ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6180/2016 от 06.07.2016 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-6180/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Батовой Л.А.

при секретаре Габовой Т.Н.

с участием прокурора Жижиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 06 июля 2016 года гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми о признании увольнения незаконным, отмене приказа об увольнении № ... от ** ** **., восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми о признании увольнения незаконным, отмене приказа об увольнении № ... от ** ** **., восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в сумме ....

В обоснование иска указала, что в Комистате она работала с ** ** **. Дважды была уволена за неоднократное невыполнение служебных обязанностей и дважды восстановлена судом. Приказом № ... от ** ** **. она была освобождена (уволена) с занимаемой должности государственной гражданской службы и уволена в связи с сокращением ее должности ... по п.8.2 ч.1 ст.37 Закона № 79-ФЗ от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе РФ». Считает увольнение незаконным, поскольку в указанном законе отсутствует п.8.2 ст.37. Приказ Комистата № ... от ** ** ** издан до истечение 2-х месячного срока о предстоящем сокращении должностей. С приказом о сокращении штатов, в частности, ее должности, она не была ознакомлена. Считает, что увольнение по сокращению штатов является ничем иным, как продолжающимся преследованием ее по службе со стороны руководителя Комистата ... М.Ю. после двух неудачных предпринятых попыток уволить ее по заведомо определенному решению «марионеточной» аттестационной комиссии. Руководством Комистата при решении вопроса об увольнении не было принято во внимание то обстоятельство, что на ее иждивении находится несовершеннолетняя дочь и что она не имеет никаких иных источников существования, является матерью-одиночкой. Увольнение с гражданской службы произведено с несуществующей на момент увольнения должности, т.к. новое штатное расписание было введено с ** ** **. и ее должность не значится.

Истец в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме. В ходе исследования материалов дела истцом была представлена копия удостоверения члена участковой комиссии с правом решающего голоса избирательного участка № ..., выданная ** ** **. При этом оригинал удостоверения суду представлен не был.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования, дополнительно указав, что ответчик не уведомил профсоюзную организацию Комистата о предстоящем сокращении штатов работников. Ответчиком не предложил все имеющиеся у него вакансии, при этом не указал какие именно должности не были предложены. Работодателем не учтено, что истица является матерью-одиночкой. В приказе об увольнении указано на расторжение служебного контракта, однако никакого контракта с ней никто не заключал, она принималась на работу в обычном порядке. Кроме того, истицу предупредили за 2 месяца об увольнении с должности, которая уже до предупреждения была сокращена. Все действия ответчика расценивают как преследование по службе за отказ от снятия кандидатуры по конкурсу на вышестоящую должность, который она успешно прошла, при этом дважды восстановлена была судом как незаконно уволенная.

Представители ответчика в судебном заседании не согласились с требованиями истца, поддержав доводы, изложенные в отзыве.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым отказать истцу в удовлетворении исковых требований, суд приходит к следующему.

Регулирование отношений, связанных с государственной службой, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.04.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Согласно ст. 73 указанного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В силу разъяснений, содержащихся в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствие с ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации (далее - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих должности субъектов Российской Федерации.

В ч. 2 ст. 23 данного Федерального закона предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативно правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

По п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии со ст. 31 названного Федерального закона о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещаемый сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2).

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 5 той же статьи).

Под предложением вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Федерального закона РФ N 79-ФЗ).

В соответствии со ст. 38 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

Таким образом, указанной нормой закона на работодателя возлагается обязанность по информированию выборного органа первичной профсоюзной организации о предстоящем расторжении служебного контракта с гражданским служащим, но не обязанность получения мотивированного мнения по данного вопросу.

Из материалов дела следует, что ** ** **. ФИО1 была принята на государственную службу в отдел статистики предприятий Комистата специалистом 1 категории на основании приказа от ** ** **... В этот же день был заключен служебный контракт о прохождении федеральной государственной гражданской службы (...).

** ** **. приказом № ...к ФИО1 была переведена на должность ....

Приказом ... от ** ** **. служебный контракт расторгнут, ФИО1 освобождена от замещаемой федеральной государственной гражданской должности – ... и уволена по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (...).

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2015г. № 1353 приказом Росстата № 651 от 24.12.2015г. была утверждена предельная численность федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, в частности, предельная численность Комистата определена 181 единиц. Руководителям территориальных органов предписано представить на согласование структуры территориальных органов Росстата в срок до ** ** **. (п.3.1) приказа. После утверждения структур утвердить и ввести в действие с ** ** **. штатные расписания территориальных органов Ростата (...).

В соответствии с п.10.3.2 Положения о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, руководитель территориального органа утверждает штатное расписание территориального органа в пределах установленных Федеральной службой государственной статистики численности и фонда оплаты труда (...).

Утвержденная структура Комистата была согласована Росстатом ** ** **. (...).

Приказом Комистата № ... от ** ** **. утверждено с ** ** **. штатное расписание, сокращены должности (20 единиц), в том числе, должность ... (1 единица) (...).

Анализ представленных штатных расписаний Комистата с ** ** **. (...) и с ** ** **. (...) позволяет сделать вывод, что Комистате реально произошло сокращение штатов на ... единиц. Так, до ** ** **. штат отдела статистики предприятий, сельского хозяйства, региональных счетов и балансов составлял ... единиц, в том числе ведущих специалистов - ..., а с ** ** **. штат отдела составил ... единиц, в том числе, ведущих специалистов - ....

Таким образом, у представителя нанимателя имелись все основания для расторжения служебного контракта с истцом в связи с сокращением должности гражданской службы.

Причины, повлекшие необходимость внесения изменений в штатное расписание, находятся в компетенции работодателя учреждения, поэтому суд не вправе давать оценку необходимости проведения таких штатных мероприятий.

** ** **. ФИО1 была уведомлена о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности ..., о чем она расписалась в уведомлении (...). В уведомлении также истцу была предложена вакантная должность уборщика служебных помещений 2 разряда.

** ** **. истица была уведомлена о наличии вакансий в УФССП по РК и ей было предложено в течение 2 рабочих дней либо написать заявление с просьбой о направлении анкеты в указанный государственный орган, либо об отказе от предложенных вакантных должностей (л.д.66).

** ** **. истцом было представлено руководителю Комистата заявление об отказе от предложенной должности (...).

** ** **. ФИО1 были предложены должности .... С указанным предложением истица была ознакомлена, о чем расписалась ** ** **. (...).

Своего согласия на замещение предложенных уведомлениями вакантных должностей работников бюджетной сферы истец не выразила.

Вакантных должностей гражданской службы в Комистате не имелось, о чем свидетельствует штатная расстановка с ** ** **. (...).

Вакантные должности ведущего инженера и ведущего инженера-программиста отдела информации не могли быть предложены истцу, поскольку у истца отсутствует соответствующее профессиональное образование, требуемое для замещения этих должностей.

Требования ст. 38 Федерального закона N 79-ФЗ об уведомлении профсоюзного органа не позднее чем за два месяца (** ** **), Комистатом были соблюдены (...).

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 25 Закона "О занятости населения в РФ" N 1032-1 от 19 апреля 1991 г. работодатель письмом от ** ** **. № ... уведомил органы службы занятости о принятом решении о сокращении численности работников и представил сведения о сокращаемых работниках (...).

В силу ч. 4 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Из анализа приведенной нормы следует, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы исследуется работодателем, если подлежит сокращению одна или несколько из одинаковых должностей, т.е. между служащими, занимающими одинаковые должности, часть из которых подлежит сокращению.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что положения законодательства, регламентирующие вопросы преимущественного права на оставление на работе (службе) закрепляют основанное на объективных критериях правило отбора работников для оставления на работе при сокращении их численности или штата. Устанавливая в качестве таких критериев квалификацию, уровень подготовки, опыт и т.д. работника, законодатель исходил как из необходимости предоставления дополнительных мер защиты трудовых прав работников, имеющих профессиональные качества более высокого уровня, так и из интереса работодателя, направленного на продолжение трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности работниками. Правильность применения работодателем указанных критериев при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников может быть проверена по заявлению работника в судебном порядке (Определения от ** ** ** года N ..., от ** ** ** года N ..., от ** ** ** года ... и ...).

Таким образом, возможность реализации преимущественного права на оставление на работе зависит от конкретного состава лиц подлежащих сокращению занимающих аналогичные по квалификационным требованиям должности.

Из представленного ответчиком штатного расписания по состоянию на ** ** ** следует, что на день издания приказа об утверждении штатного расписания и реорганизации № ... от ** ** **. в отделе статистики предприятий, сельского хозяйства, региональных счетов и балансов числилось ... единиц должностей ведущего специалиста-эксперта (...), из которых сокращена 1единица, что подтверждено штатным расписанием, утвержденным ** ** **. ...).

Приказом Комистата № ... от ** ** **. была создана комиссия по оценке профессиональной деятельности государственных гражданских служащих и определениях их преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей, в состав которой также вошел председатель профкома ... Т.В. (...).

** ** **. состоялось заседании комиссии, на всех должностных лиц (... Т.Н., ... С.И., ... Н.Т., ... А.В. и ФИО1 были представлены документы из личных дел государственных служащих.

Комиссия установила, что ... Т.Н. имеет преимущество на оставление государственной гражданской службы по ч.4 ст.261 Трудового кодекса РФ, поскольку находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

... Н.Т. имеет преимущество на оставление на государственной гражданской службе по п.19 ст.29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ, поскольку является членом участковой избирательной комиссии г.Сыктывкара №... с правом решающего голоса.

... А.В. имеет преимущество на оставление на государственной гражданской службе по ст.21 Закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993г. № 5485-1, поскольку имеет допуск к сведениям, содержащим государственную тайну.

... С.И. и ... Н.Т. имеют преимущество на оставление на государственной гражданской службе в связи с наличием наибольшего стажа государственной службы по специальности.

... А.В., ... С.И. и ... Н.Т. имеют преимущество в связи с более высоким уровнем квалификации, более высокими результатами профессиональной служебной деятельности, по сравнению с ФИО1, а также в связи с признанием ФИО1 не соответствующей замещаемой должности гражданской службы по результатам аттестации.

В связи с чем, комиссией было рекомендовано руководителю Комистата сократить ФИО1 ...).

Оценка преимущественное право оставления на службе гражданских служащих, среди которых есть и истица, ответчиком была представлена сравнительная таблица, критериями оценки послужили: стаж госслужбы, стаж работы по специальности, повышение квалификации, уровень квалификации, подтвержденный результатами аттестации, классный чин, результаты профессиональной служебной деятельности, результата текущей оценки начальником отдела за ** ** **.), наличие наград, наличие дополнительного основания преимущественного права на оставление на госслужбе (...).

Из указанной сравнительной таблицы и представленных в обоснование документов следует, что уровень профессионального образования у всех равный. У ФИО1 уровень квалификации не соответствует занимаемой должности, что подтверждено результатами аттестационной комиссии от ** ** **. Указанное решение ФИО1 оспорила в судебном порядке и вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от ** ** **. ФИО1 в иске к Комистату о признании решения аттестационной комиссии от ** ** **. недействительным отказано (...). Также из представленной таблицы следует, что истец имеет равный классный чин с ... А.В. и ... Т.Н., результаты текущей оценки самые низкие по сравнению с другими служащими. Нарграды «Благодарственное письмо Росстата» имеются только к ... С.И. и ... Н.Т.

Таким образом, у ФИО1 по сравнению с другими кандидатами, занимающими аналогичную должность, уровень квалификации и показатели служебной деятельности ниже.

Оценивая собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку у ответчика имелись предусмотренные пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основания для увольнения в связи с сокращением должности государственной гражданской службы, при этом установленный законом порядок увольнения по указанному основанию был соблюден. Факт сокращения замещаемой истицей должности подтвержден представленными в суд приказами и штатными расписаниями, о сокращении должности гражданской службы и предстоящем увольнении истица уведомлена в установленные законом сроки, нарушений порядка предложения вакантных должностей ответчиком допущено не было.

При этом суд отклоняет доводы истца о наличии у нее преимущественного права на оставление на службе в занимаемой им должности по отношению к другим лицам, занимающим аналогичную должность, а также неисполнении ответчиком возложенной на него законом обязанности по предложению истцу всех имеющихся в органе вакантных должностей гражданской службы, соответствующих категории и группе замещаемой им должности гражданской службы, уровню его квалификации, профессионального образования, стажу гражданской службы, направлению подготовки

Так, отсутствие у ФИО1 преимущественного права на оставление на службе в занимаемой должности подтверждается исследованными судом доказательств, из которых следует, что уровень квалификации по результатам аттестации ниже всех у ФИО1, которая решением аттестационной комиссии от ** ** **. признана не соответствующей занимаемой должности гражданской службы. Показатели оценки эффективности работы у ФИО1 ниже всех (...).

Ссылка истца и его представителя на то, что ответчиком не было учтено, что она на ее иждивении находится несовершеннолетняя дочь и она является матерью одиночкой, не может быть принята во внимание, поскольку положения ч.4 ст.261 Трудового кодекса РФ распространяются на женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет. Учитывая, что на ** ** **. несовершеннолетняя дочь истца достигла ** ** **-летнего возраста, положения части 4 ст.261 Трудового кодекса РФ не распространяются.

Суд также критически относится к представленной копии удостоверения, согласно которого ФИО1 является членом участковой комиссии с правом решающего голоса избирательного участка № ..., выданного ** ** **., поскольку согласно ответа Избирательной комиссии Республики Коми от ** ** **. № ..., постановлением ТИК г.Сыктывкара от ** ** **. № ... полномочия ФИО1, как члена участковой комиссии с правом решающего голоса, были досрочно прекращены на основании ее личного заявления.

Доводы истца и ее представителя о том, что ей не были предложены вакантные должности, относящиеся именно к государственной гражданской службе, имеющиеся в Комистате по всей Республике, судом не могут быть признаны обоснованными, поскольку наличие таких должностей на момент увольнения истицы у ответчика не имелось, что нашло подтверждение в суде надлежащими письменными доказательствами, которые истицей не опровергнуты.

Обязанности по трудоустройству истицы в иных государственных органах и по поиску вакансий государственной гражданской службы для истицы в иных государственных органах у ответчика не имеется. Хотя ответчиком была проделана такая работа.

Довод представителя истца о том, что ответчик не уведомил профсоюзную организацию Комистата о предстоящем сокращении опровергается имеющимися в деле письменными доказательствами.

Доводы истца и ее представителя о предвзятом отношении к ней со стороны работодателя в процессе увольнения и что сокращение штата работников преследовало исключительно одну цель - уволить ее, суд не принимает во внимание, поскольку истцом в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств предвзятого отношения к ней не представлено. Данные доводы опровергаются собранными и исследованными в судебном заседании доказательствами, подтверждающими, что сокращение штата работников произведено работодателем в пределах предоставленной законом компетенции с соблюдением установленного трудовым законодательством порядка увольнения.

Необоснованным также является довод истца о том, что приказ об увольнении был издан до истечения 2-х месячного срока о предстоящем сокращении, поскольку датой увольнения истца является ** ** **. Уведомление о предстоящем увольнении было произведено ** ** **., следовательно, увольнение произведено не ранее, чем за два месяца до истечения срока предупреждения о предстоящем сокращении.

Несостоятельными являются также доводы истицы о том, что ее не знакомили с приказом о сокращении штатов, поскольку ни Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ", ни Трудовой кодекса РФ не предусматривает обязанности для представителя нанимателя по ознакомлению с приказом о сокращении штатов.

Таким образом, суд считает, что у ответчика были основания для увольнения истца с работы, поскольку ответчиком соблюден установленный действующим законодательством порядок увольнения и не допущено нарушений при увольнении ФИО1 Вследствие чего, истцу в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 193-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми о признании увольнения незаконным, отмене приказа об увольнении № ... от ** ** **., восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.А.Батова