Дело №2-6197/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд города Омска
в составе председательствующего Солодкевича И.М.
при секретаре Кукиной Ю.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 04 октября 2016 года
гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социального развития Омской области и бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о выплате единовременного подъемного пособия участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направила в суд иск к Министерству труда и социального развития Омской области (далее – МТиСР Омской области), указав, что ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована Управлением Федеральной миграционной службы по Омской области (далее – УФМС России по Омской области) в качестве участника Государственной программы по оказанию добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Государственная программа).
В августе 2015 года она обратилась в МТиСР Омской области за получением единовременного подъемного пособия, где ей предложили расписаться в журнале учета и направили для решения данного вопроса в бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – БУ «МФЦ») – филиал по Кировскому административному округу города Омска, а работники последнего ей сообщили, что Государственная программа приостановлена, и выплату подъемного пособия они не производят.
ДД.ММ.ГГГГ она в письменной форме обратилась в БУ «МФЦ», которое в своем ответе сообщило о приостановлении Государственной программы, а меры социальной поддержки были предусмотрены для тех, кто подал заявление не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени она регулярно обращается со спорным вопросом в БУ «МФЦ», но ей по-прежнему сообщают о приостановлении Государственной программы.
Однако она считает, что ей незаконно отказывают в выплате единовременного подъемного пособия.
Просила суд обязать ответчика МТиСР Омской области выплатить ей единовременное подъемное пособие (л.д.3).
В ходе судебного разбирательства свои требования истец предъявила и к ответчику БУ «МФЦ».
При этом дополнила, что согласно ответу МТиСР Омской области от ДД.ММ.ГГГГ обращение за получением выплат предоставляется не позднее шести месяцев со дня постановки отметки о регистрации участника Государственной программы в УФМС России по Омской области.
У нее же регистрация указана ДД.ММ.ГГГГ, и свое право на получение выплат она не смогла реализовать, обратившись в установленный срок в шесть месяцев, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Из федерального бюджета ей произвели выплату в размере <данные изъяты> и разъяснили право на получение выплат из местного бюджета без оговорок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению Правительства Омской области от 23.10.2013 года №273-п «О мерах социальной поддержки участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов из семей, прибывших в Омскую область» на территории Омской области участнику Государственной программы и членам его семьи, прибывшим в Омскую область, из числа граждан, указанных в пунктах 1.1, 1.2 настоящего постановления, установлены меры социальной поддержки в виде, в том числе, единовременного подъемного пособия участнику Государственной программы и членам его семьи.
Выплата единовременного подъемного пособия производится на участника Программы и каждого члена его семьи в размере однократной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения в Омской области, установленной на момент обращения.
Прожиточный минимум на момент ее обращения в БУ «МФЦ» составлял <данные изъяты> (третий квартал ДД.ММ.ГГГГ), но у нее заявление не приняли, пояснив, что действие выплат приостановлено (л.д.20).
Ответчик МТиСР Омской области (далее – Министерство) в своем отзыве иск не признал.
Указал, что Министерство не уполномочено на назначение спорной выплаты, поскольку данный вопрос находится в компетенции БУ «МФЦ», поэтому, является ненадлежащим ответчиком.
Сам иск удовлетворению не подлежит, так как в соответствии с приложением №1 к постановлению Правительства Омской области от 23.10.2013 года №273-п единовременное подъемное пособие выплачивается, если обращением за ним последовало не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 обратилась с заявлением о выплате единовременного подъемного пособия только ДД.ММ.ГГГГ.
Законом не предусмотрено восстановление данного срока, даже если он пропущен по уважительным причинам.
Министерство действовало согласно предоставленным законодательством полномочий, права и законные интересы не нарушило.
Просил отказать в удовлетворении иска (л.д.14-15, 33-35).
Ответчик БУ «МФЦ» иск также не признал.
Отметил, что единовременное подъемное пособие установлено постановлением Правительство Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №273-п «О мерах социальной поддержки участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, прибывших в Омскую область» (далее – Постановление).
Приложением №1 к Постановлению определен Порядок получения пособия (далее – Порядок).
Постановлением Правительства Омской области от 18.09.2015 года №260-п «О внесении изменений в постановление Правительство Омской области от 23.10.2013 года №273-п» определен крайний срок обращения граждан за назначением единовременного подъемного пособия – ДД.ММ.ГГГГ.
Восстановление пропущенного по каким-либо уважительным причинам срока, предусмотренного для обращения за назначением и выплатой единовременного подъемного пособия не предусмотрено ни федеральным, ни областным законодательством. В последующем законодательство не менялось.
ФИО1 в период до ДД.ММ.ГГГГ в БУ «МФЦ» с заявлением о назначении ей единовременного подъемного пособия не обращалась.
Таким образом, принадлежащим до ДД.ММ.ГГГГ гражданским правом истец самостоятельно не воспользовалась, не реализовала указанное право в течение предусмотренного федеральным законодательством срока.
Просили отказать в предъявленном иске полностью (л.д.36-37).
В судебном заседании истец ФИО1 и представляющая ее интересы по устному заявлению ФИО2 поддержали свои доводы и требования. Дополнили, что на территорию Российской Федерации истец переехала в ДД.ММ.ГГГГ с целью обучения в <данные изъяты> «<данные изъяты>», и в ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставили регистрацию для временного проживания на территории Омской области. Как участник Государственной программы истец зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ. Гражданство Российской Федерации истец получила ДД.ММ.ГГГГ, после чего и обратилась в МТиСР Омской области по вопросу получения единовременного подъемного пособия. Соответствующее заявление в письменной форме истец подала в БУ «МФЦ» ДД.ММ.ГГГГ. Полагают, что срок обращения для получения спорного пособия у истца истекал только ДД.ММ.ГГГГ, а доводы истца подтверждены и рядом постановлений Правительства Омской области о внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 23.10.2013 года №273-п, из которых следует, что право на получение спорного пособия истец приобрела и не утратила и после ДД.ММ.ГГГГ.
Представители ответчиков МТиСР Омской области и БУ «МФЦ» по доверенностям ФИО3 и ФИО4 соответственно (л.д.8, 19) иск не признали по доводам приведенных отзывов.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему:
Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 года №637, предусмотрено:
- пункт 1 - государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов;
- пункт 6 - в Государственной программе используются следующие основные понятия:
б) участник Государственной программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца;
д) региональная программа переселения - утверждаемая высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации государственная программа субъекта Российской Федерации либо подпрограмма государственной программы субъекта Российской Федерации, направленная на оказание содействия приему и обустройству участников Государственной программы и членов их семей и осуществляемая при государственной поддержке, предоставляемой в рамках Государственной программы;
ж) территория вселения - территория субъекта Российской Федерации или ее часть, куда целенаправленно привлекаются участники Государственной программы в рамках реализации проектов переселения;
и) подъемные - пособие на обустройство участников Государственной программы - денежные выплаты, предоставляемые участнику Государственной программы и членам его семьи после переезда для обустройства. Порядок выплаты подъемных определяется Правительством Российской Федерации;
- пункт 13 - решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации;
- пункт 15 - решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания…;
- пункт 16 - соотечественник, являющийся иностранным гражданином, постоянно или временно проживающий на законном основании на территории Российской Федерации…, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы;
- пункт 17 - решения о выдаче… участника Государственной программы принимаются территориальными органами Федеральной миграционной службы по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения;
- пункт 18 - участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца сроком на три года. По истечении срока действия свидетельства соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы…;
- пункт 20 - участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе:
а) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания…;
б) на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, а также на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание;
в) на получение за счет средств федерального бюджета подъемных;
г) на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до дня приобретения гражданства Российской Федерации (но не более чем в течение шести месяцев)…;
- пункт 22 - участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, предоставляются указанные в настоящем разделе государственные гарантии и социальная поддержка, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности;
- пункт 23 - размер государственных гарантий и порядок их предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации;
- пункт 24 - субъект Российской Федерации вправе участвовать в субсидировании жилищных расходов участников Государственной программы и предусматривать в региональной программе переселения иные гарантии и меры, направленные на обустройство и обеспечение жизнедеятельности участников Государственной программы и членов их семей, в том числе на социальную поддержку, оказание медицинской помощи, образование, решение вопросов занятости, а также на поддержку в осуществлении малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств;
- пункт 47 - субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками Государственной программы и членами их семей;
- пункт 48 - участники Государственной программы осуществляют добровольный выбор территории вселения с учетом предоставляемых в рамках Государственной программы и региональных программ переселения гарантий, социальной поддержки, а также условий проживания.
Правительство Омской области постановлением от 23.10.2013 года №273-п «О мерах социальной поддержки участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, прибывших в Омскую область» (далее – Постановление от 23.10.2013 года №273-п) в целях оказания мер социальной поддержки участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2007 года, установило на территории Омской области участнику Государственной программы и членам его семьи, прибывшим в Омскую область, меры социальной поддержки в виде, в том числе: единовременного подъемного пособия участнику Государственной программы и членам его семьи (подпункт 1 пункта 1); утвердило Порядок предоставления единовременного подъемного пособия участнику Государственной программы и членам его семьи, прибывшим в Омскую область (приложение №1) (подпункт 1 пункта 2); указав, что право на меры социальной поддержки, установленные пунктом 1 настоящего постановления (далее – меры социальной поддержки), распространяется на участника Государственной программы и членов его семьи, прибывших в Омскую область с 01.01.2013 года… (пункт 3), и меры социальной поддержки… участнику Государственной программы и членам его семьи, прибывшим в Омскую область в период с 01.01.2013 года до вступления в силу настоящего постановления, предоставляются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления (пункт 5), а настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования (пункт 6).
Порядком предоставления единовременного подъемного пособия участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, прибывшим в Омскую область (приложение №1 к Постановлению от 23.10.2013 года №273-п) (далее – Порядок предоставления пособия) установлено:
- пункт 2 – размер пособия составляет:
2) однократную величину прожиточного минимума в расчете на душу населения в Омской области, установленную на момент обращения, для лиц, переселяющихся в город Омск;
- пункт 3 – пособие предоставляется, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня прибытия в Омскую область участника Государственной программы и членов его семьи;
- пункт 5 – для получения пособия участник Государственной программы обращается с заявлением по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Омской области (далее соответственно – заявление, Министерство), в уполномоченной государственное учреждение Омской области, находящееся в ведении Министерства (далее – учреждение), по месту пребывания (жительства) в Омской области и представляет:
1) документы, удостоверяющие личность участника Государственной программы и каждого члена его семьи;
2) свидетельство участника Государственной программы с отметкой о регистрации участника Государственной программы в Управлении Федеральной миграционной службы по Омской области…;
- пункт 8 – решение о назначении пособия (отказе в его назначении) принимается учреждением не позднее тридцати рабочих дней со дня подачи заявления и документов, предусмотренных пунктов 5 настоящего Порядка;
- пункт 9 – основаниями для отказа в назначении пособия являются:
4) истечение срока, установленного пунктом 3 настоящего Порядка.
В случае принятия решения об отказе в назначении пособия участник Государственной программы письменно извещается об этом учреждением в течение трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения с указанием причины отказа.
Постановлением Правительства Омской области от 14.05.2014 года №96-п (подпункт 1 пункта 2) внесены изменения в пункты 5, 7, 9 обозначенного Порядка предоставления пособия в части перечня предоставляемых документов, их копий и формы принятия решения об отказе в назначении пособия.
Согласно постановлению Правительства Омской области от 07.07.2015 года №180-п (пункт 1) в Постановление от 23.10.2013 года №273-П внесены изменения в абзац первый пункта 1, Постановление дополнено пунктами 1.1, 1.2 об участниках Государственной программы и предоставлении им мер социальной поддержки, исключены пункты 3-5 Постановления, а в пункт 2 Порядка предоставления пособия внесены изменения о размере пособия. При этом Постановление от 23.10.2013 года №273-П в редакции настоящего постановления не распространяется на лиц, у которых право на предоставление мер социальной поддержки, установленных пунктом 1 постановления Правительства Омской области, возникло до вступления в силу настоящего постановления (пункт 2).
В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 18.09.2015 года №260-п (пункт 1) пункт 1.1 Постановления от 23.10.2013 года №273-П изложен в следующей редакции: «мера социальной поддержки, установленная подпунктом 1 пункта 1 настоящего постановления, предоставляется, если обращение за ней последовало не позднее 2 октября 2015 года», а пункт 3 Порядка предоставления пособия: «Пособие предоставляется, если обращение за ним последовало в срок до 2 октября 2015 года включительно, но не позднее 6 месяцев со дня прибытия в Омскую область участника Государственной программы и членов его семьи».
Согласно постановлению Правительства Омской области от 31.08.2015 года №246-п (пункт 1) пункт 1 Постановления от 23.10.2013 года №273-П изложен в следующей редакции: «Установить на территории Омской области участнику Государственной программы и членам его семьи, прибывшим в Омскую область с 1 января по 31 июля 2016 года включительно, из числа граждан, указанных в пунктах 1.1, 1.2 настоящего постановления, дополнительные меры социальной поддержки в виде…», пункт 1.1.: «мера социальной поддержки, установленная подпунктом 1 пункта 1 настоящего постановления, предоставляется, если обращение за ней последовало не позднее 10 ноября 2016 года…», а пункт 3 Порядка предоставления пособия: «Пособие предоставляется, если обращение за ним последовало в срок не позднее 10 ноября 2015 года включительно».
Как пояснила сама истец ФИО1, в город Омск она прибыла в ДД.ММ.ГГГГ, регистрацию для временного проживания на территории Омской области получила ДД.ММ.ГГГГ, а гражданство Российской Федерации – ДД.ММ.ГГГГ.
01.04.2015 года УФМС России по Омской области выдало ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, за номером № с окончанием срока действия ДД.ММ.ГГГГ, с отметкой о регистрации как участника Государственной программы ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-30).
ДД.ММ.ГГГГ истец подала в КУ «МФЦ» - филиал по Кировскому административному округу города Омска заявление о получении, в том числе, единовременного подъемного пособия по программе переселения соотечественников, указав, что ее свидетельство участника Государственной программы по переселению соотечественников номер № зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по Омской области (л.д.21).
ДД.ММ.ГГГГ за № ответчик КУ «МФЦ» в лице филиала по Кировскому административному округу города Омска сообщил истцу, что в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 18.09.2015 года №260-п «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 23.10.2013 года №273-п» приостанавливается прием заявлений от участников государственной программы Омской области «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на предоставление мер социальной поддержки (единовременное подъемное пособие…), начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Меры социальной поддержки будут предоставляться только тем участникам Программы, которые подали соответствующее заявление не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к Президенту Российской Федерации для разрешения спорного вопроса, а Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций направило обращение истца в Правительство Омской области (л.д.31), а последнее – в МТиСР Омской области (л.д.32).
УФМС России по Омской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ года № разъяснило истцу основания и порядок получения участником Государственной программы государственных гарантий и социальной поддержки, предоставляемых за счет федерального бюджета, а также в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 23.10.2013 года №273-п «О мерах социальной поддержки участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, прибывших в Омскую область» (л.д.23-24).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчик МТиСР по Омской области на обращение истца сообщил, в том числе, что в связи с исполнением мероприятий региональной программы и полным освоением финансовых средств меры социальной поддержки предусматривались для участников Государственной программы, которые подали заявление на предоставление мер социальной поддержки не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с порядком предоставления дополнительных мер социальной поддержки единовременное подъемное пособие и компенсация расходов по договору найма (поднайма) жилого помещения предоставлялись, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня постановки отметки о регистрации участника Государственной программы в УФМС России по Омской области (л.д.4-5).
Таким образом, согласно буквальному содержанию постановления правительства Омской области от 23.10.2013 года №273-п с учетом совокупности приведенных последующих изменений, как на момент прибытия истца на территорию Российской Федерации и регистрацию по месту временного проживания в Омской области (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), так и на момент выдачи и регистрации истца в качестве участника Государственной программы (ДД.ММ.ГГГГ), а также подачи в БУ «МФЦ» заявления о назначении спорного пособия, обращение за назначением последнего со стороны истца должно было последовать в принципе не позднее шести месяцев со дня прибытия в Омскую область.
Право на обращение за спорным пособием не поставлено в зависимость от даты получения свидетельства участника Государственной программы, регистрации гражданина в качестве участника Государственной программы и получения гражданства Российской Федерации, на что ссылается истец.
Отсюда, право на обращение для назначения спорного пособия истец утратила в любом случае не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а если даже исходить из даты выдачи истцу свидетельства участника Государственной программы как даты прибытия в Омскую область – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, при установленных обстоятельствах у суда нет оснований для удовлетворения предъявленного иска.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 320-321 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении требований ФИО1 к Министерству труда и социального развития Омской области и бюджетному учреждению Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о выплате единовременного подъемного пособия участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
На решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме могут быть поданы апелляционные жалобы в Первомайский районный суд города Омска для рассмотрения Омским областным судом.
Решение вступило в законную силу 21.12.2016 года.