ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6185/13 от 23.09.2013 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

                                                         Дело № 2-6185/13

 ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 23 сентября 2013 года

 Приволжский районный суд г. Казани РТ в составе:

 председательствующего судьи Малковой Я.В.,

 при секретаре Хасановой Р.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валиевой А.Н. к Министерству земельных и имущественных отношений РТ, Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании права собственности,

 УСТАНОВИЛ:

 Валиева А.Н. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, в обоснование указав, что по решению Приволжского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> Истица желает воспользоваться правом на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения - <адрес>.

 Представитель истца в судебном заседании поддержала исковые требования.

 Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

 Поскольку представитель истца согласен на вынесение по настоящему делу заочного решения, то суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

 Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

 Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

 В соответствии со статьей 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

 В силу статьи 18 указанного Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

 Согласно Указу Президента РФ от 10.01.1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящееся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных, ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций.

 Установить, что объекты, указанные в перечне (до проведения процедуры разграничения собственности), относятся к Федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта (кроме оздоровительных детских лагерей и дач, находящихся в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия).

 Таким образом, в соответствии с вышеназванным Указом Президента РФ, действовавшим ранее, при приватизации государственных предприятий жилищный фонд предприятия включению в состав приватизируемого имущества не подлежал.

 Согласно статье 19 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

 Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

 Согласно статье 7 Жилищного кодекса РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.

 Согласно статье 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

 В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства № 42 от 26 января 2006 года, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

 Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ООО <данные изъяты> и ФИО1 был заключен договор найма жилого помещения за №, расположенного по адресу: <адрес>.

 Согласно выписке из домовой книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в данном жилом помещении Валиева А.Н. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ на основании заочного решения Приволжского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ

 Финансовый лицевой счет на данное жилое помещение открыт на имя Валиевой А.Н. с семьей в составе одного человека.

 В справке МУП г.Казани «Дирекция муниципальных жилищных программ» № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Валиева А.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ приватизированной жилой площади в г.Казани не имеет, свое право на приватизацию не использовала.

 В соответствии с ответом ООО <данные изъяты> исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ балансодержателем комнат и всех помещений жилого <адрес> <адрес>, не оформленных в собственность, является Министерство земельных и имущественных отношений г. Казани РТ. ООО <данные изъяты> осуществляет только управление данным домом.

 Из нотариально удостоверенного согласия ФИО1 следует, что она дает согласие и не возражает против приватизации квартиры по адресу: <адрес> без ее участия.

 Поскольку в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в их хозяйственном ведении, должен быть передан в ведение органов местного самоуправления либо правопреемникам приватизируемых предприятий в установленном порядке, и учитывая то обстоятельство, что в ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена приватизация ГУП «<данные изъяты> путем преобразования в ОАО <данные изъяты>», в его ведении находилось общежитие по адресу: <адрес>, то суд считает, что данный дом подлежал передаче в муниципальную собственность, и отсутствие распоряжения и акта-приема передачи <адрес> в муниципальную собственность, не может изменить его фактический статус жилого дома.

 Суд считает, что наличие документов, свидетельствующих о нахождении данного дома в республиканской собственности и отсутствие соответствующего акта органов власти и местного самоуправления о передаче в муниципальную собственность <адрес>, не может нарушать права граждан на приватизацию жилых помещений.

 Из технического и кадастрового паспорта следует, что спорное помещение является жилым, оно было предоставлено Валиевой А.Н. для проживания, в отношении данного объекта заключался договор найма жилого помещений.

 Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что объект недвижимости, о правах на которое заявлены исковые требования, является объектом гражданских правоотношениях,

 Поскольку истец проживает в спорном жилом помещении и в настоящее время Валиева А.Н. не может реализовать свое право на приватизацию по не зависящим от себя причинам, то суд считает, что требования истца о признании за ним права собственности в порядке приватизации на комнату <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст.233-237 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования удовлетворить.

 Признать за Валиевой А.Н. право собственности в порядке приватизации на комнату <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес>.

 Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

 Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

 Судья                                                                Я.В. Малкова