ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6160/19 от 18.02.2020 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2020 года г. Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Амосовой Н.Л., при секретаре Кузьминой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-848/2020 по иску Министерства лесного комплекса Иркутской области к ООО «Альянс-Лес Плюс» о возмещении ущерба объектам животного мира и среде их обитания,

УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось в суд с исковым заявлением к ответчику ООО «Альянс-Лес Плюс» о возмещении ущерба объектам животного мира и среде их обитания.

В обоснование исковых требований истец указал, что ООО «Альянс-Лес Плюс» является арендатором по договору аренды лесного участка от Дата (далее по тексту – Договор аренды) в целях использования лесов для заготовки древисины (Заларинское лесничество).

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 №178-пп агентство лесного хозяйства Иркутской области от Дата переименовано в министерство лесного комплекса Адрес.

В соответствии с положением о министерстве лесного комплекса Адрес, утвержденным постановлением Адрес от Дата-пп, министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании договора аренды арендатором осуществлялась рубка лесных насаждений. В период за 2016 и 2018 гг. вырублено 57,56 га.

Территория, в пределах которой осуществляется заготовка древисины арендатором, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов животного мира. Арендатором велась законная вырубка леса на арендованном участке, с привлечением техники и технологических механизмов.

Таким образом, любая производственная деятельность наносит ущерб животному миру. В результате осуществления производственной деятельности нарушается среда обитания животных, снижается их численность и продуктивность популяции.

В соответствии с расчетами ущерба (вреда) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате законной рубки лесных насаждений на территории лесных участков, предоставленных ООО «Альянс-Лес Плюс» для заготовки древесины, обычны лось, благородный олень, косуля, кабарга, кабан, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, рысь, лисица, медведь, барсук, норка, глухарь, рябчик, теререв.

Расчеты ущерба объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, выполнялись министерством на основании отчетов об использовании лесов, и официальных данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания о видовом составе и плотности животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Адрес (отчеты службы по охране и использованию животного мира Иркутской области по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Иркутской области за 2016 и 2018 гг.).

Расчеты ущерба, причиненного объектам животного мира и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Альянс-Лес Плюс», произведен с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам (методика)».

При этом под ущербом, согласно методике, расчитывается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания.

Согласно методике ущерб, причиненный ответчиком в результате осуществления своей деятельности, связанной с заготовкой древесины, составил 811 184,21 рублей.

Кроме того, Дата в министерство поступило представление прокурора Иркутской области «Об устранении нарушений лесного законодательства», в соответствии с которым министерству необходимо принять меры по возмещению ущерба объектам животного мира и среде их обитания, причиненного в результате осуществления деятельности по заготовки древисины ООО «Альянс-Лес Плюс».

Дата министерством лесного комплекса Иркутской области в адрес ООО «Альянс-Лес Плюс» была направлена претензия с требованием возместить ущерб объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в срок до Дата.

Претензия истца оставлена ответчиком без внимания. Сумма ущерба не оплачена.

Ссылаясь на нормы ст.ст. 309,310,408,1064 ГК РФ, истец просит суд, взыскать с ООО «Альянс-Лес Плюс» ущерб, причиненный объектам животного мира (охотничьим ресурсам) в среде их обитания за период 2016 и 2018 гг., в результате осуществления деятельности по заготовке древисины, в рамках договора аренды от Дата в размере 811 184,21 рублей, с зачислением взысканной суммы в бюджет муниципального района «Адрес» Иркутской области.

В судебном заседании представитель истца Министерства лесного комплекса Иркутской области – ФИО3, действующая на основании доверенности, будучи надлежаще уведомленной о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Представитель ответчика ООО «Альянс-Лес Плюс», будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, не просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Учитывая надлежащее уведомление ответчика о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в порядке заочного судопроизводства в соответствии со ст. 223 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статьей 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Понятие охотничьих ресурсов закреплено в ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под которыми понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть испоьзованы в целях охоты.

В соответствии с ч. 2 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений п. 3 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица, при осуществлении деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, в том числе, когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической кспертизы, обязаны возместить вред окружающей среде.

При этом внесение платы за пользование лесным участком не освобождает лицо от обязанности по возмещению ущерба, причиненного хозяйственной деятельностью объектам животного мира.

Экологическим законодательством предусмотрен принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. От 03.08.2018) «Об экологической экспертизе»).

Отношения, возникающие по поводу возмещения вреда окружающей среде регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2020 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире».

Положение об обязанности полного возмещения вреда окружающей среде предусмотрено статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В соответствии со статьей 56 Федерального закона «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В силу ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О животном мире», ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 г, № 209 - ФЗ, (ред. от 03.08.2018) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно подпункту "б" пункта 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 N 948 при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 №178-пп агентство лесного хозяйства Иркутской области с 15 июня 2016 года переименовано в министерство лесного комплекса Иркутской области.

В соответствии с положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 г. №155-пп, министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российский Федерации.

Судом установлено, что на основании договора аренды лесного участка от Дата ООО «Альянс-Лес Плюс» является арендатором лесного участка в границах, определенных планом лесного участка, с номером учетной записи в государственном лесном реестре , площадью ........ га, в Заларинском лесничестве, в целях использования лесов для заготовки древисины. В силу п. 11 договора аренды лесного участка от Дата арендатор обязан: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами РФ и настоящим договором.

Фактически на арендованном ответчиком лесном участке ведется заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых, задействованы техника и технологические механизмы.

Заготовка древесины ведется в соответствии с проектом освоения лесов, переданных в аренду ООО «Альянс-Лес Плюс» для заготовки древесины территории Заларинского лесничества Иркутской области.

Между тем, территория, в пределах которой ООО «Альянс-Лес Плюс» осуществляется заготовка древесины, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов животного мира.

По сведениям территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области за период с 2016 по 2018 гг. вырублено 57,56 га.

В соответствии с расчетами ущерба (вреда) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате законной рубки лесных насаждений на территории лесных участков, предоставленных ООО «Альянс-Лес Плюс» для заготовки древесины, обычны лось, благородный олень, косуля, кабарга, кабан, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, рысь, лисица, медведь, барсук, норка, глухарь, рябчик, теререв.

Расчеты ущерба объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, выполнялись министерством на основании отчетов об использовании лесов, и официальных данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Адрес (отчеты службы по охране и использованию животного мира Иркутской области по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Иркутской области за 2016 и 2018 гг.).

Расчеты ущерба, причиненного объектам животного мира и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Альянс-Лес Плюс», произведен с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» (методика).

При этом под ущербом, согласно методике, рассчитывается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда иди временно покинувших территорию обитания.

Согласно методике ущерб, причиненный ответчиком в результат осуществления своей деятельности, связанной с заготовкой древесины составил 811 184,21 рублей.

Суд проверил составленный специалистом уполномоченного органа расчет на соответствие "Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам", утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 N 948.

Расчет вреда охотничьим ресурсам, причиняемого на площади арендованных ООО «Альянс-Лес Плюс» лесных насаждений, включает все необходимые параметры. Расчет выполнен на основании информации о площади арендованных и подлежащих вырубке ООО «Альянс-Лес Плюс» лесных насаждений, включает в себя нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяется, что государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных, наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов) размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.

Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания (часть 3 настоящей статьи Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ).

Приказом Минприроды России от 06.09.2010 № 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и ресурсов среды их обитания и применения его данных» утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, согласно пункту 2 Порядка данные государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения, по видам и сведений о состоянии среды обитания охотничьих ресурсов.

Подготовка расчета размера ущерба (вреда) нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, отнесена к функциям Министерства лесного комплекса Иркутской области в соответствии с подпунктом 57 пункта 8 Постановления Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп (ред. от 13.08.2018) «О министерстве лесного комплекса Иркутской области».

Российское природоохранное законодательство допускает возникновение имущественной ответственности и за правомерные действия. Реальность причинения вреда окружающей среде в результате хозяйственной деятельности ответчика по заготовке леса подтверждена материалами дела, определяется в данном случае самим фактом хозяйственной деятельности ответчика, которым осуществляется сплошная рубка лесных насаждений, являющихся средой обитания животного мира. Изъятие этих природных ресурсов влечет ухудшение условий обитания. Ответчик не представил допустимых и достаточных доказательств того, что проведены конкретные виды мероприятия по охране объектов животного мира, ответчик самостоятельно не обращался и Службу по вопросу добровольного возмещения ущерба, причиненною окружающей среде.

Утвержденная в установленном порядке методика исчисления вреда охотничьим ресурсам основана на том объективном положении, что при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга. Не имеется никаких оснований не принимать сведения по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, приведенные в расчете специалиста, либо считать их недостоверными. Сумма ущерба, причиненного охотничьим ресурсам в результате хозяйственной деятельности ответчика, установлена в соответствии с методикой исчисления ущерба животному миру и данная методика подлежит применению.

Таким образом, хозяйственной деятельностью ответчика на окружающую среду оказывается негативное воздействие в виде ухудшения условии обитания объектов животного мира.

Дата министерством лесного комплекса Адрес в адрес ООО «Альянс-Лес Плюс» была направлена претензия с требованием возместить ущерб объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитаний в срок до Дата.

Претензия истца оставлена ответчиком без внимания. Сумма ущерба не оплачена.

При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования Министерства лесного комплекса Иркутской области о взыскании с ООО «Альянс-Лес Плюс» ущерба, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) в среде их обитания за период 2016 и 2018 гг., в результате осуществления деятельности по заготовке древисины, в рамках договора аренды от Дата в размере 811 184 рубля 21 копейку, с зачислением взысканной суммы в бюджет муниципального образования «Адрес» Иркутской области, подлежащими удовлетворению.

С учетом требований пункта 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Лесной участок, переданный ООО «Альянс-Лес Плюс» по договору аренды лесного участка от Дата расположен в границах территории муниципального образования «Адрес» Адрес, в связи с чем, сумма возмещения по требованию истца о возмещении вреда, причиненного объектам животного мира, подлежит зачислению в бюджет муниципального образования «Адрес» Адрес.

Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из вышеизложенного, на основании статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика ООО «Альянс-Лес Плюс» в доход муниципального образования г. Иркутск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 11 311,84 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199, 233 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства лесного комплекса Иркутской области удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Лес Плюс» ущерб, причиненный объектам животного мира (охотничьим ресурсам) в среде их обитания за период 2016 и 2018 гг., в результате осуществления деятельности по заготовке древисины, в рамках договора аренды от Дата в размере 811 184 (восемьсот одиннадцать тысяч сто восемьдесят четыре) рубля 21 копейку, с зачислением взысканной суммы в бюджет муниципального образования «Адрес» Иркутской области.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Лес Плюс» в доход муниципального образования города Иркутска государственную пошлину в размере 11 311 (одиннадцать тысяч триста одиннадцать) рублей 84 копейки.

Мотивированный текст заочного решения будет изготовлен 25.02.2020.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Н.Л. Амосова