Дело № 2-6189/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Вассиярова А.В.,
при секретаре судебного заседания Антиповой Н.М.,
с участием заявителя ФИО1, представителя заинтересованного лица Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минздравсоцразвития Чувашии ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т.Н. к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минздравсоцразвития Чувашии о признании решения государственного учреждения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об отмене решения комиссии отдела социальной защиты населения Московского района города Чебоксары № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязании Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минздравсоцразвития Чувашии в лице отдела социальной защиты населения Московского района города Чебоксары предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование приведенных требований заявитель указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к заинтересованному лицу о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ принято оспариваемое решение со ссылкой на непредставление первой сведений о всех доходах за последние шесть календарных месяцев. Действия казенного учреждения являются неправомерными, поскольку оно располагало всеми документами, необходимыми для рассмотрения заявления и принятия положительного для заявителя решения.
В судебном заседании заявитель поддержала требования в полном объеме, пояснила, что получила из казенного учреждения лишь выписку из протокола заседания комиссии по разрешению спорных вопросов при назначении социальных выплат, мотивы принятого решения в этой выписке не содержатся, поэтому она предположила, что основанием в отказе в предоставлении субсидии послужило отсутствие сведений о доходах за ДД.ММ.ГГГГ. Приведенный в судебном заседании довод представителя заинтересованного лица о законности оспариваемого решения со ссылкой на длительное пребывание супруга заявителя в административном отпуске без сохранения заработной платы, полагала необоснованным.
Представитель заинтересованного лица по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18) в отзыве на иск указала, что в соответствии с установленным порядком предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг заявителю необходимо представить документы, подтверждающие доходы последнего и членов его семьи. В комплекте представленных заявителем документов имелся приказ ООО «<данные изъяты>» об административном отпуске супруга заявителя и справка о заработной плате последнего с нулевыми доходами. Не имея доходов от трудовой деятельности, супруг заявителя может иметь другие виды доходов, при этом он и заявитель не были лишены возможности представить дополнительные документы, такие документы до рассмотрения заявления не представили, что и послужило основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 6, 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1).
При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 6).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7).
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
В силу подпункта «г» пункта 8 Правил среди прочих граждане обязаны предоставить документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Согласно пункту 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении.
Перечень документов, подтверждающих отсутствие у граждан доходов, установлен пунктом 50 утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации N 58, Минздравсоцразвития Российской Федерации N 403 от 26 мая 2006 года Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пункту 68 Методических рекомендаций, к видам доходов, которые заявители могут самостоятельно декларировать в заявлении, относятся доходы:
от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества, за исключением жилого помещения, транспортных и иных механических средств;
от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства;
в виде наследуемых и подаренных денежных средств;
полученные в результате деятельности крестьянского хозяйства;
в виде алиментов, получаемых членами семьи на основании соглашения об уплате алиментов между родителями (детьми);
другие доходы, которые не могут быть документально подтверждены.
Согласно пункту 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия).
В рассматриваемом деле суд исходит из того, что Пункт 36 Правил предусматривает право граждан на добровольное декларирование заявлений о доходах, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, в случае невозможности их документального подтверждения, а также то, что такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Указанный пункт принят Правительством Российской Федерации именно в интересах граждан, в целях соблюдения цели и порядка предоставления субсидий.
Исходя из анализа представленных документов, усматривается, что обращаясь с заявлением о предоставлении субсидии, ФИО1 в заявительном порядке указала на отсутствие у супруга ФИО3 доходов, при этом сообщила, что последний находится в административном отпуске, ею была представлены копия приказа ООО «<данные изъяты>» о пребывании ФИО3 в административном отпуске, справка об отсутствии доходов по месту работы.
Согласно п. 10 Правил, требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящих Правил, не допускается.
Суд приходит к выводу, что ФИО1 в установленном порядке подала заявление на предоставление субсидии, к которому приложила все необходимые документы, в том числе и сведения о доходах своего мужа ФИО3 Тот факт, что доход семьи В-вых складывался только из заработной платы заявителя, на что представитель заинтересованного лица указала как на обстоятельства, свидетельствующие о том, что не были представлены сведения о всех доходах заявителя и её семьи, не позволяет прийти к категоричному выводу о неполноте предоставленных сведений о доходах.
Пункт 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусматривает право уполномоченных органов проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Данным правом Казенное учреждение «Центр предоставления мер социальной поддержки» не воспользовалось, свое суждение о неполноте предоставленных сведений о доходах не проверило, в связи с чем, данное суждение не подтверждено и не могло стать причиной отказа ФИО1 в предоставлении субсидии.
Таким образом, суд находит решение комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ по разрешению спорных вопросов при назначении социальных выплат КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» об отказе предоставить субсидию ФИО1 незаконным и признает за ней право на субсидию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минздравсоцразвития Чувашии подлежит взысканию в пользу ФИО1 уплаченная ею государственная пошлина в размере 200 руб.
Руководствуясь изложенным, на основании ст.ст. 195-198 ГПК РФ,
решил:
Решение комиссии Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минздравсоцразвития Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Т.Н. в праве на субсидию на оплату жилья и коммунальных услуги отменить.
Обязать Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минздравсоцразвития Чувашии предоставить Т.Н. субсидию по оплате жилья и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минздравсоцразвития Чувашии в пользу Т.Н. госпошлину в сумме 200 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Председательствующий: судья А.В. Вассияров
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ