ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-618/19 от 17.10.2019 Исилькульского городского суда (Омская область)

Дело № 2-618/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Исилькуль 17 октября 2019 года

Исилькульский городской суд Омской области в составе

председательствующего судьи Н.Д. Боронко,

при секретаре В.В. Моляк,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГУ УПФ РФ в Исилькульском районе (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении материнским капиталом незаконным и обязании направить средства материнского капитала в счет погашения основного долга по договору займа,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с настоящим заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что является обладателем государственного сертификата на средства материнского (семейного) капитала, выданного ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ в <адрес> (межрайонное). Так как в собственности со своими детьми не имеет никакого жилого помещения, и проживать им негде, она решила приобрести для своей семьи отдельное жилое помещение. Поскольку собственных средств для приобретения жилого помещения не имеет, решила воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала, не дожидаясь исполнения трехлетнего возраста ребенка, в связи с рождением которого выдан государственный сертификат на средства материнского (семейного) капитала, обратившись за займом на приобретение недвижимого имущества в ООО «ИФК «Доминанта».

ДД.ММ.ГГГГ между ней и ООО «ИФК «Доминанта» был заключен договор займа на приобретение недвижимого имущества, на сумму 453026 рублей на срок 180 календарных дней, с целевым назначением: приобретение квартиры, общей площадью 41,9 кв.м., назначение: жилое помещение, кадастровый (или условный) , находящейся по адресу: Россия, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ она заключила договор купли-продажи данного недвижимого имущества с ФИО1 (Продавец). ДД.ММ.ГГГГ переход права собственности по данному договору был зарегистрирован.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ИФК «Доминанта» перечислило на ее счет сумму займа в размере 60000 руб. по платежному поручению .

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ИФК «Доминанта» перечислило на ее счет сумму займа в размере 393026 руб. по платежному поручению .

Указанные денежные средства были переданы продавцу недвижимого имущества. Желая распорядиться средствами материнского (семейного) капитала, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о направлении средств МСК на погашение основного долга и процентов по Договору займа от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «ИФК «Доминанта» в соответствии с Федеральным законом №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». К заявлению были приложены все необходимые документы.

Однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ей было отказано по следующим основаниям:

В соответствии с п. 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении (займ перечислен ДД.ММ.ГГГГ иной организацией, не предусмотренной ФЗ).

Считает отказ территориального органа ПФР в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и направлении их на погашение основного долга и процентов по Договору займа , заключенному с ООО «ИФК «Доминанта», незаконным по следующим основаниям:

1. В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 2 Федерального закона №37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей») изменения, внесенные в Федеральный зaкон от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей», не распространяются на заключенный ей с ООО ИФК «Доминанта» договор займа, так как он заключен до вступления в силу Федерального закона 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закон от № 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон №237-ФЗ).

До внесения указанных изменений согласно ч. 7 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могли направляться на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся: - кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (п. 1 ч. 7 ст.10 Закона № 256-ФЗ); - кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации (п. 3 ч. 7 ст. 10 Закона .ФЗ); - иной организацией, осуществляющей предоставление, займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой (п. 4 ч. 7 ст. 10 Закона № 256-ФЗ).

Законом № 37-ФЗ пункт 4 части 7 ст. 10 Закона № 256-ФЗ изложен в новой редакции, а именно: иная организация, осуществляющая предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой заменена на единый институт развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Считает, что таким образом, с момента вступления в законную силу Закона № 37-ФЗ (ДД.ММ.ГГГГ) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала не могут направляться на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.

Между тем, согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 37-ФЗ действие положений пункта 4 части 7 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, заключивших договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения с организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой до дня вступления в силу настоящего Федерального Закона.

Исходя из изложенного, принципиальное правовое значение для возможности использования средств материнского (семейного) капитала имеет момент заключения договора займа на приобретение на приобретение (строительство) жилого помещения с организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.

Если такой договор займа заключен до вступления в силу Закона № 37-ФЗ (ДД.ММ.ГГГГ), то в силу прямого указания закона на него не распространяются изменения, внесенные указанным федеральным законом.

Истец указывает, что договор займа на приобретение недвижимого имущества между ней и ООО «ИФК «Доминанта» был заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Закона № 37-ФЗ, следовательно, в силу пункта 2 статьи 2 Закона № 37-ФЗ действие положений пункта 4 части 7 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в действующей редакции настоящего Федерального закона) на нее не распространяется.

Договор займа на приобретение недвижимого имущества между ней и ООО «ИФК «Доминанта» был заключен по модели консенсуального договора, то есть он считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям, а не с момента передачи предмета (суммы) займа (с дат, перечисления траншей).

Также истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закон №212-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации» (начало действия документа – ДД.ММ.ГГГГ).

Указанным федеральным законом изложена в новой редакции статья 807 Гражданского кодекса РФ. Основополагающее изменение - возможность заключения консенсуального договора займа. Ранее действовавшая редакция статьи 807 ГК РФ предполагала, что заем - это только реальный договор, то есть момент его заключения совпадает с моментом передачи денег и договоренность о выдаче займа не имеет правового значения. С момента вступления в действие Федерального закона от № 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» стороны могут заключать договоры займа и по модели консенсуального договора, когда заимодавец не выдает предмет займа заемщику, а лишь принимает на себя обязательство по его выдаче.

Истец указывает, что согласно п. 9.3 договора займа договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.

В силу п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги. Заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.

Как видно из содержания приведенной правовой нормы, в настоящее время законом предусмотрена возможность заключения договора займа между юридическим лицом и физическим лицом по модели консенсуального или реального договора.

Договор займа на приобретение недвижимого имущества считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 432, п. 1 ст. 433 ГК РФ и п.9.3 Договора займа.

Истец считает, что для вступления указанного договора займа в силу фактической передачи имущества не требуется, достаточно подписания сторонами одного документа, выражающего содержание сделки, или обмена документами в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 434 ГК РФ.

Таким образом, основание, по которому ответчик отказал ей в перечислении средств материнского (семейного) капитала (договор займа считается заключенным с момента передачи заемщику денежных средств), противоречит как условиям договора займа на приобретение недвижимого имущества, так и положениям действующей редакции статьи 807 ГК РФ.

Кроме того истец указывает, что договор займа на приобретение недвижимого имущества не подпадает под действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», так как обязательства заемщика по нему обеспечены ипотекой.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» настоящий Федеральный закон, за исключением случаев, прямо им предусмотренных, не применяется к отношениям, возникающим в связи с предоставлением потребительского кредита (займа), обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой.

По договору займа на приобретение недвижимого имущества обязательства заемщика обеспечены ипотекой, поэтому к нему не применяются положения Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Таким образом, основание отказа в перечислении денежных средств со ссылкой на п. б ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (договор потребительского займа считается заключенным с момента передачи заемщику денежных средств) является незаконным.

Просила суд признать незаконным решение УПФР в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и обязать УПФР в <адрес> (межрайонное) перечислить средства материнского (семейного) капитала на погашение основного долга по Договору займа от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение недвижимого имущества, заключенному с ООО «ИФК «Доминанта».

В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом дополнила, что в жилом помещении по адресу <адрес> она проживает с детьми, данное жилое помещение ею было приобретено на заемные денежные средства, договор купли продажи заключен с ФИО1 15.03. 2019 года, денежные средства ему ООО « Доминанта» были перечислены 20.03. 2019 года в размере 60 000,00 рублей и 01.04. 2019 года в размере 393 026, 00 рублей. Право собственности на детей не оформлено, поскольку ей было ответчиком отказано в направлении денежных средств на погашение основного долга и процентов.

Она проживала и проживает в <адрес>, никакого заявления о направлении дела лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки в ГУ УПФ РФ в <адрес> или <адрес>, она не писала. В <адрес> не выезжала, проживает постоянно в <адрес>, временно также в <адрес> не выезжала. Она выдала доверенность, оформив её у нотариуса на ведение дел через представителей, ей известно о том, что представитель обращался с таким заявлением в ГУ УПФ РФ <адрес> по направлении дела лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки из ГУ УПФ РФ в <адрес>. От её имени он также обращался с заявлением о распоряжении средствами ( частью средств) материнского ( семейного) капитала в <адрес>, где было отказано в выдаче средств материнского ( семейного) капитала. Данное решение пенсионного фонда в г. Челябинске обжаловал ли её представитель, ей не известно.

Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ в <адрес> (межрайонного) по доверенности ФИО3 в судебном заседании с иском не согласилась и пояснила, что право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан РФ независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ; 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением от 23.01.2019г., в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от ДД.ММ.ГГГГФИО2 был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, в связи с рождением второго ребенка.

Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на при обретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями «Правил направления средств ( части средств материнского ( семейного) капитала на улучшение жилищных условий» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала с целью направит средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в размере 453026 руб. на улучшение жилищных условий, а именно, на погашение займа, взятого на покупку жилого дома, расположенного по адресу <адрес>2.

В соответствии со статьей 8 Закона № 256-ФЗ заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.

Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и заявитель не представил указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

При рассмотрении заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять факт выдачи представленных документов путем направления запросов в соответствующие органы. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае (ч. 2 ст. 8 Закона № 256-ФЗ): 1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и б статьи 3 Федерального закона; 2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; 3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного Федеральным законом; 4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; 5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); 6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 о Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); 7) несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 Федерального закона.

В соответствии с ч.7 ст.10 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организацией, являющейся: 1) кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»; 2) кредитным кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года №190-ФЗ «О кредитной кооперации», сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 1995 года №193-ФЗ «о сельскохозяйственной кооперации», осуществляющими свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации; 3) единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года №225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом от 18.03.2019 №37-ФЗ, внесены изменения в Закон №256-ФЗ. В ранее действовавшей редакции в п. 4 ч.7 ст. 10 закона №256-ФЗ, была предусмотрена возможность предоставления займа – иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой. Закон №37-ФЗ действует с 29.03.2019.

Таким образом, согласно материалов дела, перечисление займа ФИО2, осуществлено 01.04.2019 организацией, не предусмотренной Законом №256-ФЗ.

Кроме того, Распоряжением правления Пенсионного Фонда РФ от 12.03.2014 №94р «Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки», установлен единый порядок формирования, учета и хранения дел лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Формирование дела осуществляется на основании принятого территориальным органом ПФР заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Формирование дел осуществляется сотрудниками территориальных органов ПФР по месту жительства (пребывания, фактического проживания) лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и (или) их представителей. В дело приобщаются копии документов, верность которых засвидетельствована в установленном порядке, либо территориальными органами ПФР.

В соответствии с п. 38 Регламента территориальный орган ПФР в случае обращения лица (его представителя), имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, с заявлением о распоряжении по новому месту жительства (пребывания, фактического проживания) или в связи с изменением места жительства (пребывания, фактического проживания): направляет в адрес территориального органа ПФР по прежнему месту жительства (пребывания, фактического проживания) запрос дела, приобщая к нему копию заявления лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки (его представителя, доверенного лица), и доверенности (в случае обращения доверенного лица.

Согласно заявления, поданного представителем ФИО2 в УПФР в <адрес>, дело лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки перенаправлено ДД.ММ.ГГГГ по новому месту жительства, в связи с обращением с заявлением о распоряжении по новому месту жительства.

Считает решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ основано на требованиях законодательства.

Также, представитель ответчика указывает, что Управление не является надлежащим ответчиком по делу, ввиду отсутствия дела лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, в связи с его пересылкой. Также имеется информация об отказе в распоряжении средствами МСК Челябинский ГУ УПФР ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что надлежащим ответчиком по делу должно выступать ГУ УПФР в <адрес>.

Представитель третьего лица ООО «ИФК «Доминанта» ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, представил суду отзыв в котором указал, что ООО «ИФК «Доминанта» полагает требования Истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Между Истцом и Третьим лицом заключен Договору займа от 15.03.2019 г. на приобретение недвижимого имущества. В силу п. 1.2. Договора займа предоставляемый Истцу заем является целевым и предоставляется на цели приобретения следующего объекта недвижимого имущества: квартиры, общей площадью 41,9 кв.м., назначение: жилое помещение, кадастровый (или условный) , находящейся по адресу: Россия, <адрес>.

Право собственности на Недвижимое имущество было надлежащим образом зарегистрировано за Истцом. Обязательства по Договору займа обеспечены ипотекой (залогом) приобретаемого Недвижимого имущества.

Обременение в виде ипотеки (залога) недвижимого имущества было надлежащим образом зарегистрировано за третьим лицом.

В силу п.2.3. Договора займа, стороны в момент его заключения (15.03.2019 г.) пришли к соглашению, что Займодавец обязуется перечислять суммы займа в течение определенного периода времени с момента предоставления Истцом предусмотренных договором документов.

Займодавец в период с 20.03.2019 г. по 01.04.2019 г. перечислил на банковский счет Истца денежные средства в сумме 453026 рублей.

На день направления настоящего отзыва задолженность по Договору займа в размере 453026 рублей Истцом не погашена, платежи в счет погашения задолженности по договору отсутствуют.

В силу п. 9.3. Договора займа договор вступает в силу с момента его подписания сторонами, то есть, в силу пункта 1 статьи 432, пункта 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор является консенсуальным и устанавливает взаимные обязанности сторон с момента достижения согласия по всем существенным условиям, а именно с даты его подписания сторонами - 15.03.2019 года.

Возможность предусмотреть консенсуальную форму договора предусмотрена редакцией статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 июня 2018 года (изменения внесены Федеральным законом от 26.07.2017 г. N2212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Ссылаясь на положения пункта 1 ст. 807 ГК Российской Федерации в редакции, действующей на дату заключения сторонами договора займа, представитель третьего лица указывает, что истец обратился к Ответчику с заявлением о направлении средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по Договору займа от 15.03.2019 года, заключенного с третьим лицом в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,. имеющих детей».

Уведомлением Ответчика в удовлетворении направленного заявления Истцу было отказано по причине перечисления суммы займа после вступления в силу изменений, предусмотренных Федеральным законом от 18.03.2019 г. № 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», то есть после 28.03.2019 г.

Указанным Федеральным законом (37-ФЗ), в частности, были внесены следующие изменения: Пункт 4 части 7 Статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» был изложен в новой редакции. Начиная со дня вступления в силу Федерального закона от 18.03.2019 г. №37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», то есть с 29.03.2019 г., средства (часть средств) материнского (семейного) капитала не могут быть направлены на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с иной организацией.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» были предусмотрены переходные положения. Согласно пункту 2 статьи 2 указанного закона, действие положений пункта 4 части 7 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, заключивших договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения с организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Поскольку между Истцом и Третьим лицом Договор займа был заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть до дня вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому из числа организаций, предоставляющих заемные средства на приобретение жилого помещения по договорам займа, на погашение обязательств по которым могут направляться средства материнского (семейного) капитала, исключены иные организации, Ответчик был не вправе отказывать Истцу в удовлетворении его заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала путем направления средств на погашение основного долга и процентов по указанному Договору займа.

В связи с изложенным, считает решение ответчика незаконным, указывая, что правомерность данного суждения подтверждается складывающейся судебной практикой.

Считает, что деятельность третьего лица по предоставлению ипотечных займов регулируется нормами ГК РФ, нормами Федерального закона от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке» и частично, нормами ФЗ от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите».

В силу статьи 9.1 Федерального закона от 16.07.1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» особенности условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, устанавливаются Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

В силу части 6 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» договор потребительского кредита считается заключенным, если между сторонами договора достигнуто согласие по всем индивидуальным условиям договора, указанным в части 9 статьи 5 настоящего Федерального закона. Договор потребительского займа считается заключенным с момента передачи заемщику денежных средств.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N2 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» данный Федеральный закон, за исключением случаев, прямо им предусмотренных, не применяется к отношениям, возникающим в связи с предоставлением потребительского кредита (займа), обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой.

Считает, к правоотношениям Истца и Третьего лица, возникшим из Договора займа, не подлежит применению часть 6 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», поскольку правоотношениями сторон предусмотрено обеспечение обязательств в виде ипотеки (залога) приобретаемого недвижимого имущества и указанной нормой не предусмотрено её распространение на такие правоотношения, как того требует часть 2 статьи 1 данного Федерального закона.

В связи с чем полагает требования ФИО2 к УПФР в Исилькульском районе Омской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и обязании перечислить средства материнского ( семейного) капитала на погашение основного долга по Договору займа от 15.03.2019 г. на приобретение недвижимого имущества, заключенному с ООО «ИФК «Доминанта», подлежащим удовлетворению.

Выслушав стороны, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд, приходит к следующему:

В соответствии с государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал Серии МК-11 от ДД.ММ.ГГГГ последний выдан ФИО2, имеющей право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере 453026,00 руб.

Из представленного суду договора займа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный договор заключен между ФИО2 и ООО «ИФК «Доминанта», займ предоставлен на сумму 453026 руб. на срок 180 дней, с целевым назначением - приобретение объекта недвижимости, общей площадью 41.9 кв.м., расположенного по адресу <адрес>.

Согласно договора купли-продажи недвижимого имущества с использованием заемных средств от ДД.ММ.ГГГГ продавец ФИО7 продал ФИО2 жилой дом по адресу <адрес> кв.ДД.ММ.ГГГГ26 руб., расчет согласно договора купли-продажи производился следующим образом: денежные средства в размере 453026 руб., в счет уплаты за приобретаемое недвижимое имущество выплачивается покупателем за счет средств, предоставляемых покупателю по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ. Заем в размере 453026 руб. для оплаты за квартиру зачисляется займодавцем на счет покупателя. Сумма займа в размере 60000 руб. предоставляется не позднее 5 банковских дней с даты предоставления заемщиком займодавцу расписки в получении документов на государственную регистрацию. Сумма займа в размере 393026 руб. предоставляется не позднее 15 банковских дней с даты государственной регистрации в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в <адрес> перехода права собственности на недвижимое имущество к заемщику, при условии возникновения ипотеки в силу закона на недвижимое имущество в пользу займодавца, а также предоставления оригинала выписки из единого государственного реестра недвижимости. Вышеуказанные суммы займа перечисляются покупателем продавцу в течении 1 банковского дня с момента выдачи поступивших покупателю от займодавца по договору займа денежных средств кредитной организацией, в которой открыт счет покупателя, но не позднее 5 банковских дней со дня их поступления.

Регистрация права собственности на указанный объект недвижимости по адресу <адрес> за ФИО2 подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с уведомлением ГУ УПФ РФ в <адрес> (межрайонного) об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГФИО2 уведомлена о том, что по результатам рассмотрения ее заявления о распоряжении средствами материнского капитала от ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления и направлении средств на улучшение жилищных условий, на погашение основного долга и уплату процентов по займу, заключенному с иной организацией на приобретение жилья в сумме 453026,00 руб., в соответствии с п.2 ч.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ в связи с нарушением установленного порядка подачи заявления о распоряжении (займ перечислен ДД.ММ.ГГГГ иной организацией не предусмотренной ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на при обретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

В соответствии со статьей 8 Закона № 256-ФЗ заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.

Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и заявитель не представил указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, установленный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

При рассмотрении заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять факт выдачи представленных документов путем направления запросов в соответствующие органы. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае (ч. 2 ст. 8 Закона № 256-ФЗ): 1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и б статьи 3 Федерального закона; 2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; 3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного Федеральным законом; 4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; 5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); 6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 о Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); 7) несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 Федерального закона.

В соответствии с ч.7 ст.10 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организацией, являющейся: 1) кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»; 2) кредитным кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года №190-ФЗ «О кредитной кооперации», сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 1995 года №193-ФЗ «о сельскохозяйственной кооперации», осуществляющими свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации; 3) единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года №225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом от 18.03.2019 №37-ФЗ, введенным в действие с 29.03.2019, внесены изменения в Закон №256-ФЗ. В ранее действовавшей редакции в п. 4 ч.7 ст. 10 закона №256-ФЗ, была предусмотрена возможность предоставления займа – иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.

В федеральный закон от 18.03.2019 №37-ФЗ, введенным в действие с 29.03.2019, внесены изменения в Закон №256-ФЗ, согласно которого пункт 4 части 7 ст. 10 Закона № 256-ФЗ изложен в новой редакции, а именно: иная организация, осуществляющая предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой заменена на единый институт развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В ранее действовавшей редакции в п. 4 ч.7 ст. 10 закона №256-ФЗ, была предусмотрена возможность предоставления займа – иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой. Закон №37-ФЗ действует с 29.03.2019.

Из материалов дела усматривается, что договор купли продажи между истцом и ФИО1 был заключен 15.03. 2019 года, договор займа на приобретение недвижимого имущества был заключен между истцом и Обществом с ограниченной ответственностью « Инвестиционно - Финансовой Компанией» Доминанта» - 15.03. 2019 года.

Федеральный закон № 37 « О внесении изменений в федеральный закон « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» одобрен Советом Федерации 13.05. 2019 года, был опубликован 18.03.2019 года и вступил в действие в 29.03. 2019 года, в связи с чем суд полагает, что ООО « ИФК « Доминанта» имела возможность перечислить денежные средства заемные истцу до 29.03. 2019 года, то есть до вступления федерального закона в законную силу, поскольку из платежного поручения следует, что денежные средства в сумме 60 000,00 рублей были перечислены 20.03. 2019 года и 01.04. 2019 года

Из чего следует, что перечисление займа ФИО2, осуществлено ДД.ММ.ГГГГ организацией, не предусмотренной Законом №256-ФЗ, в связи с чем суд считает, что оснований для признания действий пенсионного фонда незаконным, признать нельзя.

Кроме того судом установлено, что на день рассмотрения гражданского дела - дело лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки находится в Государственном учреждении Управления пенсионного фонда Российской Федерации Центрального района г. Челябинска по заявлению представителя ФИО2 на основании доверенности.

В соответствии с п. 6 правил подачи заявления о распоряжении средствами материнского ( семейного) капитала, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 02.08. 2017 г. н, заявление о распоряжении средствами подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) либо фактического проживания заявителя. Несмотря на то обстоятельство, что истец обратилась в ГУ УПФ РФ в Исилькульском районе Омской области ( межрайонное) с заявлением о распоряжении средствами материнского ( семейного) капитала.

Распоряжением правления Пенсионного Фонда РФ от 12.03.2014 №94р «Об утверждении регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки», установлен единый порядок формирования, учета и хранения дел лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Формирование дела осуществляется на основании принятого территориальным органом ПФР заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Формирование дел осуществляется сотрудниками территориальных органов ПФР по месту жительства (пребывания, фактического проживания) лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и (или) их представителей. В дело приобщаются копии документов, верность которых засвидетельствована в установленном порядке, либо территориальными органами ПФР.

В соответствии с п. 38 Регламента территориальный орган ПФР в случае обращения лица (его представителя), имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, с заявлением о распоряжении по новому месту жительства (пребывания, фактического проживания) или в связи с изменением места жительства (пребывания, фактического проживания): направляет в адрес территориального органа ПФР по прежнему месту жительства (пребывания, фактического проживания) запрос дела, приобщая к нему копию заявления лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки (его представителя, доверенного лица), и доверенности (в случае обращения доверенного лица.

Согласно заявления, поданного представителем ФИО2 в УПФР в Центральном районе г.Челябинска, дело лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки находится в Центральном районе Пенсионного фонда г. Челябинска.

Истец в судебном заседании отказалась обратиться с заявлением о передаче дела лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки из Центрального района Пенсионного фонда г. Челябинска в ГУ УПФ РФ в Исилькульском районе Омской области ( межрайонное) и возложить обязанность на ответчика по перечислению средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга по Договору займа от 15.03. 2019 г. в случае признания действия ответчика незаконными, суд не правомочен.

Исходя из изложенного, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных исковых требований ФИО2, отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда в Омский областной суд, путем подачи жалобы через Исилькульский городской суд Омской области.

Судья Н.Д. Боронко

Мотивированное решение изготовлено 22.10.2019 года