Дело № 2-619/2017
В окончательной форме изготовлено 03 ноября 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2017 года п. Никель
Печенгский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Алимовой Е.В.,
при секретаре Колесник Т.С.,
с участием:
истцов ФИО1 и ФИО2,
представителя ответчиков муниципального унитарного предприятия «Жилищный сервис» муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района, муниципального унитарного предприятия «Городские сети» муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района ФИО3, действующей на основании доверенностей № от *.*.*, № от *.*.*,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к муниципальному унитарному предприятию «Жилищный сервис» муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района, муниципальному унитарному предприятию «Городские сети» муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района, муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети» муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района о признании незаконными действий по доначислению задолженности, об обязании произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение и водоотведение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Жилищный сервис» муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района (далее по тексту МУП «Жилищный сервис»), муниципальному унитарному предприятию «Городские сети» муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района (далее по тексу МУП «Городские сети»), муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети» муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района (далее по тексту МУП «Тепловые сети») о признании незаконными действий по доначислению задолженности, об обязании произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение и водоотведение.
В обоснование иска указали, что они на основании договора купли-продажи от *.*.* являются собственниками и зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Кроме них в указанном жилом помещении зарегистрированы их несовершеннолетние дети: С.М., *.*.* года рождения, и С.С., *.*.* года рождения.
С *.*.* управление многоквартирным домом № <адрес> <адрес> осуществляет МУП «Жилищный сервис» на основании договора управления многоквартирным домом № от *.*.*.
Данное жилое помещение оборудовано индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения.
В мае 2017 года в выставляемых истцам единых платежных документах за апрель 2017 года появились доначисления за апрель 2017 года и указания на перерасчет по оплате коммунальных услуг, а именно: в едином платежном документе, выставленном МУП «Городские сети», на водоотведение в размере 6739 рублей 20 копеек по акту № от 12.04.2017; в едином платежном документе, выставленном МУП «Тепловые сети», на горячее водоснабжение в размере 1813 рублей 50 копеек и на тепловую энергию для ГВС в размере 71159 рублей 68 копеек по акту № от 12.04.2017.
На заявление истца ФИО1 от 12.05.2017 в управляющую организацию за разъяснениями по вопросу вышеуказанных доначислений и перерасчетов МУП «Жилищный сервис» 17.05.2017 был дан ответ, в котором указано, что данный перерасчет явился результатом доначислений за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, а именно за нарушение наличия и сохранности контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. Данный ответ содержал сведения, что при обнаружении в ходе проверки указанных нарушений МУП «Жилищный сервис» составил акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора и производит перерасчет платы за коммунальную услугу за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения предыдущей проверке и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативного потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. К данному ответу была приложена копия акта № от 12.04.2017.
Согласно данному акту 12.04.2017 была проведена проверка индивидуальных приборов учета воды в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в ходе которой было выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета ГВС №, расположенном в ванной комнате, а именно обнаружено: магнит и отсутствие пломбы на данном приборе учета.
До получения вышеуказанного ответа МУП «Жилищный сервис» истцов о составлении акта № от *.*.* в известность не ставил в нарушение пункта 85 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно которого данный акт составляется исполнителем немедленно после окончания соответствующей проверки, и он должен быть подписан истцами.
ФИО1 повторно обращалась к МУП «Жилищный сервис» с целью урегулирования вопроса о незаконных доначислениях и перерасчетов за водоотведение, горячее водоснабжение и тепловую энергию для ГВС, но в досудебном порядке решить данный вопрос не представилось возможным.
До настоящего времени в выставляемых единых платежных документах МУП «Городские сети» указывает на наличие задолженности на водоотведение в размере 6739 рублей 20 копеек, и МУП «Тепловые сети» - на наличие задолженности на горячее водоснабжение в размере 1 813 рублей 50 копеек и тепловую энергию для ГВС в размере 71159 рублей 68 копеек.
Кроме того, согласно уведомления МУП «Городские сети» от 28.07.2017 № 571юр ответчик намерен обратиться к мировому судье СУ № 1 Печенгского района Мурманской области для взыскания в судебном порядке доначисленной задолженности по оплате водоотведения в размере 7 795 рублей 62 копейки.
Согласно уведомления МУП «Тепловые сети» от 01.08.2017 № 124юр ответчик намерен обратиться к мировому судье СУ № 1 Печенгского района Мурманской области для взыскания в судебном порядке доначисленной задолженности по оплате горячего водоснабжения и тепловой энергии для ГВС в размере 76010 рублей 16 копеек.
ФИО1 и ФИО2 считают, что произведенные ответчиками доначисления и перерасчеты за водоотведение, горячее водоснабжение и тепловую энергию для ГВС незаконными, поскольку они не соответствуют Правилам № 354 и основываются на незаконном акте, составленном с нарушениями действующего законодательства, с нарушением процедуры проведения проверки индивидуального прибора учета и Правил № 354, по следующим основаниям.
Фактически несакционированного вмешательства в работу прибора учета ГВС № не имелось, никаких работ с ним истцы не проводили. С их стороны никаких действий по несакционированному вмешательству в работу указанного прибора учета не имелось. Горячее водоснабжение постоянно велось через данный прибор учета, который был опломбирован сетевой организацией и работал исправно, показания истцами передавались регулярно, и оплата согласно данным показаниям производилась ими своевременно. Нарушений работы данного прибора учета за период эксплуатации не имелось.
Истцам ничего неизвестно о вмешательстве в работу данного прибора учета, об отсутствии на нем пломбы и об установке магнита.
В нарушение Правил № 354 МУП «Жилищный сервис» до 12.04.2017 не проводил проверку исправности индивидуального прибора учета, установленных в указанном жилом помещении, не снимал показаний.
МУП «Жилищный сервис» также был нарушен порядок проведения проверки индивидуального прибора учета, для проведения которой требуется доступ в жилое помещение потребителя, установленный пунктом 82 Правил № 354.
В нарушение вышеуказанного положения закона МУП «Жилищный сервис» не направлял в адрес истцов каких-либо уведомлений о необходимости допуска представителей МУП «Жилищный сервис» для совершения 12.04.2017 проверки индивидуального прибора учета.
Истцы не были уведомлены МУП «Жилищный сервис» о дате проведения проверки индивидуального прибора учета, ничего о ней не знали и были лишены возможности в соответствии с подпунктом «б» пункта 82 Правил № 354 сообщить ответчику в срок не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении о проведении проверки индивидуального прибора учета, иные возможные даты и время допуска для проведения проверки, удобные для истцов, при невозможности обеспечить допуск ответчика в занимаемое истцами жилое помещение по причине временного отсутствия.
Представители МУП «Жилищный сервис» не имели права в отсутствие истцов проводить проверку индивидуального прибора учета, находящихся в жилом помещении, занимаемом истцами.
По имеющимся у истцов данным, 12.04.2017 в жилое помещение, принадлежащее им, приходили две женщины. В тот момент в жилом помещении находилась только З.Т., *.*.* года рождения, мать ФИО1, с малолетним внуком, которая приехала в гости к истцам из <адрес>, представителем собственников данного жилого помещения она не являлась, поскольку полномочий на представление интересов истцов при проведении данной проверки у нее не было, о чем З.Т. сообщила представителям МУП «Жилищный сервис».
Истцы отсутствовали в жилом помещении. Являлись ли данные женщины представителями МУП «Жилищный сервис» истцам неизвестно, поскольку никаких документов З.Т. они не предъявляли. Таким образом, проверка индивидуального прибора учета осуществлялась представителями МУП «Жилищный сервис» в отсутствие собственников жилого помещения и их представителей.
В момент обнаружения женщинами факта нарушения пломбы и факта установки магнита в туалетной комнате, где расположен индивидуальный прибор учета ГВС, они находились одни, как и где они обнаружили магнит и отсутствие пломбы истцам неизвестно. Для фиксирования несакционированного вмешательства в работу прибора они никого не приглашали.
Кто сорвал пломбу и установил магнит, и где именно магнит был установлен истцам неизвестно.
Акт № от *.*.*, на основании которого были произведены доначисления, составлен МУП «Жилищный сервис» в одностороннем порядке с нарушениями пункта 85 (1) Правил № 354 и не соответствует требованиям действующего законодательства.
Данный акт не содержит указания на уведомление истцов о проверке приборов учета, причинах, на основании которых акт составлен в их отсутствие, ознакомление истцов с актом, для возможности дачи им своих объяснений относительно выявленных нарушений и их устранения. В нем не указаны обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка. В указанном акте отсутствует информация о времени и месте составления данного акта.
Указанный акт содержит ряд противоречий. Фактически индивидуальный прибор учета ГВС № расположен в туалетной комнате, а в указанном акте указано, что он располагается в ванной комнате. Кроме того, указанный акт частично заполнен от руки, а частично напечатан, что подтверждает тот факт, что акт составлялся МУП «Жилищный сервис» не 12.04.2017, а позднее, и не в присутствии истцов.
В данном акте указано, что от подписи акта отказались, но не указана информация о причинах такого отказа. Истцы получили уже копию акта только вместе с ответом МУП «Жилищного сервиса» № от *.*.*, до получения указанного ответа истцам ничего не было известно о составлении данного акта. *.*.* в присутствии З.Т. никакой акт не составлялся, никакие документы на подпись ей не предъявлялись.
Акт № от *.*.* подписан только одним контролером МУП «Жилищный сервис» Свидетель №1
Следовательно, данный акт не является доказательством, которое с достоверностью подтвердило бы указанные в нем обстоятельства.
На основании вышеизложенного, истцы просят суд: признать незаконным проведение МУП «Жилищный сервис» 12.04.2017 проверки индивидуальных приборов учета в жилом помещении, принадлежащем ФИО1 и ФИО2 на праве собственности; признать незаконным акт № от 12.04.2017, составленный МУП «Жилищный сервис» по результатам проверки индивидуальных приборов учета в жилом помещении, принадлежащем истцам на праве собственности; признать незаконным доначисление истцам МУП «Городские сети» в апреле 2017 года задолженности за коммунальные услуги по водоотведению в размере 6739 рублей 20 копеек; признать незаконным доначисление истцам МУП «Тепловые сети» в апреле 2017 года задолженности за коммунальные услуги по горячему водоснабжению в размере 1813 рублей 50 копеек; признать незаконным доначисление истцам МУП «Тепловые сети» в апреле 2017 года задолженности за коммунальные услуги по тепловой энергии для ГВС в размере 71159 рублей 68 копеек; обязать МУП «Городские сети» произвести перерасчет платы по водоотведению путем исключения из общей суммы начислений доначисления в размере 6739 рублей 20 копеек с отражением результатов перерасчета в платежных документах; обязать МУП «Тепловые сети» произвести перерасчет платы по горячему водоснабжению путем исключения из общей суммы начислений доначисления в размере 1813 рублей 50 копеек с отражением результатов перерасчета в платежных документах; обязать МУП «Тепловые сети» произвести перерасчет платы по тепловой энергии для ГВС путем исключения из общей суммы начислений доначисления в размере 71159 рублей 68 копеек с отражением результатов перерасчета в платежных документах.
Истцы ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в описательной части решения, указали, что счетчики были установлены в 2013 году, не менялись до даты проверки 12.04.2017 и были в исправном состоянии.
Представитель ответчиков, МУП «Жилищный сервис» и МУП «Городские сети» ФИО3, в судебном заседании 26.10.2017, с иском не согласилась, после перерыва в судебное заседание не явилась. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве. В обоснование своей позиции указала, что МУП «Жилищный сервис» на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 23.11.2009, осуществляет управление многоквартирным домом, предоставляет коммунальные услуги, обеспечивает надлежащее содержания общего имущества <адрес>.
Руководствуясь пунктом 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 МУП «Жилищный сервис» осуществляет проверку приборов учета горячего и холодного водоснабжения (далее ГВС И ХВС) 1 раз в 6 месяцев.
12.04.2017 МУП «Жилищный сервис» была проведена плановая выездная проверка индивидуальных приборов учета воды в жилом помещении – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, собственниками которой являются истцы.
При этом, о проведении проверки жильцы <адрес> были заранее уведомлены посредством информационных объявлений.
В уведомлениях содержалась информация о том, что в период с 10.04.2017 по 12.04.2017 будет произведен контрольный осмотр приборов учета холодной и горячей воды. Таким образом, истцы были уведомлены о проведении проверки приборов учета.
В ходе проведения проверки дверь квартиры истцов открыла З.Т., мать истицы ФИО1, и разрешила контролерам осмотреть приборы учета, из чего следует вывод, что истцы обеспечили допуск контролёрам в занимаемое ими жилое помещение.
При этом, каких-либо сообщений об иной возможной дате (датах времени допуска для проведения проверки по причине временного отсутствия) истцы в управляющую компанию не направляли.
При обследовании прибора учета в туалетной комнате контролерами было выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета ГВС №, расположенного в туалетной комнате, а именно: магнит и отсутствие пломбы на данном приборе.
Прибор учета ГВС № был введен в эксплуатацию 22.11.2013, что подтверждается актом № от 22.11.2013. Срок эксплуатации вышеназванного прибора учета 5 лет.
По результатам указанной выше проверки, контролерами Свидетель №1 и Свидетель №2 был составлен акт от 12.04.2017 №.
В данном Акте контролерами указано место расположения прибора
учета ванная на основании регистрационного акта приема водосчетчиков № от 22 11.2013.
От подписания вышеназванного акта, З.Т.
отказалась, отказ контролеры зафиксировали в акте.
Второй экземпляр акта контролёры вручили З.Т.
Также контролеры по данному нарушению произвели фотосъемку.
МУП «Жилищный сервис» в соответствии с законодательством рекомендовала истцу заменить прибор учета ГВС, который вышел из строя.
05.06.2017 истица заменила раннее установленный счетчик ГВС на новый прибор учета ГВС № и ввела его в эксплуатацию, тем самым истцы согласились с доводами МУП «Жилищный сервис».
Из показаний действующего прибора учета ГВС видно, что ранее представляемые показания истицам были существенно занижены.
МУП «Жилищный сервис» считает произведенное доначисление платы за коммунальные услуги обоснованным и законным.
На основании вышеизложенного, просила суд отказать в удовлетворении заявленных истцами исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика, МУП «Тепловые сети», в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, из представленного письменного отзыва следует, что с иском не согласен в полном объеме. В обоснование указано, что 12.04.2017 сотрудниками МУП «Жилищный сервис» была проведена проверка индивидуальных приборов учета воды в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>43, собственниками которого являются ФИО1 и ФИО2. В ходе проверки контролерами МУП «Жилищный сервис» МО г.Заполярный Свидетель №1 и Свидетель №2 было обнаружено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета ГВС №, а именно отсутствие пломбы на приборе учета и магнит, на основании проверки составлен акт № от 12.04.2017. В соответствии с п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и на основании акта № от 12.04.2017 МУП «Тепловые сети» произвело доначисление платы за горячее водоснабжение за период с января по март 2017 года. МУП «Тепловые сети» считает произведённое доначисление платы за коммунальные услуги обоснованным и законным, просит отказать истцам в удовлетворении заявленных ими требований в полном объеме.
Выслушав стороны, и изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав свидетелей Свидетель №1 и Свидетель №2 суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, и подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 02.05.2007 (л.д. 11), что ФИО2 и ФИО1 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно справки муниципального бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг муниципального образования Печенгский район Мурманской области» (л.д. 12), в указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства ФИО1, ФИО4, *.*.* года рождения и С.С., *.*.* года рождения.
На основании решения Общего собрания собственников многоквартирного дома от 23.11.2009 с 01.12.2009 управление многоквартирным домом <адрес> <адрес> осуществляет МУП «Жилищный сервис», согласно договору управления многоквартирным домом № от 01.12.2009 (л.д. 13-19).
Согласно части 9 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).
Согласно подпунктам «г» и «г» (1) пункта 32 Правил исполнитель имеет право осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета (не чаще 1 раза в месяц в случае установки указанных приборов учета вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях) (пункт «г»); устанавливать при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (пункт «г» (1)).
В соответствии с подпунктом «г» (2) пункта 34 Правил потребитель обязан сохранять установленные исполнителем при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
Подпунктом «ж» пункта 34 Правил установлено, что потребитель обязан допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение или домовладение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца.
Потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета (подпункт «г» пункта 35 Правил).
Разделом 7 Правил определен порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний.
Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (пункт 80 Правил).
Согласно пункту 81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В силу пункта 81 (11) Правил прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 81(12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении (п.81(13) Правил).
Пунктом 81(14) Правил определено, что ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Пунктом 82 Правил установлено, что исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца (пункт 83 Правил).
Согласно подпунктам «а», «б», «в» пункта 85 Правил проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное: а) исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета; б) потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить исполнителю в срок не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило предложение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки; в) исполнитель обязан провести проверку в указанные в подпункте «а» настоящего пункта дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки исполнитель обязан незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном настоящими Правилами.
В силу пункта 85(1) Правил указанные в пунктах 62, 81(11), 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.
Акты подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения: а) дата, место, время составление акта; б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения; в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя); д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением; ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом (п 85(2) Правил).
В ходе рассмотрения дела установлено, что в квартире истцов, расположенной по адресу: <адрес> установлены приборы учета горячего водоснабжения на разводках от стояков водоснабжения ГВС кухня №, марки СВ-15Г, с датой поверки 17.09.2013, и ГВС ванна №, марки СВ-15Г, которые признаны годным для эксплуатации и принят в эксплуатацию с 22.11.2013, что подтверждено регистрационным актом № от 22.11.2013, оплату потребления горячей воды истцы производили на основании показаний прибора учета (л.д. 48).
12.04.2017 МУП «Жилищный сервис» проведена проверка индивидуального прибора учета горячего водоснабжения, установленного в <адрес>, принадлежащей на праве собственности ФИО2
В ходе проверки установлено, что на приборе учета горячего водоснабжения № отсутствует пломба, на счетчике обнаружен магнит, несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. По данному факту сотрудниками МУП «Жилищный сервис» составлен акт № от *.*.* (л.д. 20).
В поименованном акте указано о необходимости замены либо поверки прибора учета в связи с несанкционированным вмешательством в работу прибора. Кроме того отражено, что потребитель коммунальной услуги и собственник жилого помещения (его представитель) от подписи отказались.
В связи с выявлением факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета, ответчиками произведен перерасчет начисления платы за водоснабжение и водоотведение, который составил за апрель 2017 года: МУП «Городские сети» - 6 739 рублей 50 копеек за водоотведение; МУП «Тепловые сети» - 1813 рублей 50 копеек за горячее водоснабжение и 71159 рублей 68 копеек за тепловую энергию.
Оспаривая действия ответчика при проведении проверки *.*.*, истцы ссылаются на нарушения допущенные ответчиком, при производстве проверки индивидуального прибора учета, установленного в их квартире.
О проведении проверки индивидуальных приборов учета собственники жилого помещения не были уведомлены в установленном порядке.
Из показания свидетелей Свидетель №1 и Свидетель №2 следует, что о проведении проверки собственники уведомлялись путем развешивания объявлений на подъезде дома, объявление было размещено в пятницу.
Доказательств уведомления собственников жилого помещения о проведении проверки материалы дела не содержат и ответчиками не представлено.
*.*.* в квартире собственники не присутствовали, проверка проводилась без их участия. Доступ в квартиру был предоставлен З.Т., мамой ФИО1, которая не являлась представителем собственников, ее личность не устанавливалась контролерами, в акте она не указана, как лицо, присутствовавшее при проведении проверки.
Из пояснений свидетелей Свидетель №1 и Свидетель №2 следует, что Свидетель №1 прошла в туалет одна, затем пригласила Свидетель №2 и присутствующую в квартире женщину, показав, что на трубе в полиэтиленовом пакете висит магнит. Воду в кране открывала женщина, присутствующая в квартире, однако контролеры не знают, кран с какой водой открывался, когда они обнаружили, что счетный механизм не работал.
Обнаруженный предмет, они в руки не брали, поняли, что это магнит визуально. Указала, что проводили сверку номера прибора учета воды и указали его в акте. Акт был составлен в квартире.
Свидетель Свидетель №1 показала, что типовая форма акта у них имеется, когда они идут на проверку, выводы и заключения были напечатаны ранее. А потом акт заполняется в квартире в случае обнаружения нарушений. Заполненный акт был оставлен в квартире.
Свидетель Свидетель №2 указала, что акт был составлен от руки, в двух экземплярах, один из которых был оставлен в квартире.
От подписи в акте, женщина, присутствовавшая в квартире отказалась, понятые не приглашались.
Из объяснений истца ФИО1 следует, что утром 12.04.2017 пломба на приборе учета ГВС была не повреждена, никаких посторонних предметов на трубе возле прибора учета не было, счетчик работал исправно. После обнаружения нарушения пломбы 12.04.2017, она заменила раннее установленный счетчик ГВС № на новый прибор учета ГВС № и ввела его в эксплуатацию 05.06.2017.
В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Между тем, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающей на сторону спора представить доказательства в подтверждение тех доводов, на которые она ссылается в обоснование своей позиции, стороной ответчика МУП «Жилищный сервис» суду не представлено надлежащих допустимых доказательств наличия вины истцов во вмешательстве в прибор учета воды ГВС №, который установлен в квартире, а равно тому, что обнаруженный около прибора учета воды предмет, отраженный на фотографиях, каким-либо образом изменил метрологические характеристики и повлиял на работу счетчика и правильный учет поставленной в спорный период воды, равно, как и факт того, что это действительно был магнит.
Как ранее отмечалось, согласно пункту 85 Правил, если для проведения проверки требуется доступ в жилое помещение потребителя, исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета.
Вместе с тем, ответчиком МУП «Жилищный сервис» не представлено доказательств направления истцам письменных сообщений о намерении провести осмотр прибора учета воды и снятия с него контрольных показаний. Кроме того, не представлено доказательств того, что обнаруженный при проверке предмет, поименованный как «магнит», действительно является таковым. Из фотографий, представленных ответчиком, не представляется возможным установить данный факт, нет информации об изъятии обнаруженного на счетчике магнита (акт об изъятии), магнит в судебное заседание не представлен.
Представленный в качестве доказательства несанкционированного вмешательства в работу прибора учета ГВС (ванна) акт 33/17 от 12.04.2017, составлен с нарушением пункта 85 Правил, акт составлен в отсутствие потребителей, в акте указан иной номер прибора учета ГВС №, в то время как согласно акту приемки водосчетчиков № от 22.11.2013, в квартире истцов установлен водосчетчик ГВС ванна №. Кроме того, ответчиком представлено 2 акта от *.*.*: оригинал с напечатанными выводами и заключением, а также факсимильная копия аналогичного акта, в котором в выводах и заключениях номера приборов учета вписаны ручкой, по мнению ответчика именно этот акт был составлен в квартире *.*.*. Наличие двух оригиналов одного акта не допустимо. Сведений о том, что акт № от 12.04.2017 вручен или направлен почтой собственникам помещений ФИО1 и ФИО2 материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, проведенную МУП «Жилищный сервис» 12.04.2017 проверку индивидуальных приборов учета, расположенных в жилом помещении истцов, без надлежащего уведомления о дате, времени проверки и без присутствия истцов, нельзя признать законной и обоснованной, а составленный в одностороннем порядке акт с нарушением требований Правил, допустимым доказательством по делу.
Из представленных квитанций и показаний индивидуальных приборов учета по <адрес> не следует, что после замены счетчика ГВС в ванной, существенно изменились показания расхода горячей воды в квартире в сторону увеличения.
Поскольку факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета ГВС №, установленного в <адрес>, не доказан МУП «Жилищный сервис», составленный акт № от *.*.* не является допустимым доказательством, произведенный перерасчет МУП «Городские сети» и МУП «Тепловые сети» на основании акта № от *.*.* (в квитанциях в качестве основания для перерасчета указан акт № от *.*.*) также нельзя признать законным и обоснованным.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 и ФИО2 к МУП «Жилищный сервис», МУП «Тепловые сети» и МУП «Городские сети» о признании незаконными действий по доначислению задолженности, об обязании произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение и водоотведение подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из интересов сторон, суд полагает возможным установить месячный срок, со дня вступления решения в законную силу, полагая таковой разумным и достаточным для реального исполнения ответчиками настоящего решения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным проведение МУП «Жилищный сервис» 12.04.2017 проверки индивидуальных приборов учета в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО1 и ФИО2 на праве собственности.
Признать незаконным акт № от 12.04.2017, составленный контролерами МУП «Жилищный сервис» муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района по результатам проверки индивидуальных приборов учета в жилом помещении, принадлежащем ФИО1 и ФИО2 на праве собственности.
Признать незаконным доначисление ФИО1 и ФИО2 МУП «Городские сети» муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района в апреле 2017 года платы по коммунальной услуге «Водоотведение» в размере 6739 рублей 20 копеек на основании акта № от 12.04.2017.
Признать незаконным доначисление ФИО1 и ФИО2 МУП «Тепловые сети» муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района в апреле 2017 года платы по коммунальной услуге «Горячее водоснабжение» в размере 1813 рублей 50 копеек, и платы по услуге «Тепловая энергия для горячего водоснабжения» в размере 71159 рублей 68 копеек на основании акта № от 12.04.2017.
Обязать МУП «Городские сети» муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района произвести перерасчет платы ФИО1 и ФИО2 по услуге «Водоотведение» путем исключения из общей суммы начислений доначисления в размере 6739 рублей 20 копеек на основании акта № от 12.04.2017 с отражением результатов перерасчета в платежных документах в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МУП «Тепловые сети» муниципального образования городское поселение Заполярный Печенгского района произвести перерасчет платы ФИО1 и ФИО2 путем исключения из общей суммы начислений перерасчета на основании акта № от 12.04.2017 по услуге «Горячее водоснабжение» в размере 1813 рублей 50 копеек, и по услуге «Тепловая энергия для горячего водоснабжения» в размере 71159 рублей 68 копеек с отражением результатов перерасчета в платежных документах в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Алимова