ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-619/20 от 07.10.2020 Пыть-яхского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07.10.2020 г. Пыть-Ях

Пыть-Яхский городской суд ХМАО - Югры, в составе судьи Ступина Р.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём Аллахвердиевой Г.А., с участием представителя истца ФИО1 и представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, действующей в своих интересах и интересах ФИО4и ФИО5, к МКУ администрации г. Пыть-Яха о признании права на получение меры государственной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, действуя в своих интересах и интересах своих малолетних детей ФИО4 и ФИО5, обратилась в суд с указанным исковым заявлением мотивируя требование следующим. В г. Пыть-Яхе ФИО3 постоянно проживает с 1994 г. В 2006 г. ФИО3 купила у И.И.Н. балок, по адресу: г. Пыть-Ях, где и проживает по настоящее время. После приобретения балка ФИО3 производила оплату коммунальных услуг по лицевому счёту И.И.Н., сейчас лицевой счёт оформлен на ФИО3 Поскольку регистрация в балках запрещена, то ФИО3 зарегистрирована по иному адресу. В момент проведения инвентаризации ФИО3 находилась на работе. В акте инвентаризации были указаны И.И.Н.,И.Р.Я. и И.А.Р., которые фактически не проживали в данном балке и не желают стать участниками программы по расселению граждан из балков. В г. Пыть-Яхе действует мероприятие «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных натерритории муниципального образования г. Пыть-Яха» Подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства в 2016-2020 гг.» муниципальной программы, утверждённой постановлением администрации г. Пыть-Яха (далее - Мероприятие). В рамках этойпрограммы в подпрограмме «Содействие развитию жилищного строительства в 2016-2020 гг.» осуществляются мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных натерритории муниципального образования г. Пыть-Ях». Правительством ХМАО - Югры принято постановление «О государственной программе ХМАО - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей ХМАО - Югры в 2016-2020 гг.». Постановлением администрации г. Пыть-Яха утверждена новая муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей муниципального образования городской округ город Пыть-Ях в 2018-2025 гг. и на период до 2030 г.», действующая в рамках которой продолжают реализовываться мероприятия по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений (балочных массивов) на территории города (Приложение № 2). В постановление Правительства ХМАО - Югры также внесены изменения и мера социальной поддержки для лиц - участников муниципальных программ по ликвидации и расселению временных строений, приспособленных для проживания, в виде социальной выплаты, предусмотрена Порядком корреспондирующим к условиям муниципальной программы. Названная муниципальная программа также содержит условие возникновения прав на меры социальной поддержки в зависимости от даты вселения в строение и условий такого вселения. Пункт 2 того же Приложения определяет понятийный аппарат правового акта, который указывает, что местом жительства гражданина для целей настоящей программы является строение, где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, муниципалитет, в соответствии с пунктами «ж» и «к» 4.1, ч. 2 ст. 72, ч.ч. 2, 4 ст. 76, ст. 132 Конституции Российской Федерации, в рамках разработанной им муниципальной программы, определил возможный круг её участников, в том числе, по категориям, в зависимости от того на каком основании (законном/незаконном) и с какого периода времени (до 1995 г. / до 2012 г.) граждане используют временное строение для проживания. Временные городки с балочными массивами были возведены на территории г. Пыть-Яха в период освоения природных ресурсов Западной Сибири, ввиду отставания социальной и жилищной инфраструктуры от возникающих потребностей в жилье для работников предприятий, осваивавших Север. Федеральное регулирование «балочного вопроса» отсутствовало, имея сугубо территориальную специфику. Временные строения по своим характеристикам никогда не относились к жилому фонду, в отношении таких строений не выдавались ордера, но в сложившихся правоотношениях по пользованию ими, с согласия собственников (организаций), предоставивших их, либо муниципалитета в балках на территории города допускалась регистрация граждан, как в жилых помещениях. ФИО3 считает, что законное право использования временного строения, приспособленного для проживания, в качестве жилища у неё возникло в 2006 г., что должно влиять на объём возникшего права на меру социальной поддержки при ликвидации временного строения в соответствии с этапностью реализации мероприятий. Для участников подпрограммы, которые используют для проживания балки, не являющиеся их местом жительства, предоставляются для проживания жилые помещения коммерческого использования (п. 1.1.2 Механизма реализации Мероприятия). При этом, как следует из Механизма реализации Мероприятия, балок признаётся местом жительства гражданина тогда, когда он в нём зарегистрирован, в том числе и на основании судебного акта об установлении факта места жительства. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают иные вопросы местного значения; могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции Российской Федерации). В соответствии со ст. 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее - Закон) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов, дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Согласно ст. 26.14 Закона в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам могут предоставляться субсидии для долевого финансирования расходов на решение отдельных вопросов местного значения. По смыслу принятых муниципалитетом Программы и Подпрограммы, вытекающему из целей и задач, их назначение заключается в ликвидации балочных массивов и выполнении государством неисполненных своевременно обязательств по обеспечению жильем привлеченных к освоению Севера работников и членов их семей, а также создание условий, способствующих улучшению жилищных условий населения г. Пыть-Яха. Федеральное регулирование «балочного вопроса» отсутствует, имея сугубо территориальную специфику. В сложившихся правоотношениях по пользованию временными строениями регистрация граждан в балках на территории города допускалась с согласия собственников (организаций), предоставивших их, либо муниципалитета. Таким образом, муниципалитет признавал в качестве места жительства граждан временные строения. Социальные выплаты такой категории граждан призваны восстановить их право на получение надлежащего жилья. Интересы иных граждан, вселившихся во временные; строения без ведома и согласия органов местного самоуправления, и не подтвердившие, что балок является их законным местом жительства, то есть без законных оснований (балки не могли выступать в гражданском обороте качестве объектов жилищных правоотношений и недвижимости), тем не менее, не оставлены без внимания. Для них предусмотрен иной вариант улучшения жилищных условий - предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. Выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Балок в котором проживает ФИО3 со своими дочерями, включено в перечень строений подлежащих ликвидации. Вместе с тем, администрация г. Пыть-Яха отказала ФИО3 с детьми в признании участниками мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), что является незаконным и нарушает жилищные права ФИО3, поскольку она с момента приобретения балка и по настоящее время продолжает проживать в данном временном строении с малолетними детьми. Изложенные обстоятельства подтверждаются документами и свидетелями.

ФИО3 просит суд признать её право на получение меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий в рамках «Механизма реализации мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях», муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей муниципального образования городской округ город Пыть-Ях", со способом расселения в виде предоставления жилого помещения по договору коммерческого найма на территории ХМАО - Югры.

Истец ФИО3 надлежащим образом извещена о дате, времени и месте судебного разбирательства, но в процесс не прибыла, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

С учётом мнения представителей сторон, руководствуясь ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не находит оснований, для отложения процесса.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 настоял на удовлетворении требования, согласно доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил обратить внимание на то, что указанные в акте инвентаризации И.И.Н.,И.Р.Я. и И.А.Р. не участвовали и не желают участвовать в мероприятии по расселению балков.

Представитель ответчика ФИО2 иск не признала, поскольку ФИО3 в балке с детьми не зарегистрирована, нет доказательств законности использования балка и она не прошла инвентаризацию в 2012 г.

Свидетель И.И.Н. показала, что знакома с ФИО3, состоит в дружеских отношениях, бывает в гостях. В период с 1998 по 2006 гг. ФИО6 проживала в балке, по адресу: г. Пыть-Ях. В 2006 г. данный балок И.И.Н. продала ФИО3, которая там и проживает по настоящее время. В январе 2012 г. ФИО3 уехала в гости к родственникам, вернулась 2012. По просьбе ФИО3 за балком присматривала И.И.Н. с мужем - И.Р.Я. Со слов И.Р.Я.,И.И.Н. известно, что приходили люди и переписывали проживающих в балке лиц. И.Р.Я. сообщил им, что только сторожит балок, но записали И.И.Н.,И.Р.Я. и И.А.Р., по каким-то старым документам.

Выслушав участников судебного разбирательства и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом исследованы следующие письменные доказательства: копия анкеты лица, проживающего в непригодном для жилья помещении о том, что балке, по адресу: г. Пыть-Яха, проживают: И.И.Н.,И.Р.Я. и И.А.Р.; копии выписки МБОУ из алфавитной книги записи учащихся и справки об обучении ФИО3 в данной школе с 1995 по 1999, с указанием адреса проживания ФИО3: г. Пыть-Ях; копия договора купли-продажи балка, заключенного между И.И.Н. и ФИО3; справка АО об отсутствии у ФИО3 задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемым по адресу: г. Пыть-Ях; копия диплома об обучении ФИО3, выданного ГОУ ВПО; «копия свидетельства Пыть-Яхского учебного профессионально-технического центра РОСТО об обучении ФИО3; копии свидетельств о рождении, выданных ОЗАГС администрации г. Пыть-Яха; копия платёжного документа о начисление платы за июнь 2020 г. за пользование ФИО3 жилищно-коммунальными услугами по адресу: г. Пыть-Ях; копии кассовых чеков об оплате ФИО3 жилищно-коммунальных услуг АО; копия договора без даты на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов у населения, заключенного между ООО и ФИО3, проживающей по адресу: г. Пыть-Ях; копия договора энергоснабжения, заключенного между АО и ФИО3, проживающей по адресу: г. Пыть-Ях; копия трудовой книжки ФИО7; копия уведомления администрации г. Пыть-Яха о включении временного строения, по адресу: г. Пыть-Ях, в перечень строений подлежащих ликвидации в рамках мероприятия; копия ответа администрации г. Пыть-Яха ФИО3, ФИО4 и ФИО5 об отказе в признании их участниками мероприятия по расселению балков; копия свидетельства федеральной налоговой службы о государственной регистрации ФИО3 в качестве индивидуального предпринимателя; копия акта о замере жилой площади КТОС по адресу: г.Пыть-Ях, владельцем которого является А.К.А.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением ответчика ФИО3, ФИО4 и ФИО5 отказано в признании участниками мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства», утверждённой постановлением администрации г. Пыть-Яха, в соответствии с пунктами Механизма реализации данного Мероприятия, а именно: отсутствие сведений о прохождении инвентаризации, наличие просроченной задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Механизмом реализации вышеназванного мероприятия установлен порядок и условия расселения граждан, проживающих в строениях, приспособленных под жилье, включенных органами местного самоуправления в реестры строений на 01.01.2012 (далее строение), прошедших инвентаризацию по состоянию на 01.01.2012.

Участником мероприятия признается гражданин Российской Федерации, проживающий в строении, включенном в реестр приспособленных для проживания строений, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Пыть-Ях на 01.01.2012, и прошедший инвентаризацию (по состоянию на 01.01.2012).

Местом жительства гражданина для целей настоящей программы признается строение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Факт места жительства в приспособленном для проживания строении может быть установлен в судебном порядке.

В соответствии с пунктами 3.6, 3.6.2 Механизма реализации мероприятия уполномоченный орган принимает решение об отказе в признании заявителя участником мероприятия в случае, если заявитель не прошел инвентаризацию по состоянию на 01.01.2012.

ФИО3 с малолетними дочерями проживает в приспособленном для проживания строении (балке), по адресу: г. Пыть-Ях, используя его без правоустанавливающих документов. Указанное строение включено органом местного самоуправления в реестр приспособленных для проживания строений, подлежащих ликвидации, однако доказательств прохождения ФИО3 инвентаризации в 2012 г. суду не представлено, а само по себе пояснения ФИО3 о её проживании в балке на момент проведения инвентаризации не влечёт возникновения права на получение мер государственной поддержки. Суд критически относится к показаниям свидетеля И.И.Н. поскольку они противоречат пояснениям истца. Так, И.И.Н. утверждает, что ФИО3 в начале января 2012 г. временно выехала в гости к родственникам и вернулась 2012. Вместе с тем, согласно исковому заявлению в момент проведения инвентаризации ФИО3 находилась на работе. Договор купли-продажи сам по себе фактическое проживания лица не подтверждает. При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований, для удовлетворения требования, в заявленном виде.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении искового заявления ФИО3, действующей в своих интересах и интересах ФИО4 и ФИО5, к МКУ администрации г. Пыть-Яха о признании права на получение меры государственной поддержки.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ХМАО - Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Пыть-Яхский городской суд.

Мотивированное решение составлено 11.10.2020.

Судья: подпись

верно: судья Р.Н. Ступин

Секретарь: Г.А. Аллахвердиева

Подлинник находится в Пыть-Яхском городском суде в деле № 2-619/2020

«Решение не вступило в законную силу»

УИД № 86RS0012-01-2020-001014-58