№ 2-616/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля «08» сентября 2021 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Коваленко Е.Н.,
при секретаре Аликовой В.А.,
с участием прокурора Иловлинского района Волгоградской области Солохина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Большеивановское жилищно-коммунальное хозяйство» Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности внесения изменений в производственную программу в сфере холодного водоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Большеивановское жилищно-коммунальное хозяйство» Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности внесения изменений в производственную программу в сфере холодного водоснабжения на 2019-2023 годы.
В обоснование иска указал, что по результатам проведенной проверки соблюдения требований действующего законодательства в жилищно-коммунальной сфере, установлено, что МУП «Большеивановское ЖКХ» ненадлежащим образом исполняются требования федерального законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.
Так, приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.11.2019 № 37/20 утверждены производственные программы МУП «Большеивановское ЖКХ» в сфере водоотведения и холодного водоснабжения а период с 01.01.2020 по 31.12.2024. Однако производственные программы не содержат мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и качества очистки сточных вод, мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке.
В связи с выявленными нарушениями в адрес директор МУП «Большеивановское ЖКХ» внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени недостатки не устранены, что не обеспечивает эффективности деятельности унитарного предприятия, создает условия, при которых надлежащее содержание сетей водоснабжения невозможно, влечет необоснованное начисление платы за предоставленные услуги по водоснабжению, нарушают права жителей Большеивановского сельского поселения на качественное оказание услуг по холодному водоснабжению.
С учётом изложенного, прокурор просил возложить на МУП «Большеивановское ЖКХ» обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу включить в производственную программу в сфере холодного водоснабжения на 2019-2023г.г., мероприятия по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в т.ч., потерь воды при транспортировке.
В судебном заседании прокурор Иловлинского района Волгоградской области Солохин А.Н. поддержал исковые требования в полном объёме по изложенным в иске основаниям, настаивал на удовлетворении иска. Полагает, что непринятие своевременных и достаточных мер по устранению выявленных нарушений в организации холодного водоснабжения не соответствует Федеральному закону от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", нарушает права и законные интересы населения.
Представитель ответчика – муниципального унитарного предприятия «Большеивановское жилищно-коммунальное хозяйство» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений по заявленным исковым требованиям не представил, ходатайств не заявил.
Учитывая изложенное, положения ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления городского поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и принятыми в соответствии с названным Законом постановлениями Правительства Российской Федерации.
Перечень полномочий органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях содержится в части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ, а также организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1), определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2), утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5), согласование инвестиционных программ (п. 6), иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).
Согласно положениям ст. 23 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 настоящего Федерального закона (ч. 1).
Под производственной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, пунктом 21 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) понимается - программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу ч.1 ст. 36 Закона № 416-ФЗ по соглашению об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет эксплуатацию, строительство, реконструкцию и модернизацию объектов системы горячего водоснабжения, централизованной системы холодного водоснабжения и (или) системы водоотведения в соответствии с плановыми значениями показателей надежности, качества, энергетической эффективности, утвержденными инвестиционной и производственной программами, а уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления обеспечивают условия для осуществления соответствующей деятельности, в том числе учитывают в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении тарифов такой организации долгосрочные параметры регулирования тарифов и расходы на реализацию мероприятий, предусмотренных производственными и инвестиционными программами, обязательство по выполнению которых предусмотрено соглашением. В случае, если организация осуществляет эксплуатацию объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения на основании концессионного соглашения, соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения не заключается.
Соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения должно содержать существенные условия, в т.ч. обязательство организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, по выполнению мероприятий, предусмотренных производственной программой (п.3 ч.7 ст. 36 Закона № 416-ФЗ).
Согласно ч.1 ст. 41 Закона № 416-ФЗ, производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г.№ 641 утверждены правила разработки, утверждения, корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее Правила).
Согласно пункту 5 названных Правил производственная программа включает в себя: а) паспорт производственной программы, включающий следующую информацию; наименование регулируемой организации, в отношении которой разрабатывается производственная программа, ее местонахождение; наименование уполномоченного органа, утвердившего производственную программу, его местонахождение; период реализации производственной программы;
б) перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке;
в) планируемый объем подачи воды (объем принимаемых сточных вод);
г) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы;
д) график реализации мероприятий производственной программы;
е) плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
ж) расчет эффективности производственной программы, осуществляемый путем сопоставления динамики изменения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и расходов на реализацию производственной программы в течение срока ее действия;
з) отчет об исполнении производственной программы за истекший период регулирования (за истекший год долгосрочного периода регулирования);
и) мероприятия, направленные на повышение качества обслуживания абонентов.
Вместе с тем, в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что названные требования федерального законодательства МУБ «Большеивановское ЖКХ» исполняются ненадлежащим образом.
Так, приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.11.2019г. № 37/20 утверждены производственные программы МУП «Большеивановское ЖКХ» в сфере водоотведения и холодного водоснабжения, на период с 01.01.2020г. по 31.12.2024г. (л.д.19-23).
Между тем, производственные программы не содержат мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и качества очистки сточных вод, мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, в том числе, снижению потерь воды при транспортировке.
В связи с выявленными нарушениями 04.03.2021 прокуратурой района в адрес директора МУП «Большеивановское ЖКХ» внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д.8-9).
Директором МУП «Большеивановское ЖКХ» факт имеющихся нарушений не оспаривался, в своем ответе на представление сообщил, что нарушения законодательства имеют место быть, принимаются меры к их устранению (л.д.10-11).
Приказом директора МУП «Большеивановское ЖКХ» № 4 от 04.04.2021г. главному бухгалтеру ФИО1 за ненадлежащее исполнение своих обязанностей объявлено замечание (л.д.12).
Однако, до настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, не устранены, изменения в производственную программу по-прежнему не внесены.
В этой связи требования прокурора, направленные на соблюдение требований действующего законодательства в жилищно-коммунальной сфере, основаны на законе, поскольку выявленные нарушения не обеспечивают повышения эффективности деятельности МУП «Большеивановское ЖКХ», создают условия, при которых надлежащее содержание сетей водоснабжения невозможно, влекут необоснованное начисление платы за предоставленные услуги по водоснабжению, нарушают права жителей Большеивановского сельского поселения на качественное оказание услуг по холодному водоснабжению.
Принимая во внимание, что непринятие мер к исполнению законодательства в области охраны окружающей среды может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Исходя из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда 2 месяца, с учётом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ. Указанный срок исполнения решения, с учетом характера допущенных нарушений, социальной значимости исполнения решения суда является разумным и достаточным для исполнения.
Поскольку прокурор в силу положений п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с МУП «Большеивановское ЖКХ» в доход муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей, что соответствует требованиям ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 235-237 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Большеивановское жилищно-коммунальное хозяйство» Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности внесения изменений в производственную программу в сфере холодного водоснабжения, удовлетворить.
Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Большеивановское жилищно-коммунальное хозяйство» Иловлинского муниципального района Волгоградской области обязанность включить в производственную программу в сфере холодного водоснабжения на 2019-2023г.г., мероприятия по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в т.ч., потерь воды при транспортировке, установив срок исполнения решения суда 2 месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Большеивановское жилищно-коммунальное хозяйство» Иловлинского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в доход муниципального образования - Иловлинский муниципальный район Волгоградской области в размере 4000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение принято в окончательной форме 13 сентября 2021 года.
Судья Е.Н. Коваленко