010 года на администрацию МУП «Шушенский рынок», в которой просят обязать прокуратуру Шушенского района возобновить проверку, устранить нарушения их прав, как предпринимателей и граждан.

В жалобе истицы указали, что в ходе проверки прокурором не установлено нарушений очередности предоставления торговых мест на рынке. Обращение о нарушении части 2 п.4) п.п. д),е) статьи12 №271-ФЗ «О розничных рынках», что на рынке должна быть информация о порядке и условиях предоставления торговых мест, прокуратурой проигнорировано. Также прокуратурой проигнорировано обращение о том, что администрацией рынка отказано сельхозпроизводителям в заключении договоров с МУП «Шушенский рынок» до апреля 2010 года. Из ответа необоснованно следует, что попыток заключать договоры в 2007, 2008, 2009 годах не предпринималось. Не проверено прокуратурой и соответствие приказа № 3 от 11.01.2009 года о хранении заявлений предпринимателей не менее пяти лет Федеральному закону №125-ФЗ от 22.10.2004 года «Об архивном деле». Сообщённые в прокуратуру сведения о техническом состоянии здания и отсутствие автостоянки остались без проверки, требование о проведении проверки соблюдения обоснованности установления тарифов на оплату торгового места, а также соответствие доходов и расходов рынка проигнорировано. В связи с чем просят признать действия сотрудников прокуратуры Шушенского района по проверке их жалобы незаконными и необоснованными, обязать прокуратуру провести проверку в отношении отказа администрацией рынка в заключении договоров на предоставление торговых мест за период с 2006 года по апрель 2010 года, установить факт торговли сельхозпродукцией в МУП «Шушенский рынок» с 2006 года по апрель 2010 года, а также провести финансовую проверку соответствия оплаты за торговые места (по схеме) и фактически оплачиваемых за них сумм, а также соответствие доходов и расходов рынка.

Заявительницы Чернышева Н.К., Хоменко О.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании заявительница Иванова Н.Н. доводы жалобы поддержала в полном объёме, пояснив суду, что согласно ответу прокуратуры от 12.05.2010 года нарушений законодательства в ходе проверки не установлено, однако нарушения в действиях администрации МУП «Шушенский рынок» очевидны. Администрация рынка обязана была заключить с ней договор на предоставление торгового места, в 2006 году она обращалась в МУП «Шушенский рынок» с целью заключения договора, но ей отказали, пояснив, что договор с сельхозпроизводителями не заключается, данный отказ ею не был обжалован. В 2008 году она вновь обратилась в администрацию рынка, чтобы заключить договор, однако ей пояснили, что договор заключен. В апреле 2010 года ей стало известно, что в трудовой стаж можно включить работу на рынке. Не имея на руках договора она лишена права на включение работы на рынке в трудовой стаж. Вместе с другими сельхозпроизводителями она обратилась в прокуратуру Шушенского района с жалобой на отказ администрации МУП «Шушенский рынок» заключать договоры на предоставление торговых мест, отсутствие информации о порядке и условиях предоставления торговых мест, схемы размещения торговых мест, автостоянки. Прокуратура обязана была провести проверку по поводу наличия на рынке временных сооружений, отсутствие ремонта в здании рынка, а также провести финансовую проверку обоснованности установления тарифов на оплату торгового места, соответствие доходов и расходов рынка, что не было сделано. Прокуратура не разобралась и не навела порядок, не усмотрела никаких нарушений законодательства о рынках, все заявления проигнорировала.

Представитель прокуратуры Шушенского района помощник прокурора Смирнова О.М. просит в удовлетворении жалобы отказать, указывая на то, что в рамках проведённой проверки нарушения закона «О розничных рынках», вступившего в силу с 1 июля 2007 года, не установлено. Факт торговли заявителями сельхозпродукцией на территории МУП «Шушенский рынок» в период с 2006 года по апрель 2010 года может быть установлен в судебном порядке. Проведение финансовой проверки прокуратурой района было поручено Финансовому управлению администрации Шушенского района, которая была закончена 05 августа 2010 года, результаты проверки до заявителей доведены письмом от 5 августа 2010 года. Разъяснено, что в случае несогласия с результатами проверки заявители вправе были их обжаловать. В жалобе не содержались требования по поводу ремонта в здании рынка, при прокурорской проверке этот факт не проверялся. В жалобе отсутствовали требования о проверке наличия временных сооружений на рынке. На момент проведения проверки договоры на предоставление торговых мест с заявителями были заключены. Фактов отказа предоставления торговых мест для реализации сельхозпродуктов не установлено.

В соответствии со ст. 2 Федерального от 02. 05.2006 №59-ФЗ (в ред. от 29.06.2010) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.12 2007 г. № 200 (ред. от 17.03.2010) утверждена Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в системе прокуратуры Российской Федерации. Инструкция разработана в соответствии со ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и федеральным законодательством. Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан, обращений и запросов должностных лиц, иных лиц о нарушении прав и свобод, о нарушении законов на территории Российской Федерации, а также порядок приёма граждан, должностных лиц и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с п.5.1 Инструкции обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры. Если в установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днём считается следующий за ним рабочий день.

Согласно п.6.5 при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован и понятен. В нём даётся оценка всем доводам обращения, а отказ в удовлетворении должен быть мотивирован.

В своём обращении в прокуратуру Шушенского района, поступившему 12 апреля 2010 года, сельхозпроизводители и предприниматели, торгующие на территории МУП «Шушенский рынок» (всего 16 человек) указывают на нарушения их прав и просят проверить законность отказа администрации МУП «Шушенский рынок» в заключении договоров и предоставление торговых мест в соответствии со схемой их размещения (части 1,2 ст.15 №271-ФЗ), отсутствие информации о порядке и условиях предоставления торговых мест, отсутствие информации о наличии свободных торговых мест и их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест(части 2 п.4) п.п.д), е) статьи 12 ФЗ «О розничных рынках» № 271-ФЗ). Проверить соблюдение ч.8 ст. 15 №271- ФЗ, согласно которой Управляющей рынком компании в соответствии с антимонопольным законодательством запрещается создавать дискриминационные условия при распределении торговых мест. Просили привлечь администрацию п.Шушенское, МУП «Шушенский рынок» к уголовной ответственности по ст. 140 УК РФ за отказ от предоставлении информации и по ст. 14.34 КоАП РФ за незаконный отказ или уклонение от предоставления торговых мест, по ст. 19.1 КоАП РФ за самоуправство на розничном рынке. Кроме того, просили проверить прохождение финансовых потоков по документам, финансовую проверку соответствия оплаты за торговые места и фактически оплаченные за них сумму, в также соответствие доходов и расходов рынка, правомерность и фактическое использование финансовых средств.

Прокурором Шушенского района в ответах на жалобы И. (для передачи содержания ответа всем заявителям) от 12 мая 2010 года (исх. 314ж-2010) указано, что при проведении проверки изучены заявления сельхозпроизводителей о предоставлении торговых мест, поступивших в администрацию МУП «Шушенский рынок» в апреле 2010 года.  По всем заявлениям заключены договоры о предоставлении торгового места в летний период, в помещении рынка имеется информационный стенд, на котором размещена информация о порядке предоставления торговых мест, схема размещения торговых мест, также опубликован реестр очередности на предоставление торгового места на территории рынка не в рядах сельхозпроизводителей. Отказов в предоставлении торговых мест сельхозпроизводителям в летний период не было.

В ответе от 05.08.2010 года (исх. 715ж-2010) дополнительно указано, что в ходе проведения проверки нарушений законодательства не установлено, основания для принятия мер прокурорского реагирования отсутствуют. Ведение реестра очерёдности для предоставления торговых мест на розничных рынках не предусмотрено. Имеющийся на МУП «Шушенский рынок» реестр очередников является локальным актом, его составление и ведение не противоречит закону. Нарушение очередности предоставления торговых мест на розничном рынке не установлено. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена Гражданским Кодексом. Нормы закона «О розничных рынках» не содержат предписаний о заключении управляющей розничным рынком компанией договоров о предоставлении торговых мест. В обязательном порядке предусмотрена обязанность соблюдать квоты для товаропроизводителей и лиц, осуществляющих торговлю сельскохозяйственной продукцией с автотранспортных средств, сельскохозяйственных производственных кооперативов, к числу которых заявительницы не относятся. Вопросы соблюдения обоснованности установления тарифов на оплату торгового места, соответствие доходов и расходов рынка были предметом проверки, проведенной специалистами финансового Управления администрации Шушенского района, нарушений требований законодательства не установлено. Изложенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения арбитражным судом, им дана оценка в решении суда.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя Ивановой Н.Н., суд приходит к выводу, что проверка по поставленным вопросам проведена прокуратурой в полном объёме, содержит ответы на все поставленные в обращении предпринимателей вопросы со ссылками на конкретные законы, ответы мотивированы и понятны. В ответе даны ответы на все вопросы, касающиеся непосредственно прав заявителей на осуществление торговли на рынке.

Жалоба каких-либо конкретных фактов финансовых злоупотреблений администрацией МУП «Шушенский рынок» не содержит, и ходатайство о проведении финансовой проверки деятельности рынка обосновано тем, что отказано в предоставлении мест сельхозпроизводителям, однако проверка финансовой деятельности по поручению прокурора была проведена, нарушений не выявлено, заявителям по результатам проверки дан исчерпывающий ответ о порядке установления тарифов на услуги муниципального рынка и расходовании средств. Ответ на поставленные в жалобе вопросы был дан непосредственно в день получения результатов проверки л.д.34-68).

Выводы об отсутствии нарушений сделаны на основании проверенных документов. В ходе проверки проверены: реестры очередности, заявления очередников, паспорт безопасности рынка, схемы торговых рядов, утверждённые в 2007 году начальником ОВД по Шушенскому району и начальником Государственного пожарного надзора п.Шушенское.

В жалобе прокурору вопрос о ремонте в здании рынка и проверки наличия временных сооружений на рынке не ставился, поэтому ответа на него нет.

В соответствии со ст. 421 п.1 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым на себя обязательством.

Нормы Федерального закона «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» не содержит предписаний о заключении управляющей розничным рынком компанией договоров о предоставлении торговых мест в обязательном порядке с каждым лицом, намеревающимся стать продавцом.

В соответствии со ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 (в ред. от 01.07.2010) «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функции прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причинённого ущерба.

Таким образом, при проверке жалоб и заявлений граждан в обязанность прокурора не входит подача жалоб и заявлений от имени граждан, подача исковых заявлений и совершение других действий от имени гражданина. Прокурор в своей деятельности не подменяет органы, в компетенцию которых входит решение тех или иных вопросов. Ответ содержит разъяснение процессуальных способов организации торговли предпринимателями.

При проведении прокуратурой Шушенского района проверки по жалобе на действии должностных лиц МУП «Шушенский рынок» правомерно сделан вывод об отсутствии оснований для применения мер прокурорского реагирования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Ивановой Н.Н., Хоменко О.П., Чернышовой Н.К. о признании действия (бездействия) сотрудников прокуратуры Шушенского района по проверке их жалобы незаконными и необоснованными и обязывании возобновления и проведения проверки оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Шушенский районный суд.

На 06.09.2010 года решение не вступило в законную силу.

Судья: Н.П. Шимохина