ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-616/2023 от 25.09.2023 Брединского районного суда (Челябинская область)

Дело №2-616/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 сентября 2023 года п.Бреды

Брединский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Сысуевой С.В.

При секретаре Бородиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к индивидуальному предпринимателю Вердиеву Эльнуру Огтай оглы о признании действий противоправными, обязании прекращения противоправных действий,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (деле Управление Роспотребнадзора по Челябинской области) обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Вердиеву Эльнуру Огтай оглы (далее ИП Вердиев Э.О.) о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в повторной реализации одного и того же экземпляра товара и реализации товара немаркированного средствами идентификации, что свидетельствует о перемаркировке другого товара повторно одним и тем же средством идентификации в отношении товаров легкой промышленности, прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей в части повторной реализации одного и того же экземпляра товара, реализации товара немаркированного средствами идентификации в отношении товаров легкой промышленности.

В обоснование исковых требований указано, что на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322, в полномочия территориальных органов Роспотребнадзора входит осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Пунктом 10 ст.1 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля», ч.2 ст.57, ст.ст.74, 75 Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия: наблюдения за соблюдением обязательных требований от 09.08.2022 года №13/93, вынесенного заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Челябинской области В.М. Ефремовым, содержащего задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении ИП Вердиева Э.О., в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований установлено, что ИП Вердиева Э.О. зарегистрирован как участник оборота товаров (УОТ) по товарным группам категории – Обувь, Легкая промышленность. Согласно аналитическим данным ГИС МТ из раздела «Повторные продажи» из категории товаров «Обувные товары» за период с 01.01.2022 по 31.07.2022 зафиксированы нарушения по повторным продажам по типу операции «вывод из оборота» товаров с кодами идентификации: 1466 отклонения в отношении категории «Остатки. Обувь. Женская. Ввезен в РФ», 321 отклонение в отношении категории «Остатки. Обувь. Женская. Произведен в РФ», 191 отклонение в отношении категории «Остатки. Обувь. Женская. Ввезен в РФ», 1335 отклонения в отношении категории «Остатки. Обувь.Детская. Ввезен в РФ», 1001 отклонение в отношении категории «Остатки. Обувь. Детская. Произведен в РФ», 985 отклонение в отношении категории «Остатки. Обувь. Унисекс. Произведен в РФ», 400 отклонений в отношении категории «Остатки. Обувь. Унисекс. Ввезен в РФ», 514 отклонений в отношении категории «Остатки. Обувь. Мужская. Ввезен в РФ», 310 отклонение в отношении категории «Остатки. Обувь. Мужская. Произведен в РФ» и др. Во всех случаях потребителям реализована обувная продукция в торговой точке по адресу <адрес> и идентификационными знаками по чеками данный товар введен как остатки, после чего данный товар повторно реализован по адресу <адрес> по иным чекам и тем же средством идентификации. В отношении ИП, объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №13/11-182-1163 от 15.08.2022.

На основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия: наблюдения за соблюдением обязательных требований от 26.01.2023 года №13/20, вынесенного заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Челябинской области В.М. Ефремовым, содержащего задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия было повторно проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении ИП Вердиева Э.О. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований от 26.01.2023года установлено, что ИП Вердиев Э.О. зарегистрирован как участник оборота товаров (УОТ) по товарным группам категории – Легкая промышленность, обувные товары. Согласно аналитическим данным ГИС МТ из раздела «Повторные продажи» из категории товаров «Обувные товары» за период с 01.10.2022 по 31.12.2022 26.01.2023 г. зафиксировано 128 отклонений по повторным продажам. Реализация продукции осуществлялась по адресам ДД.ММ.ГГГГ

Согласно аналитическим данным ГИС МТ из раздела «Повторные продажи» из категории товаров «легкой промышленности» за период с 01.10.2022 по 31.12.2022 26.01.2023 г. зафиксировано 38 отклонений по повторным продажам. Реализация продукции осуществлялась по адресам <адрес>. В отношении ИП, объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №13/11-45-108, 13/11-46-109 от 30.01.2023.

На основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия: наблюдения за соблюдением обязательных требований от 05.06.2023 года №13/168, вынесенного и.о. руководиеля Управления Роспотребнадзора по Челябинской области В.М. Ефремовым, содержащего задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении ИП Вердиева Э.О. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований от 07.06.2023года установлено, что ИП Вердиев Э.О. зарегистрирован как участник оборота товаров (УОТ) по товарным группам категории –Обувь. Согласно аналитическим данным ГИС МТ из раздела «Повторные продажи» из категории товаров «Обувные товары» за период с 01.01.2023 по 31.05.2023 г. зафиксировано 75 нарушений, в том числе 72 повторных продаж обуви у одного продавца на сумму 51100 рублей с интервалом более 30 минут, 3 повторные продажи обуви у разных продавцов на сумму 1500 рублей. По результатам мониторинга безопасности установлено, что ИП осуществляется повторная продажа обуви, промаркированной одними и теми же средствами идентификации. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований от 14.06.2023года установлено, что согласно аналитическим данным ГИС МТ из раздела «Повторные продажи» из категории товаров «предметы одежды, белье» за период с 01.01.2023 по 31.05.2023 г. зафиксировано 143 нарушений повторных продаж одежды у одного продавца на сумму 73980 рублей с интервалом более 30 минут, в том числе 104 повторные продажи белья на сумму 44300 рублей и 39 повторных продаж одежды на сумму 29680 рублей. В отношении ИП, объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №13/11-314-1213 от 13.06.2023г., №13/11-332-1262 от 16.06.2023. После направления предостережений и актов контрольных (надзорных) мероприятий и получения их Вердииев Э.О. продолжает допускать нарушения в системе ГИС МТ.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, на требованиях настаивает.

Ответчик ИП Вердиев Э.О. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом по месту жительства и регистрации, представил заявление в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие сторон.

Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется права и свободы человека и гражданина. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека являются непосредственно действующими.

Это определяет смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается способ восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ст. 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении спора.

Из смысла правовой позиции, изложенной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст.1065ГК РФ, ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322, в полномочия территориальных органов Роспотребнадзора входит осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Пунктом 8.19 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Челябинской области предусмотрено, что в полномочия Управления входит предъявление исков в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Судом установлено, что в соответствии с п. 10 ст. 1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля», ч.2 ст.57, ст.ст. 74, 75 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-Ф3 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на основании задания на проведение контрольного (надзорного мероприятия без взаимодействия: наблюдения за соблюдением обязательных требований» от 09.08.2022 г. N 13/93, вынесенного заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Челябинской области В.М. Ефремова, содержащего задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении ИП Вердиева Э.О..

В Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ) индивидуальный предприниматель Вердиев Эльнур Огтай Оглы зарегистрирован как участник оборота товаров (УОТ) по следующим товарным группам: Обувь, Легкая промышленность. Дата регистрации в ГИС МТ 03.02.2020 г.

В силу ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» установлена обязанность маркировки товаров средствами идентификации.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515, достижение целей создания информационной системы мониторинга, указанных в части 1 статьи 20.1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", обеспечивается посредством следующей функции информационной системы мониторинга – обеспечения идентификации каждой единицы товара, подлежащего маркировке средствами идентификации, путем присвоения товарам кодов маркировки.

Порядок маркировки обувной продукции установлен Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 июля 2019г. № 860.

В силу пп. Д п.1, п. 3 постановления Правительства РФ от 5 июля 2019г. № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров” участники оборота обувных товаров в соответствии с утвержденными настоящим постановлением Правилами с 1 июля 2020 г. вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке обувных товаров, а также о вводе обувных товаров в оборот, их обороте и выводе из оборота в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

Средство идентификации обувных товаров наносится в виде двумерного штрихового кода в формате DataMatrix. (двухмерная матричная символика, состоящая из квадратных модулей) на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарные ярлыки обувных товаров (п.п. 37, 38, Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 июля 2019г. № 860).

На основании пункта 43 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации Информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров.

В соответствии с пунктом 83 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации перемаркировка товара средством идентификации, не допускается, за исключением предусмотренных правилами случаев (утрата, повреждение и др.), также, как и повторная продажа.

Согласно пункту 75 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации участник оборота обувных товаров, осуществляющий оптовую и розничную продажу обувных товаров, сканирует и распознает техническими средствами, связанными с установленной у него и зарегистрированной контрольно-кассовой техникой, средство идентификации обувных товаров.

В силу изложенного ГИС МТ средство маркировки формируется один раз и наносится на каждый конкретный товар, в систему вносятся сведения о движении товара от его производства либо ввоза на территорию РФ до розничной продажи. Перемаркировка товара средством идентификации, не допускается, за исключением предусмотренных правилами случаев (утрата, повреждение и др.), также как и повторная продажа.

В соответствии с п. 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515 товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.

Согласно Акта 13/92 контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия: наблюдения за соблюдением обязательных требований от 11.08.2022 года, в ходе наблюдения выявлены признаки нарушений обязательных требований, установленных пунктом 43 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 июля 2019г. № 860. Повторное нанесение кода идентификации на товары не свидетельствует об исполнении обязанности по надлежащей маркировке товаров средствами идентификации и влечет нарушение прав потребителей на своевременное получение достоверной информации о товаре, установленное пунктом 1 статьи 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», а именно за период с 01.01.2022 г. по 31.07.2022 г. зафиксированы нарушения по повторным продажам товаров с выводом из оборота с кодами идентификации: 1466 отклонения в отношении категории «Остатки. Обувь. Женская. Ввезен в РФ», 321 отклонение в отношении категории «Остатки. Обувь. Женская. Произведен в РФ», 191 отклонение в отношении категории «Остатки. Обувь. Женская. Ввезен в РФ», 1335 отклонения в отношении категории «Остатки. Обувь.Детская. Ввезен в РФ», 1001 отклонение в отношении категории «Остатки. Обувь. Детская. Произведен в РФ», 985 отклонение в отношении категории «Остатки. Обувь. Унисекс. Произведен в РФ», 400 отклонений в отношении категории «Остатки. Обувь. Унисекс. Ввезен в РФ», 514 отклонений в отношении категории «Остатки. Обувь. Мужская. Ввезен в РФ», 310 отклонение в отношении категории «Остатки. Обувь. Мужская. Произведен в РФ» и др. Во всех случаях потребителям реализована обувная продукция в торговой точке по адресу <адрес> и идентификационными знаками по чеками данный товар введен как остатки, после чего данный товар повторно реализован по адресу <адрес> по иным чекам и тем же средством идентификации.

По результатам проведенных контрольных надзорных мероприятий в адрес ИП Вердиева Э.О. было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (N°13/11-182-1163 от 15.08.2022 г.). ИП Вердиевым Э.О. 30.09.2022 года представлено в Управление Роспотребнадзора Челябинской области уведомление об исполнении предостережения и недопустимости нарушения обязательных требований.

На основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия: наблюдения за соблюдением обязательных требований» от 26.01.2023 г. №13/20, вынесенного заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Челябинской области В.М. Ефремовым, содержащего задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия было повторно наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении индивидуального предпринимателя Вердиева Э.О.

В соответствии с п. 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515 товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.

Согласно пункту 75 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации участник оборота обувных товаров, осуществляющий оптовую и розничную продажу обувных товаров, сканирует и распознает техническими средствами, связанными с установленной у него и зарегистрированной контрольно-кассовой техникой, средство идентификации обувных товаров.

Согласно п. 43 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, Информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации обувных товаров.

В соответствии с п. 83 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, перемаркировка товара средством идентификации, не допускается, за исключением предусмотренных правилами случаев (утрата, повреждение и др.).

Формальное нанесение кода идентификации на товары, а также его повторное использование не свидетельствует об исполнении обязанности по маркировке товаров средствами идентификации и влечет нарушение прав потребителей на своевременное получение достоверной информации о товаре, установленное пунктом 1 статьи 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».

В силу изложенного ГИС МТ средство маркировки формируется один раз и наносится на каждый конкретный товар, в систему вносятся сведения о движении товара от его производства либо ввоза на территорию РФ до розничной продажи. Перемаркировка товара средством идентификации, не допускается, за исключением предусмотренных правилами случаев (утрата, повреждение и др.), также как и повторная продажа.

На основании пункта 22 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации ответственность за полноту, достоверность и своевременность направляемых в информационную систему мониторинга сведений несут участники оборота товаров, представляющие информацию.

Согласно Акта 13/22 контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия: наблюдения за соблюдением обязательных требований от 26.01.2023 года, в ходе наблюдения выявлены признаки нарушений, обязательных требований установленных пп. Д п.2, п. 3 постановления Правительства РФ от 5 июля 2019г. № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров”, п. 1 статьи 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», а именно за период с 01.10.2022 по 31.12.2022 г.. зафиксировано 128 отклонений по повторным продажам, такие как: - отклонение AA76B92A-2F91-5352-8F77-5AC2BE890882 18.12.2022, 09:46: повторная продажа 18.12.2022, 14:12 товара на сумму 950,00 рублей (чек на реализацию 18849960440503074070482) 02900001857468 Остатки. Обувь. Детская. Ввезен в РФ - Термоботинки Д Колобок 9 с КИ 010290000185746821jq*qqhvFJAzYQ. При этом согласно разделу «события» по КИ 010290000185746821jq*qqhvFJAzYQ, данный код был ранее выведен из оборота 20.01.2021 года (чек на реализацию 521899289440300641364) при продаже товара Термоботинки Д Колобок 9 на сумму 950,00 рублей, а также 11.09.2020 года при продаже товара Кроссовки М+Д 650 Колобок на сумму 650,00 рублей (чек на реализацию 336859289440300641364); отклонение 2B5ECEEF-3998-51AD-B32B-FB3516FF1C9B 14.12.2022, 12:07: повторная продажа товара 02900001857468 «Остатки. Обувь. Детская. Ввезен в РФ - Кроссовки УТОР 850 на сумму 850,00 рублей (чек на реализацию 27039960440503074192482) с КИ 010290000185746821U5tg/OAo)t.8s. При этом согласно разделу «события» по КИ 010290000185746821U5tg/OAo)t.8s, данный код был ранее выведен из оборота 28.01.2021 путем розничной реализации товара Кроссовки М+Д 600 Колобок на сумму 600,00 рублей (чек на реализацию 529219289440300641364), 05.06.2021 08:40 при продаже товара Сандали М+Д Колобок на сумму 650,00 рублей (чек на реализацию 24099960440300534331), 08.07.2022 путем продажи товара Кроссовки 400 на сумму 400,00 рублей (чек на реализацию 4037599604403005343312). Следует отметить, что товар с использованным вышеуказанными КИ был возвращён в оборот 14.12.2022 года, что подтверждается чеком возврата 27089960440503074192482. Реализация продукции осуществлялась по адресам <адрес>

На основании п. 35 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019г. № 1956 информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров за исключением предусмотренных правилами случаев (утрата, повреждение и др.).

Согласно п. 70 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации участник оборота товаров, осуществляющий оптовую и розничную продажу товаров, сканирует и распознает средство идентификации техническими средствами, связанными с установленной у него и зарегистрированной контрольно-кассовой техникой.

Согласно пункту 81 Правил маркировки товаров легкой промышленности, средствами идентификации, перемаркировка товара средством идентификации, не допускается, за исключением предусмотренных правилами случаев (утрата, повреждение и др.).

В силу изложенного ГИС МТ средство маркировки формируется один раз и наносится на каждый конкретный товар, в систему вносятся сведения о движении товара от его производства либо ввоза на территорию РФ до розничной продажи. Перемаркировка товара средством идентификации, не допускается, за исключением предусмотренных правилами случаев (утрата, повреждение и др.), также как и повторная продажа.

В соответствии с п. 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515 товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.

Формальное нанесение кода идентификации на товары, а также его повторное использование не свидетельствует об исполнении обязанности по маркировке товаров средствами идентификации и влечет нарушение прав потребителей на своевременное получение достоверной информации о товаре, установленное пунктом 1 статьи 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».

На основании п. 15 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, ответственность за полноту, достоверность и своевременность направляемых в информационную систему мониторинга.

Согласно Акта 13/21 контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия: наблюдения за соблюдением обязательных требований от 26.01.2023 года, в ходе наблюдения выявлены признаки нарушений, обязательных требований установленных пп. Д п.2, п. 3 постановления Правительства РФ от 31.12.2019г. № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности», п. 35 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019г. № 1956 ”, а именно за период с 01.10.2022 по 31.12.2022 г. 26.01.2023. зафиксировано 38 отклонений по повторным продажам, такие как:- отклонение 9A60ED07-1F91-5A4B-BC7E-3F49394450E1 30.12.2022, 08:53: повторная продажа 30.12.2022, 13:30 товара на сумму 1 400,00 рублей (чек на реализацию 29019960440503074192482) 02900021948092 Одежда. Без товарного знака. Женская. Ввезен в РФ - Блузка Женская с КИ 010290002194809221lkP7<D46u)CrW. При этом согласно разделу «события» вышеуказанный код был ранее использован 21.03.2021 при розничной продаже товара Кофта жен 700 на сумму 700,00 рублей (чек на реализацию 573629289440300641364, а также зафиксировано отклонением 6C6A1CF4-2257-5950-8B69-E95160EDF076 от 30.12.2022, 08:53); - отклонение 2FD7F39A-572A-52EE-862B-7845A7E5772F 29.12.2022, 10:54: повторная продажа 29.12.2022, 15:25 товара на сумму 1 300,00 рублей 02900021948092 Одежда. Без товарного знака. Женская. Ввезен в РФ - Блузка Женская с КИ 010290002194809221AjkRKMYjNeLfs (чек на реализацию 28859960440503074192482). При этом данный вышеуказанный код был ранее использован при продаже товара 07.03.2021 года 02900021948092 Одежда. Без товарного знака. Женская. Ввезен в РФ - Кофта жен 450 на сумму 450,00 рублей (чек на реализацию 565179289440300641364, а также зафиксировано отклонением FED532AE-5C2F-5418-88DD-A9CD21C8A2BD). Реализация продукции осуществлялась по адресам <адрес>.

По результатам проведенных контрольных надзорных мероприятий в адрес ИП Вердиева Э.О. были направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (N°13/11-45-108, №13/11-46-109 от 30.01.2023 г.). ИП Вердиевым Э.О. 27.02.2023 года представлено в Управление Роспотребнадзора Челябинской области уведомление об исполнении предостережения и недопустимости нарушения обязательных требований.

На основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия: наблюдения за соблюдением обязательных требований» от 05.06.2023 г. №13/168, вынесенного И.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по Челябинской области В.М. Ефремовым, содержащего задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении индивидуального предпринимателя Вердиева Э.О.

Обязанность маркировки товаров средствами идентификации установлена статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».

Порядок маркировки обувной продукции установлен Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 июля 2019г. № 860.

В силу пп. д) п.2, п. 3 постановления Правительства РФ от 5 июля 2019г. № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров” участники оборота обувных товаров в соответствии с утвержденными настоящим постановлением Правилами с 1 июля 2020 г. вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке обувных товаров, а также о вводе обувных товаров в оборот, их обороте и выводе из оборота в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

Средство идентификации обувных товаров наносится в виде двумерного штрихового кода в формате DataMatrix. (двухмерная матричная символика, состоящая из квадратных модулей) на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарные ярлыки обувных товаров (п.п. 37, 38, Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 июля 2019г. № 860).

На основании пункта 43 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации Информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке товаров.

В соответствии с пунктом 83 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации перемаркировка товара средством идентификации, не допускается, за исключением предусмотренных правилами случаев (утрата, повреждение и др.).

Согласно пункту 75 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации участник оборота обувных товаров, осуществляющий оптовую и розничную продажу обувных товаров, сканирует и распознает техническими средствами, связанными с установленной у него и зарегистрированной контрольно-кассовой техникой, средство идентификации обувных товаров.

В силу изложенного ГИС МТ средство маркировки формируется один раз и наносится на каждый конкретный товар, в систему вносятся сведения о движении товара от его производства либо ввоза на территорию РФ до розничной продажи. Перемаркировка товара средством идентификации, не допускается, за исключением предусмотренных правилами случаев (утрата, повреждение и др.), также как и повторная продажа.

В соответствии с п. 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515 товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.

Согласно Акта 13/179 контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия: наблюдения за соблюдением обязательных требований от 07.06.2023 года, в ходе наблюдения выявлены признаки нарушений обязательных требований пп. Д п.2, п. 3 постановления Правительства РФ от 5 июля 2019г. № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров”, п. 1 статьи 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», п. 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515, а именно за период с 01.01.2023 г. по 31.05.2023 г. из раздела «Повторные продажи» из категории товаров «Обувные товары» зафиксировано всего 75 нарушений, в том числе 72 повторных продаж обуви у одного продавца на сумму 51100 руб. с интервалом более 30 мин.; 3 повторные продажи обуви у разных продавцов на сумму 1500 руб.. Такие как, ИП Вердиев Э.О. 24 июня 2020 г. эмитировал и 19 августа 2020 г. ввел в оборот обувь женскую со способом ввода товара в оборот Остатки. Обувь Женская. Ввезен в РФ и промаркировал идентификационным знаком 010290000185748221ih/7IcVDq=IRl. 24.07.2021 Сандалии Женские QUEEN по цене 450 руб. с данным идентификационным знаком выведены ИП из оборота по чеку на реализацию № 75509960440300534250, адрес расчета <адрес>. После чего 14 июля 2022 года с вышеуказанным идентификационным знаком 010290000185748221ih/7IcVDq=IRl ИП повторно выведены из оборота Шлепки женские BALD EAGLE V-15 по цене 100 руб. по чеку на реализацию № 3874899604403005342502, адрес расчета 457310<адрес>. Также с вышеуказанным идентификационным знаком 010290000185748221ih/7IcVDq=IRl 28 мая 2023 г. выведены из оборота Сандалии женские Mefice по цене 500 руб. по чеку на реализацию 33199960440503074070482, адрес расчета <адрес>. Дата регистрации отклонения 28 мая 2023 г. с результатом проверки – повторные продажи у одного продавца более или равно 30 минут, что свидетельствует о перемаркировке товара повторно одним и тем же средством идентификации. Аналогично, ИП Вердиев Э.О. 24 июня 2020 г. эмитировал и 21 августа 2020 г. ввел в оборот обувь мужскую со способом ввода товара в оборот Остатки. Обувь мужская. Ввезен в РФ и промаркировал идентификационным знаком 010290000185751221&"(ozeY%UGn5h. 23 октября 2020 г. Ботинки мужские Kunchi по цене 1100 руб. с данным идентификационным знаком выведены ИП из оборота по чеку на реализацию № 400849289440300641364, адрес расчета <адрес>. После чего 30 мая 2023 года с вышеуказанным идентификационным знаком 010290000185751221&"(ozeY%UGn5h ИП повторно выведены из оборота Кроссовки Мужские VILIN по цене 850 руб. по чеку на реализацию № 52849960440503074192482, адрес расчета <адрес>. Дата регистрации отклонения 30 мая 2023 г. с результатом проверки – повторные продажи у одного продавца более или равно 30 минут, что также свидетельствует о перемаркировке товара повторно одним и тем же средством идентификации.

По результатам проведенных контрольных надзорных мероприятий в адрес ИП Вердиева Э.О. было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (N°13/11-314-1213 от 13.06.2023 г.). Информации об исполнении предостережения, либо возражения от ИП не предоставлены.

Согласно Акта 13/186 контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия: наблюдения за соблюдением обязательных требований от 14.06.2023 года, в ходе наблюдения выявлены признаки нарушений обязательных требований пп. Д п.2, п. 3 постановления Правительства РФ от 31.12.2019г. № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности», п. 35 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019г. № 1956 ”, п. 1 статьи 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», а именно с 01.01.2023 г. по 31.05.2023 г. зафиксировано всего 143 нарушения повторных продаж одежды, белья у одного продавца на сумму 73980 руб. с интервалом более 30 мин., в том числе 104 повторные продажи белья на сумму 44300 руб. и 39 повторных продаж одежды на сумму 29680 руб. Такие как, ИП Вердиев Э.О. 30 декабря 2020 г. ввел в оборот белье со способом ввода товара в оборот Остатки. Белье и промаркировал идентификационным знаком 010290002194592321cmInasihsxb*J. 12.02.2021 г. белье постельное (наволочка) по цене 50 руб. с данным идентификационным знаком выведена ИП из оборота по чеку на реализацию № 540409289440300641364, адрес расчета <адрес> После чего 26.05.2023 года с вышеуказанным идентификационным знаком 010290002194592321cmInasihsxb*J ИП повторно выведено из оборота полотенце по цене 400 руб. по чеку на реализацию № 51949960440503074192482, адрес расчета <адрес>. Дата регистрации отклонения 26 мая 2023 г. с результатом проверки – повторные продажи у одного продавца более 30 минут, что свидетельствует о перемаркировке товара повторно одним и тем же средством идентификации. Аналогично, ИП Вердиев Э.О. 30 декабря 2020 г. ввел в оборот одежду женскую со способом ввода товара в оборот Остатки. Одежда. Без товарного знака. Женская. Ввезен в РФ и промаркировал идентификационным знаком 010290002194809221eVpGhP%bIfpsY. 19 сентября 2021 г. кофта женская по цене 900 руб. с данным идентификационным знаком выведена ИП из оборота по чеку на реализацию № 170769960440300534331, адрес расчета <адрес>. После чего 16 мая 2023 года с вышеуказанным идентификационным знаком 010290002194809221eVpGhP%bIfpsY ИП повторно выведена из оборота блузка женская по цене 1400 руб. по чеку на реализацию № 49759960440503074192482, адрес расчета <адрес>.Дата регистрации отклонения 16 мая 2023 г. с результатом проверки – повторные продажи у одного продавца более 30 минут, что также свидетельствует о перемаркировке товара повторно одним и тем же средством идентификации.

По результатам проведенных контрольных надзорных мероприятий в адрес ИП Вердиева Э.О. было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (N°13/11-332-1262 от 16.06.2023 г.). Информации об исполнении предостережения, либо возражения от ИП не предоставлены.

Тем самым, установлено и подтверждено контрольным (надзорным) мероприятием Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области, что ИП Вердиев Э.О. допускает множественные нарушения прав потребителей, требований законодательства в установленной сфере. ИП Вердиев Э.О. имел все возможности для соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также, для устранения допущенных нарушений.

Противоправные действия, которые выражаются в невыполнении обязательных требований законодательства ИП Вердиева Э.О., нарушают права неопределенного круга потребителей, то есть такого круга лиц, который невозможно индивидуализировать.

Согласно ст. 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Управления Роспотребнадзора по Челябинской области к ИП Вердиеву Э.О. о признании действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга лиц и прекращение таких действий основаны на законе и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ИП Вердиева Э.О. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Вердиеву Эльнуру Огтай Оглы () о защите прав потребителей, - удовлетворить.

Признать противоправными действий Индивидуального предпринимателя Вердиева Эльнура Огтай Оглы () в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в повторной реализации одного и того же экземпляра товара и реализации товара немаркированного средствами идентификации, что свидетельствует о перемаркировке другого товара повторно одним и тем же средством идентификации в отношении товаров легкой промышленности «Предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное» и обувных товаров.

Обязать Индивидуального предпринимателя Вердиева Эльнура Огтай Оглы () прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в части повторной реализации одного и того же экземпляра товара, реализацию товара немаркированного средствами идентификации в отношении товаров легкой промышленности «Предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное» и обувных товаров.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Вердиева Эльнура Огтай Оглы () в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Брединский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Сысуева С.В.

мотивированное решение

изготовлено 29 сентября 2023года.