ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6195/2016 от 15.12.2016 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-6195-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2016 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Кукленко С. В.,

при секретаре Мыльцевой Ф.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаля ВМ к Министерству транспорта Российской Федерации о признании увольнения незаконным, изменении даты увольнения, взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился с названным иском в суд, в обоснование своих требований указал, что30.06.2016 года приказом Южного территориального управления Росграницы от 17.06.2016 л/с с Шаля В. М. был прекращён и расторгнут служебный контракт о прохождении федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Южном территориальном управлении Росграницы от 23.07.2009 , Шаль В. М. был освобождён от замещаемой должности государственной гражданской службы начальника отдела правового и кадрового обеспечения ЮТУ Росграницы и уволен 30 июня 2016 года в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с упразднением государственного органа. Считает, что оснований для расторжения служебного контракта по п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ не имелось, увольнение было произведено незаконно и в связи с этим были нарушены его права, включая право на труд, гарантированное ст. 37 Конституции Российской Федерации. В приказе от 17 июня 2016 г. л/с «О прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы В.М. Шаля» основанием для его увольнения указывается упразднение некоего государственного органа. При этом в Приказе 57л/с не указано, что упразднено именно ЮТУ Росграницы. Однако фактически ЮТУ Росграницы упразднено не было и на момент его увольнения не было также и ликвидировано. Это подтверждается следующими обстоятельствами. Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации упразднено Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 . Указаний на то, что при этом были упразднены и территориальные органы Росграницы, в Указе нет. Вместе с тем Росграница и территориальные органы Росграницы являются самостоятельными юридическими лицами. Это прямо следует из Положения о территориальном органе Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденному приказом Росграницы от 06.11.2008 № 115, территориальные органы Росграницы являются государственными органами и находятся в подчинении Росграницы, при этом в соответствии с п. 16 Положения они являются самостоятельными юридическими лицами. Подтверждением тому, что ЮТУ Росграницы является самостоятельным юридическим лицом, является, в частности, «Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц», в соответствии с которым ЮТУ Росграницы присвоен основной государственный регистрационный 21 июля 2009 года за государственным регистрационным номером Приказом Росграницы от 11.02.2016 принято решение о ликвидации территориальных органов, но решения об упразднении территориальных органов Росграницы в этом приказе, как и в других документах, изданных ликвидационной комиссией Росграницы, нет. Во исполнение требований Приказа в ЮТУ Росграницы осуществляются мероприятия по подготовке к ликвидации. Однако в день моего увольнения ЮТУ Росграницы ликвидировано не было, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.07.2016 № . При этом указание на то, что ЮТУ Росграницы находится в стадии ликвидации, не свидетельствует о действительном прекращении деятельности управления и его ликвидации. При всех указанных выше обстоятельствах оснований для расторжения со Шаля В. М. служебного контракта по п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79- ФЗ не имелось, поэтому своё увольнение считает незаконным. Помимо этого необходимо отметить, что процедура ликвидации ЮТУ Росграницы проводится с нарушением действующего законодательства. Из Приказа № 28-ОД следует, что решение о ликвидации территориальных органов Росграницы принимала ликвидационная комиссия Росграницы. Согласно Положению о территориальном органе Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденному приказом Росграницы от 06.11.2008 (далее -Положение), территориальные органы Росграницы являются государственными органами и находятся в подчинении Росграницы, при этом в соответствии с п. 16 Положения они являются самостоятельными юридическими лицами. II. 19 Положения реорганизация и ликвидация территориальных органов осуществляется Росграницей в установленном порядке. Согласно п. 8.6. Регламента Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, утверждённого приказом от 23.12.2014 -ОД, принятие решений о реорганизации представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа. Вместе с тем, уведомление о предложении вакантных должностей государственной гражданской службы списка вакантных должностей в Минтрансе РФ, как государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, в адрес Шаля В. М. не поступало.

На основании изложенного истец просит признать незаконным приказ ЮТУ Росграницы от 17.06.2016 -лс «О прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы В.М. Шаля», в соответствии с которым 30.06.2016прекращено действие заключённого В.М. Шаля с представителем нанимателя служебного контракта о прохождении федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Южном территориальном управлении Росграницы от 23.07.2009 , он был освобождён от замещаемой должности государственной гражданской службы начальника отдела правового и кадрового обеспечения ЮТУ Росграницы по п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», изменить дату освобождения от замещаемой должности гражданской службы, указанную в приказе ЮТУ Росграницы от 17.06.2016 -л/с (30.07.2016) на дату фактической ликвидации ЮТУ Росграницы, подтверждённую исключением её из Единого государственного реестра юридических лиц, обязать Минтранс РФ осуществить процедуру упразднения ЮТУ Росграницы в соответствии с действующим законодательством; обязать ответчиков оплатить Шалю В. М. за время вынужденного прогула с 01.07.2016 года по дату фактической ликвидации ЮТУ Росграницы, подтверждённой исключением из Единого государственного реестра юридических лиц, в размере согласно прилагаемому расчёту.

Впоследствии истец дополнил заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил суд исключить из числа ответчиков Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) в связи с тем, что данное юридическое лицо ликвидировано, обязать ответчика оплатить истцу за время вынужденного прогула с 01.072016 года по 15.07.2016 (дату фактической ликвидации ЮТУ Росграницы) в размере 37 842,75 руб. согласно прилагаемому расчёту.

В судебном заседании истец Шаля В. М. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил. Дело в отношении ответчика рассматривается в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 30.06.2016 года приказом Южного территориального управления Росграницы от 17.06.2016 л/с с Шаля В. М. был прекращён и расторгнут служебный контракт о прохождении федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Южном территориальном управлении Росграницы от 23.07.2009 , Шаль В. М. был освобождён от замещаемой должности государственной гражданской службы начальника отдела правового и кадрового обеспечения ЮТУ Росграницы и уволен 30 июня 2016 года в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с упразднением государственного органа.

Истец считает, что оснований для расторжения служебного контракта по п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ не имелось, увольнение было произведено незаконно и в связи с этим были нарушены его права, включая право на труд, гарантированное ст. 37 Конституции Российской Федерации.

В исковом заявлении истец указывает, что с ним был прекращён и расторгнут служебный контракт на основании пункта 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004№79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее - 79-ФЗ) в связи с упразднением ЮТУ Росграницы.

В соответствии с вышеуказанной нормой закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы, в том числе в случае упразднения государственного органа.

В соответствии с Положением о территориальном органе Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, утверждённым приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 06.11.2008 , территориальным органом Росграницы является территориальное управление Росграницы.

Управление является государственным органом и находится в подчинении Росграницы.

Пунктом 16 Приказа предусмотрено, что Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета в территориальных органах Федерального казначейства.

Реорганизация и ликвидация Управления осуществляются Росграницей в установленном порядке (пункт 19 Приказа ).

Кроме того, Приказом предусмотрено, что Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Росграницы в установленном порядке.

Руководитель Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем Росграницы.

Остальные сотрудники Управления назначаются и освобождаются от занимаемой должности руководителем Управления.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от02.02.2016 Росграница была упразднена.

Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур в связи с упразднением Росграницы.

Функции упраздняемой Росграницы (а не её территориальных подразделений) были переданы Минтрансу России.

Таким образом, Указом была упразднена именно Росграница, а не её территориальные органы.

Вместе с тем, на основании вышеуказанных актов Росграницей был издан приказ от 11.02.2016 № 28-ОД «О ликвидации территориальных органов Росграницы», согласно которому территориальные органы Росграницы, в том числе и ЮТУ Росграницы ликвидируются. Приказом было также предписано председателям ликвидационных комиссий обеспечить предоставление государственным гражданским служащим территориальных органов гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Стоит отметить, что законодательством, в том числе Законом №79-ФЗ не предусмотрено при упразднении государственного органа осуществлять увольнение сотрудников непосредственно в день упразднения (ликвидации).

Учитывая изложенное, суд полагает довод о незаконности увольнения Шаля В.М. непосредственно не в день ликвидации ЮТУ Росграницы несостоятельным и не основанным на нормах законодательства.

Относительно довода заявителя о невозможности распространения полномочий ликвидационной комиссии Росграницы на территориальные органы Росграницы суд исходит из следующего.

В связи с упразднением (ликвидацией) Росграницы Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур.

Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 -р был утверждён председатель ликвидационной комиссии Росграницы. Кроме того, было предписано завершить ликвидационные мероприятия по упразднению Росграницы (далее - ликвидационные мероприятия) до 01.09.2016.

В силу пункта 4 статьи 62 ГК РФ, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

При этом согласно пункту 9 статьи 63 ГК РФ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, и учитывая, что реорганизация и ликвидация территориальных управлений осуществляются Росграницей, суд приходит к выводу, что Приказ ликвидационной комиссии Росграницы от 11.02.2016 года -ОД «О ликвидации территориальных органов Росграницы» является законным и обоснованным и изданным в соответствии с нормами законодательства.

В связи с чем, довод истца о том, что правом издания такого приказа обладает исключительно Минтранс России, является несостоятельным.

Согласно пункту 5 статьи 31 Закона №79-ФЗ, представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Однако Минтранс России не является правопреемником территориальных органов Росграницы, в связи с чем, полномочий по предложению вакантных должностей государственной гражданской службы бывшим сотрудникам территориальных органов Росграницы не имеет.

Кроме того, Минтранс России не принимал участие в ликвидации территориальных органов Росграницы, в том числе ЮТУ Росграницы и не осуществлял увольнение сотрудников ЮТУ Росграницы и соответственно не производил с ними соответствующих расчётов при увольнении.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Минтранс России своими действиями не нарушал прав и законных интересов истца, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований Шаля В.М. следует отказать в полном объёме.

Поскольку суд не нашел незаконности в действиях ответчика Минтранса России, не подлежат удовлетворению требования истца об оплате за время вынужденного прогула с 01.07.2016 года по дату фактической ликвидации ЮТУ Росграницы.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных исковых требований, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2016 года.

СУДЬЯ Кукленко С.В.