ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-618/20 от 29.10.2020 Урюпинского городского суда (Волгоградская область)

Дело №2-618/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Урюпинск 29 октября 2020г.

Судья Урюпинского городского суда Волгоградской области Миронов А.В., при секретаре судебного заседания Матеровой Е.В.,

с участием:

представителя истца – ФИО1,

представителя ответчика МАУ ЖКХ Добринского с/п – ФИО2,

представителя ответчика администрации Добринского сельского поселения –ФИО3,

представителя ответчика администрации Урюпинского муниципального района – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Роспотребнадзора в г.Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районам к МАУ ЖКХ Добринского сельского поселения, Администрации Добринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меру по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области в г.Урюпинске, Урюпинском, Нехаевском и Новониколаевском районах обратилось в Урюпинский городской суд Волгоградской области, в обоснование которого указано, что в ходе проведенных проверок соблюдения МАУ ЖКХ Добринского с/п требований санитарного законодательства установлено, что МАУ ЖКХ Добринского с/п нарушаются санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде поставляемой населению ст.Добринка и х.Горский Урюпинского муниципального района.

В ходе проверок отбирались пробы воды из централизованной системы водоснабжения ст.Добринки и х.Горский. В результате анализа проб было установлено, что питьевая вода из разводящей водопроводной сети не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». В результате анализа проб установлено что вода не соответствует предъявляемым требованиям по показателям мутности, жесткости и содержанию железа. Данный факт создает угрозу жизни и здоровья населения станицы и хутора. Артезианские скважины, водонапорные башни и водопроводные сети находятся в собственности администрации Добринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области. На основании договора от 09 января 2017г. объекты водопользования переданы в оперативное управление МАУ ЖКХ ДОбринского с/п.

Уточнив исковые требования истец просит обязать МАУ ЖКХ Добринского сельского поселения, Администрацию Добринского сельского поселения, администрацию Урюпинского муниципального района в пределах своих полномочий обеспечить водоснабжение населения ст.Добринка и х.Горский Урюпинского муниципального района Волгоградской области питьевой водой соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика МАУ ЖКХ Добринского с/п ФИО2 пояснил, что поставляемая населению питьевая вода не соответствует требованиям по уровню содержания железа. МАУ ЖКХ Добринского с/п не имеет возможности исправить данную ситуацию так как необходима станция обезжелезивания на которую не имеется денежных средств. Поступающих денежных средств хватает на поддержание работоспособности водопровода и оборудования.

Представитель администрации Добринского сельского поселения ФИО3 пояснил, что администрация должна обеспечивать качество воды поставляемой населению, но денежных средств в нужном объеме на это не имеется.

В судебном заседании представитель ответчика – администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области – ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что администрация района передала полномочия по водоснабжению администрации Добринского сельского поселения и осуществила финансирование переданных полномочий, следовательно, в отношении администрации района требования не подлежат удовлетворению.

Также представители ответчиков пояснили в судебном заседании, что на территории Волгоградской области действует программа по обеспечению населения качественной питьевой водой и администрация Добринского поселения включена в данную программу, однако на какой стадии находится реализация программы им не известно, о сроках начала работ информации не имеется.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заваленных требований.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Частью 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с требованиями статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В силу п. 3 ст. 39 указанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверок проведенных Управлением Роспотребназдзора в отношении МАУ ЖКХ Добринского с/п за период с июля 2018 года по июнь 2020г. выявлено несоответствие санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а именно нарушены требования СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» поставляемая по водопроводной сети в ст.Добринка и х.Горском питьевая вода не соответствует предъявляемым требованиям по содержанию железа, а также имелись отклонения по показателям мутности. Данный факт подтверждается результатами лабораторных исследований (л.д. 17-20, 22-28, 41-44, 46-50, 64-66, 68-70, 82,83, 85-88, 100-102) и не оспаривается сторонами.

Согласно п.3.1, п.3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

П. 3.3., п.3.4, п.3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлены требования к микробиологическим, паразитологическим показателям, химическому составу и органолептическим свойствам.

Несоответствие воды указанным показателям нашло свое подтверждение при рассмотрении дела и подтверждается исследованными судом протоколами испытаний проб воды.

Ответчиками не оспаривался факт несоответствия воды предъявляемым требованиям.

Представители ответчиков МАУ ЖКХ Добринского с/п и администрации Добринского сельского поселения поясняли, что для приведения качества воды по показателям железа в соответствие необходимы значительные финансовые средства, которые у них на сегодняшний день отсутствуют.

На основании п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация водоснабжения населения.

Согласно ч. ч. 1, 2, 9 ст. 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

Согласно уставу МАУ ЖКХ Добринского с/п одним из видов деятельности учреждения является эксплуатация инженерных сетей и сооружений коммунального назначения. Уставом закреплено, что учреждение осуществляет свою деятельность путем выполнения работ, оказания услуг по реализации полномочий органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Полномочия учредителя осуществляются администрацией Добринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области. К компетенции учредителя относится: постановка задания для учреждения в соответствии с предусмотренной уставом основной деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания.

Согласно договору о закреплении имущества на праве оперативного управления от 09 января 2017г. администрация Добринского сельского поселения закрепила за МАУ ЖКХ Добринского сельского поселения водопроводную сеть в ст.Добринка и х.Горском Урюпинского района Волгоградской области (л.д.107-116).

Как следует из материалов дела, администрацией Добринского сельского поселения Урюпинского муниципального района и МАУ ЖКХ Добринского с/п не организовано снабжение питьевой водой населения ст.Добринка и х.Горский Урюпинского района в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством РФ.

Учитывая установленные при рассмотрении дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что на орган местного самоуправления – администрацию Добринского сельского поселения, с учетом возложенных на нее законом обязанностей, совместно с организацией, созданной для реализации этих полномочий надлежит возложить обязанность по обеспечению населения ст.Добринка и х.Горский Урюпинского района питьевой водой в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01.

Согласно ст.17 закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Согласно ч.3 ст.5 Устава в вопросам местного значения Урюпинского муниципального района, которые решаются органами местного самоуправления Урюпинского муниципального района на территориях сельских поселений, входящих в состав Урюпинского муниципального района, относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно уставу Урюпинского муниципального района, к вопросам местного значения Урюпинского муниципального района относятся выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав Урюпинского муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района (ст.5).

Решением Урюпинской районной Думы от 28 декабря 2016г. был утвержден порядок предоставления из бюджета района бюджетам сельских поселений, межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение передаваемых районом полномочий в соответствии с заключенными соглашениями.

В судебном заседании представителем ответчика – администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области было представлено соглашение №7 от 30 декабря 2019г. о передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в части организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения. Как следует из соглашения, Урюпинский муниципальный район передал Добринскому сельскому поселению полномочия в части организации в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения. Соглашение заключено сроком до 31 декабря 2020г. Также соглашение предусмотрено финансовое обеспечение переданных полномочий в сумме 769 520 руб. 00 коп. которые были перечислены поселению.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии у администрации Урюпинского муниципального района, наравне с Добринским сельским поселением, обязанности по по обеспечению населения ст.Добринка и х.Горский Урюпинского района питьевой водой в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01.

При этом выделение денежных средств Добринскому поселению в сумме 769 520 руб. 00 коп на исполнение переданных полномочий, не освобождает администрацию от выполнения данных обязанностей, поскольку денежные средства, как пояснили стороны в судебном заседании, переданы для обеспечения возможности подачи воды в то время как необходимо разрешить вопрос с качеством питьевой воды подаваемой населению.

Учитывая специфику организации и деятельности МАУ ЖКХ Добринского с/п, являющегося автономным учреждением финансируемым, в том числе за счет бюджетных средств, наличие у Добринского сельского поселения и Урюпинского муниципального района полномочий и обязанностей по обеспечению водоснабжения поселения, наличие требований к качеству питьевой воду определенном СанПиН 2.1.4.1074-01, а также учитывая, что факт несоответствия поставляемой питьевой воды предъявляемым требованиям нашел свое подтверждение при рассмотрении дела, суд находит подлежащими требования истца о возложении на ответчиков обеспечить население питьевой водой, соответствующей предъявляемым требованиям.

При этом суд учитывает доводы ответчиков о том, что на территории Волгоградской области реализуется программа по обеспечению населения Волгоградской областью качественной питьевой водой, однако данные доводы не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Как следует из приложения 10 к государственной программе, реконструкция системы водоснабжения ст.Добринка Урюпинского района запланирована с привлечением средств бюджетов всех уровней на 2023-2024 годы в то время как качество воды поставляемой населению должно соответствовать предъявляемым требованиям в настоящий момент.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Суд считает необходимым установить срок в течение которого необходимо исполнить возложенную на ответчиков обязанность равным 18 месяцам, так как согласно пояснению представителей ответчиков для приведение воды в соответствие предъявляемым требованиям необходимы большие финансовые вложения и строительство станции обезжелезивания. Указанные действия предполагают, длительную процедуру конкурсного отбора как на стадии проектирования так и на стадии возможного строительства в связи с чем десятимесячный срок указанный истом будет являться недостаточным. Кроме того истцом не приведено обоснований длительности срока в 10 месяцев в течение которого истец просит исполнить возложенную на ответчиков обязанность.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора в г.Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районам к МАУ ЖКХ Добринского сельского поселения, Администрации Добринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меру по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить частично.

Обязать МАУ ЖКХ Добринского сельского поселения, Администрацию Добринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, администрацию Урюпинского муниципального района Волгоградской области в пределах своих полномочий обеспечить водоснабжение населения ст.Добринка и х.Горский Урюпинского муниципального района Волгоградской области питьевой водой соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требовании об исполнении возложенной обязанности в течение 10 месяцев - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградской областной суд через Урюпинский городской суд Волгоградской области в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Миронов А.В.