Дело № 2-616/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2020 года г. Оханск
Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в составе
председательствующего судьи Томилиной Е.А., при секретаре Никитиной К.Ю.,
с участием истца Барышевой В.А., представителя истца адвоката ФИО1,
представителя ответчика администрации Оханского городского округа ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Барышевой Валентины Андреевны к администрации Оханского городского округа Пермского края, Министерству строительства Пермского края о признании незаконными решений о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, восстановлении нарушенного права
установил:
Барышева В.А. обратилась в суд с иском с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ к администрации Оханского городского округа Пермского края о признании незаконными постановление администрации <данные изъяты> сельского поселения Оханского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия ее с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и решение комиссии по работе в рамках реализации муниципальной программы Оханского муниципального района «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Оханского муниципального района» от 7 августа 2018 года (протокол №10) о снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и исключении из списка участников основного мероприятия «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Восстановлении на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списках участников основного мероприятия «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Возложении обязанности на Министерство строительства Пермского края предоставить Барышевой В.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, право на которую удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В обоснование исковых требований Барышева В.А. указала, что она с ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в <данные изъяты> сельском поселении, состояла в списке граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на основании Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". В 2018 году была включена в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году в Пермском крае по категории пенсионеры.
ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по работе в рамках реализации муниципальной программы Оханского муниципального района «развитие жилищно-коммунального хозяйства Оханского муниципального района» она была исключена из сводного списка граждан-получателей сертификата в 2018 года по Пермскому краю.
Решением Нытвенского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ решение комиссии отменено, на администрацию Оханского муниципального района Пермского края возложена обязанность устранить препятствие к осуществлению Барышевой В.А. права на получение государственного жилищного сертификата в 2018 году.
Во исполнение указанного решения суда ДД.ММ.ГГГГ решение комиссии по работе в рамках реализации муниципальной программы Оханского муниципального района «развитие жилищно-коммунального хозяйства Оханского муниципального района» об исключении из сводного списка граждан-получателей сертификата в 2018 года по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ было отменено.
Тем не менее, как ей стало известно из ответа Прокурора Пермского края на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ она была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.3 ч.1 ст.56 ЖК РФ и исключена из списка участников основного мероприятия «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» решением комиссии по работе в рамках реализации муниципальной программы Оханского муниципального района «развитие жилищно-коммунального хозяйства Оханского муниципального района» от 07 августа 2018 года.
По этой причине министерством строительства Пермского края в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения ей было отказано.
Постановление администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и решение комиссии по работе в рамках реализации муниципальной программы Оханского муниципального района «развитие жилищно-коммунального хозяйства Оханского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ считает не законными, поскольку ее жилищные условия с момента постановки на учет и по день снятия с учета не изменились, жилых помещений по договорам социального найма либо в собственности она не имеет, при этом имеет регистрацию по месту пребывания: <адрес> относящемуся к муниципальному образованию Оханский городской округ, собственником данного жилого помещения не является, фактически оставалась проживать по адресу прежней регистрации: <адрес>. Уведомления о ее снятии с учета в качестве граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий не получала.
Истец и его представитель в судебном заседании поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Оханского городского округа ФИО2 в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать по доводам указанным в письменном отзыве, а также заявил ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку заявленные требования подлежат разрешению в порядке административного судопроизводства.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по гражданскому делу отказано.
В письменном отзыве представитель ответчика указал, что Барышева В.А. снята с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий постановлением <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с п.3 ч.1 ст.56 ЖК РФ, ст.12 Закона Пермской области от 30.11.2005 №2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», в связи с переездом на новое место жительства в другое муниципальное образование. Уведомление о снятии с учета направлено в адрес Барышевой В.А. ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ глава <данные изъяты> сельского поселения обратилась в Управление экономического развития администрации Оханского муниципального района об исключении Барышевой В.А. из списка лиц стоящих на учете как имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по работе в рамках реализации муниципальной программы Оханского муниципального района «развитие жилищно-коммунального хозяйства Оханского муниципального района» Барышева В.А. снята с учета как имеющая право на получение жилищных субсидий. Решение комиссии получено истцом ДД.ММ.ГГГГ. По новому месту жительства Барышева В.А. с заявлением о постановке ее на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, не обращалась. С момента извещения истца о снятии с учета и исключении из списка участников основного мероприятия «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», до момента объединения муниципальных образований в единый Оханский городской округ, требований о восстановлении каких-либо прав у истицы не возникало. В следствии не исполнения своих гражданских прав и обязанностей Барышевой В.А., исполнение требования настоящего иска по постановке ее на учет в муниципальном округе «город Оханск» как нуждающейся в улучшении жилищных условий не возможно, поскольку по переезду на новое место жительство истцом не представлены документы подтверждающие ее положение, как лица имеющего право на улучшение жилищных условий.
Представитель Министерства строительства Пермского края в судебное заседание не явился, направив возражения с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Согласно письменному возражению Министерство строительства Пермского края считает требования Барышевой В.А. не подлежащими удовлетворению в полном объеме. В обоснование своей позиции министерство указало, что Барышева В.А. была включена в список граждан по Оханскому муниципальному району Пермского края, изъявивших желание получить сертификат в 2018 году, в связи с чем, Барышева В.А. была включена в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году по Пермскому краю. Министерством в органы местного самоуправления Пермского края, в том числе в администрацию Оханского муниципального района, было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № № о подготовке и предоставлении учетных дел граждан включенных в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году по Пермскому краю, в установленный срок. ДД.ММ.ГГГГ в Министерство поступило письмо из администрации Оханского муниципального района об исключении Барышевой В.А. из списков граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году по Пермскому краю. Учетное дело Барышевой В.А. в Министерство не поступало. В 2018 году Барышева В.А. уже обращалась с исковым заявлением о возложении обязанности восстановить в списке очередности на получение жилищного сертификата. Решением Нытвенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию возложена обязанность устранить препятствие к осуществлению Барышевой В.А. права на получение государственного жилищного сертификата в 2018 году. Между тем, протоколом № заседания комиссии по работе в рамках реализации муниципальной программы Оханского муниципального района «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Оханского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ Барышева В.А. исключена из списка участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» ввиду отсутствия оснований для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Правилами учетное дело гражданина-заявителя участника основного мероприятия должно содержать документы, указанные в пунктах 19, 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. При этом гражданин-заявитель данные документы должен предоставить сам. Ввиду отсутствия документов, которые подлежат представлению в соответствии с Правилами в целях выдачи государственного жилищного сертификата, в отношении Барышевой В.А. было принято правомерное решение об исключении ее из списков граждан-получателей государственных жилищных сертификатов.
Кроме того, со ссылкой на ст.3 ФЗ №125-ФЗ, закон Пермского края от 18.12.2007 №159-ПК Министерство считает себя не ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, гражданское дело № года суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению в силу нижеследующего.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Барышева В.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в <данные изъяты> сельском поселении, имеет стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более 15 лет, проживала в <адрес> с 1980 год по 1999 год. Истец состояла в списке граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с 1999 года составом семьи их двух человек: Барышева В.А. и ФИО3, документы находились в администрации Оханского муниципального района. С 2010 года состав семьи составил один человек, ФИО3 умер. Барышева В.А. ежегодно обращалась в администрацию с заявлениями о включении ее в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Барышева В.А. была включена в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году в Пермском крае по категории пенсионеры.
ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по работе в рамках реализации муниципальной программы Оханского муниципального района «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Оханского муниципального района» (протокол №) Барышева В.А. была исключена из сводного списка получателей государственного жилищного сертификата в 2018 году в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей», ввиду не предоставления правоустанавливающих документов на жилое помещение, принадлежащее гражданину - участнику основного мероприятия и (или) членам его семьи, право на которое не зарегистрировано в ЕГРН. Барышева В.А. является дочерью умершей ФИО4, с которой был заключен договор социального найма жилого помещения, документов о новом собственнике жилого помещения не представлено.
Вышеуказанное решение Барышевой В.А. было обжаловано в судебном порядке.
Решением Нытвенского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ решение комиссии по работе в рамках реализации муниципальной программы Оханского муниципального района «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Оханского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) об исключении Барышевой В.А. из сводного списка получателей государственного жилищного сертификата в 2018 году в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по категории «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» признано незаконным.
На администрацию Оханского муниципального района Пермского края возложена обязанность устранить препятствие к осуществлению Барышевой В.А. права на получение государственного жилищного сертификата в 2018 году.
Принимая данное решение, суд исходил из положений ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним месностей» и пришел к выводу, что Барышева В.А. исключена из сводного списка граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году незаконно. На момент постановки на учет Барышева В.А. приобрела право в соответствии с положениями федеральных законов на получение жилищной субсидии, поскольку она проживала в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, более 15 календарных лет, не имеет жилья в других регионах Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, до настоящего времени субсидии на эти цели она не получала. Была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в соответствии с требованиями действующего на момент постановки на учет нормами закона, и это право не утратила. На момент принятия комиссией решения от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Барышевой В.А. из сводного списка получателей государственного жилищного сертификата в 2018 году в собственности у истца жилых помещений не было, Барышева В.А. состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, решений уполномоченного органа о снятии Барышевой В.А. с учета не принималось. В ЕГРН отсутствуют сведения о правах Барышевой В.А. на объект недвижимости, принадлежащий умершей ФИО4, что исключает возможность устранения выявленных в ходе ревизии учетного дела недостатков по объективным причинам.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение решения суда решением комиссии по работе в рамках реализации муниципальной программы Оханского муниципального района «развитие жилищно-коммунального хозяйства Оханского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Барышева В.А. была снята с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> и была зарегистрирована по месту пребывания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждается адресным листком убытия и свидетельством о регистрации по месту пребывания миграционного пункта ОМВД России по Оханскому району.
Постановлением администрации <данные изъяты> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Барышева В.А. снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.56 ЖК РФ, в связи с выездом в другое муниципальное образование.
В связи со снятием с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не предоставлением Барышевой В.А. в администрацию Оханского муниципального района информации о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства, решением комиссии по работе в рамках реализации муниципальной программы Оханского муниципального района «развитие жилищно-коммунального хозяйства Оханского муниципального района» (протокол №) от ДД.ММ.ГГГГ Барышева В.А. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и исключена из списка участников основного мероприятия «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Обращаясь с данными исковыми требованиями Барышева В.А. ссылается на то, что ее жилищные условия с момента постановки на учет и по день снятия с учета не изменились, фактически она проживает в том муниципальном образовании в котором и была поставлена на учет.
Суд полагает, что данные доводы истца заслуживают внимания по следующим основаниям.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 данного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Соответственно, снятие Барышевой В.А. с учета, учитывая положения части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", могло производиться при наличии оснований, указанных в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки ее на учет.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
В силу пункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для снятия с учета, нуждающихся в жилье, является выезд гражданина на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В силу части 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В силу статей 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является выезд гражданина на место жительства в другое муниципальное образование.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
При этом место жительства может быть установлено на основании различных юридических фактов, не связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Оценка обстоятельств отсутствия гражданина в жилом помещении по месту регистрации, фактическое изменение гражданином места жительства, с сохранением его регистрации по предыдущего месту или без такового, подлежит исследованию в судебном порядке, поскольку орган, осуществляющий учет, не имеет достаточных правомочий для оценки всех обстоятельств отсутствия гражданина.
Как следует из акта проверки жилищных условий администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией в составе председателя в лице главы администрации <данные изъяты> сельского поселения ФИО5, членов комиссии ФИО6, ФИО7 было установлено, что на момент производства проверки жилищных условий Барышева В.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, фактически проживала по адресу: <адрес>. (л.д.69 гражданского дела №).
Фактическое проживание Барышевой В.А. в период вынесения оспариваемых решений по адресу: <адрес> так же подтверждается: извещением <данные изъяты> сельского поселения о снятии истца с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий направленном по адресу <адрес>; почтовым уведомлением, содержащим сведения о получении извещения Барышевой В.А. лично ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71-72 гражданского дела №); а также уведомлением Управления экономического развития администрации Оханского муниципального района <адрес> о снятии Барышевой В.А. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей направленным также по адресу: <адрес> полученным Барышевой В.А. лично ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетель ФИО8 суду пояснила, что Барышева В.А. является ей родственницей. С 1999 года по настоящее время она фактически проживает по адресу: <адрес>. По данному адресу была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в 2018 году- исключена. Барышева В.А. в собственности какого-либо жилья не имеет. В <адрес> невозможно проживать в зимний период, по причине ветхости дома, поэтому начиная в зимы 2018- 2019 г.г. Барышева В.А. проживает в зимнее время у ее сестры ФИО9, в летний период в <адрес>. Барышева В.А. снялась с регистрационного учета в <адрес> по советам работников администрации <данные изъяты> сельского поселения, ей объяснили, что сняться с регистрационного учета необходимо.
ФИО9 собственник квартиры расположенной по адресу <адрес> также подтвердила фактическое проживание Барышевой В.А. с 1999 года по настоящее время в жилом доме по адресу: <адрес>, ранее принадлежащего ее матери. Пояснила, что действительно начиная с зимы 2018-2019 г.г. по договоренности с ней, Барышева В.А. проживает в ее квартире, поскольку проживание в доме в <адрес> в зимний период невозможно из-за ветхости дома. У Барышевой В.А. другого жилья не имеется, поэтому она вынуждена была обратиться к ней.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями, истец представил доказательства, подтверждающие, что с 1999 года и по настоящее время она проживает <адрес>, т.е. в том муниципальном образовании в котором и была поставлена на учет, на постоянное место жительство в другое муниципальное образование не выезжала. Проживание в зимний период в другом муниципальном образовании носило вынужденный характер.
Жилищные условия Барышевой В.А. не изменялись, как на момент постановки ее на учет нуждающихся в жилых помещениях в 1999 г., так и на день принятия решения жилищной комиссией в апреле 2018 г.
В связи с чем, оснований для снятия Барышевой В.А. с жилищного учета на основании п.3 ч.1 ст.56 ЖК РФ не имелось.
Кроме того, администрацией не представлено доказательств позволяющих определить соблюдение порядка принятия спорного решения жилищной комиссией администрации <данные изъяты> сельского поселения. Протокол жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№, на который имеется ссылка в постановлении администрации, суду не представлен. Как и не представлено доказательств о направлении копии постановления в адрес Барышевой В.А. не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия.
Данные действия администрации суд расценивает как нарушающие жилищные права Барышевой В.А.
Поскольку иных оснований для снятия истца с жилищного учета, кроме как выезд на постоянное место жительство в другое муниципальное образование, оспариваемые решения не содержат, жилищные условия истца с момента постановки на учет и по день снятия с учета не улучшились, жилых помещений по договорам социального найма либо в собственности истец не имеет, заявленные требования истца о признании постановления администрации <данные изъяты> сельского поселения Оханского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Барышевой В.А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; решения комиссии по работе в рамках реализации муниципальной программы Оханского муниципального района «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Оханского муниципального района» от 7 августа 2018 года (протокол №10) о снятии Барышевой В.А. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, исключении из списка участников основного мероприятия «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» незаконными, о возложении обязанности на администрацию Оханского городского округа восстановить Барышеву В.А. на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на учете имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на Министерство строительства Пермского края предоставить социальную выплату для приобретения жилого помещения.
Рассмотрение вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом с учетом наличия у участника основного мероприятия такого права, в том числе признанного в судебном порядке, и всех обстоятельств, связанных с нуждаемостью в жилом помещении, в установленном порядке относится к компетенции Министерства строительства Пермского края, а потому оснований для возложения в судебном порядке на ответчика обязанности предоставить Барышевой В.А. социальную выплату исходя из оснований иска, в рамках настоящего спора не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Барышевой Валентины Андреевны к администрации Оханского городского округа удовлетворить.
Признать незаконными постановление администрации <данные изъяты> сельского поселения Оханского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Барышевой Валентины Андреевны с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; решение комиссии по работе в рамках реализации муниципальной программы Оханского муниципального района «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Оханского муниципального района» от 7 августа 2018 года (протокол №10) о снятии Барышевой Валентины Андреевны с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и исключении из списка участников основного мероприятия «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Обязать администрацию Оханского городского округа восстановить Барышеву Валентину Андреевну на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на учете имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в списках участников основного мероприятия «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на прежних основаниях с первоначальной даты постановки на учет.
В удовлетворении исковых требований к Министерству строительства Пермского края отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23 сентября 2020 года.
Судья Е.А. Томилина