Дело № 2-617/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2018 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Куликовой Е.А.
при секретаре Окуневой Л.В.
с участием прокурора Скляр О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Смидович гражданское дело по иску Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
26.11.2018 Биробиджанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» ЕАО об обязании к совершению определенных действий. Требования мотивированы тем, что Биробиджанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Еврейской автономной области. Обследование 05.10.2018 территории п. им. Тельмана по <адрес> показало, что администрацией Приамурского городского поселения требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства не соблюдаются. На земельном участке с кадастровым номером № с координатами участка местности: <адрес>, расположенном по <адрес> п.им. Тельмана Смидовичского района ЕАО размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, строительного мусора, крупногабаритные изделия, утратившие свое потребительское свойство (ванна, мебель), пластиковые пакеты, бутылки и прочее. Свалка не огорожена, не имеет навеса и располагается непосредственно на почве. Функционирование на территории Приамурского городского поселения несанкционированного объекта накопления отходов с нарушением норм и правил действующего законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствует о нарушении федерального законодательства. В данном случае, в результате захламления земельного участка, загрязнения его отходами производства и потребления, произошло ухудшение качества земель. Таким образом, вышеуказанная несанкционированная свалка подлежит ликвидации. Прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО провести мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, строительного мусора, крупногабаритные изделия, утратившие свое потребительское свойство (ванна, мебель), пластиковые пакеты, бутылки и прочее, образованной на земельном участке с кадастровым номером №, с координатами участка местности: широта <адрес>, расположенном по <адрес> п.им. Тельмана Смидовичского района ЕАО, в срок два месяца после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Скляр О.А. требования и доводы искового заявления поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что в исковом заявлении допущена техническая ошибка (опечатка) в написании координат свалки, а именно широты. В связи с чем утонила, что несанкционированная свалка находится на земельном участке с кадастровым номером №, с координатами участка местности: <адрес>. Свалка на сегодняшний день не ликвидирована, что подтверждается актом с фотофиксацией от 18.12.2018.
Ответчик - администрация муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО, будучи надлежащим образом уведомленным, в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Суд, заслушав пояснения прокурора, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно статьей 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании части 5 статьи 12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.
Статья 3 ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В целях реализации указанных задач администрация Приамурского городского поселения наделена полномочиями по заключению муниципальных контрактов и договоров на выполнение работ и оказание услуг коммунального назначения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Согласно частям 1, 2 ст. 51 того же Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пунктом 14 части 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии с пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Исходя из изложенного, учитывая, что свалка расположена в границах Приамурского городского поселения, а доказательств, подтверждающих принадлежность отходов каким-либо лицам, ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт нахождения несанкционированной свалки на территории муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО на земельном участке с кадастровым номером №, с координатами участка местности: <адрес> расположенном по <адрес>, с. им. Тельмана Смидовичского района ЕАО подтверждается материалами дела (актом о результатах проверки соблюдения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Смидовичского района ЕАО от 05.10.2018 и приложенной к нему фототаблицей), а также актом осмотра местности от 18.12.2018 и приложенной к нему фототаблицей) и ответчиком не оспаривается.
Представленный ответчиком акт выполненных работ по ликвидации несанкционированной сванки, расположенной в с. им. Тельмана <адрес> размером 10х2 судом не может принять в качестве доказательства исполнения исковых требований, поскольку исходя из текста представленного акта нельзя идентифицировать, что ликвидирована именно та свалка, которая является предметом спора.
Таким образом, администрация Приамурского городского поселения, как орган местного самоуправления обязана принимать меры по охране окружающей среды на территории муниципального образования, в том числе по недопущению образования несанкционированных свалок, в связи с чем, требования прокурора Смидовичского района ЕАО о признании бездействия незаконным и обязании администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки обоснованы и подлежат удовлетворению.
Суд, при определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, принимает во внимание мнение прокурора, полагавшего установить администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области для исполнения указанных выше требований срок два месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Приамурское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации (очистки территории) несанкционированной свалки отходов производства и потребления, образовавшейся на земельном участке с кадастровым номером №, с координатами участка местности: <адрес>, расположенном по <адрес> с. им. Тельмана Смидовичского района Еврейской автономной области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.А. Куликова