ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-617/19 от 29.03.2019 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 2-617/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2019 года город Орел

Заводской районный суд города Орла в составе председательствующего судьи Перепелицы М.В.,

при секретаре судебного заседания Махутдиновой Н.А.,

с участием представителя истца администрации г. Орла – ФИО1, действующей на основании доверенности № 156-Д от 25.12.2018, представителя ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области – ФИО2, действующей на основании доверенности №4 от 09.01.2019,

старшего помощника прокурора Заводского района г. Орла – Харламова А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по исковому заявлению администрации города Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

администрация г. Орла обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее – УФССП России по Орловской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указывая в обоснование заявленных требований, что решением Советского районного суда г.Орла от 31.05.2018 по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Заводского района г. Орла к администрации г. Орла было признано незаконным бездействие администрации в непроведении противоаварийных мероприятий в многоквартирном доме № 2 по ул. ФИО5 г. Орла. На администрацию г. Орла была возложена обязанность провести противоаварийные мероприятия в многоквартирном <...> предусмотренные проектно-сметной документацией ОАО «Гражданпроект». 23.08.2018 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО3 было возбуждено исполнительное производство № 37724/18/57024-ИП. Судебным приставом-исполнителем установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда. 17.12.2018 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о назначении нового срока исполнения решения суда – до 21.01.2019. Однако, до истечения нового срока исполнения (до 21.01.2019) судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с администрации г. Орла исполнительского сбора в размере 50 000 руб., так как должником в срок, установленный для добровольного исполнения, решение суда не было исполнено. В настоящее время должником предпринимаются все возможные и зависящие от него меры для исполнения решения Советского районного суда г. Орла от 31.05.2018. 22.09.2017 принято распоряжение администрации города Орла №802 о выделении денежных средств из резервного фонда администрации города (изменено распоряжениями от 25.09.2017 №811, от 25.10.2017 №946), заказчиком работ по разработке проектной продукции и реализации комплекса мероприятий по выборочному капитальному ремонту в части повышения несущей способности строительных конструкций дома №2 по ул. ФИО5 города Орла определено МКУ «УКХ г. Орла». Финансово-экономическому управлению администрации г. Орла поручено выделить денежные средства из резервного фонда МКУ «УКХ г.Орла» в сумме 95 000 руб. 27.10.2017 МКУ «УКХ г.Орла» заключило муниципальный контракт № 214 с ОАО «Гражданпроект» по разработке проектной продукции и реализации комплекса мероприятий по выборочному капитальному ремонту в части повышения несущей способности строительных конструкций дома №2 по ул. ФИО5 города Орла на сумму 95 000 руб. Согласно смете стоимость работ и проживание граждан в маневренном фонде составляет 2 250 000 руб. Протоколом №1 от 23.01.2018 КЧС и ОПБ администрации г.Орла решила подготовить необходимые документы о выделении денежных средств из резервного фонда администрации города Орла на проведение работ по повышению несущей способности строительных конструкций дома №2 по ул.ФИО5 на основании информации управления городского хозяйства и транспорта администрации г.Орла в соответствии со сметным расчетом стоимости ОАО «Гражданпроект». Финансировать указанные работы планировалось за счет средств резервного фонда администрации г. Орла. Однако, в связи с предельным дефицитом бюджетных средств МО «город Орел» выполнение указанных мероприятий по решению суда не представляется возможным, так как имеется еще ряд неисполненных решений судов, вынесенных ранее. Учитывая, что в многоквартирном жилом доме № 2 по ул. ФИО5 г. Орла нет муниципальной собственности, имеется только частная и государственная собственность Орловской области, администрация г. Орла обратилась с письмом к руководителю Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области ФИО4 о возможности рассмотрения вопроса о выделении субсидии в размере 2 250 000 руб. для производства противоаварийных мероприятий.

После выделения денежных средств из резервного фонда Правительства Орловской области будут проведены мероприятия, направленные на исполнение решения Советского районного суда г.Орла от 31.05.2018. По мнению истца, администрацией г. Орла предпринимаются все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. На основании вышеизложенного просит освободить истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 17.12.2018 в размере 50 000 руб.

В судебном заседании представитель администрации г. Орла, действующая на основании доверенности от25.12.2018 ФИО1, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен прокурор Заводского района г. Орла.

Представитель ответчика – УФССП России по Орловской области – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указывая, что те обстоятельства, на которые ссылается администрация г. Орла, не могут быть признаны достаточным основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора. Должником не было исполнено в установленный законом срок решение суда, ввиду чего в отношении него вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Мер, направленных на исполнение решения суда до предъявления исполнительного документа для принудительного исполнения, заявителем не совершалось. В срок для добровольного исполнения администрацией г. Орла не было представлено судебному приставу-исполнителю никаких доказательств наличия уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок и невозможности исполнения требований исполнительного документа. По мнению представителя ответчика, должником не совершено своевременных действий по предотвращению наступления неблагоприятных для себя последствий в виде взыскания исполнительского сбора, что свидетельствует о наличии в его действиях вины. Полагая, что основания для освобождения от исполнительского сбора у истца отсутствуют, просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Старший помощник прокурора Заводского района г. Орла - Харламов А.Н., в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, поскольку администрацией г. Орла не представлены доказательств наличия уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования администрации г. Орла не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.

На основании п. 12 ст. 30 указанного закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 105 вышеуказанного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Как следует из ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г.
№ 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г.
№ 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).

В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом, он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно - правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения – один из принципов юридической ответственности.

Взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.

Принимая во внимание указанные выше нормы Федерального закона "Об исполнительном производстве", положения статьи 401 Гражданского кодекса РФ и правовую позицию Конституционного Суда РФ, суд исходит из того, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора. Для применения данного вида ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Как следует из материалов дела, решением Советского районного суда г. Орла от 31.05.2018 по делу №2-714/18 удовлетворены исковые требования прокурора Заводского района г. Орла к администрации г. Орла о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.

Указанным решением суда на администрацию г. Орла возложена обязанность провести противоаварийные мероприятия в многоквартирном <...> предусмотренные проектно-сметной документацией ОАО «Гражданпроект».

Решение Советского районного суда г. Орла от 31.05.2018 по делу №2-714/18 сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу 06.07.2018.

23.08.2018 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО3 было возбуждено исполнительное производство № 37724/18/57024-ИП, предмет исполнения: обязанность провести противоаварийные мероприятия в многоквартирном <...> предусмотренные проектно-сметной документацией ОАО «Гражданпроект», должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней.

Письмом от 27.08.2018 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО3 у истца была запрошена копия проектно-сметной документации ОАО «Гражданпроект», указанной в решении Советского районного суда г. Орла от 30.05.2018.

Указанная проектная документация комплекса противоаварийных мероприятий по повышению несущей способности строительных конструкций многоквартирного жилого дома № 2 по ул. ФИО5 г. Орла была представлена истцом в адрес ответчика 6.09.2019, что подтверждается сопроводительным письмом от 31.09.2019.

07.12.2019 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО3 в адрес истца было направлено письмо о необходимости в 3-х дневный срок с момента поступления запроса предоставить сведения об исполнении решения Советского районного суда г. Орла от 30.05.2018.

17.12.2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО3, в связи с неисполнением должником – администрацией города Орла исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, вынесено постановление в отношении администрации г. Орла о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В тот же день, 17.12.2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области ФИО3, администрации г. Орла установлен новый срок исполнения требования исполнительного документа – до 21.01.2019.

Проверяя доводы истца о том, что администрацией г.Орла предпринимались все меры для исполнения решения Советского районного суда г.Орла от 31.05.2018, суд приходит к следующему.

В подтверждение доводов о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, истец ссылался на то, что в бюджете г. Орда на 2017 год на консервацию объектов культурного наследия были утверждены ассигнования в сумме 60 000 000 руб., на финансирование выделено 59 619 000 руб. Расходы бюджета на 2018 г. утверждены из реальных возможностей бюджета по налоговым и неналоговым доходам, в условиях наличия безлимитной кредиторской задолженности муниципальных учреждений в размере 416 млн. руб. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств будет осуществлено при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при наличии оснований для сокращения бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В качестве доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, администрация г. Орла представила обращение от 27.07.2018 к руководителю Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области ФИО4 о возможности рассмотрения вопроса о выделении субсидии в размере 2, 250 млн. руб. для производства противоаварийных мероприятий.

В дополнение к указанному письму, 03.09.2018 истцом в адрес Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области были направлены копии проектной документации со сводным сметным расчетом стоимости комплекса противоаварийных мероприятий по повышению несущей способности строительных конструкций многоквартирного жилого дома № 2 по ул. ФИО5 г. Орла

Администрацией города Орла 31.10.2018 направлено письмо в Департамент с приложением копии протокола заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города Орла от 26.10.2018 №17 по вопросу введения режима функционирования ЧС муниципального характера по дому № 2 по ул. ФИО5.

В соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от 28.12.2018 № 637-р, Департаменту финансов Орловской области поручено выделить из резервного фонда Правительства Орловской области денежные средства в размере 2 249 689 руб. на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья жителей дома № 2 по ул. ФИО5 г. Орла. Вышеуказанные средства в адрес администрации г. Орла не перечислены в связи с тем, средства резервного фонда Правительства Орловской области необходимо использовать в 2018 году.

Распоряжением Правительства Орловской области от 20.03.2019 № 130-р, Департаменту финансов Орловской области поручено выделить муниципальному образованию «Город Орел» из резервного фонда Правительства Орловской области денежные средства в размере 2 249 689 руб. на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья жителей дома № 2 по ул. ФИО5 г. Орла.

Вместе с тем, указанные действия истца не свидетельствуют о том, что неисполнение администрацией г. Орла требований исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника.

Представленные суду письма, направленные в адрес руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области ФИО4 не могут являться основанием для освобождения администрации г. Орла от взыскания исполнительского сбора, поскольку решение суда не было исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем срок, с заявлениями об отсрочке (рассрочке) исполнения судебного акта - решения Советского районного суда г. Орла от 31.05.2018 по делу №2-714/18, администрация г. Орла не обращалась.

Истец также указывает, что настоящее время Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в окончательной форме подготовлен проект распоряжения Губернатора Орловской области о выделении денежных средств из резервного фонда Правительства Орловской области по адресу: <...>. После выделения денежных средств из резервного фонда Правительства Орловской области будут проведены мероприятия, направленные на исполнение решения Советского районного суда г.Орла от 31.05.2019. Однако, как следует из ответа заместителя главы администрации г. Орла – начальника управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла, денежные средства в сумме 2 249 689 руб., выделенные на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по устранению опасности для жизни и здоровья жителей дома № 2 по ул. ФИО5 г. Орла, в адрес администрации не перечислены в связи с тем, что средства резервного фонда Правительства Орловской области необходимо использовать в 2018 году. Необходимые денежные средства из резервного фонда Правительства Орловской области были вновь выделены распоряжением Правительства Орловской области от № 130-р Департаменту финансов Орловской области поручено выделить муниципальному образованию «Город Орел» только 20.03.2019.

Учитывая все указанные обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование заявленных исковых требований, суд приходит к выводу, что они не свидетельствуют об отсутствии вины администрации г. Орла в неисполнении решения суда об обязании провести противоаварийные мероприятия в многоквартирном <...> предусмотренные проектно-сметной документацией ОАО «Гражданпроект», напротив подтверждают отсутствие оснований для освобождения администрации города Орла от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Обстоятельства, на которые ссылалась администрация г. Орла, как на основания для освобождения от исполнительского сбора, к числу обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных ч. 2 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не относятся.

Доказательств принятия реальных мер, которые предпринимались администрацией г. Орла к исполнению судебного решения суду не представлено.

Сведений о приостановлении исполнительного производства, отложении совершения исполнительных действий суду не представлено, равно как и не представлено доказательств наличия чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, препятствовавших должнику своевременно исполнить требование исполнительного документа.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии у должника уважительных причин для неисполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Учитывая, что действующее законодательство не связывает исполнение судебного постановления с наличием либо отсутствием денежных средств у должника, отсутствие либо недостаточность средств бюджета с целью исполнения требований исполнительного документа, на что ссылается истец, само по себе не является основанием для освобождения администрации г. Орла от уплаты исполнительского сбора.

С учетом конкретных обстоятельств, установив, что должником не приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения судебного решения, суд, руководствуясь положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, ст. 401 Гражданского кодекса РФ, полагает, что в удовлетворении требований администрации города Орла об освобождении от взыскания исполнительского сбора следует отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований администрации города Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора – отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03.04.2019.

Судья М.В. Перепелица