ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-616/2022 от 30.08.2022 Черноморского районного суда (Республика Крым)

УИД 91RS0023-01-2022-000864-26

Дело № 2-616\2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2022 года.

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2022 года.

30 августа 2022 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи - Ильичевой Н.П.

при секретаре - Кирильчук Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Черноморское, Республики Крым гражданское дело, по исковому заявлению Соловьевой Людмилы Васильевны к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, о включении в стаж периодов работы, о понуждении назначить страховую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Соловьева Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, о включении в стаж периодов работы, о понуждении назначить страховую пенсию.

Требования мотивированы тем, что решением об отказе в назначении страховой пенсии по старости № 3 от 20.01.2021 истцу отказано в назначении пенсии по старости. Решение мотивировано тем, что страховой стаж не включены периоды работы с 15.09.1997 по 31.08.1998 в качестве логопеда Евпаторийского управления образования. «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей» в соответствии с постановлением СМ СССР от 06.09.1991 № 463 не предусмотрены наименования учреждения «Управление образования». С 01.11.1999 по 31.08.2000 в должности учителя Черноморской республиканской специальной общеобразовательной школы-интернат для умственно отсталых детей – отсутствует полная педнагрузка в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067; с 21.09.2004 по 31.01.2005 работа в качестве учителя-логопеда лагопункта № 3 при УВК «Школа-гимназия» № 3 отдела образования Черноморской райгосадминистрации; с 03.09.2012 по 26.08.2013 - работа в качестве практического психолога, должность практического психолога в общеобразовательной школе не предусмотрена Списком должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781; курсы повышения квалификации с 21.03.2005 по 16.04.2005, с 25.09.2017 по 26.09.2017, с 25.02.2020 по 27.02.2020. Полагает, что период работы с 15.09.1997 по 31.08.1998 подлежит включению в трудовой стаж, т.к. Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 № 909; с 01.11.1999 по 31.08.2000 подлежит включению в трудовой стаж, т.к. в силу п. «е» ст. 55 Закона «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, сохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа от 25 до 30 лет по перечню в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста, в Перечне, утвержденном Постановлением КМУ от 04.11.1993 № 909, право педагогических работников на пенсию по выслуге лет не связано с обязательным выполнением педагогическими работниками нормы педагогической нагрузки в периоды работы; с 03.09.2012 по 26.08.2013 – подлежит включению в педагогический стаж, т.к. указанная должность предусмотрена Постановлением КМУ от 04.11.1993 № 909; курсы повышения квалификации с 21.03.2005 по 16.04.2005, с 25.09.2017 по 26.09.2017, с 25.02.2020 по 27.02.2020 подлежат включению в специальный стаж на основании ст. 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», т.к. в стаж работы зачитываются – обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в училищах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, на основании п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Просит: признать незаконным и отменить решение № 3 от 20.01.2021 «Об отказе в назначении пенсии»; включить в педагогический стаж периоды работы: с 15.09.1997 по 31.08.1998 работа в качестве логопеда Евпаторийского управления образования; с 01.11.1999 по 31.08.2000 работа в должности учителя Черноморской республиканской специальной общеобразовательной школы-интернат для умственно отсталых детей; с 21.09.2004 по 31.01.2005 работа в качестве учителя-логопеда УВК «Школа-гимназия № 3»; с 03.09.2012 по 26.08.2013 - работа в качестве практического психолога; курсы повышения квалификации с 21.03.2005 по 16.04.2005, с 25.09.2017 по 26.09.2017, с 25.02.2020 по 27.02.2020. Обязать ответчика назначить страховую пенсию с 06.10.2020, т.е. с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще.

В судебное заседание представитель истца – Шмытов А.В. не явился, извещен надлежаще, подал в суд заявление о рассмотрении дела без его участия и участия истца, на исковых требованиях настаивает.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен надлежаще, подал в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, письменные возражения; по запросу суда предоставил сведения в отношении Соловьевой Л.В..

Суд считает возможным рассматривать дело без сторон.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требования иска основаны на Законе и подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Россия социальное государство, которое предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты, закреплен принцип всеобщности пенсионного обеспечения.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей.

Поскольку пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильность их правового положения, сохранение за ними признанных государством в установленной законом процедуре пенсионных прав должны гарантироваться на законодательном уровне в рамках реализации предписаний Конституции Российской Федерации о целях политики российского государства, направленной, в том числе на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, заботу о социальной защищенности своих граждан (статья 7), охрану достоинства личности (статья 21, часть 1).

В соответствии с положениями ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Как разъяснено в п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Порядок подтверждения страхового стажа утвержден Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установлениями трудовых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (далее – Правила № 1015).

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992, для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Республика Украина является страной - участником Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР».

Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Согласно п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (в ред. от 10.10.2019, действовавшей на день подачи истцом заявления – 06.10.2020) «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Судом установлено, что 06.10.2020 Соловьева Л.В. обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013; в распоряжение УПФ РФ были предоставлены необходимые документы, в том числе паспорт гражданина РФ; справка работодателя о периодах работы № 01-21/64 от 16.09.2020, выдан - ДОЦ Черноморье; справка работодателя о периодах работы; справка работодателя о периодах работы № 1811/01-4 от 29.09.2020, выдан -Новосельская с/ш; иной документ; справка о реорганизации предприятия (учреждения) № 18-01-25 от 30.09.2020, выдан – отдел образования; справка о реорганизации предприятия (учреждения) № 01-21/63 от 16.09.2020, выдан – ДОЦ Черноморье; свидетельство о рождении 1-АП №181787 от 11.11.2010 свидетельство о браке 1-АП № 068031 от 08.08.2008; свидетельство о браке 1-АП №299799 от 09.01.1999; свидетельство о расторжении брака 1-АП № 218123 от 20.01.2004; трудовая книжка образца 1974 и позднее БТ-11 № 1918561 от 15.06.1989; трудовая книжка образца 1974 и позднее ТК-IV № 6579739 от 31.03.2014 (л.д.45-48).

Судом установлено, что 20.01.2021 Решением ГУ-УПФ РФ в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) № 3 Соловьевой Л.В., в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 частью 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано в назначении досрочной пенсии. Необходимо 25 лет педагогического стажа работы в учреждениях для детей, в должностях поименованных в Списках, подлежит зачету в педагогический стаж заявительницы – 22 года 4 месяца 29 дней (л.д. 8-12).

Согласно мотивировочной части вышеуказанного решения не подлежат зачету в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, в которых отсутствуют занятия педагогической деятельности, следующие периоды: с 12.05.1994 по 31.05.1995 - отпуск по уходу за ребенком (в ведомости по заработной плате январь-май начислена зарплата, май-11 дней 1994 г. далее пособие по уходу за ребенком; с 10.10.1995 по 12.10.1995 - отпуск без сохранения заработной платы; с 19.02.1997 по 20.02.1997 - отпуск без сохранения заработной платы; с 15.09.1997 по 31.08.1998 - работа в качестве логопеда Евпаторийского управления образования, «Списком должностей и учреждений, работа в которых зачисляется в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», в соответствии с постановлением СМ СССР от 06.09.1991 №463, не предусмотрены наименования учреждения «Управления образования»; с 01.11.1999 по 31.08.2000 - отсутствует полная педнагрузка в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067, (педнагрузка учитель ОЖЗД-1 час, воспитатель-14,5 часа); с 26.02.2000 по 26.02.2000 - отпуск без содержания заработной платы; с 22.12.2000 по 22.12.2000 - отпуск без содержания заработной платы; с 14.02.2001 по 14.02.2001 - отпуск без содержания заработной платы; с 06.03.2001 по 06.03.2001 - отпуск без содержания заработной платы; с 10.03.2001 по 10.03.2001 - отпуск без содержания заработной платы; с 09.04.2001 по 09.04.2001 - отпуск без содержания заработной платы; с 04.05.2001 по 04.05.2001 - отпуск без содержания заработной платы; с 28.05.2001 по 29.05.2001 - отпуск без содержания заработной платы; с 16.08.2004 по 23.08.2004 —дополнительный отпуск по колдоговору; с 21.09.2004 по 31.01.2005- работа в качестве учителя — логопеда лагпункта № 3 при УВК «Школа-гимназия» № 3 отдела образования Черноморской райгосадминистрации. «Списком должностей и учреждений, работа в которых зачисляется в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждений для детей», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 не предусмотрены наименования учреждения «логопедический пункт отдела образования»; с 21.03.2005 по 16.04.2005 - курсы повышения квалификации; с 21.11.2006 по 21.11.2006 - участие в работе семинара; с 30.10.2007 по 30.10.2007 - отпуск без сохранения заработной платы; с 23.05.2008 по 24.05.2008 - командировка; с 23.06.2008 по 26.06.2008 - дополнительный отпуск; с 23.08.2008 по 25.08.2008 - дополнительный отпуск; с 29.10.2008 по 20.10.2008 - командировка; с 01.04.2010 по 02.04.2010 - отпуск без сохранения заработной платы; с 06.04.2010 по 09.04.2010 - отпуск без сохранения заработной платы; с 13.03.2013 по 13.03.2013 - отпуск без сохранения заработной платы; с 04.06.2013 по 04.06.2013 - отпуск без сохранения заработной платы; с 29.04.2013 по 29.04.2009 - отпуск без сохранения заработной платы; с 03.09.2012 по 26.08.2013 - работа в качестве практического психолога, должность практического психолога в общеобразовательной школе не предусмотрена Списком должностей учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного постановления Правительства от 29.10.2002 № 781; с 27.08.2013 по 11.01.2015 - работа в качестве заместителя директора по воспитательной работе школы на 0,5 ставки, пунктом 86 «Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии лицам осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения для детей» утвержденного постановления Правительства от 29.10.2002 № 781, заместителя директора, непосредственно связанного с образовательным (воспитательным) процессом, не зависимо от времени когда проходила работа, так же ведение преподавательской работы, исчисляется при работе на полную ставку; с 09.02.2015 по 20.02.2015 - дополнительный отпуск студенту заочнику ГБОУ ДПО РК КРИПО; с 06.04.2015 по 17.04.2015 - дополнительный отпуск студенту заочнику ГБОУ ДПО РККРИПО; с 18.03.2015 по 18.03.2015 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 12.04.2015 по 12.04.20015 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 31.05.2015 по 31.05.2015 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 17.07.2015 по 17.07.2015 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 24.09.2015 по 24.09.2015- дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 05.02.2016 по 05.02.2016 - отпуск без сохранения заработной платы; с 18.05.2016 по 18.05.2016- отпуск без сохранения заработной платы; с 24.10.2016 по 28.10.2016 - отпуск без сохранения заработной платы; с 31.10.2016 по 03.11.2016 - отпуск без сохранения заработной платы; с 18.03.2016 по 18.03.2016 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 20.06.2016 по 20.06.2016 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 05.07.2016 по 05.07.2016 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 12.09.2016 по 12.09.2016 - дополнительные праздничные дни, установленные по закону Республике Крым; с 16.02.2017 по 16.02.2017 - отпуск без сохранения заработной платы; с 30.05.2017 по 30.05.2017 - командировка; с 01.06.2017 по 01.06.2017 - командировка; с 06.06.2017 по 06.06.2017 - командировка; с 08.06.2017 по 08.06.2017- командировка; с 25.09.2017 по 26.09.2017 - повышение квалификации; с 27.09.2017 по 27.09.2017 - отпуск без сохранения заработной платы; с 18.03.2017 по 18.03.2017 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 16.04.2017 по 16.04.2017 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 03.06.2017 по 03.06.2017 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 24.06.2017 по 24.06.2017 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 01.09.2017 по 01.09.2017- дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 18.03.2018 по 18.03.2018 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 09.04.2018 по 09.04.2018 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 28.05.2018 по 28.05.2018 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 15.06.2018 по 15.06.2018 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 21.08.2018 по 21.08.2018 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 07.11.2019 по 07.11.2019 - отпуск без сохранения заработной платы; с 18.03.2019 по 18.03.2019 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 29.04.2019 по 29.04.2019 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 04.06.2019 по 04.06.2019 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 17.06.2019 по 17.06.2019 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 12.08.2019 по 12.08.2019 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 27.09.2019 по 27.09.2019 - отпуск без сохранения заработной платы; с 25.02.2020 по 27.02.2020 - курсы повышения квалификации; с 18.03.2020 по 18.03.2020 - дополнительные праздничные дни, установленные по закону Республике Крым; с 20.04.2020 по 20.04.2020 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 25.05.2020 по 25.05.2020 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 08.06.2020 по 08.06.2020 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым; с 31.07.2020 по 31.07.2020 - дополнительные праздничные дни установленные по закону Республике Крым.

Соловьева Л.В. не согласился с принятым решением - отказом в назначении досрочной пенсии по старости, обратилась в суд.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, положения ст.ст.6,15,17,18,19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии с Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.

Как следует из п.п.1,2 ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города сального значения Севастополя», с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства _осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по декабрь 2015 года включительно.

Согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

Как предусмотрено п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об особенностях правового регулирования в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 05 мая 2014 года № 84-ФЗ - лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.

В соответствии с пп.5 п.5 ст.47 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют, в частности, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, законодатель не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.

Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

Принимая во внимание то, что предметом иска является, в частности, включение в специальный трудовой стаж периодов работы до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.

Вместе с тем, подлежат применению правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и назначение истцу пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.

Согласно пп. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том, числе, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 за 2017 год (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.02.2017) разъяснено, что согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ч.2 ст.30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч.ч.3,4 ст.30 ФЗ № 400-Ф3 периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с пп. «м» п.1 Постановления Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Согласно п. 3 Списка, утвержденного Постановлением № 665 от 16.07.2014, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, - работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 засчитывается в стаж работы при наличии следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Согласно п.13 вышеуказанных Правил в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы), колледж.

В соответствии со ст.52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 № 1788-ХП право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования согласно п. «е» ст. 55.

В силу п. «е» ст.55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, сохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.

Как установлено Примечанием 2 к Перечню заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной зашиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года № 909, право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (учителя, логопеды, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работы по производственному обучению, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью, социальные педагоги (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми), практические психологи, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы.

Работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций.

В вышеуказанном Перечне, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 1993 года № 909, право педагогических работников на пенсию по выслуге лет не связано с обязательным выполнением педагогическим работником нормы педагогической нагрузки в периоды работы.

С учетом положений п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, предусматривающего, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени, а с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения нормы рабочего времени; Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР 1959 года № 1397, а также законодательства Украины, не предусматривающего для учителей назначение пенсии по выслуге лет при обязательном выполнении нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - суд первой инстанции правильно исходил из доказанности иска в части включения в специальный стаж периодов работы истицы пионервожатой, учителем, в том числе по совместительству.

Согласно Перечню заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа в которых дает право на выслугу лет, утвержденному постановлением КМУ от 04 ноября 1993 года № 909 занятие должности «учитель» не ставится в зависимость от того, осуществляется ли оно как основное место работы или работа по совместительству.

Положениями ст. 66 ТК РФ предусмотрено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку, в частности, вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.

Согласно п.11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 01.01.2015 в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11,07.2002 (далее - Правила № 516 от 11.07.2002), в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, не включаются периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, отпусках по уходу за ребенком, в ученических отпусках, на курсах повышения квалификации с отрывом от работы без сохранения заработной платы и рабочего места, а также иные периоды, не подлежащие включению в специальный трудовой стаж (региональные дополнительные нерабочие праздничные дни, нахождение на сборах, соревнованиях, в командировках; прогулы; участие в выборных компаниях; выполнение государственных обязанностей в качестве народных заседателей; дни отдыха, предоставляемые донорам непосредственно после каждого дня сдачи крови и ее компонентов для переливания; дополнительные дни одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 8-ми летнего возраста и иные периоды).

Основным документом, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, является трудовая книжка.

Как следует из материалов дела, согласно записям в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ БТ-11 , выданной Черноморской вспомогательной школой интернат отдела образования, Соловьева Л.В. работала: с 15.09.1997 по 31.08.1998 - в качестве логопеда управления образования (запись 7,8); с 06.09.1999 по 01.09.2001 - в Черноморской Республиканской общеобразовательной специальной школе – интернате для умственно отсталых детей, воспитателем, с 01.09.2000 – учителем; с 01.02.2005 по 31.08.2010 –в Новосельской средней общеобразовательной школе; с 03.09.2012 по 26.08.2013 - в Новосельской общеобразовательной школе практическим психологом; с 27.08.2013 назначена на должность заместителя директора по воспитательной работе на 0,5 штатной единицы, 12.01.2015 переведена учителем.

Как следует из материалов дела, согласно записям в трудовая книжка от ДД.ММ.ГГГГ ТК-IV , выданной МБОУ «Новосельская средняя школа», Соловьева Л.В. работала: 12.01.2015 освобождена от занимаемой должности заместителем директора Новосельской общеобразовательной школы, переведена учителем; 05.04.2019 установлена высшая квалификационная категория сроком на пять лет.

Работа истца в вышеуказанные периоды не оспаривается ответчиком и подтверждена соответствующими документами.

Однако, работа истца: с 15.09.1997 по 31.08.1998 в качестве логопеда Евпаторийского управления образования «Списком должностей и учреждений, работа в которых зачисляется в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», в соответствии с постановлением СМ СССР от 06.09.1991 № 463, не предусмотрено такое наименование учреждения как - «Управления образования»; с 01.11.1999 по 31.08.2000 - отсутствует полная педнагрузка в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067, (педнагрузка учитель ОЖЗД-1 час, воспитатель-14,5 часа); с 03.09.2012 по 26.08.2013 - работа в качестве практического психолога, должность практического психолога в общеобразовательной школе не предусмотрена Списком должностей учреждений, в связи с чем, данные периоды не включены истцу в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.

Материалами дела подтверждается выполнение Соловьевой Л.В. в вышеуказанные спорные периоды работы педагогической деятельности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем, спорные периоды подлежат включению в стаж за исключением периодов нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы, а именно: 26.02.2000, 13.03.2013, 29.04.2013, 04.06.2013.

Периоды с 21.03.2005 по 16.04.2005, с 25.09.2017 по 26.09.2017, с 25.02.2020 по 27.02.2020 - курсы повышения квалификации, также не включены в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.

Судом установлено, что истца в отдельные спорные периоды находилась на курсах повышения квалификации, на съездах, семинарах при выполнении работы, связанной с осуществлением педагогической деятельности; в данные периоды истице начислялась заработная плата, за ней сохранялось место работы, производились страховые отчисления в Пенсионный фонд. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Согласно ст.ст.166,167 ТК РФ служебная командировка определяется как поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Как предусмотрено ст.187 ТК РФ, в случае направления работодателем сотрудника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии с пп.7,8 п.1 ст.48, ст.49 Федерального закона от 19.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанностью педагогического работника является повышение профессионального уровня, а также прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

Соответственно, период обучения на курсах повышения квалификации и нахождение в командировке является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в ПФР.

Как предусмотрено ст.122 КЗоТ Украины, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Согласно ст. 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 № 1788-ХП обучение на курсах повышения квалификации и переквалификации засчитывается в стаж работы, который дает право на пенсию за выслугу лет.

Разрешая вопрос о включении в специальный стаж истицы периодов учебных отпусков, командировок, участия в семинарах и конференциях, суд исходит из представленных истцом документальных данных, в том числе приказов, удостоверений и свидетельств, достоверность которых сомнения не вызывает, а также особенностей нормативного регулирования спорных правоотношений в спорные периоды.

С учетом изложенного, суд полагает возможным включить в стаж вышеуказанные периоды, в которые истец находилась на курсах повышения квалификации.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Общая продолжительность стажа педагогической деятельности истца, с учетом периодов, зачтенных ответчиком и судом, составляет более 25 лет и является достаточной для назначения истцу досрочной пенсии на льготных условиях.

Судом установлено, что с 1 октября 2021 года в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении юридического лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Черноморском районе по Республики Крым (межрайонное) внесена запись о прекращении юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (ст. 58 ГК РФ).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение № 3 от 20 января 2021 года ответчиком вынесено незаконно, так как ответчиком не включены в педагогический стаж спорные периоды, в связи с чем, подлежит отмене.

Как предусмотрено п.4.1, ч.2 ст.22 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Согласно ч.1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пп.19 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

На основании Федерального Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», который внес изменения в Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» согласно приложения № 7 лицам, у которых наступает право на назначение страховой пенсии, продлевается срок назначения страховой пенсии по старости на 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию.

Суд принимает во внимание примечание, указанное в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 400 ФЗ «О страховых пенсиях», письменные пояснения ответчика, согласно которым, лицам, указанным в п. 19 - 21, которые приобретут соответствующий стаж с 01.01.2019 по 31.12.2020, указанным в п. 21, достигшим в этот период 50 - 55 лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев раньше сроков, предусмотренных приложениями 6 и 7 (ФЗ от 03.10.2018 № 350-ФЗ), то есть через полтора года с момента наступления права на получение страховой пенсии по старости.

С учетом вышеизложенного, страховая пенсия может быть назначена Соловьевой Л.В. только с 18.08.2021.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что с учетом включения в стаж, дающий право на досрочную пенсию по п.п. 19 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, с учетом п. 1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, спорных период (без учета периодов нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы, а именно: 26.02.2000, 13.03.2013, 29.04.2013, 04.06.2013) у Соловьевой Л.В. возникло право на назначение досрочной пенсии по старости с 18.08.2021.

По правилам ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным требованиям, выход суда за пределы исковых требований возможен только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.

В данном случае удовлетворение исковых требований не будет являться фактическим окончанием разрешения спора по существу.

Исходя из установленных обстоятельств, суд считает необходимым частично удовлетворить исковые требования, так как требования истца сводятся к требованию о назначении ему досрочной пенсии с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, а не с момента возникновения у него такого права; включить спорные периоды в педагогический стаж, без учетов периодов нахождения Соловьевой Л.В. в отпуске без сохранения заработной платы, а именно: 26.02.2000, 13.03.2013, 29.04.2013, 04.06.2013; обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости истцу с 18.08.2021, произвести соответствующие начисления, что не является выходом суда за пределы исковых требований истца, а направлено на фактическое и окончательное разрешение спора по существу.

Согласно ст. 98 ГПК РФ суд распределяет судебные расходы. Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем, он не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Суд считает необходимым взыскать с Государственного учреждения – Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в пользу истца понесенные ей судебные расходы, в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197, 264 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление, Соловьевой Людмилы Васильевны к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, о включении в стаж периодов работы, о понуждении назначить страховую пенсию, удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Черноморском районе Республики Крым (межрайонное) № 3 от 20.01.2021 об отказе в назначении пенсии Соловьевой Людмилы Васильевны - незаконным.

Включить Соловьевой Людмиле Васильевне в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, следующие периоды: с 15.09.1997 по 31.08.1998 работа в качестве логопеда Евпаторийского управления образования; с 01.11.1999 по 31.08.2000 работа в должности учителя Черноморской республиканской специальной общеобразовательной школы-интернат для умственно отсталых детей; с 21.09.2004 по 31.01.2005 работа в качестве учителя-логопеда УВК «Школа-гимназия № 3»; с 03.09.2012 по 26.08.2013 - работа в качестве практического психолога, без учетов периодов нахождения Соловьевой Людмилы Васильевны в отпуске без сохранения заработной платы, а именно: 26.02.2000, 13.03.2013, 29.04.2013, 04.06.2013; курсы повышения квалификации с 21.03.2005 по 16.04.2005, с 25.09.2017 по 26.09.2017, с 25.02.2020 по 27.02.2020.

Обязать Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым назначить досрочную страховую пенсию Соловьевой Людмиле Васильевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 18.08.2021.

В остальной части отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации в пользу Соловьевой Людмилы Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, госпошлину размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда, через Черноморский районный суд.

Судья Н.П. Ильичева