ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-616/2021 от 18.11.2021 Серышевского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-616/2021

УИД 28RS 0019-01-2021-001031-35

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

пгт. Серышево 18 ноября 2021 года

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи – Демяненко Н.А.,

при секретаре – Винокуровой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа пгт Серышево имени ФИО1 о признании приказа об отстранении от работы без сохранения заработной платы незаконным, обязании произвести начисление заработной платы за период временного простоя,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратились с данным иском в суд, мотивируя свои требования тем, что она работает в должности оператора стиральных машин ДО филиала СОШ с Поляна. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа л/с руководителя МАОУ СОШ пгт Серышево, она с ДД.ММ.ГГГГ была отстранена от работы без сохранение заработной платы, до улучшения эпидемиологической обстановки, отмены постановления главного санитарного врача или момента иммунизации против короновирусной инфекции (COVID-19). Вышеуказанный приказ был издан на основании пункта 2 статьи 5 ФЗ от 17.09.1998 года №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», абзаца 8 ч.1 ст.76 ТК РФ, а также постановления Главного санитарного врача по Амурской области от 01.07.2021 года №6 «Об иммунизации населения против новой короновирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям» от 01.07.2021 года № 6. Считает приказ №222 л/с от 24.08.2021 года об отстранении ее от работы без сохранения заработной платы незаконным нарушающим ее конституционные права как работника, по следующим основаниям. Фактически приказ об отстранении ее от работы без сохранения заработной платы связан с ее отказом от прививки против короновирусной инфекции (COVID-19). Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 определен Перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок. Должность на которой она работает отсутствует в данном перечне, следовательно законных оснований для отстранения ее от работы у ответчика не имеется. Обязанность работодателя осуществлять вакцинацию сотрудников профилактическими прививками действующим законодательством не предусмотрена. Кроме того, ответчик не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку они проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, граждане имеют право на отказ от профилактических прививок (ч.1 ст. 5, ч.2 ст. 11 Федерального закона № 157- ФЗ). Таким образом, вынося приказ об отстранении от работы № №с от 24.08.2021 года ответчик нарушил положение ч. 2 статьи 5 Федерального Закона № 157-ФЗ, произвольно причислив ее должность к работам выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями. Помимо положений указанного Закона, Ответчик нарушил положения Трудового Кодекса РФ, в том числе статьи № 76, регламентирующей порядок отстранения от работы. На основании изложенного, уточнив заявленные требования просит признать Приказ л/с от ДД.ММ.ГГГГ вынесенный руководителем муниципального автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная Школа пгт Серышево об отстранении ее от работы без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязать муниципального автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная Школа пгт Серышево произвести начисление ФИО2 заработной платы за период вынужденного простоя с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда, вызванного вынесением приказа об отстранении.

Истица ФИО2 в ходе судебного разбирательства поддержав доводы искового заявления на удовлетворении уточненных заявленных исковых требований настаивала в полном объеме, при этом дополнительно показала, что второе постановление было вынесено 14 октября 2021 года, а приказ ей был вручен 16 ноября 2021. В конституции указано, что вакцинация должна быть добровольная, она не согласна ставить прививку, она боится негативных воздействий на ее организм после вакцинации. В настоящее время 80% коллектива уже провакцинировались и создался коллективный иммунитет. Просила удовлетворить заявленные исковые требования

Представитель истицы ФИО2 - адвокат ФИО5, действующий на основании ордера, поддержав доводы искового заявления на удовлетворении уточненных заявленных исковых требований настаивал в полном объеме, при этом показал, что ФИО2 отстранена не законно. Постановление Главного санитарного врача по Амурской области от 01.07.2021 года №6 «Об иммунизации населения против новой короновирусной инфекции (COVID- 19) по эпидемическим показаниям», утратило силу на 14.10.2021 года. С 14.10.2021 года принято новое Постановление Главного санитарного врача по Амурской области от 14.10.2021 года №11 «Об иммунизации населения против новой короновирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям». Согласно приказа л/с руководителя Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная Школа пгт Серышево, ФИО2 с 01 сентября 2021 года была отстранена от работы без сохранения заработной платы, до улучшения эпидемиологической обстановки, отмены постановления главного санитарного врача или момента иммунизации против короновирусной инфекции (COVID-19). Таким образом, считают, что на 14.10.2021 года, в виду отмены постановления от 01.07.2021 года «Об иммунизации населения против новой короновирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям», основания для отстранения ФИО7 отпали.

Ответчик – директор Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа пгт. Серышево имени ФИО1 О.Н. не согласившись с исковыми требованиями в ходе судебного заседания поддержала доводы представленных письменных возражений, в которых указано, что Постановление Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача по Амурской области от 01.07.2021 № 6 "Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям») содержит перечень (контингент), подлежащей вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а именно: «работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания». ДД.ММ.ГГГГ Постановление от 01.07.2021 № 6 отменено в связи с вступлением в законную силу Постановления Главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям». Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, в части контингента подлежащего вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в отношении работников образования не изменился. Следовательно, на ФИО6, как на работника образовательного учреждения распространяет своё действие законодательство РФ, в части обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям. Между тем, при уточнении исковых требований истец в своем заявлении фактически соглашается с действием приказа администрации МАОУ СОШ пгт. Серышево имени ФИО1 «Об отстранении от работы без сохранения заработной платы (в случае отсутствия документального подтверждения прохождения работником вакцинации)» от ДД.ММ.ГГГГ л/с, которым ФИО6 отстранена от работы без сохранения заработной платы, а именно отстранением её от работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по дату вступления в законною силу Постановления от 14.10.2021 № 11, хотя контингент, подлежащий вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утверждённый вышеуказанным постановлением, а это - «работники сферы образования» - не менялся и имеет законную силу по настоящее время. На основании изложенного, в соответствии со статьей 149 ГПК РФ, просит суд в заявленных уточнённых исковых требованиях ФИО7 к МАОУ СОШ пгт. Серышево имени ФИО1 о признании приказа об отстранении от работы без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ отказать в полном объёме.

Представитель третьего лица - Управления Роспотребнадзора по Амурской области в лице территориального отдела в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском. Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах Ящук Т.Ю., действующая на основании доверенности, не согласившись с исковыми требованиями поддержала доводы представленного письменного отзыва, из которого следует, что согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 отстранена от работы до улучшения эпидемиологической обстановки, отмены постановления главного государственного санитарного врача или момента иммунизации против новой коронавирусной инфекции. Таким образом, в приказе об отстранении от работы приведено три обстоятельства. Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (п.1 ст.4 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»). Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» определено, что иммунопрофилактика инфекционных болезней-система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок. Отсутствие профилактических прививок влечет временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (п.2 ст.5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»). На законодательном уровне установлен перечень работ и категории работников, которые подлежат профилактической вакцинации. К данному перечню отнесена категория работ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В силу п.1, п.2 ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» определено, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации. Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 внесена в Национальный календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям. К приоритету 1-го уровня для проведения вакцинации относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров. С учетом складывающейся эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией в Амурской области, нарастании интенсивного распространения инфекции, возрастания объёмов госпитализации, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции издано Постановление Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 6 от 01.07.2021 «Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемиологическим показаниям», определяющее руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Амурской области, указанных в приложении (куда включены работники образовательных организаций) в срок до 01.08.2021 обеспечить вакцинацию работников против новой коронавирусной инфекции. Постановлением Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 7 от 30.07.2021 внесены изменения в постановление Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 6 от 01.07.2021, в связи с продолжающимся ростом заболеваемости COVID-19. предписано руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Амурской области в сфере образования в срок до 27.08.2021 организовать и обеспечить законченную вакцинацию против COVID-19 работников подведомственных учреждений (организаций), за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания и переболевших COVID-19. В связи с нарастанием эпидемиологического процесса, регистрации заболеваемости среди лиц, не вакцинированных против COVID-19, анализе вакцинации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сохранением угрозы дальнейшего распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией издано Постановление Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 11 от 14.10.2021 «Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) по эпидемическим показаниям». Данным постановлением также определен контингент лиц, подлежащих вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которому отнесены лица, работающие на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателя, осуществляющих деятельность в сфере образования, определен срок проведения профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной до 15.11.2021, вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в РФ в срок до 15.12.2021, с охватом не менее 80 % от общей численности работников, сотрудников. Постановление Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 6 от 01.07.2021 и Постановление Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 7 от 30.07.2021 признаны утратившими силу (п.5 Постановления Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 11 от 14.10.2021). В силу п.58 Приказа Минюста России от 23.04.2020 № 105 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты, имеющие сходный предмет правового регулирования или связанные между собой, могут быть признаны утратившими силу (не подлежащими применению) в одном нормативном правовом акте. Постановление Главного государственного санитарного врача но Амурской области № 11 от 14.10.2021, как и вышеуказанные № 6 от 01.07.2021 и № 7 от 30.07.2021 направлены на один предмет регулирования - предупреждение угрозы распространения инфекционных болезней, угрозы дальнейшего распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией. В Постановлении определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию; указано, что вакцинация не распространяется на лиц. имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» Таким образом, по смыслу приведенных положений законодательства, осуществление профилактических мероприятий, в том числе путем проведения профилактических прививок в образовательных учреждениях, предупреждение распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией является одним из приоритетных направлений обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и ориентированы на реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья.

Заслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 8 ч. 1). Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

В судебном заседании установлено, что ФИО6 состоит в трудовых отношениях с Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением Средняя общеобразовательная школа пгт Серышево имени ФИО1, работая в дошкольном отделении ООШ <адрес> с 09.01.2014 года в должности оператора стиральных машин на основании приказа о назначении на должность -К от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом работодателя л/с от 24 августа 2021 года ФИО6 была отстранена от работы без сохранение заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ, до улучшения эпидемиологической обстановки, отмены постановления главного санитарного врача или момента иммунизации против короновирусной инфекции (COVID-19).

Основанием к отстранению от работы послужил письменный добровольный отказ ФИО2 от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) и не предоставление истицей документов подтверждающих противопоказания или мед отвод от вакцинации.

Перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, установлен ст. 76 ТК РФ. При этом приведенный в нем перечень не является исчерпывающим, отстранение от работы возможно в других случаях, предусмотренных ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17.09.1998 N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ). Такие полномочия предусмотрены п. 2 ст. 10 Закона N 157-ФЗ и

Приказом Минздрава от 21-03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (далее - Приказ N 125н).

Прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, внесена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приложение N 2 к Приказу N 125н). В соответствии с Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям вакцинации против коронавирусной инфекции подлежат в том числе работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров (приоритет 1).

В силу п.1, п.2 ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» определено, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическая обстановка состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время.

С учетом складывающейся эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией в Амурской области, нарастании интенсивного распространения инфекции, возрастания объёмов госпитализации, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции издано Постановление Главного государственного санитарного врача по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемиологическим показаниям», определяющее руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории <адрес>, указанных в приложении (куда включены работники образовательных организаций) в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить вакцинацию работников против новой коронавирусной инфекции.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 7 от 30.07.2021 внесены изменения в постановление Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 6 от 01.07.2021, в связи с продолжающимся ростом заболеваемости COVID-19. предписано руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Амурской области в сфере образования в срок до 27.08.2021 организовать и обеспечить законченную вакцинацию против COVID-19 работников подведомственных учреждений (организаций), за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания и переболевших COVID-19.

В связи с нарастанием эпидемиологического процесса, регистрации заболеваемости среди лиц, не вакцинированных против COVID-19, анализе вакцинации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сохранением угрозы дальнейшего распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией издано Постановление Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 11 от 14.10.2021 «Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) по эпидемическим показаниям». Данным постановлением также определен контингент лиц, подлежащих вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которому отнесены лица, работающие на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателя, осуществляющих деятельность в сфере образования, определен срок проведения профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной до 15.11.2021, вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в РФ в срок до 15.12.2021, с охватом не менее 80 % от общей численности работников, сотрудников.

Постановление Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 6 от 01.07.2021 и Постановление Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 7 от 30.07.2021 признаны утратившими силу (п.5 Постановления Главного государственного санитарного врача по Амурской области № 11 от 14.10.2021).

В силу п.58 Приказа Минюста России от 23.04.2020 № 105 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты, имеющие сходный предмет правового регулирования или связанные между собой, могут быть признаны утратившими силу (не подлежащими применению) в одном нормативном правовом акте.

Постановление Главного государственного санитарного врача но Амурской области № 11 от 14.10.2021, как и вышеуказанные № 6 от 01.07.2021 и № 7 от 30.07.2021 направлены на один предмет регулирования - предупреждение угрозы распространения инфекционных болезней, угрозы дальнейшего распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией.

В Постановлении определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию; указано, что вакцинация не распространяется на лиц. имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Законом предусмотрена возможность отказа от профилактических прививок, который оформляется в письменной форме.

Статьями 10 и 11 вышеуказанного Федерального закона N 52-ФЗ установлена обязанность граждан и юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Как установлено в судебном заседании, филиал СОШ <адрес> МАОУ СОШ пгт. Серышево имени ФИО1, являясь образовательным учреждением, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями), обязано выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В связи с тем, что истица, являясь работником образовательного учреждения, и на которую законом возложена обязанность проходить вакцинацию, отказалась от вакцинации в отсутствие постоянных медицинских противопоказаний от прохождения вакцинации, работодатель вправе был, в соответствии со ст. 76 ТК РФ и Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", отстранить ее от работы до момента выполнения требования о вакцинации.

Таким образом, поскольку Главным государственным санитарным врачом Амурской области вынесено постановление о проведении профилактических прививок, для истца как для работника, который указан в этом документе, вакцинация становится обязательной, но граждане имеют право отказаться от нее, однако в таком случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.

Данные обстоятельства в полной мере подтверждаются письменными материалами дела, сторонами не оспариваются, сомнений у суда не вызывают.

Каких-либо доказательств принуждения ФИО7 к прохождению вышеуказанной вакцинации истцом суду не представлено.

Отказ ФИО7 от вакцинации является добровольной реализацией права истца, установленного п. 1 ст. 5 закона N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 указанной статьи закона N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Указанный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825, пунктом 1 которого предусмотрено, что к работам, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок относятся сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

Риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Новая коронавирусная инфекция (CОVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих". Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.12.2020 N 1307н.

Обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии". Отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (CОVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.

Предусмотренный трудовым законодательством порядок отстранения работника от работы работодателем не нарушен и соответствует требованиям ст. 76 ТК РФ. Предусмотренная трудовым договором трудовая функция истцом не может выполняться дистанционно, что не оспаривается сторонами.

Поскольку истец добровольно отказался от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, работодателем правомерно издан оспариваемый приказ, в связи с чем он не может быть признан незаконным.

Учитывая содержание вышеприведенных требований закона, характер сложившихся между сторонами правоотношений, принимая во внимание добровольный отказ ФИО7 от прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) и отсутствия сведений о наличии у истца медицинских противопоказаниях к данной вакцинации, работодателем законно и обоснованно принято решение об отстранении работника от работы на период времени с 01.09.2021 до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации, о чем издан соответствующий приказ N 222 от ДД.ММ.ГГГГ, в который 16.11.2021 внесены изменения на основании приказа л/с в части ссылки основания издания приказа на постановление Главного государственного санитарного врача по Амурской области «Об иммунизации населения против новой кроновирусной инфекции (CОVID-19) по эпидемическим показаниям» от ДД.ММ.ГГГГ.

На момент рассмотрения дела на территории Амурской области режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не отменен, что указывает на отсутствие оснований для допуска истца к работе, с учетом отсутствия документов, по проведению истцом профилактической прививки или сведений о медицинских противопоказаниях к ней.

Из изложенного следует, что заявленные требования истца об оспаривании приказа об отстранении от работы не могут быть удовлетворены, равно как и не может быть взыскана заработная плата, поскольку таковая работнику не начисляется по правилам ст. 76 Трудового кодекса РФ.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных ФИО7 исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа пгт Серышево имени ФИО1 о признании приказа об отстранении от работы без сохранения заработной платы незаконным, обязании произвести начисление заработной платы за период временного простоя с 14.10.2021 года по день внесения решения суда, вызванного вынесением приказа от отстранения - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через Серышевский районный суд, то есть с 24 ноября 2021 года.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу через Серышевский районный суд.

Председательствующий судья: ______________________________