ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6164/2023 от 16.11.2023 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

УИД

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2023 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сат А.Е., при секретаре Шыырап М.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах ФИО1 к Министерству образования Республики Тыва, Администрации сумона «Азасский» Тоджинского района о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тоджинского района Республики Тыва в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству образования Республики Тыва о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В обоснование иска указывает, что по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что постановлением отдела опеки и попечительства администрации Тоджинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГФИО3 назначена опекуном несовершеннолетнего ФИО1 Отец ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы сельского поселения «сумон Азасский Тоджинского кожууна» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот для получения жилой площади на территории с. Азасский. В данном списке под указан ФИО1

Председателем Хурала представителей и председателем администрации сельского поселения «сумона Азасский Тоджинского кожууна» ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот, состоящих на очереди для получения жилой площади (круглые сироты, не имеющие жилья для постоянного или временного проживания), где ФИО1 указан под .

ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоял в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако при передаче функций опеки и попечительства от администрации сельского поселения Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва в ДД.ММ.ГГГГ году личное дело ФИО1 не передано.

Следствием чего оказалось невключение ФИО1 в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, сформированный органом исполнительной власти республики – Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва, с ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социальной политики Республики Тыва, а с ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования Республики Тыва.

Решение об исключении ФИО1 из списка, сформированного органом местного самоуправления, об отказе во включении в сводный список, не принималось.

Тем самым, ФИО1 состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но по обстоятельствам от него не зависящим, в период передачи полномочий по опеке и попечительству от органов местного самоуправления органу исполнительной власти субъекта не был включен в сводный список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Просит возложить на ответчика обязанность включить ФИО1 в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, сформированный Министерством образования Республики Тыва, под номером очереди, определенном с учетом очередности, установленной в списке детей-сирот, состоящих на очереди для получения жилой площади администрации сельского поселения «Азасский» от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация сумона «Азасский» Тоджинского района.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г. Кызыла ФИО8 поддержала исковое заявление в полном объеме, так как ФИО1 в списке отсутствует.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представители ответчиков Министерства образования Республики Тыва, Администрации сумона «Азасский» Тоджинского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, не ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей", согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Законом Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N 918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.

Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список на основании сведений о них, предоставляемых органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 10.07.2013 N 414 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва" Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.

Указом Главы Республики Тыва от 24.12.2018 г. № 258 внесены изменения в структуру Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, пункт 3 дополнен абзацем 10 следующего содержания: «Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва путем присоединения к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, передав ему функцию преобразуемого органа исполнительной власти Республики Тыва».

Указом Главы Республики Тыва от 08.04.2022 г. № 108 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Тыва от 15 октября 2021 года № 408, полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних переданы Министерству образования Республики Тыва. Установлено, что Министерство образования Республики Тыва является правопреемником Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по обязательствам, в том числе из судебных актов, возникающих (возникших) из полномочий, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Постановлениями Правительства Республики Тыва от 18.05.2022 № 290 и 291 внесены изменения в положения Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство образования Республики Тыва.

Министерству образования Республики Тыва переданы полномочия предоставлять в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда (п.51 раздела III), формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва (п.52 раздела III).

Из материалов дела следует, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, отцом является ФИО12, матерью – ФИО2, что подтверждается ответом Отдела взаимодействия в сфере ЗАГС Министерства юстиции Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о смерти серии , ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти .

Согласно свидетельству о смерти серии , ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти .

Постановлением Отдела опеки и попечительства администрации Тоджинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГФИО3 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО1, за несовершеннолетним закреплена жилплощадь по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации сумона «Азасский» Тоджинского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот для получения жилой площади на территории сельского поселения сумон Азасский, в котором ФИО1 указан под .

В списке от ДД.ММ.ГГГГФИО1 указан под .

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 действительно зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, и имеет следующий состав семьи: жена - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

По окончании ГБПОУ <адрес> Республики Тыва ФИО1 получил диплом о среднем профессиональном образовании , в соответствии с которым ФИО1 присвоена квалификация «машинист бульдозера 5 (пятого) разряда; машинист экскаватора 4 (четвертого) разряда».

В письме за от ДД.ММ.ГГГГ Министерство труда и социальной политики Республики Тыва сообщает прокурору Тоджинского района Республики Тыва, что ФИО1 в утвержденном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, не состоит.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора Тоджинского района Республики Тыва Администрация сельского поселения сумона «Азасский» Республики Тыва сообщает, что в настоящее время дети-сироты, указанные в списке, среди которых ФИО1, не подходят к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им уже старше 30 лет. В архиве администрации сумона «Азасский» не найдены личные дела указанных детей-сирот. В ДД.ММ.ГГГГ году обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей относилось к полномочиям отдела образования при Администрации Тоджинского кожууна.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора Тоджинского района Республики Тыва Администрация сельского поселения сумона «Азасский» Республики Тыва сообщает, что в целях устранения нарушений администрацией выполнялась работа для восстановления личных дел ФИО1, ФИО9, так как личные дела ФИО1, ФИО9 не найдены в архиве администрации СПС «Азасский», а также в отделе опеки и попечительства Тоджинского кожууна не имелись. В настоящее время устранение нарушений не представляется возможным, так как личные дела ФИО1, ФИО9 в архиве администрации, а также в отделе опеки и попечительства Тоджинского кожууна не имелись.

В письме за от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования Республики Тыва сообщает прокурору Тоджинского района, что ФИО1, и ФИО9 в утвержденном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва, не состоят.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 действительно относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоял на учете по получению жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Однако, ФИО1 в настоящее время на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Республики Тыва, не состоит, поскольку при передаче функций опеки и попечительства от администрации сельского поселения «сумон Азасский» к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва в ДД.ММ.ГГГГ году личное дело ФИО1 не передано.

Поскольку фактически решение об исключении ФИО1 с учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Республики Тыва, не принималось, также как и решение об отказе во включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва, не принималось, то исковые требования о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подлежат удовлетворению.

По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости у ФИО1 отсутствует недвижимое имущество.

Объективная нуждаемость истца в жилье, ввиду отсутствия у него жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не приводится.

Поскольку ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность предоставить истцу жилое помещение, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, на территории сельского поселения «Аззасский» Республики Тыва.

В части исковых требований к Администрации сумона «Азасский» Тоджинского района Республики Тыва следует отказать, поскольку уполномоченным органом предоставлять в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда, является Министерство образования Республики Тыва.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах ФИО1 к Министерству образования Республики Тыва, Администрации сумона «Азасский» Тоджинского района о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования Республики Тыва (ИНН ) включить ФИО1 (паспорт ) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории сельского поселения «Азасский» с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня составления судом решения в мотивированной форме через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2023 года (с учётом выходных дней).

Судья А.Е. Сат