Дело № 2-616/2022, УИД 52RS0014-01-2022-000503-39 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2022 года г. Городец
Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ситниковой Н.К., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, при секретаре Шастовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области об обязании включить в льготный стаж, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, период военной службы и обязании выдать справку,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к УПФР по Городецкому району Нижегородской области об обязании включить в льготный стаж, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, период военной службы и обязании выдать справку.
Определением суда от 25 марта 2022 года произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области.
Из иска ФИО1 следует, что 09 марта 2021 года он обратился в ГУ ПФР Городецкого района, к главному специалисту-эксперту Д.Ю.А., с просьбой (заявлением) выдать ему справку о том, что с *** он является предпенсионером. В подтверждении своих требований представил следующие документы: паспорт; трудовую книжку; справки из отдела кадров ПАО ......., подтверждающие его льготный стаж по Списку №2-*** лет; военный билет, подтверждающий его службу в СА с *** по ***, срок службы - *** год *** месяцев *** дней. Однако, 11 марта 2021 года главный специалист - Д.Ю.А., в грубой форме заявила ему, что предпенсионером он, по её мнению и мнению её руководителей, не является. *** он обратился в ГУ ПФР Городецкого района, с заявлением о включении периода службы в СА в льготный стаж (список №2) в порядке досудебного урегулирования спора. В ответе от 28 мая 2021 года, который он получил в июне 2021 года, в нарушение норм изложенных в ФЗ-№59 «О порядке рассмотрения обращения граждан...» главный специалист Д.Ю.А. и руководитель ГУ ПФР Городецкого района незаконно и необоснованно, по его мненеию, применили и трактовали не в его пользу нормы Положения, утвержденного Советом министров СССР от 03 августа 1972 года №590. В соответствии с подпунктом «к» п. 109 Положения, к работе по Списку №1 и №2 приравниваются: периоды службы в составе Вооруженных сил СССР. Кроме этого, в п. 109 Положения также указано: при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда... периоды указанные подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Так как, он с *** по *** находился на срочной службе в Вооруженных силах СССР, в соответствии со ст. 3 Закона СССР от 12 октября 1972 года и сразу после демобилизации в течении 1-го месяца устроился *** на ....... им. 50 лет СССР, в должности -....... (Справка 01-00, * от ***), соответственно, весь период его службы в СА должен войти в его льготный стаж, дающий ему право выхода на пенсию по старости в 55 лет. Соответственно, его предпенсионый возраст наступает в 50 лет, ***. Однако ГУ ПФР Городецкого района включил период его службы в СА частично - *** месяцев *** дней, в виду того, что перед службой в СА он работал во время учебы в ....... техникуме, на ......., в период производственной практики, по специальности - Списка №2 - *** месяцев *** дней. Это включение периода производственной практики (во время учебы в .......) сроком равного, взятого из периода службы в СА - *** месяцев *** дней, противоречит его правам и интересам, закрепленным в ст. 39 Конституции РФ. В своем заявлении в ГУ ПФР Городецкого района, а также в заявлении ОПФР по Нижегородской области, он обращал внимание на формулировку Положения №590 «по выбору обратившегося». В виду того, что его выбор - это включение периода службы в Вооруженных силах СССР полностью в его льготный стаж - Список №2, так как период его трудовой деятельности, сразу после службы в СА, по специальностям (должностям) входящих в список №2, составляет более - *** лет, следовательно, период службы в СА должен быть включен в льготный стаж полностью - *** год *** месяцев *** дней, поэтому он обратился в суд с данным иском.
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержал, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил, дополнив, что предпенсионером являются за 5 лет до положенного выхода на пенсию. *** ему исполнилось 50 лет, он собрал справки с ***, приложил их к заявлению, обратился к ответчику за справкой о том, что он является предпенсионером. Из ответа ответчика он понял, что специалисты отделения по Городецкому району допустили ошибку в том, что засчитали период службы в Советской армии частично, а именно *** месяцев *** дней и не учли период его работы после военной службы. При правильном применении закона ответчик обязан был зачесть весь период его военной службы. Просит удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика иск ФИО1 не признала, пояснив, что ***, ***, ***, ***ФИО1, в целях уточнения информации об отнесении его к категории граждан предпенсионного возраста в рамках заблаговременной и предварительной оценки своих пенсионных прав устно обращался в ГУ - УПФР по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное), ГУ - ОПФР по Нижегородской области. *** в ГУ УПФР по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) поступило письменное обращение ФИО1 по вопросу включения в специальный стаж истца периодов военной службы и учебы, а также выдачи справки, подтверждающей присвоение ФИО1 с *** статуса предпенсионера. *** ГУ УПФР по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) ответом * сообщило, что в соответствии с представленными документами по предварительным подсчетам продолжительность специального стажа истца по Списку № 2 составила *** лет *** месяцев, в связи с чем, ФИО1 будет иметь право на пенсию по старости в возрасте *** лет. Согласно представленным ФИО1 документам в период с *** по ***, а именно *** месяца *** дней он осуществлял трудовую деятельность в качестве ....... (Список № 2), с *** по ***, а именно *** месяца *** дней - ....... (Список *), с *** по ***, а именно *** года *** месяц *** день - ....... (Список № 2). Военный билет истца содержит информацию о периоде службы в армии с *** по ***. В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица. До 01 января 1992 года пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с нормами Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях». В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», согласно подпункта «а» пункта 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 данного постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий". Согласно пункту 109 указанного положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. При этом приравниваемые к работе периоды деятельности учитываются в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы до 01 января 1992 года, так как Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавший в период с 1 января 1992 года до 1 января 2002 года, в части назначения и получения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время прохождения военной службы. Поскольку у ФИО1 до призыва в армию имелась работа по Списку № 2: с *** по ***, а именно *** месяца *** дней и с *** по ***, а именно *** месяца *** дней, а всего *** месяцев *** дней, то период службы в армии может быть приравнен к льготной работе в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы. С учетом приравниваемого периода службы в армии специальный стаж до *** составит *** месяцев *** дней. Общая продолжительность специального стажа составит *** лет *** месяцев. В указанный стаж вошел, в том числе, приравниваемый период службы в Армии. Также с *** в связи с внесением изменений в законодательство Российской Федерации на ПФР возложена новая обязанность по представлению сведений о гражданах предпенсионного возраста. Понятие "предпенсионный возраст" введено Федеральным законом от 03 октября 2018 г. N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Однако федеральные законы, направленные на реализацию указанного закона, содержат различные определения предпенсионного возраста. Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" к категории работников предпенсионного возраста относит работников, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста. Указанная продолжительность специального стажа ФИО1 (*** лет *** месяцев) дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по достижении возраста *** лет, то есть с ***. Соответственно, статус предпенсионера истец приобретет при исполнении возраста *** год, то есть с *** - в течении пяти лет до наступления возраста, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости. Руководствуясь указанными нормами, *** Отделением ПФР по Нижегородской области ФИО1 был выдан документ для предоставления Федеральную налоговую службу РФ, подтверждающий отсутствие у заявителя статуса предпенсионера. Заявлений о назначении пенсии от ФИО1 в органы ПФР не поступало, специальный стаж истца посчитан предварительно, решений о назначении, либо отказов в назначении пенсии не выносилось, выплатное пенсионное дело не формировалось.
Выслушав доводы сторон, исследовав в совокупности письменные материалы, суд приходит к следующему выводу.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (в период до 1 января 1992 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" (в период с 11 января 1992 года по 31 декабря 2001 г.), Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г.) и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Согласно п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 3,4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период (с 5 июля 1990 г. по 10 апреля 1992 г.) регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности".
Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие военную службу сверх установленных Законом сроков, - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.
В статье 73 Закона СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.
Военный билет истца содержит информацию о периоде службы ФИО1 в Советской армии с *** по ***.
Приравниваемые к работе периоды деятельности учитываются в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы до ***, так как Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавший в период с *** до ***, в части назначения и получения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время прохождения военной службы.
Поскольку у ФИО1 до призыва в армию имелась работа по Списку № 2: в ГП «.......» с *** по ***, а именно *** месяца *** дней в качестве ....... и с *** по ***, а именно *** месяца *** дней в качестве сушильщика ......., а всего *** месяцев *** дней, то период службы в армии может быть приравнен к льготной работе в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы.
Таким образом, данной нормой установлено ограничение по определению продолжительности периода работы или другой деятельности, приравниваемой к работе, дающей право на назначение пенсий на льготных условиях или в льготных размерах. Продолжительность такой работы и другой деятельности не должна превышать суммарную продолжительность работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку 2 от *** года имевшуюся на момент смены законодательства, ***. Юридически значимым обстоятельством является продолжительность работы до ***.
Как следует из материалов дела, суммарная продолжительность работы истца, дающей ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по состоянию на *** составляет *** месяцев *** дней.
Следовательно, период службы ФИО1 в армии обоснованно включен ответчиком в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не полном объеме, а лишь в размере 5 месяцев 15 дней.
С *** в связи с внесением изменений в законодательство Российской Федерации на ПФР возложена новая обязанность по представлению сведений о гражданах предпенсионного возраста.
Понятие "предпенсионный возраст" введено Федеральным законом от 03 октября 2018 г. N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Однако федеральные законы, направленные на реализацию указанного закона, содержат различные определения предпенсионного возраста. Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" к категории работников предпенсионного возраста относит работников, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста.
Указанная продолжительность специального стажа ФИО1 (*** лет *** месяцев) дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по достижении возраста *** лет, то есть с ***. Соответственно, статус предпенсионера истец приобрел при исполнении возраста *** год, то есть с *** - в течение *** лет до наступления возраста, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости.
В судебном заседании было установлено, что *** Отделением ПФР по Нижегородской области ФИО1 был выдан документ для предоставления Федеральную налоговую службу РФ, подтверждающий наличие у заявителя статуса предпенсионера с ***.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска ФИО1 нет.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Нижегородской области об обязании включить в льготный стаж, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, период военной службы и обязании выдать справку, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ситникова
Мотивированное решение изготовлено 4 мая 2022 года
Судья Ситникова
Копия верна
Судья