Дело № 2-619/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
Арсеньевский городской суд Приморского края в лице судьи Жлобицкой Н.В., при секретаре Прошкиной Д.В., с участием истца ЕФИМ, представителя ответчика – командира войсковой части № –РЫЖ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЕФИМ к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», войсковой части № о взыскании невыплаченной компенсационной выплаты к заработной плате за охрану вооружения и боеприпасов, установил: ЕФИМ обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что он работает в должности начальника группы команды отряда военизированной охраны войсковой части №. В составе караула нес непосредственную службу по охране и обороне объекта – склада боеприпасов (заступал начальником караула).В июле 2017 года, ему командованием войсковой части было доведено письмо начальника филиала №1 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» (далее УФО), в котором было указано, что с 1 июля 2017 года отменяются компенсационные выплаты в размере 50% должностного оклада гражданскому персоналу замещающему ряд должностей ВОХР. В указанный перечень входит и должность истца. Данная выплата отменена решением начальника УФО и в настоящее время истцу не начисляется и не выплачивается. Указанная выплата начислялась и выплачивалась с 2012 года на основании приказа Министерства обороны РФ и на основании приказа командира войсковой части. Выплаты были предусмотрены на основании приказа Министерства обороны РФ №555, до его отмены вследствие издания и принятия приказа Министерства обороны РФ №255, в котором определена эта выплата с момента вступления приказа в силу с 2014 г. Указал, что согласно приказа Министерства обороны РФ №255 приложения 2 пункта 17 работникам из числа гражданского персонала арсеналов, центров, баз, складов по охране вооружений и боеприпасов замещающим должности заведующими складом, кладовщик, непосредственно занятым приемом и хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов устанавливается компенсационная выплата в размере 50% к должностному окладу. Данная выплата производится работникам ВОХР войсковой части указанным в приказах командира войсковой части №, замещающим следующие должности: начальник команды, начальник групп (караулов), стрелки. Охраной и обороной войсковой части занимаются и несут ответственность все лица военизированной охраны, поэтому и выплачивалось 50% должностного оклада. Считает, что руководство УФО нарушило права, закрепленные в нормативно-правовых актах РФ (Конституция РФ, ТК РФ, приказы и нормативные документы войсковой части №), неправомерно лишило истца компенсационной выплаты в размере 50% денежного оклада. Просит взыскать с УФО не выплаченную денежную компенсационную выплату в размере 50% должностного оклада за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года в сумме 22183 рубля 50 копеек. В судебном заседании истец ЕФИМ исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что длительное время собирал документы, обращался в Яковлевский районный суд. Представитель ответчика – командир войсковой части № –майор РЫЖ, поддержал заявленные исковые требования, пояснив, что исходя из объяснений представителя УФО о том, что люди, чья работа не связанна с боеприпасами, не должны получать компенсацию, он не согласен, так как у его подчиненных ежесменное ношение боеприпасов, работники охраны получают и выдают боеприпасы и согласно приказа №255 они подпадают под выплаты. Командир части согласно выписки из приказа представляет информацию в УФО, о том работает с боеприпасами гражданин или нет и по этой выписке они должны выплачивать денежную компенсацию. Данные сведения были направлены им за июль, август, сентябрь, ноябрь, декабрь 2017 года. Есть склады и части, которые хранят вещевое имущество, продовольственное, ГСМ, вооружение, им данные надбавки перестали выплачивать. Их войсковая часть занимается хранением боеприпасов, эти боеприпасы охраняются с оружием, которое работники получают ежесменно и постоянно находятся рядом с ним. Считает, что его работники подпадают под все пункты приказа, для получения компенсации. Он подает сведения на основании выписки из приказа, в которой указано, кто получает надбавку за вредность, боеприпасы. Он издает приказ и передает его в УФО на оплату, у них нет права решать, выплачивать выплату или нет. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика – ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» и его филиала № 1, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», в соответствии с Положением, утвержденным Министром обороны РФ, является уполномоченным финансовым органом Министерства обороны РФ и предназначен для финансово-экономического обеспечения воинских частей, дислоцирующихся на территории Приморского края, на основании заключаемого на беззвездной основе договора за счет и в пределах ассигнований по утвержденным воинским частям и организациям, бюджетным сметам, в том числе через свои филиалы. Финансовое обеспечение войсковой части № в настоящее время осуществляется на основании договора на обслуживание от 20.12.2017 г. №. Согласно указанному договору, производство денежных выплат лицам гражданского персонала осуществляется на основании оправдательных документов, подписанных руководителем лично. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. №255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. №583» гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах: Должности (профессии) гражданского персонала военизированной охраны, заведующий хранилищем, заведующий складом, кладовщик – 50%. В приказе Министра обороны РФ от 30.12.2001 г. №541 «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации» указано, что для непосредственной охраны и защиты объектов из состава караула выставляются часовые. Указал, что истец правом на получение вышеуказанной компенсации не обладает, основания для выплаты компенсационной надбавки за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов, отсутствуют. Считает, что войсковая часть не представила подтверждение того факта, что истец несет службу на посту и выполняет обязанности по охране вооружения и боеприпасов. Самим истцом также не предоставлено доказательств, что он в спорный период исполнял обязанности часового на посту. Для выплаты работнику оспариваемой компенсационной выплаты необходимо, чтобы работник занимал штатную должность военизированной охраны и выполнял на посту обязанности часового по охране вооружения и боеприпасов. Факт указания в трудовом договоре истца на данную компенсационную выплату не является основанием для ее выплаты в бесспорном порядке на постоянной основе, а устанавливает право на ее получение при соблюдении условий, установленных законодательством. В соответствии с разъяснениями заместителя Департамента социальных гарантий МО РФ от 10.04.2017 г. №182/5/2247 для установления компенсационной выплаты в размере 50 процентов должностного оклада (тарифной ставки) необходимо наличие учетных документов, подтверждающих выполнение работниками трудовой функции по непосредственной охране вооружения и боеприпасов (постовые ведомости, приказы). На основании п. 266 Указа Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» о выставлении (снятии) часовых делается запись в постовой ведомости. Постовая ведомость ведется в каждом карауле. На основании договора на обслуживание Учреждение имеет право возврата без исполнения документов, представленных заказчиком с нарушением требований законодательства РФ, с указанием причин возврата. С 01.07.2017 г. оспариваемая выплата была прекращена. Командиру войсковой части неоднократно сообщалось, что выплата производится только тому гражданскому персоналу, который непосредственно занят приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. Доказательств того, что истец в спорный период исполнял обязанности часового на посту, представлено не было. Изданный командиром войсковой части № приказ, предусматривающий выплату компенсационной надбавки ряду лиц гражданского персонала части, в том числе истцу, противоречит требованиям действующего законодательства. В силу закона данный акт не может служить основанием для выплаты спорной надбавки. Из содержания пункта 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны России от 23.04.2014 г. №255 следует, что для начисления указанной надбавки гражданскому персоналу требуется несколько условий: непосредственная занятость приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, расположение и предназначенность объекта. Анализ данного пункта 17 Положения позволяет сделать вывод, что в нем говорится о том же вооружении и боеприпасах, охраняемых часовыми из числа ВОХР, приемом, хранением, выдачей которых заняты заведующий хранилищем, заведующий складом или кладовщик, т.е. хранящихся на поименованных особо важных объектах, для охраны и защиты которых назначается караул. Следовательно, работники ВОХР, занятые организацией и обеспечением деятельности подразделения ВОХР МО РФ, а также другими функциями, не связанными с непосредственной охраной вооружения и боеприпасов, права на указанную компенсационную выплату не имеют. Истец в течение рабочего времени не занимается приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, следовательно, не имеет право на получение компенсационной выплаты к должностному окладу, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Согласно трудового договора № от 01 июня 2013 г. истец принят на работу в войсковую часть № на должность стрелка команды ВОХР, с должностным окладом 4858 рублей в месяц, с выплатами стимулирующего характера – за охрану вооружения и боеприпасов 50% должностного оклада и иными выплатами. 18.03.2015 года с ним заключено дополнительное соглашение № об изменении условий трудового договора № от 01.06.2013 г., в соответствии с которым ему установлен должностной оклад в размере 5 652 рубля в месяц по должности начальника группы команды ВОХР. Трудовым договором истцу установлены условия оплаты труда, в том числе предусмотрена выплата стимулирующего характера за охрану вооружения и боеприпасов 50% должностного оклада. Из ответа командира войсковой части № от 24.05.2017 г. № следует, что гражданский персонал военизированной охраны, а именно начальники групп, непосредственно занятые выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, имеют право на компенсационную выплату к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50% согласно п.17 приказа №255 от 27.06.2014 г. Согласно информационного письма начальника филиала №1 ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» ГОР от 03.05.2017 г. компенсационная выплата в размере 50% должностного оклада (тарифной ставки) устанавливается гражданскому персоналу подразделений ВОХР, непосредственно занятому охраной вооружения и боеприпасов в составе караулов по охране и защите объектов хранения. Из расчетных листков за июль, август, сентябрь, ноябрь и декабрь 2017 г. ЕФИМ компенсационная выплата за охрану вооружения и боеприпасов в размере 50% должностного оклада истца не начислялась и не выплачивалась. Согласно приказа командира войсковой части № от 18.07.2017 г. № установлено выплачивать компенсационную выплату к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50% следующему гражданскому персоналу военизированной охраны, непосредственно занятому охраной вооружения и боеприпасов в т.ч. начальнику группы г.п. МО РФ ЕФИМ Приложением № к коллективному договору воинской части № на 2017-2020 годы установлен перечень должностей гражданского персонала войсковой части, которым устанавливаются выплаты компенсационного характера, в который включена должность начальника группы, стрелки, непосредственно занятые охраной вооружения и боеприпасов. Согласно постовой ведомости внутреннего караула № отряда ВОХР войсковой части № на 12.12.2017 года начальник караула ЕФИМ, заступая на смену, принимает от начальника прежнего караула охраняемые объекты. Согласно выписки из приказа командира войсковой части №№ для охраны и обороны объектов части назначен внутренний караул № от отряда ВОХР, составом согласно расписания караулов. Ответом военной прокуратуры от 20.04.2018 г. начальнику ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Приморскому краю» САЙЧ разъяснено, что согласно п. 31 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Минобороны России, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2001 №541, непосредственную охрану и защиту арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов осуществляют часовые, а прием, хранение и выдачу вооружения и боеприпасов – заведующий хранилищем, складом и кладовщики. При этом начальники команд военизированной охраны, их заместители, начальники групп, отделений, караулов и контролеры контрольно-пропускных пунктов непосредственную охрану складов, прием, хранение и выдачу вооружения и боеприпасов не осуществляют, в связи с чем, названная выплата им не положена, а факт указания в трудовых договорах сотрудников ВОХР на компенсационную выплату не является основанием для ее начисления и выплаты в бесспорном порядке на постоянной основе, а устанавливает право на ее получение только при соблюдении условий, установленных названным Положением. Согласно Положения ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», в соответствии с Положением, утвержденным Министром обороны РФ 12.09.2011 г., является уполномоченным финансовым органом Министерства обороны РФ и предназначен для финансово-экономического обеспечения воинских частей, дислоцирующихся на территории Приморского края, на основании заключаемого на беззвездной основе договора за счет и в пределах ассигнований по утвержденным воинским частям и организациям, бюджетным сметам, в том числе через свои филиалы. Финансовое обеспечение войсковой части № в настоящее время осуществляется на основании договора на обслуживание от 20.12.2017 г. №. В соответствии с должностной инструкцией начальника караула от 25.05.2017 года начальник караула отвечает за охрану и оборону порученных караулу объектов под охрану, боевую готовность личного состава караула, правильное несение им службы, сохранность и исправность ограждения периметра, оборудования и аппаратуры, транспортного средства караула, средств пожаротушения, освещения, связи и сигнализации на постах и в караульном помещении, а также за находящиеся в караульном помещении оружие и боеприпасы и другое имущество согласно описи. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст.349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч.1 ст.349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 г. № 583» утверждено «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации" (Приложение N 2), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера. Согласно пункту 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации (Приложение № 2 к приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255) гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50%. К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций. Из содержания пункта 17 Положения следует, что для начисления оспариваемой надбавки гражданскому персоналу требуется несколько условий: непосредственная занятость приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, расположение и предназначение объекта. В соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.12.2001 №541, начальник группы (начальник караула) команды военизированной охраны отвечает за охрану и защиту порученных караулу объектов, боевую готовность работников ведомственной охраны из состава караула, выполнение ими должностных обязанностей, сохранность и исправность технических средств охраны, ограждения, средств связи и пожаротушения на постах и в караульном помещении, транспортных средств, а также находящихся в караульном помещении оружия, боеприпасов и другого имущества согласно описи. По условиям п.1.1 трудового договора № от 01.06.2013 г. работник в должности стрелка команды ВОХР (согласно дополнительного соглашения № от 18.03.2015 г. об изменении условий трудового договора № от 01.06.2013 г. – в должности начальника группы команды ВОХР) обязуется лично выполнять работу в соответствии с условиями трудового договора и обязанностями, предусмотренными должностной инструкцией. В соответствии с пунктом 31 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.12.2001 №541, для непосредственной охраны и защиты объектов из состава караула выставляются часовые. Охрану объектов часовые осуществляют способом патрулирования между внутренним и внешним ограждениями вокруг объекта или вдоль ограждения с внутренней стороны, если объект имеет одно ограждение, путем обхода охраняемых складов, хранилищ и т.п., не имеющих ограждения, а также наблюдением с наблюдательных вышек. Из постовой ведомости караула № от 12.12.2017 г. видно, что истец не заступал на пост охраны охраняемых объектов. Из представленных документов, должностной инструкции истца следует, что непосредственную охрану объектов, вверенных караулу военизированной охраны МО РФ, осуществляет часовой. Истец непосредственно охраной вооружения и боеприпасов не занят, его должностные обязанности заключаются в организации деятельности караула. Доказательств того, что в спорный период он непосредственно выполнял обязанности по охране, приему, хранению, выдаче вооружения и боеприпасов склада вооружения, ЕФИМ в материалы дела не представил. То обстоятельство, что компенсационная выплата предусмотрена трудовым договором, не является основанием для ее выплаты в бесспорном порядке на постоянной основе, поскольку право на ее получение установлено при соблюдении условий, установленных действующим законодательством. Оснований для возложения на ответчиков обязанности произвести выплату компенсации за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2017 года у суда не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, решил: В исковых требованиях ЕФИМ к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», войсковой части № о взыскании невыплаченной компенсационной выплаты к заработной плате за охрану вооружения и боеприпасов - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья: Н.В. Жлобицкая Мотивированное решение изготовлено – 02.07.2018 г. |