ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-616/2016 от 31.01.2017 Арзгирского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2-9/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

31 января 2017 года село Арзгир

Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Сердюкова А.Г.,

при секретаре Тогинцевой И.А.,

с участием,

представителя истца, старшего помощника прокурора Арзгирского района Блудова Д.А.,

представителя ответчика администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края, главного специалиста отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды ФИО1, действующей на основании доверенности,

представителя ответчика администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края, главного специалиста – юрисконсульта отдела правого и кадрового обеспечения ФИО7, действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица ИП КФХ ФИО2ФИО3, действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица межрайонной ИФНС по Ставропольскому краю, начальника отдела учета и работы с налогоплательщиками ФИО4, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению (в порядке ст. 45 ГПК РФ) прокурора Арзгирского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края об обязании устранить нарушения бюджетного законодательства и исполнить требования прокурора Арзгирского района указанные в представлении

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Арзгирского района Ставропольского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в Арзгирский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края об обязании устранить нарушения бюджетного законодательства и исполнить требования прокурора Арзгирского района указанные в представлении.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Арзгирского района в ходе проведенной проверки исполнения бюджетного законодательства установлено, что администрацией Арзгирского муниципального района не принимаются меры к устранению нарушений законодательства в обозначенной сфере. В декабре 2015 года прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства при принятии решений о расходовании бюджетных средств, выделенных на поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям. По результатам проверки установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» Правительством Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ принято постановление -п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства».

Администрацией Арзгирского муниципального района в 2014-2015 годах предоставлялись субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в порядке, определенном постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п. В соответствии с п. 4 Порядка, субсидии предоставляются получателям, при соблюдении ряда условий, одним из которых являлось отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Арзгирского муниципального района с заявлением на предоставление субсидии на оказание несвязанной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства обратился директор ООО «Югинвест» ФИО5, по результатам рассмотрения указанного заявление принято решение о предоставлении субсидии в размере выплаченной субсидии 204 713,08 руб.

Согласно сведений, предоставленных межрайонной ИФНС по Ставропольскому краю в прокуратуру района в рамках проводимой проверки, ООО «Югинвест» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на дату обращения с заявлением имело задолженность по налогам и сборам.

При таких обстоятельствах не выполнено требование подпункта 4 пункта 5 Порядка, согласно которому предоставление субсидии получателю осуществляется на основании отсутствия просроченной задолженности по налогам и сборам, а учитывая, что фактически на момент принятия решения о предоставлении субсидии у ООО «Югинвест» имелась задолженность по налогам и сборам в предоставлении субсидии должно было быть отказано.

Аналогичные нарушения допущены в 2015 году в отношении ФИО2, сумма выплаченной субсидии 12 491,76 руб.

В соответствии с п. 12 Порядка, возврату в доход бюджета соответствующего муниципального района Ставропольского края подлежат субсидии, в том числе в случае неисполнения условий предоставления субсидии. ООО «Югинвест» и ИП глава КФХ ФИО2 при получении вышеназванной субсидии не выполнили условия ее предоставления, а именно отсутствие просроченной задолженности по налогам и сборам.

В связи с выявленными нарушениями главе администрации Арзгирского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона, в котором также был поставлен вопрос о принятии мер по возврату субсидий на основании п. 12 Порядка. По результатам рассмотрения указанного представления в прокуратуру района поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что администрацией Арзгирского муниципального района направлен запрос в Межрайонную ИФНС России по Ставропольскому краю за получением разъяснений, по фактическим срокам поступления денежных средств, с момента уплаты плательщиком задолженности по налогам и сборам в Банк, до поступления их на лицевой счет в Межрайонную ИФНС России по Ставропольскому краю.

При дополнительной проверке установлено, что администрацией Арзгирского муниципального района не приняты должные меры к устранению выявленных прокуратурой района нарушений законодательства в бюджетной сфере и отраженных в представлении, так как при наличии оснований для принятия мер по возврату незаконно полученных субсидий, работа на данном направлении не велась и фактически нарушения законодательства по-прежнему допускаются.

Просил суд, обязать администрацию Арзгирского муниципального района Ставропольского края устранить нарушения бюджетного законодательства и исполнить требования прокурора Арзгирского района указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ выраженные в принятии мер по возврату незаконно полученных субсидий, выделяемых в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства».

В судебном заседании, старший помощник прокурора Арзгирского района Блудов Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

От ответчика, администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края поступили возражения, из которых следует, что исковые требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.l2.2012 года «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», постановлению Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», положению об отделе сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Арзгирского муниципального района, утверждённому постановлением администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об отделе сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) одной из основных задач отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации является выполнение переданных полномочий по выплате субсидий, в том числе на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства.

Подпунктом 4 пункта 4 Порядка, определенного постановлением Правительства Ставропольского края от 14.03.2013г. -п предусмотрено, что одним из условий предоставления субсидии является отсутствие просроченной задолженности по налогам и сборам. В соответствии с п. 5 Порядка если получатель непосредственно не представляет справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам, орган местного самоуправления в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в электронном виде в Управлении Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю сведения о наличии (отсутствии) у получателя просроченной задолженности по налогам и сборам в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов. В порядке отсутствуют нормы, определяющие, что запрос об отсутствии задолженности по налогам и сборам должен быть направлен на определённую дату.

ООО «Югинвест» обратилось в отдел сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Арзгирского муниципального района с заявлением на предоставление субсидии ДД.ММ.ГГГГ, но к заявлению справка об отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам приложена не была. Специалистом отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды был сделан межведомственный запрос в электронном виде в Межрайонную ИФНС по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ, справка об отсутствии задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ была получена ДД.ММ.ГГГГ. На основании собранного пакета документов по предоставлению субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства ДД.ММ.ГГГГ был сформирован сводный реестр на выплату субсидии. Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства были перечислены на расчетный счет получателя.

ИП глава КФХ ФИО2 обратился в отдел сельского хозяйства и охраны окружающей среды с заявлением на предоставление субсидии ДД.ММ.ГГГГ, но к заявлению справку об отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам не приложил. Специалистом отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды был сделан межведомственный запрос в электронном виде в Межрайонную ИФНС по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ, справка об отсутствии задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, была получена ДД.ММ.ГГГГ. На основании собранного пакета документов по предоставлению субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства ДД.ММ.ГГГГ был сформирован сводный реестр на выплату субсидии ИП главе КФХ ФИО2 было направлено уведомление о предоставлении субсидии ДД.ММ.ГГГГ. Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства были перечислены на расчетный счет получателя.

Таким образом, администрацией Арзгирского муниципального района были выполнены все требования по предоставлению субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства утвержденные порядком, определенным постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п.

Администрацией направлен запрос в Межрайонную ИФНС России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ исх. , за получением разъяснения по фактическим срокам прохождения денежных средств с момента уплаты плательщиком задолженности по налогам и сборам в банк до поступления их на его лицевой счет в Межрайонной ИФНС России по Ставропольскому краю.

На вышеуказанный запрос был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщается, что в ИФНС в электронном виде поступают файлы от подразделений Сбербанка России и Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю. Ориентировочное время поступления файлов 2-3 рабочих дня. Платежному документу присваивается определенный порядок зачетов, в соответствии с которыми данный платеж будет зачитывать начисления в лицевом счете при запуске технологического процесса «Операционный день». Данный технологический процесс обеспечивает формирование консолидированных лицевых счетов плательщиков, лицевых счетов по бюджетам, производит основные расчеты - расчет пени, расчет текущего сальдо, формирует исполнение платежной дисциплины, отслеживает представление налогоплательщиками документов налоговой отчетности с параметром, равным дате последней полностью обработанной банковской выписки плюс 1 день. Таким образом, фактический срок прохождения денежных средств с момента уплаты плательщиком задолженности по налогам с банк до поступления их на лицевой счет в Межрайонную ИФНС России по Ставропольскому краю составляет не менее 3-4 дня.

Глава Арзгирского муниципального района Ставропольского края ФИО6 просил суд, отказать прокурору Арзгирского района Ставропольского края в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представители ответчика администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края, главный специалист – юрисконсульт отдела правого и кадрового обеспечения ФИО7, главный специалист отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды ФИО1 заявленные прокурором требования не признали, просили суд в их удовлетворении отказать.

Главный специалист – юрисконсульт отдела правого и кадрового обеспечения ФИО7 пояснила, что действия администрации были законными и обоснованными, на момент выдачи субсидии задолженность у ФИО2 и ООО «Югинвест» отсутствовала, что подтверждается справками из налоговой об отсутствии задолженностей. Выдача субсидий производилась в полном соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства».

Представитель третьего лица ИП КФХ ФИО2ФИО3 с исковыми требованиями прокурора не согласился, поддержал мнение ответчика администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края и показал, что в соответствии с пп.4 п.4 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ-п одним из условий предоставления субсидии является отсутствие просроченной задолженности по налогам и сбором, что в соответствии с пп. 4 п. 5 Порядка должно подтверждаться соответствующей справкой налогового органа.

ДД.ММ.ГГГГ им в администрацию Арзгирского муниципального района была подано заявление о предоставлении субсидии с приложением предусмотренных Порядком справки-расчета причитающихся сумм субсидии и сведений о сборе урожая сельскохозяйственных культур по форме федерального статистического наблюдения -фермер за предыдущий календарный год. Справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам в соответствии с Порядком должна была запросить администрация. Вместе с тем, им в рамках изучения искового требования прокуратуры была истребована справка из межрайонной ИФНС России по Ставропольскому краю подтверждающая, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на дату подачи заявления), он не имел неисполненной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством о налогах и сборах. На момент подачи заявления о предоставлении субсидии им были соблюдены все условия, предусмотренные Порядком. Просил суд в удовлетворении искового требования прокуратуры в части взыскания с него как необоснованно полученной субсидии в размере 12491,76 рублей отказать.

Представитель третьего лица межрайонной ИФНС по Ставропольскому краю, начальник отдела учета и работы с налогоплательщиками ФИО4 в судебном заседании показала, что касается ФИО2 задолженности у него не было, у него неверно был указан КБК, который был указан в платежном документе, в связи с чем платеж был направлен в казначейство по Ставропольскому краю. Пеня в размере 3,35 рублей была погашена. Эта операция не могла учитываться как задолженность. Они отправляли запрос в ГНИВЦ в ПФО и ДД.ММ.ГГГГ пришел ответ на запрос о том, что справка была сформулировано правильно, без задолженностей.

По поводу ООО «Югинвест», у него задолженность имелась, почему в справке указана задолженность у общества пояснить не смогла, ИФНС обращалось в ГНИВЦ за разъяснениями, но в ответ ни чего не поступило, объяснили, что в процессе обработки.

Третье лицо филиал АО «ГНИВЦ» в ПФО, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились и не ходатайствовали об отложении слушания дела. В судебное заседание представили ответ на запрос суда, из которого следует, что информация о состоянии просроченной задолженности по налогам и сборам находиться в базе данных МИФНС по Ставропольскому краю, права на использование которой принадлежат РФ, от имени которой выступает ФНС РФ. Филиал не является лицом, уполномоченным ФНС России на предоставление вышеуказанной информации.

Третье лицо ООО «Югинвест», его представитель, будучи надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились и не ходатайствовали об отложении слушания дела.

В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами и несут процессуальные обязанности, установленные федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Частью 3 ст. 167 ГПК РФ предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, таким образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов как конкретного граждан, так и неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» Правительством Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ принято постановление -п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» (далее – Порядок).

На основании п. п. «е» ч. l ст.1 Закона Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области сельского хозяйства», полномочиями по оказанию несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства наделяются органы местного самоуправления Арзгирского муниципального района.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Сельскохозяйственные товаропроизводители становятся субъектами государственной поддержки развития сельского хозяйства в Ставропольском крае после их включения министерством сельского хозяйства Ставропольского края в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п "Об учете субъектов государственной поддержки развития сельского хозяйства в Ставропольском крае" в реестр субъектов государственной поддержки развития сельского хозяйства в Ставропольском крае.

Субсидия предоставляется по ставкам, устанавливаемым министерством сельского хозяйства Ставропольского края на 1 гектар посевной площади, занятой сельскохозяйственными культурами.

Одной из основных задач отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Арзгирского муниципального района является выполнение переданных полномочий по выплате субсидий, в том числе на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, что подтверждается постановлением Правительства Российской Федерации от 27.l2.2012 года , постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п, положением об отделе сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Арзгирского муниципального района, утвержденному постановлением администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об отделе сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края».

Таким образом, администрацией Арзгирского муниципального района предоставляются субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, что не оспаривается самим заявителем.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Арзгирского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства при принятии решений о расходовании бюджетных средств, выделенных на поддержку сельскохозяйственным производителям. По результатам проверки установлено, что администрацией Арзгирского муниципального района в 2014-2015 годах предоставлялись субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в порядке, определенном постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Арзгирского района Ставропольского края было внесено представление главе Арзгирского муниципального района об устранении нарушений требований бюджетного законодательства с требованием принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, устранить причины и условия, способствующие совершению нарушений требований закона и не допущению их впредь, за допущенные нарушения требований действующего законодательства привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, инициировать возврат субсидий на основании п. 12 Порядка.

Правовая природа мер прокурорского реагирования уже являлась предметом проверки в порядке конституционного судопроизводства.

В Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 84-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Представление прокурора Арзгирского район Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ заинтересованными лицами не обжаловалось, материалы гражданского дела таких сведений не содержат.

Как указано в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) в ответе на вопрос 19, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.

По результатам внесенного представления от ДД.ММ.ГГГГ, в указанный в представлении срок, главой Арзгирского муниципального района Ставропольского края главному специалисту отдела ФИО1 объявлено замечание за ненадлежащее исполнение возложенных на нее должностных обязанностей.

В заседании суда также установлено, что ООО «Югинвест» обратилось в отдел сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Арзгирского муниципального района с заявлением на предоставление субсидии ДД.ММ.ГГГГ. К заявлению справка об отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам приложена не была. Отделом сельского хозяйства и охраны окружающей среды был сделан межведомственный запрос в электронном виде в Межрайонную ИФНС по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ, справка об отсутствии задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ была получена ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ был сформирован сводный реестр на выплату субсидии. Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства были перечислены на расчетный счет получателя.

ДД.ММ.ГГГГ в отдел сельского хозяйства и охраны окружающей среды обратился ИП глава КФХ ФИО2 с заявлением на предоставление субсидии, также к заявлению справку об отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам не приложил. Специалистом отдела был сделан межведомственный запрос в электронном виде в Межрайонную ИФНС по Ставропольскому краю ДД.ММ.ГГГГ, справка об отсутствии задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, была получена ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ был сформирован сводный реестр на выплату субсидии ИП главе КФХ ФИО2 было направлено уведомление о предоставлении субсидии ДД.ММ.ГГГГ. Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства были перечислены на расчетный счет получателя.

Таким образом, по результатам рассмотрения указанных заявлений, администрацией приняты решения о предоставлении субсидии.

Согласно сведений о направлении информации в отношении юридических и физических лиц с просроченной задолженностью по налогам и сборам от 30.06.2016 года № 13-21/011069, предоставленных межрайонной ИФНС Ставропольскому краю в прокуратуру района в рамках проводимой проверки, ООО «Югинвест» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на дату обращения с заявлением имело задолженность по налогам и сборам в размере 299 рублей, ИП глава КФХ ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на дату обращения с заявлением имел задолженность по налогам и сборам в размере 3,35 рублей.

В соответствии с Постановлением администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N 322 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении административного регламента предоставления отделом сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края государственных услуг" (далее - административный регламент) одним из нормативно правовых актов Ставропольского края, регулирующих предоставление государственной услуги является Закон Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N 89-кз "О некоторых мерах по организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг".

Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация документов; формирование и направление межведомственного запроса (п. 49 административного регламента).

Основанием для начала административной процедуры является прием и регистрация документов, необходимых для предоставления государственной услуги (Формирование и направление межведомственного запроса п. 57 административного регламента).

Должностное лицо отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды, ответственное за рассмотрение документов, формирует, подписывает у должностного лица органа местного самоуправления, уполномоченного на подписание от имени органа местного самоуправления межведомственных запросов, и направляет в рамках межведомственного информационного взаимодействия следующие межведомственные запросы: о наличии (отсутствии) у заявителя просроченной задолженности по налогам и сборам - в Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (п. 58 административного регламента(.

Максимальное время выполнения административной процедуры по формированию и направлению межведомственного запроса составляет 3 рабочих дня со дня регистрации документов, предусмотренных пунктом 24 настоящего Административного регламента.

Результатом выполнения административной процедуры является формирование и направление межведомственного запроса в Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (п.п. 60-61 административного регламента).

При получении от должностного лица отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды, в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов в сфере растениеводства, листка согласования с документами, а от Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю межведомственного ответа, должностное лицо отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды, ответственное за рассмотрение документов, проверяет листок согласования с документами, межведомственный ответ и по результатам их проверки: в случае установления оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных пунктом 34 настоящего Административного регламента, готовит в двух экземплярах уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причины отказа по форме согласно приложению 5 к настоящему Административному регламенту, подписывает его у должностного лица, предусмотренного в форме, один экземпляр прикладывает к документам, а второй экземпляр направляет заявителю; установление отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных пунктом 34 настоящего Административного регламента, является основанием для подготовки выплатных документов в целях перечисления заявителю причитающейся суммы субсидии.

Максимальное время выполнения административного действия по рассмотрению листка согласования, межведомственных ответов и подготовке уведомлений составляет 3 рабочих дня.

Неполучение от Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю межведомственного ответа в течение 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса не является основанием для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги (п. 66 административного регламента).

Согласно п. 77 административного регламента направление в Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю межведомственного запроса в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется в электронном виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и системы электронного почтового сервиса гарантированной доставки с применением средств криптографической защиты информации и электронной подписи.

Администрация Арзгирского муниципального района направила в рамках межведомственного информационного взаимодействия межведомственные запросы о наличии (отсутствии) у заявителей ООО «Югинвест» и ИП глава КФХ ФИО2, просроченной задолженности по налогам и сборам межрайонную ИФНС по Ставропольскому краю.

Материалы гражданского дела содержат ответы на запросы администрации из межрайонной ИФНС по Ставропольскому краю о том, что заявители (ООО «Югинвест», ИП глава КФХ ФИО2) на спорный период предоставления субсидии, задолженностей не имели.

В судебное заседание представителем третьего лица ИП главы КФХ ФИО2ФИО3 представлены справки из МИФНС по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ неисполненных обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов процентов, подлежащих уплате не имеет.

Согласно сообщению от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника межрайонной ИФНС России по Ставропольскому краю ФИО8, поступившее в районный суд следует, что в соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление документов и информации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 210-ФЗ, осуществляется в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, в соответствии с требованиями, установленными статьей 7.1 Федерального закона N 210-ФЗ.

В целях реализации положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 697, Федеральной налоговой службой разработан и введен в эксплуатацию электронный сервис предоставления сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (далее - сведения о наличии (отсутствии) задолженности).

Электронный сервис предоставления сведений о наличии (отсутствии) задолженности обеспечивает обмен данными между информационными системами федеральных органов исполнительной власти и информационной системой Федеральной налоговой службы путем передачи запроса на получение сведений о наличии (отсутствии) задолженности и получения ответа с результатом обработки запроса на получение сведений о наличии (отсутствии) задолженности. Значение, которое принимает ответ ("О" - не имеет задолженности; "1" - имеет задолженность).

- ООО "Югинвест" ИНН <***> ДД.ММ.ГГГГ по Системе Межведомственного Электронного Взаимодействия (далее по тексту - СМЭВ) в Межрайонную ИФНС России по Ставропольскому краю поступил запрос от администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов по налогоплательщику ООО "Югинвест" ИНН <***> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Ответ сервису по вышеуказанному плательщику сформировался с отсутствием задолженности на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ так же по СМЭВ поступил аналогичный запрос, на который в автоматическом режиме по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был сформирован ответ сервису о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у налогоплательщика имеется задолженность. Согласно приказу ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-8/378@ Справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов формируется автоматически с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекций ФНС России и содержит информацию об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов заявителем-налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом), в том числе в связи с исполнением обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Справка формируется на дату, указанную в запросе заявителя автоматически в электронном виде.

При наличии на дату, по состоянию на которую формируется справка, недоимки, задолженности по пеням, штрафам, процентам по данным хотя бы одной инспекции ФНС России, делается запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах". При этом в приложении к справке указываются коды инспекций ФНС России, по данным которых заявитель имеет неисполненную обязанность.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за налогоплательщиком значилась задолженность. Для выяснения причин формирования ответа сервису с противоречивыми сведениями и их устранения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России по Ставропольскому краю направлялись запросы на «горячую линию» разработчиков программного обеспечения - АО «ГНИВЦ».

В отношении КФХ «Геращенко» ИНН <***>, ДД.ММ.ГГГГ поступил запрос по СМЭВ о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов в отношение КФХ «Геращенко» ИНН <***> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Ответ сформирован с признаком «задолженность отсутствует» о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность отсутствует. При этом в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (форма 39-1) на эту же дату отражена задолженность по пене по земельному налогу в сумме 3,35руб. (пеня), данные справки были сформирована ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по письму Арзгирского районного суда на соответствующие даты: ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по Форме 39-1 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, в которых отражена задолженность по земельному налогу в сумме -3,35руб. (пеня).

Данная ситуация сложилась в связи с тем, что при формировании указанных справок используются разные программные операции и процессы (различный алгоритм формирования и учета сведений). В справке о состоянии расчетов по налогам, сбора, пеням, штрафам на ДД.ММ.ГГГГ отображается задолженность по пене земельного налога (3,35 руб.). В данную справку включаются абсолютно все операции, так как она учитывает сальдовые остатки лицевого счета налогоплательщика.

Наличие задолженности по пене в сумме 3,35 руб. обусловлено тем, что в платежном документе налогоплательщиком указаны неверные реквизиты, что повлекло за собой направление платежа на уточнение в УФК по Ставропольскому краю и принятие решения об уточнении платежа.

В связи с тем, что платеж по пене земельного налога был отправлен на уточнение в УФК по Ставропольскому краю и на дату формирования справки в электронном виде не было заключительных операций, то задолженность была отражена в справке о состоянии расчетов.

Процесс формирования справки о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов иной. При её формировании учитываются все операции карточки расчета с бюджетом (КРСБ). В КРСБ были отражены две операции: о наличии пени и о том, что она не влияет на конечное сальдо (в связи с принятием решения об уточнении платежа). Для формирования же справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей (форма 39-1) данные операции не имеют значения, что привело к отражению задолженности по пене в сумме 3.35 руб.

Для подтверждения обоснованности возникшей ситуации либо для её исправления (в случае некорректного формирования информации) ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос на «горячую линию» АО «ГНИВЦ» разработчикам программного обеспечения. ДД.ММ.ГГГГ от разработчиков получен ответ, где сказано, что обе справки сформировались верно.

Разница возникла из-за того, что ДД.ММ.ГГГГ было выписано решение об уточнение платежа по пене на сумму 35 рублей. Это решение учтено при формировании справки об исполнении обязанностей, но не учтено при формировании справки о состоянии расчетов.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», субсидии предоставляются получателям, при следующих условиях одним из которых является отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам.

Согласно подпункту 4 пункта 5 Порядка, предоставление субсидии получателю осуществляется на основании справки налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам, выданную на дату не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления.

В соответствии с п. 12 Порядка, возврату в доход бюджета соответствующего муниципального района Ставропольского края подлежат субсидии, в том числе в случае неисполнения условий предоставления субсидии.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст. 34 БК РФ).

В силу статей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Поскольку в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что у ИП главы КФХ ФИО2 на указанный спорный период задолженность отсутствовала, таким образом, исковое заявление прокурора в части обязать администрацию устранить нарушения бюджетного законодательства и исполнить требование прокурора указанные в представлении выраженные в принятии мер по возврату незаконно полученных субсидий в отношении ИП главы КФХ ФИО2 подлежит оставлению без удовлетворения.

При этом суд учитывает, что в виду того, что за налогоплательщиком ООО «Югинвест» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значилась задолженность, требование прокурора в этой части подлежат удовлетворению, что в силу бюджетного законодательства влечет возврат, взыскание субсидии.

Суд считает доводы администрации о том что ею были выполнены все требования по предоставлению субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства утвержденные порядком, определенным постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п не состоятельными, поскольку требования прокурора основываться именно на возложении обязать администрацию устранить нарушения бюджетного законодательства и принять меры по возврату полученных субсидий, а не на последовательность административных процедур и административных действий органа местного самоуправления при предоставлении государственной услуги.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о формальном подходе со стороны должностных лиц администрации Арзгирского муниципального района к использованию бюджетных средств выделенных на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, а вследствие чего неэффективному распоряжению бюджетных средств, что влечет за собой, нарушение требований ст. 34 БК РФ.

В соответствии с пунктами 13, 14, 17, 20 ст. 7 Закона № 273-ФЗ основным направлением деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, в том числе является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

Указанные обстоятельства по предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства в указанном порядке, а также не принятие мер по возврату незаконно выданной субсидии является предпосылками коррупционных проявлений, так как предоставление определенного блага должностным лицом, вопреки норм действующего законодательства, создают предпосылки для получения имущественной выгоды для себя лично или в пользу других лиц.

Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, установив в судебном заседании, что заявленные прокурором требования обеспечивают защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление (в порядке ст. 45 ГПК РФ) прокурора Арзгирского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края об обязании устранить нарушения бюджетного законодательства и исполнить требования прокурора Арзгирского района указанные в представлении – удовлетворить частично.

Обязать администрацию Арзгирского муниципального района Ставропольского края устранить нарушения бюджетного законодательства и исполнить требования прокурора Арзгирского района указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ выраженные в принятии мер по возврату незаконно полученной субсидии в отношении ООО «Югинвест» Арзгирского района Ставропольского края, выделяемых в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства».

В части обязать администрацию Арзгирского муниципального района Ставропольского края устранить нарушения бюджетного законодательства и исполнить требования прокурора Арзгирского района указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ выраженные в принятии мер по возврату незаконно полученной субсидии в отношении ИП главы КФХ ФИО2, выделяемой в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Арзгирский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>