ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-616/2014 от 24.09.2014 Тарского городского суда (Омская область)

 Дело № 2-616/2014 год

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 г. Тара Омской области 24 сентября 2014 года

     Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Клинг О.М., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Иордан Я.Ю., рассмотрев 24 сентября 2014 года в г. Таре в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГУ –УПФ РФ по Тарскому району об обязании обеспечить доступ инвалидов в здание,

 У С Т А Н О В И Л :

 Тарский межрайонный прокурор обратился в Тарский городской суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ГУ –УПФ РФ по <адрес> об обязании обеспечить доступ инвалидов в здание, указав, что Тарской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности ГУ-УПФ РФ в <адрес> по результатам которой установлено, что требования о социальной защите инвалидов выполняются ГУ-УПФ РФ в <адрес> не в полном объеме. В нарушение п.п. 4.1.14-ДД.ММ.ГГГГ Свода правил, доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения 59.13330.2012 по продольным краям пандуса не предусмотрены колесоотбойники для предотвращения соскальзывания трости или ноги, поручни не выходят за края пандуса, уклон пандуса не соответствует норме. Кроме того, в нарушение п. 5.1.3 СНиП 35-01-2001, размер входной площадки составляет 1,0х1,5 м, над входом отсутствует водоотвод. В нарушение п. 5.2 СНиП 35-01-2001, лестница имеет поручни только с одной стороны. <адрес> ступеней не примыкающие к стене не имеют бортики высотой не менее 0,02 м или другие устройства для предотвращения соскальзывания трости или ноги. В связи с выявленными нарушениями действующего законодательства, межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя ГУ-УПФ РФ в <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ № Управлением Пенсионного фонда в 2014 г. будет составлен проект реконструкции здания ГУ-УПФ РФ в <адрес> на 2015 г, при котором будут учтены положения СНИП 35-01-2001. Однако каких-либо доказательств, подтверждающих факт исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части выявленных нарушений в указанный срок, ГУ-УПФР в <адрес> не представлено. Просит суд обязать ГУ-УПФ РФ по <адрес> предусмотреть по продольным краям пандуса колесоотбойники для предотвращения соскальзывания трости или ноги, поручни пандуса, а также уклон пандуса, размер входной площадки в здание в соответствии с требованиями «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01.10.2015г., предусмотреть над входной дверью здания ГУ-УПФ РФ по <адрес> водоотвод в соответствии с требованиями «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01.10.2015г., обеспечить наличие поручней лестницы в здании ГУ-УПФ РФ по <адрес> с двух сторон, обеспечить боковые края ступеней не примыкающих к стене бортиками высотой не менее 0,02 м. или иными устройствами для предотвращения соскальзывания трости или ноги в соответствии с требованиями «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01.10.2015г.

 В судебном заседании помощник Тарского межрайонного прокурора Иорбан Я.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении требований.

 Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ по доверенности Джусь Н.И. не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, суду пояснила, что Государственное - учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ является Арендатором нежилого помещения по адресу <адрес>. В целях реализации ФЗ №181- ФЗ Управлением в составе работ по капитальному ремонту здания по адресу: <адрес>, были выполнены работы по устройству наружного пандуса с ограждением. Устройство пандуса производилось в 4-ом квартале 2010 года в соответствии с требованиями СНиП 35.01 -2001. В 2012 г. были внесены предложения в проект бюджета Пенсионного фонда РФ по выделению денежных средств на проведение капитального ремонта здания ГУ-УПФ РФ в <адрес> в 2013 году. Летом 2013 года был проведен капитальный ремонт здания с учетом проекта составленного в 2012 году и денежные средства в соответствии с этим проектом выделялись в 2013 году. Согласно Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ после проведенной в июне 2014 года проверкой межрайонной прокуратуры совместно с УМТСР по <адрес> в <адрес> выявились несоответствия требований СниП 35-01-2001 в здании по адресу: <адрес> по устройству наружного пандуса с ограждением, в части отсутствия колесоотбойников, неправильного уклона пандуса, отсутствия водоотвода, отсутствия контрастной маркировки на прозрачных полотнах входных дверей. Также лестница имеет поручни только с одной стороны, боковые края ступеней, не примыкающие к стене не имеют бортики высотой не менее 0,02 м. В связи с тем, что бюджет Пенсионного фонда Российской федерации является бюджетом государственного внебюджетного фонда, финансирование деятельности ГУ-УПФ РФ в <адрес> осуществляется с соблюдением требований бюджетного законодательства. Проекты бюджета государственных внебюджетных фонов Российской Федерации составляются органами управления фонда на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности соответствующего государственного внебюджетного фонда РФ, для внесения в установленном порядке в Правительство РФ с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, внесенные Правительством Российской Федерации в государственную думу, должны содержать показатели доходов и расходов в соответствии со ст. 146 и 147 Бюджетного кодекса РФ. В июле 2014 года ГУ-УПФ РФ по <адрес> представлены заявки на ассигнования на 2015 год по капитальному строительству, приобретению зданий, проектным работам, экспертизе и капитальному ремонту, из чего следует, что ГУ- УПФ РФ в <адрес> будет выделено 1 500 000 руб. на капитальный ремонт арендованного здания при котором будут учтены положения СниП 35-01-2001. На настоящий момент Управлением разработан и принят комплекс мер, направленных на обеспечение реализации прав инвалидов в сфере, относящейся к ведению органов Пенсионного фонда РФ. Работа с указанной категорией осуществляется Управлением как с выездом на дом, в режиме мобильной клиентской службы, так и по телефону «горячей линии», дающей возможность ежедневно получать консультации по вопросам, входящим в компетенцию специалистов Пенсионного фонда РФ. Информация о порядке приема инвалидов и других мало мобильных групп населения размещена у входа в здание Управления и на информационном стенде на первом этаже, а также в местах, наиболее часто посещаемых инвалидами (в поликлинике, аптеке, сельских администрациях, органе социальной защите населения). Граждане, относящиеся к числу инвалидов- колясочников, были проинформированы о порядке приема в Управлении путем направления извещений с указанием номера телефона «горячей линии», посредством записи на прием через сеть интернет. В здании ГУ-УПФ РФ в <адрес> осуществляется видеоблюдение как внутри, так и снаружи здания на мониторах начальника Управления и начальника клиентской службы. Специально для маломобильных групп населения кабинка приема данных граждан оборудована на первом этаже здания, у входной двери имеется кнопка вызова специалиста, при нажатии на которую гражданам гарантирована помощь при входе в здание, сопровождения в кабинку для решения вопроса по его обращению и получения информационной консультации.

 Будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени проведения судебного заседания третье лицо Управление министерства труда и социального развития <адрес> не явился, своего представителя не направил, возражений не представил.

 Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности.

 Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

 В соответствии со ст.15 указанного закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

 Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

 Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

 В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

 Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13 мая 2010 года N 689-О-О, закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N73, свод правил "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N605 и действующий с 1 января 2013 года.

     В соответствии с п. 4.1.12 СП 59.13330.2012, Ширина лестничных маршей открытых лестниц должна быть не менее 1,35 м. Для открытых лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м, высоту подступенка - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 2%. Поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой. Не следует применять на путях движения МГН ступеней с открытыми подступенками. Марш открытой лестницы не должен быть менее трех ступеней и не должен превышать 12 ступеней. Недопустимо применение одиночных ступеней, которые должны заменяться пандусами. Расстояние между поручнями лестницы в чистоте должно быть не менее 1,0 м. Краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой. Перед открытой лестницей за 0,8 - 0,9 м следует предусматривать предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 - 0,5 м.

 В соответствии с п. 4.1.14 СП 59.13330.2012, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м.

 В соответствии с п.4.1.15 СП 59.13330.2012, длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 1,5х1,5 м, а в зонах интенсивного использования не менее 2,1х2,1 м. Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Колесоотбойные устройства высотой 0,1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде.

 В соответствии с п. 4.1.16 СП 59.13330.2012, Поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

 В соответствии с п. 5.1.3 СП 59.13330.2012, входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод. Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4х2,0 м или 1,5х1,85м.

 В соответствии с п. 5.1.2 СП 59.13330.2012 Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.

 Вместе с тем, указанные нормы действующего законодательства ответчиком не соблюдаются, чем нарушаются права инвалидов. Как установлено в судебном заседании Тарской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности ГУ-УПФ РФ в <адрес>. В ходе указанной проверки установлено, что требования о социальной защите инвалидов выполняются ГУ-УПФ РФ в <адрес> не в полном объеме. В нарушение п.п. 4.1.14-4.1.16 Свода правил, доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения 59.13330.2012 по продольным краям пандуса не предусмотрены колесоотбойники для предотвращения соскальзывания трости или ноги, поручни не выходят за края пандуса, уклон пандуса не соответствует норме. Кроме того, в нарушение п. 5.1.3 СНиП 35-01-2001, размер входной площадки составляет 1,0х1,5 м, над входом отсутствует водоотвод. В нарушение п. 5.2 СНиП 35-01-2001, лестница имеет поручни только с одной стороны. <адрес> ступеней не примыкающие к стене не имеют бортики высотой не менее 0,02 м или другие устройства для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

 Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки № от 04.06.2-14г. (л.д. 21).

 В связи с выявленными нарушениями действующего законодательства, межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя ГУ-УПФ РФ в <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.(л.д. 15-16). Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ № Управлением Пенсионного фонда в 2014 г. будет составлен проект реконструкции здания ГУ-УПФ РФ в <адрес> на 2015 г, при котором будут учтены положения СНИП 35-01-2001.(л.д. 20, 23-25).

 Таким образом, судом установлено, что вход в здание ГУ УПФ РФ по <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, являющееся объектом социальной инфраструктуры, не соответствует требованиям СП 59.13330.2012. Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспаривались.

 Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ АНО ВПО «Омский экономический институт» передал ГУ-УПФР в <адрес> в аренду для пользования в целях, определенных в учредительных документах Арендатора нежилое помещение№1П, № 2П, находящееся в трехэтажном здании по адресу: омская область, <адрес>. Пунктом 3.1 указанного договора установлено, что Арендатор обязуется соблюдать правила пожарной безопасности и техники безопасности, требования госсанэпиднадзора, а так же отраслевых норм и правил в отношении видов деятельности Арендатора; производить за свой счет текущий, капитальный ремонт арендуемых помещений (л.д.32-37).

 На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГУ –УПФ РФ по <адрес> удовлетворить.

 Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушения законодательства о создании беспрепятственного доступа маломобильных категорий населения к объекту социальной инфраструктуры -зданию ГУ-УПФ РФ по <адрес> расположенному по адресу: <адрес>, а именно: привести пандус, входную площадку и лестницу в здание в соответствие с требованиями п.п. 4.1.12-4.1.16, п.п.5.1.2-5.1.3 «Свод правил. СП 13330.2012. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

 Данное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд путем направления жалобы в Тарский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

 Судья :