ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-618/20 от 03.12.2020 Лангепасского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0009-01-2020-002095-78

Дело № 2-618/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 декабря 2020 года

Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Майоровой И.В.,

при секретаре Томиной Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Лангепаса в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «16 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (договорной)» о возложении обязанности устранения нарушений в сфере антитеррористической и пожарной безопасности объектов МЧС России,

У С Т А Н О В И Л:

Истец прокурор г.Лангепаса обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.

Прокуратурой города проведена проверка соблюдения Федеральным государственным бюджетным учреждением «16 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» (далее – 16 ОФПС) законодательства в сфере противодействия терроризму.

В ходе проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Проведенной проверкой установлено, что ФГБУ «16 Отряд ФПС ГПС по ХМАО - Югре (договорной) является организацией подведомственной МЧС России.

Собственником объектов, в которых расположен 16 ОФПС, является ТПП «Лангепаснефтегаз». Здание ОВПО с хозяйственным блоком, расположенное по адресу: <...>, здание РММ и административно - бытовой комплекс, расположенное по адресу: г. Лангепас, зона УППНГ, здание РММ и административно - бытовой комплекс гараж из панелей, расположенное по адресу: г. Лангепас, зона УППНГ, здание пожарного депо на 6 автомобилей, расположенное по адресу: ЦПС Лас - Еганское месторождение переданы ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» согласно договору оказания услуг № 19С3480 от 02.12.2019 (далее по тексту - договор) в пользование 16 ОФПС.

По мнению истца, 16 ОФПС является правообладателем объектов, к которым предъявляются требования по антитеррористической защищенности.

Согласно п. 3.1.29 договора исполнитель - 16 ОФПС обязан организовать соблюдение требований норм и правил по содержанию и эксплуатации переданных в пользование зданий пожарных депо в соответствии с санитарными нормами, нормами промышленной и пожарной безопасности.

Согласно п. 3.1.31 договора исполнитель обязан использовать имущество исключительно для выполнения своих обязательств по договору и эксплуатировать его в соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарными нормами и правилами и другими нормативными правовыми актами, правилами, стандартами и техническими нормами, устанавливающими требования к конструкции и техническому состоянию имущества и установленного оборудования.

Таким образом, полагает истец, договором на исполнителя - 16 ОФПС возложена обязанность по эксплуатации переданного ООО «Лангепаснефтегаз» имущества в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Проведенной проверкой установлено, что приказом начальника 16 ОФПС от 25.10.2019 создана комиссия для осуществления категорирования объектов. Согласно актам, утвержденным 19.11.2019, комиссией осуществлено обследование 4 объектов, к которым предъявляются требования антитеррористической защищенности.

В соответствии с п. 41 Постановления № 1133 разработка и согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляются в течение 90 дней со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

Таким образом, согласование паспортов антитеррористической защищенности объектов 16 ОФПС должно быть окончено в срок до 17.02.2020.

Вместе с тем, в дальнейшем должностными лицами 16 ОФПС работы по утверждению паспорта антитеррористической защищенности были свернуты. Паспорта безопасности объектов не утверждены до настоящего времени.

По результатам проведенной проверки 06.02.2020 заместитель начальника 16 ОФПС ФИО2 прокуратурой города предостережен о недопустимости нарушений закона в сфере противодействия терроризму.

15.06.2020 начальнику 16 ОФПС внесено представление об устранении нарушений закона, в котором указывалось на необходимость категорирования объекта и утверждения паспорта безопасности. Согласно ответу на представление указанные объекты не являются объектами МЧС России, в связи с чем, в удовлетворении требований отказано.

До настоящего настоящее времени должностными лицами 16 ОФПС не исполнены требования ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также требования п. 41 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2019 № 1133 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Бездействие должностных лиц 16 ОФПС при обеспечении безопасности посетителей и работников учреждения во время пребывания в организации нарушает права неопределенного круга лиц, которые гарантированы ст. 41 Конституции Российской Федерации, а также требования Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Указав изложенные выше фактические обстоятельства и правовые основания в своем исковом заявлении, истец просит обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «16 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 31.08.2019 № 1133 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» провести разработку, согласование и утверждение паспортов безопасности объектов:

здание ОВПО с хозяйственным блоком, расположенное по адресу: <...>;

здание РММ и административно - бытовой комплекс, расположенное по адресу: г. Лангепас, зона УППНГ;

здание РММ и административно - бытовой комплекс гараж из панелей, расположенное по адресу: г. Лангепас, зона УППНГ;

здание пожарного депо на 6 автомобилей, расположенное по адресу: ЦПС Лас - Еганское месторождение.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г.Лангепаса Головин А.В. исковые требования поддержал по предмету и основаниям, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «16 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора г.Лангепаса не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме. Свою позицию по делу изложил в отзыве, приобщенном к материалам делам.

Представители третьего лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенностей, с исковыми требованиями также не согласились, полагали их не подлежащими удовлетворению. Свое мнение по иску изложили в отзыве, приобщенном к материалам дела.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Лукойл-Западная Сибирь» ФИО5, действующий на основании доверенности, считает исковые требования прокурора законными и обоснованными, просил удовлетворить.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Регионального управления Федеральной службы безопасности России по Тюменской области ФИО6, действующий на основании доверенности, Федерального государственного казенного учреждения «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре» ФИО7, действующий на основании доверенности, оставили разрешение спорного вопроса на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 31.08.2019 N 1133 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов и подведомственных ему организаций (далее - органы (организации).

Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и (или) технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются органы (организации).

Судом установлено следующее. Третье лицо ООО «Лукойл-Западная Сибирь» является собственником следующих объектов недвижимости: здание ОВПО с хозяйственным блоком, расположенное по адресу: <...>; здание РММ и административно - бытовой комплекс, расположенное по адресу: г. Лангепас, зона УППНГ; здание РММ и административно - бытовой комплекс гараж из панелей, расположенное по адресу: г. Лангепас, зона УППНГ; здание пожарного депо на 6 автомобилей, расположенное по адресу: ЦПС Лас - Еганское месторождение, что подтверждается выписками из ЕГРН и свидетельствами о регистрации права собственности.

02.12.2019 между Федеральным государственным бюджетным учреждением «16 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» (исполнитель) и ООО «Лукойл-западная Сибирь» (заказчик) заключен договор № 19С3480 на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности на объектах ТПП «Лангепаснефтегаз» (далее договор), в соответствии с п.2.1 которого исполнитель принял на себя обязательства самостоятельно и (или) силами и средствами договорного подразделения ФПС, в пределах своей компетенции, организовывать и осуществлять работы и услуги по пожарно-оперативному обслуживанию объектов защиты и обслуживаемых объектов заказчика, пожарно-профилактическую деятельность на объектах защиты, а заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы и оказанные услуги, с учетом иждивения имущества заказчика.

Пунктом 2.5 указанного выше договора предусмотрено, что недвижимое имущество, транспортные средства, движимое имущество, обозначенные в приложениях к договору, предоставляются заказчиком исполнителю его иждивением на срок действия договора.

Согласно п.2.6 договора передача имущества осуществляется в интересах заказчика для выполнения исполнителем работ и оказания услуг по данному договору и не предусматривает их использование в других целях.

Частью 1 ст.216 Гражданского кодекса РФ установлены вещные права наряду с правом собственности, которыми, в частности, являются:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265);

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);

сервитуты (статьи 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, Федеральное государственное бюджетное учреждение «16 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» является бюджетным учреждением, учредителем которого является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

В соответствии с ч.1 и ч.9 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Частью 1 ст.25 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» также установлено, что некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 447 от 16.07.2007 утверждено Положение «Об учете федерального имущества», в котором дано понятие правообладателя недвижимого имущества - это федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или иной федеральный орган государственной власти (федеральный государственный орган), федеральное государственное бюджетное учреждение, федеральное казенное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на вещном праве или в силу закона.

Исходя из анализа вышеприведенных нормативных актов, суд приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации оснований для возложения обязанности на ответчика исполнить требования Постановления Правительства РФ от 31.08.2019 N 1133 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» не имеется, поскольку ФГБУ «16 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» не является тем правообладателем указанных в иске объектов недвижимости, который в силу закона может распоряжаться предоставленным ему недвижимым имуществом.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в соответствии со ст.24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров.

Работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правилами выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 989 от 24.12.2008, установлено, что выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы осуществляются на основе договоров, заключенных организациями с договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы могут обслуживаться критически важные производственные объекты, объекты культурного наследия народов Российской Федерации и объекты с массовым пребыванием людей по решению их собственников.

Именно такой договор на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности, а не на передачу недвижимого имущества, был заключен между ответчиком ФГБУ «16 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» и ООО «Лукойл-Западная Сибирь» 19.12.2019.

Как следует из буквального толкования договора № 19С3480 на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности на объектах ТПП «Лангепаснефтегаз» от 02.12.2019 спорное недвижимое имущество третьим лицом ООО «Лукойл-Западная Сибирь» было передано ответчику только на срок действия договора и исключительно для выполнения исполнителем работ и оказания услуг по данному договору и не предусматривало их использование в других целях (п.2.5, п.2.6).

Пунктом 3.1.29 данного договора, действительно, предусмотрена обязанность исполнителя, в данном случае ответчика, организовать соблюдение норм и правил по содержанию и эксплуатации переданных в пользование зданий пожарных депо в соответствии с санитарными нормами, нормами промышленной и пожарной безопасности.

Вместе с тем, п.3.1.31 данного договора установлено, что имущество ответчиком используется исключительно для выполнения своих обязательств по договору. Ответчик обязан эксплуатировать его в соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарными нормами и правилами и другими нормативными правовыми актами, правилами, стандартами и техническими нормами, устанавливающими требования к конструкции и техническому состоянию имущества и установленного оборудования.

Между тем, как было указано выше, недвижимое имущество такой некоммерческой организации как бюджетное учреждение, каковым является ответчик, может быть передано на праве оперативного управления, что установлено как Федеральным Законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ, так и положениями Гражданского Кодекса РФ.

Передача недвижимого имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению для оказания услуг по договору, вопреки доводам истца, не свидетельствует о том, что ответчик ФГБУ «16 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» стал правообладателем данных объектов недвижимости, в отношении которых он вправе совершать какие-либо иные действия, не предусмотренные договором № 19С3480 от 02.12.2019.

Принимая во внимание изложенное, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований прокурора г.Лангепаса к Федеральному государственному бюджетному учреждению «16 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (договорной)» в полном объеме.

Руководствуясь ст.12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г.Лангепаса в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «16 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (договорной)» о возложении обязанности устранения нарушений в сфере антитеррористической и пожарной безопасности объектов МЧС России оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в гражданскую коллегию Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья Майорова И.В.