№2-618/16г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2016 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
Председательствующей судьи Ю.И. Кудрявцевой,
При секретаре Г.В. Матвиенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании незаконным решения об отказе в установлении сервитута, об обязании повторно рассмотреть заявление о заключении соглашения об установлении сервитута,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Октябрьский райсуд г. Ставрополя с иском к администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании незаконным отказа КУМИ г. Ставрополя, выраженного письмом от 1 сентября 2015 года № о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 91 кв.м. для прохода и проезда к жилому дому по <адрес>; об обязании администрации г. Ставрополя повторно рассмотреть заявление о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 91 кв.м. для прохода и проезда к жилому дому по <адрес> с учетом положений ст. 274 ГК РФ и ст. ст. 39.23-39.26 ЗК РФ.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истица по доверенности Головченко В.Е. поддержал исковые требования, пояснив, что ФИО2, является собственником земельного участка и жилого дома расположенного по <адрес>. 14 августа 2015 года истец обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о заключении соглашение об установлении сервитута сроком на 49 лет в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 91 кв.м для прохода и проезда к жилому дому по <адрес> находящемуся в собственности истца. Ранее данный земельный участок находился у истца в аренде на основании договора аренды от 19.03.2010 № 6210Ф (в редакции дополнительного соглашения № 441 от 29.03.2013) с видом разрешенного использования «для организации подъезда к жилому дому по <адрес>». Письмом от 01.09.2015 № комитет по управлению муниципальным имуществом отказал истцу в заключении данного соглашения указав, что основания для заключения соглашения об установлении сервитута предусмотренные ст. 39.23 Земельного кодекса РФ отсутствуют. Согласно статьи 274 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) -эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию _ земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Статьей 39.23 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; проведение изыскательских работ; ведение работ, связанных с пользованием недрами. Поскольку гражданским законодательством предусмотрен случай установления сервитута для проезда и прохода (ст. 274 Гражданского кодекса РФ) и при этом в заявлении от 14.08.2015 истец указал, что без установления сервитута в отношении вышеуказанного земельного участка нормальная эксплуатация жилого дома по <адрес> не представляется, возможной поскольку в сложившейся застройке проход и проезд к жилому дому возможен исключительно по земельному участку с кадастровым номером №.
Представитель ответчика администрации г. Ставрополя по доверенности Багирова Ю.В. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что ФИО2 обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута сроком на 49 лет в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 91 кв.м. для прохода и проезда к жилому дому по <адрес> в городе Ставрополе. Уведомлением комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя № от 01.09.2015 ФИО2 было разъяснено, что для заключение сервитута в отношении указанного земельного участка для проезда к жилому дому по <адрес> по действующему законодательству РФ, в частности согласно Земельного кодекса РФ, не имеется оснований. Кроме того, указанным уведомлением было указано, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут использоваться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ (подп.6 П.1 ст.39.33 Земельного кодекса РФ). Согласно ст.39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:
1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных
информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; проведение изыскательских работ; ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Подп.6 П.1 ст.39.33 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в частности в случае размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ № 1300 от 03.12.2014 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В состав указанного Перечня входят элементы благоустройства территории (п.6), проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 12). Постановлением Правительства Ставропольского края от 01.06.2015 № 236-п утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Таким образом, ФИО2 необходимо обратится с заявлением о согласовании размещения объектов на землях или земельных участках согласно данного Порядка. И, следовательно, уведомлением комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя № от 01.09.2015, ФИО2 был разъяснен порядок в соответствии с действующего законодательства РФ
Представитель ответчика КУМИ г. Ставрополя по доверенности Воропаева Л.И. возражала против исковых требований по основаниям, изложенным в обжалуемом отказе, а именно: истец обратился с заявлением в КУМИ г. Ставрополя об установлении сервитута в отношении земельного участка с КН 26:12:030703:293 для подъезда к жилому дому по <адрес>. Однако, ст. 39.23 ЗК РФ предусмотрены основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. В пп.6 п.1 ст. 39.33 ЗК РФ указано, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут предоставлять для организации проезда без предоставления этих земельных участков. Виды таких объектов определяются правительство РФ, постановлением которого от 3 декабря 2014 года №1300 утвержден такой Перечень. В этот перечень входят и проезды, в том числе подъездные дороги. В связи с изложенным, установление сервитута на земельный участок для организации проезда противоречит положениям закона. Истец вправе обратиться в соответствии с Перечнем с заявлением об организации проезда к жилому дому без предоставления земельного участка.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11 февраля 2013 года принадлежит земельный участок пл. 590 кв.м. и жилой дом, расположенные по <адрес>, что подтверждается выпиской из Росреестра по СК.
На основании постановления администрации г. Ставрополя от 17 марта 2010 года о предоставлении ФИО2 земельного участка с КН №, расположенный по адресу: <адрес>, в районе жилого <адрес> квартале 164, для организации проезда к жилому дому по <адрес>А <адрес>, между ФИО2 и КУМИ г. Ставрополя заключен договор аренды сроком на 5 лет. Данный договор прошел государственную регистрацию.
На обращение ФИО8. КУМИ г. Ставрополя в своем письме от 19 мая 2015 года разъяснило, что в соответствии с изменением законодательства предоставить вышеуказанный земельный участок в аренду на новый срок не представляется возможным.
КУМИ г. Ставрополя в своем письме от 1 сентября 2015 года повторно разъяснило положения ст. 39.23, 39.33 ЗК РФ с предложением обратиться с заявлением об организации на спорном земельном участке подъезда к дому истца без установления сервитута и без предоставления земельного участка с соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением правительства РФ.
Проанализировав доводы истца и возражения ответчиков, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Однако, земельные участки относятся к особо регулируемым объектам, и установление сервитута в отношении именно земельных участков возможно в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, то есть в настоящем случае, по мнению суда, подлежат применению не общие правила о сервитуте, установленный гражданским законодательством, а специальные, установленные земельным законодательством.
В соответствии со ст. 39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:
1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
2) проведение изыскательских работ;
3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
В силу пп.6 п.1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
3. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка».
Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 года № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в котором в пункте 12 указаны: проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Учитывая, что для размещения подъездной дороги к жилому дому, принадлежащему истцу по <адрес>, не требуется разрешение на строительство, истец вправе получить разрешение на размещение такой дороги без предоставления земельного участка и установления сервитута.
Исходя из представленного представителем истца обращения в администрацию г. Ставрополя от 26 ноября 2015 года, истец просил разрешение на согласование подъездной дороги к жилому дому по <адрес>.
Таким образом, правовых оснований для установления сервитута на спорном земельном участке не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 1 июня 2015 года № 236-п утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством РФ вышеуказанным постановлением.
Таким образом, истец вправе обратиться в КУМИ г. Ставрополя (администрацию г. Ставрополя) с заявлением в соответствии вышеуказанным Постановлением Правительства РФ для согласования размещения подъездной дороги к жилому дому по <адрес>, принадлежащему истцу на праве собственности, на земельном участке без его предоставления.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к администрации г. Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании незаконным отказа КУМИ г. Ставрополя, выраженного письмом от 1 сентября 2015 года № о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 91 кв.м. для прохода и проезда к жилому дому по <адрес>; об обязании администрации г. Ставрополя повторно рассмотреть заявление о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 91 кв.м. для прохода и проезда к жилому дому по <адрес> с учетом положений ст. 274 ГК РФ и ст. ст. 39.23-39.26 ЗК РФ, - оставить без удовлетворения.
Мотивированное решение составлено 16 марта 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.И. Кудрявцева
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Ю.И. Кудрявцева