ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-617/18 от 26.09.2018 Кош-агачского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2-617/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кош-Агач 26 сентября 2018 года

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи

Ватутиной А.А.,

при секретаре

ФИО2-Б.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании постановления о снятии с учета незаконным, обязании восстановить в очереди,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании постановления об исключении из списка незаконным, обязании восстановить в очереди, мотивируя тем, что 25.03.2016 истец обратилась с заявлением о постановке в очередь по программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в администрацию МО «Кош-Агачский район» в соответствии с Федеральным законом №125 от 25.10.2002, так как относится к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, имела общий календарный «северный» стаж 24 года, является ветераном труда Российской Федерации. Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» от 25.04.2016 истец включена в очередь согласно вышеуказанного заявления. Однако, постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» от 07.11.2017 №724 была исключена из сводного списка участников программы. О данном факте истец не была уведомлена, и узнала только в апреле 2018 года, письменное уведомление получила спустя 5 месяцев после принятия решения об исключении из списка. Решение мотивировано тем, что истцу 10.02.2011 были выделены средства на улучшение жилищных условий по программе социальное развитие села, на сумму 403 200 рублей, при условии софинансирования истца 30%, что составило 120 960 рублей от вышеуказанной суммы, а в соответствии с законодательством жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз. С указанным решением истец не согласна, поскольку оно нарушает ее право на выезд из приравненного к регионам Крайнего севера Кош-Агачского района. Решение не соответствует Федеральному закону №125 от 25.10.2002, который устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение и строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона. В 2011 году были улучшены жилищные условия истца, но не путем выезда из регионов, приравненных к районам Крайнего Севера. В Федеральный закон №125 были внесены изменения о предоставлении жилищной субсидии гражданину только один раз, лишь 01.01.2012, то есть после предоставления истцу средств на улучшение жилищных условий. Указывает, что закон обратной силы не имеет. Более того, это две разных программы, одна имеет цель улучшение и развитие села, а вторая ориентирована на жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Истец ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам в нем изложенным.

Представитель ответчика администрации МО «Кош-Агачский район» ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. Представлен письменный отзыв, согласно которому, в удовлетворении заявленных требований просит отказать в полном объеме.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участника процесса.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания, 25.04.2016 постановлением №151 ФИО3, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановлением Российской Федерации от 10.12.2002 №879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поставлена в очередь для улучшения жилищных условий, согласно ее заявлению от 25.03.2016, категория «<данные изъяты>».

Решением №1 жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» от 01.11.2017 ФИО3 исключена из сводного списка участников, в связи с получением субсидии на улучшение жилищных условий.

Постановлением и.о. главы администрации МО «Кош-Агачский район» от 07.11.2017 №724 ФИО3 исключена из сводного списка участников.

Основанием для исключения ФИО3 из списка граждан состоящих на учете в администрации МО «Кош-Агачский район» по категории граждан «Выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» послужило то, что ФИО3 ранее получала субсидию по программе «Социальное развитие села до 2012 года» в рамках национального проекта «Развитие АПК».

Суд полагает, что данное постановление является законным и обоснованным, в связи с нижеследующим.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Согласно ч. 2 ст. 3 указанного Закона жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (ст. 4 Закона).

В соответствии с п. 11 Правил выпуска и реализации сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз.

Ограничение прав граждан на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья однократность его реализации закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что социальная выплата на улучшение жилищных условий предоставляется один раз, не допускается неоднократное получение за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат.

Порядок регистрации и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, изложен в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879.

Согласно под. «а» п. 21 указанного Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в случае получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи.

Согласно Постановлению администрации МО «Кош-Агачский район» от 01.09.2010 №247 ФИО3 включена в список на улучшение жилищных условий, граждан, проживающих и работающих на селев 2010 году в рамках федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года» в рамках национального проекта «Развитие АПК» по улучшению жилищных условий, проживающих и работающих на селе.

Размер предоставляемых средств из федерального бюджета 220 147 рублей, из республиканского бюджета - 62 093 рублей.

Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» направлена на оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности осуществлялось в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (70 процентов), предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Из ответа Министерства Сельского хозяйства Республики Алтай от 24.09.2018 №3029 следует, что ФИО3, состояла на учете по улучшению жилья по Федеральной программе «Социальное развитие села» в рамках национального проекта «Развитие АПК» и реализовала свое право на получение субсидии согласно Постановлению администрации МО «Кош-Агачский район» от 01.09.2010 №247.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 (продавец) и ФИО3 (покупатель) заключили договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, согласно которому продавец обязуется передать в собственность покупателя жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>, а покупатель обязуется принять его стоимость в порядке, установленном соглашением сторон.

Согласно п. 2 договора, жилой дом и земельный участок продается за 403 200 рублей. Оплата будет производиться путем перечисления денежных средств с Федерального бюджета в сумме 220 147 рублей, из Республиканского бюджета в сумме 62 093 рублей, а также из собственных средств покупателя в сумме 120 960 рублей, перечисляемый на расчетный счет покупателя ФИО3, которая в последующем будет перечислена сумма в размере 403 200 рублей на расчетный счет продавца ФИО1 в рамках Федеральной социальной программы «Социальное развитие села до 2012 года» по улучшению жилищных условий, проживающих и работающих на селе.

Указанный договор прошел государственную регистрацию в Управление Федеральной государственной службы по Республике Алтай.

Согласно разрешению администрации МО «Кош-Агачский район» на оплату договора купли-продажи от 10.02.2011, на счет продавца ФИО1, перечислена сумма, предусмотренная договором купли-продажи - 403 200 рублей. Органом, выдавшим свидетельство указано Министерство сельского хозяйства Республики Алтай.

Факт получения государственного жилищного сертификата в 2011 году и его реализация заявителем не отрицался.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку ФИО3 обращалась за предоставлением субсидии и получила таковую в 2011 году, тем самым реализовав свое право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки, оснований для повторного обращения с требованием о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях у нее не имелось, следовательно, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца.

Доводы о том, что получение жилищного сертификата (жилищной субсидии) по программе «Социальное развитие села до 2012 года» по улучшению жилищных условий, проживающих и работающих на селе, не свидетельствует об отсутствие права на повторное получение жилищной субсидии по иному основанию - как гражданину, выезжающему из районов Крайнего Севера, несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку действующим правовым регулированием предусмотрено однократное обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью, вне зависимости от наличия нескольких оснований для такого вида социальной поддержки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» о признании постановления о снятии с учета незаконным, обязании восстановить в очереди, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья А.А. Ватутина

Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2018 года.