УИД №
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2023 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сат А.Е., при секретаре Шыырап М.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах ФИО1 к Министерству образования Республики Тыва, Администрации сумона «Азасский» Тоджинского района о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тоджинского района Республики Тыва в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству образования Республики Тыва о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование иска указывает, что по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что постановлением отдела опеки и попечительства администрации Тоджинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО3 назначена опекуном несовершеннолетнего ФИО1 Отец ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы сельского поселения «сумон Азасский Тоджинского кожууна» от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден список детей-сирот для получения жилой площади на территории с. Азасский. В данном списке под № указан ФИО1
Председателем Хурала представителей и председателем администрации сельского поселения «сумона Азасский Тоджинского кожууна» ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот, состоящих на очереди для получения жилой площади (круглые сироты, не имеющие жилья для постоянного или временного проживания), где ФИО1 указан под №.
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоял в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако при передаче функций опеки и попечительства от администрации сельского поселения Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва в ДД.ММ.ГГГГ году личное дело ФИО1 не передано.
Следствием чего оказалось невключение ФИО1 в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, сформированный органом исполнительной власти республики – Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва, с ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социальной политики Республики Тыва, а с ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования Республики Тыва.
Решение об исключении ФИО1 из списка, сформированного органом местного самоуправления, об отказе во включении в сводный список, не принималось.
Тем самым, ФИО1 состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но по обстоятельствам от него не зависящим, в период передачи полномочий по опеке и попечительству от органов местного самоуправления органу исполнительной власти субъекта не был включен в сводный список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Просит возложить на ответчика обязанность включить ФИО1 в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, сформированный Министерством образования Республики Тыва, под номером очереди, определенном с учетом очередности, установленной в списке детей-сирот, состоящих на очереди для получения жилой площади администрации сельского поселения «Азасский» от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация сумона «Азасский» Тоджинского района.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Кызыла ФИО8 поддержала исковое заявление в полном объеме, так как ФИО1 в списке отсутствует.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представители ответчиков Министерства образования Республики Тыва, Администрации сумона «Азасский» Тоджинского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, не ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей", согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законом Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N 918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список на основании сведений о них, предоставляемых органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 10.07.2013 N 414 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва" Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.
Указом Главы Республики Тыва от 24.12.2018 г. № 258 внесены изменения в структуру Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, пункт 3 дополнен абзацем 10 следующего содержания: «Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, передав ему функцию преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва».
Указом Главы Республики Тыва от 08.04.2022 г. № 108 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Тыва от 15 октября 2021 года № 408, полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних переданы Министерству образования Республики Тыва. Установлено, что Министерство образования Республики Тыва является правопреемником Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по обязательствам, в том числе из судебных актов, возникающих (возникших) из полномочий, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
Постановлениями Правительства Республики Тыва от 18.05.2022 № 290 и 291 внесены изменения в положения Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство образования Республики Тыва.
Министерству образования Республики Тыва переданы полномочия предоставлять в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда (п.51 раздела III), формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва (п.52 раздела III).
Из материалов дела следует, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, отцом является ФИО12, матерью – ФИО2, что подтверждается ответом Отдела взаимодействия в сфере ЗАГС Министерства юстиции Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о смерти серии №, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №.
Согласно свидетельству о смерти серии №, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №.
Постановлением Отдела опеки и попечительства администрации Тоджинского кожууна № от ДД.ММ.ГГГГФИО3 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО1, за несовершеннолетним закреплена жилплощадь по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации сумона «Азасский» Тоджинского кожууна № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот для получения жилой площади на территории сельского поселения сумон Азасский, в котором ФИО1 указан под №.
В списке от ДД.ММ.ГГГГФИО1 указан под №.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 действительно зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, и имеет следующий состав семьи: жена - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По окончании ГБПОУ <адрес> Республики Тыва ФИО1 получил диплом о среднем профессиональном образовании №, в соответствии с которым ФИО1 присвоена квалификация «машинист бульдозера 5 (пятого) разряда; машинист экскаватора 4 (четвертого) разряда».
В письме за № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство труда и социальной политики Республики Тыва сообщает прокурору Тоджинского района Республики Тыва, что ФИО1 в утвержденном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, не состоит.
В ответе № от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора Тоджинского района Республики Тыва Администрация сельского поселения сумона «Азасский» Республики Тыва сообщает, что в настоящее время дети-сироты, указанные в списке, среди которых ФИО1, не подходят к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им уже старше 30 лет. В архиве администрации сумона «Азасский» не найдены личные дела указанных детей-сирот. В ДД.ММ.ГГГГ году обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей относилось к полномочиям отдела образования при Администрации Тоджинского кожууна.
В ответе № от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора Тоджинского района Республики Тыва Администрация сельского поселения сумона «Азасский» Республики Тыва сообщает, что в целях устранения нарушений администрацией выполнялась работа для восстановления личных дел ФИО1, ФИО9, так как личные дела ФИО1, ФИО9 не найдены в архиве администрации СПС «Азасский», а также в отделе опеки и попечительства Тоджинского кожууна не имелись. В настоящее время устранение нарушений не представляется возможным, так как личные дела ФИО1, ФИО9 в архиве администрации, а также в отделе опеки и попечительства Тоджинского кожууна не имелись.
В письме за № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования Республики Тыва сообщает прокурору Тоджинского района, что ФИО1, и ФИО9 в утвержденном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва, не состоят.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 действительно относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоял на учете по получению жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Однако, ФИО1 в настоящее время на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Республики Тыва, не состоит, поскольку при передаче функций опеки и попечительства от администрации сельского поселения «сумон Азасский» к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва в ДД.ММ.ГГГГ году личное дело ФИО1 не передано.
Поскольку фактически решение об исключении ФИО1 с учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Республики Тыва, не принималось, также как и решение об отказе во включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва, не принималось, то исковые требования о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подлежат удовлетворению.
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости у ФИО1 отсутствует недвижимое имущество.
Объективная нуждаемость истца в жилье, ввиду отсутствия у него жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не приводится.
Поскольку ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность предоставить истцу жилое помещение, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, на территории сельского поселения «Аззасский» Республики Тыва.
В части исковых требований к Администрации сумона «Азасский» Тоджинского района Республики Тыва следует отказать, поскольку уполномоченным органом предоставлять в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда, является Министерство образования Республики Тыва.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах ФИО1 к Министерству образования Республики Тыва, Администрации сумона «Азасский» Тоджинского района о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования Республики Тыва (ИНН №) включить ФИО1 (паспорт №) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории сельского поселения «Азасский» с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня составления судом решения в мотивированной форме через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2023 года (с учётом выходных дней).
Судья А.Е. Сат