ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-619/20 от 29.10.2020 Ишимского городского суда (Тюменская область)

Дело № 2-619/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Ишим Тюменской области 29 октября 2020 года

Ишимский городской суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Шараповой Надежды Федоровны,

с участием:

истцов – ФИО1 и ФИО2, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей – ФИО3, ФИО4 и ФИО5, и их представителя - СЕВ,

представителя ответчика – Администрации города Ишима Тюменской области – ГНВ,

представителя ответчика – ПАО Сбербанк – ВЮВ,

при помощнике судьи Васильевой Татьяне Александровне,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей – ФИО3, ФИО4 и ФИО5, к Администрации города Ишима Тюменской области об оспаривании постановления об отказе молодой семье в перечислении социальной выплаты, о возложении обязанности включить в список молодых семей – участников мероприятия ведомственной целевой программы, направить уточненный список в Главное управление строительства Тюменской области для включения семьи в сводный список, о признании отказа в выдаче справки соответствия требованиям мероприятия по обеспечению жильем молодых семей незаконным, о возложении обязанности предоставить справку, о взыскании суммы социальной выплаты, к Главному управлению строительства Тюменской области о возложении обязанности включить молодую семью в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат и утвердить данный список, перечислить средства федерального и областного бюджетов, предусмотренные на софинансирование предоставления социальной выплаты, к ПАО Сбербанк о возложении обязанности принять документы для формирования заявки на перечисление средств социальной выплаты, сделать заявку на перечисление средств,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2, действующая за себя и своих несовершеннолетних детей – ФИО3, ФИО4 и ФИО5, обратились в суд с иском к Администрации города Ишима и ПАО Сбербанк об оспаривании постановления администрации города Ишима об отказе молодой семье в перечислении социальной выплаты, о признании незаконным отказа Администрации города Ишима в предоставлении справки соответствия требованиям мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы, о возложении обязанности на Администрацию города Ишима предоставить справку и перечислить сумму социальной выплаты, о возложении обязанности на ПАО Сбербанк принять документы для формирования заявки на перечисление средств социальной выплаты и сделать заявку на перечисление средств социальной выплаты. Свои исковые требования мотивировали тем, что их семье, являющейся участницей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в соответствии с условиями данной программы была предоставлена социальная выплата в размере 1 353 978 рублей 36 копеек и выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ими в департамент имущественных отношений и земельных ресурсов администрации города Ишима, являющийся уполномоченным органом, предоставляющим муниципальную услугу по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, был предоставлен пакет документов для получения справки соответствия.

ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление о результатах предоставления муниципальной услуги, согласно которому, администрацией города Ишима вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в перечислении социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома и семья исключена из списка участниц мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Основанием для отказа послужило то, что ранее семье была предоставлена государственная поддержка за счёт средств областного бюджета в соответствии со статьями 5, 6 Закона Тюменской области от 03.08.1999 № 128, постановлением Правительства Тюменской области от 13.10.2008 № 302-п.

С данным решением Администрации города Ишима истцы не согласны, указывают на то, что, согласно поданных в Администрацию города Ишима документов на получение справки соответствия, приобретенная семьей по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 85,4 кв.м, в многоквартирном доме, введённом в эксплуатацию в 2017 году, полностью соответствует требованиям вышеуказанной Программы. Считают, что вывод Администрации города Ишима об отсутствии у семьи оснований для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей, основан на неправильном толковании закона, поскольку нормы права, на которые ссылается Администрация города Ишима в оспариваемом постановлении, не предусматривают, что получение жилищного займа молодой семьей лишает их права на получение невозвратной субсидии в виде социальной выплаты по указанной выше Программе, которая формируется не только за счёт средств субъекта РФ, но и за счёт федерального и муниципального бюджетов. Статья 5.1 Закона Тюменской области от 03 августа 1999 года № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счёт средств областного бюджета» предусматривает предоставление молодым семьям, имеющим трех и более детей, которые указаны в свидетельстве о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья, право на получение займа на приобретение жилого помещения либо на погашение кредита на приобретение жилого помещения. Полагают, что указанный Закон рассматривает целевой заем, предоставленный из бюджета Тюменской области на приобретение жилья молодыми семьями, не как отдельную государственную поддержку, а как дополнительную поддержку молодым семьям, участникам ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Обжалуемое постановление и отказ в предоставлении справки соответствия не дали возможность семье совершить действия, предусмотренные Правилами и Порядком, подать документы в ПАО Сбербанк, а ПАО Сбербанк принять от семьи документы для формирования заявки на перечисление средств социальной выплаты в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой Программы и сделать заявку в администрацию города Ишима Тюменской области на перечисление средств социальной выплаты по свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства для использования социальной выплаты по оплате договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 85,4 кв.м. В связи с чем, воспользоваться правом на получение выделенной молодой семье социальной выплаты они не смогли по вине администрации города Ишима Тюменской области.

Поэтому истцы, с учётом неоднократного дополнения и изменения исковых требований /л.д.143-145 том 1, 111-113, 140-142 том 3/, просят суд признать Постановление администрации города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе молодой семье в перечислении социальной выплаты и внесении изменений в Постановление администрации города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка молодых семей – участников мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» незаконным, обязать Администрацию города Ишима включить молодую семью С-ных в составе пяти человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 в список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году с момента подачи заявления на участие в программе, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, после включения молодой С-ных в список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, направить уточненный список в Главное управление строительства Тюменской области для включения семьи в сводный список, обязать Главное управление строительства Тюменской области включить молодую семью С-ных в составе пяти человек в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат и утвердить данный список, перечислить средства федерального и областного бюджетов, предусмотренные на софинансирование предоставления социальной выплаты в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на счёт Управления Федерального казначейства по Тюменской области, открытый для кассового обслуживания исполнения местного бюджета муниципального образования город Ишим в размере 1 353 978 рублей 36 копеек, признать незаконным отказ Администрации города Ишима в предоставлении справки соответствия требованиям мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для использования социальной выплаты на оплату договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 85,4 кв.м, и обязать Администрацию города Ишима предоставить семье С-ных справку соответствия для использования социальной выплаты на оплату указанного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ПАО «Сбербанк России» принять от семьи С-ных документы для формирования заявки на перечисление средств социальной выплаты в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», сделать заявку в администрацию города Ишима Тюменской области на перечисление средств социальной выплаты по свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ для использования социальной выплаты на оплату договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 85,4 кв.м, устранить допущенное нарушение прав молодой семьи С-ных - взыскать с Администрации города Ишима в пользу молодой семьи С-ных средства социальной выплаты на оплату указанного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры в размере 1 353 978 рублей 36 копеек на счет на имя ФИО2, открытый в структурном подразделении Западно-Сибирского отделения «Сбербанк России», кор. сч. , БИК , ИНН , КПП , за счёт средств федерального бюджета, бюджета Тюменской области, муниципального бюджета города Ишима /л.д.171-173 том 3/.

В судебном заседании истцы – ФИО1 и ФИО2, действующая за себя и своих несовершеннолетних детей – ФИО3, ФИО4 и ФИО5, на иске настаивают в полном объёме по основаниям, изложенном в нём.

Представитель истцов – СЕВ /л.д.112 том 1/ исковые требования их поддержала полностью.

Представитель ответчика – Администрации города Ишима Тюменской области – ГНВ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.137 том 3/, исковые требования С-ных не признала по основаниям, изложенным в оспариваемом постановлении /л.д.233-234 том 2/. Суду пояснила, что оснований для перечисления средств социальной выплаты молодой семье С-ных и выдачи им справки соответствия для предъявления в банк не имеется, поскольку семья С-ных ранее реализовала свое право на получение меры государственной поддержки. Поэтому просит суд в иске ФИО6 отказать в полном объёме.

Представитель ответчика – ПАО Сбербанк – ВЮВ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.52-53, 54-63 том 3/, с иском С-ных также не согласилась. В судебном заседании, поддержав доводы, изложенные ПАО Сбербанк в письменных возражениях на иск /л.д.10-12 том 3/ суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО Сбербанк и ФИО2 заключён договор банковского счёта для обслуживания целевых жилищных программ, действия по закрытию которого определением суда ПАО Сбербанк запрещены. Перечисление социальной выплаты осуществляется в соответствии с выданным свидетельством о праве на получение социальной выплаты, зачисление суммы социальной выплаты на счёт производится на основании предъявленных владельцем счёта документов. Банк не отказывал в принятии документов для формирования заявки на оплату по договору и направление заявки в Администрацию города Ишима на перечисление средств социальной выплаты. Истцы до окончания срока договора банковского счёта вправе обратиться в банк и представить документы. Поэтому считает требования истцов в отношении банка об обязании ПАО Сбербанк принять документы и формирование заявки являются преждевременными и необоснованными. Действиями банка права и интересы истцов не нарушались, доказательства обратного истцами в материалы дела не представлены. Поэтому просит суд в иске ФИО6 к ПАО Сбербанк отказать в полном объёме.

Представители ответчика, привлечённого к участию в деле по ходатайству истцов /л.д.140-141, 159 том 1/ – Главного управления строительства Тюменской области, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного заседания /л.д.232 том 3/, - СЛЮ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.94 том 1/, и АЮИ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.213 том 3/, в суд не явились, направили письменные возражения на иск, в которых требования С-ных не признали, указывая на то, что основания для участия семьи С-ных в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» уже отсутствовали на первоначальном этапе, поскольку ранее семья реализовала право на улучшение жилищных условий с использованием государственной поддержки средств областного бюджета, что является обстоятельством, исключающим возможность участия молодой семьи в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была предоставлена государственная поддержка за счет средств областного бюджета по договору займа в размере 704 242 рубля. Заем, как дополнительную меру государственной поддержки, молодая семья может получить в порядке, определенном Положением, утверждённом постановлением Правительства Тюменской области от 08.08.2006 № 190-п, только после получения права на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Ишима было выдано семье С-ных с составом 5 человек свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства № М2020 0263. Вместе с тем, оснований для реализации вышеуказанного свидетельства у семьи С-ных отсутствуют, следовательно, и не может возникнуть право на займ в соответствии с Положением. При этом предоставленный семье С-ных займ был получен в 2010 году в ином порядке, согласно постановлению Правительства Тюменской области от 13.10.2008 № 302-п, ст.ст. 5, 6 Закона Тюменской области, поэтому не может расцениваться истцами в качестве дополнительной меры государственной поддержки. Молодые семьи включаются в сводный и резервный списки в той же последовательности, в которой были включены в список, сформированный органом местного самоуправления. Списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируются органами местного самоуправления. Поскольку ГУС ТО формирует списки на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, то считает, что обязание ГУС ТО в судебном порядке по восстановлению семьи С-ных в списке претендентов на получение социальной выплаты необоснованным. ГУС ТО средства, выделенные на софинансирование предоставления социальных выплат, в том числе семье С-ных, перечислены в бюджет городского округа город Ишим на счёт Управления Федерального казначейства по Тюменской области, открытый органу федерального казначейства в учреждении Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджета городского округа город Ишим. Поэтому просят в иске ФИО6 отказать в полном объёме /л.д.89-93 том 1, 78-83, 210-212 том 3/.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Правительство Тюменской области, надлежащим образом извещённое о времени и месте судебного заседания /л.д.231 том 3/, своего представителя в суд не направило, в письменном отзыве на иск требования С-ных не признало по основаниям, изложенным представителями Главного управления строительства Тюменской области, просит в иске ФИО6 отказать в полном объёме /л.д.95-99 том 1/.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Департамент имущественных отношений и земельных ресурсов администрации города Ишима и ОАО «Ишимагрострой», надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания /л.д.225, 227 том 3/, своих представителей в суд не направили, о причинах неявки представителей суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд считает исковые требования ФИО1 и ФИО2, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей – ФИО3, ФИО4 и ФИО5, подлежащими частичному удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО2 обратились к директору департамента имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ишима с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы /л.д.4-7 том 2/ молодую семью в составе: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, /л.д.12-13, 14-15, 16 том 1/ и их несовершеннолетних детей – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения /л.д.17 том 1/, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения /л.д.19 том 1/.

На основании постановления администрации города Ишима ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в 2015 году по городу Ишиму, о чём направлено уведомление /л.д.57 том 2/.

На основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.62 том 2/ в состав членов семьи С-ных был включён ФИО4, родившийся ДД.ММ.ГГГГ /л.д.18 том 1/, что сторонами не оспаривается.

Из уведомления Департамента имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 следует, что на основании приказа ГУС Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2020 году /л.д.76-77 том 2/.

ДД.ММ.ГГГГ молодой семье С-ных в составе: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, их детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 1 353 978 рублей 36 копеек на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства , сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ включительно, которое подлежало предъявлению в банк до ДД.ММ.ГГГГ /л.д.161 том 2/. Данное свидетельство предъявлено в ПАО Сбербанк, ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2 открыт банковский счёт для обслуживания целевых жилищных программ /л.д.179-184 том 2/.

Определением судьи Ишимского городского суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истцов наложен запрет на совершение ПАО «Сбербанк России» действий по закрытию указанного счёта, открытого на имя ФИО2 /л.д.93-95 том 3/.

Согласно выписке из лицевого счёта ФИО2 по вкладу «Молодая семья», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ средства социальной выплаты на нём отсутствуют /л.д.169-170 том 3/.

ДД.ММ.ГГГГ между открытым акционерным обществом «Ишимагрострой» и ФИО2, действующей от своего имени и как законный представитель от имени своих малолетних детей: ФИО3, ФИО5 и ФИО4, ФИО1 был заключён договор купли-продажи с использованием кредитных средств банка, согласно которому С-ны приобрели в общую долевую собственность, каждому по 1/5 доле в праве, жилое помещение (квартиру) по адресу: Российская Федерация, <адрес>, общей площадью 85,4 кв.м. Указанная квартира приобретена за 3 586 800 рублей, из которых: 200 000 рублей – собственные средства покупателей, 1 353 978 рублей 36 копеек – средства социальной выплаты, выделенной по Свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства серии , 2 032 821 рубль – кредитные средства ПАО Сбербанк, предоставленные по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.210-213, 214, 215-221, 189-192, 193-196, 197-201, 202-205, 206-209 том 2/.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к заместителю Главы города Ишима по имуществу АОВ с заявлением о предоставлении справки о соответствии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> /л.д.160 том 2/.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации города Ишима молодой семье С-ных отказано в перечислении социальной выплаты в связи с отсутствием оснований для участия в мероприятиях ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2020 году», семья С-ных исключена из списка участников мероприятия указанной ведомственной целевой программы /л.д.233-234 том 2/.

Из уведомления Администрации города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 следует, что основанием вынесения вышеуказанного постановления администрации города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ послужило предоставление ранее семье С-ных государственной поддержки за счет средств областного бюджета в соответствии со статьями 5, 6 Закона Тюменской области от 03.08.1999 № 128, постановлением Правительства Тюменской области от 13.10.2008 № 302-п, в связи с чем, по мнению Администрации города Ишима, у семьи С-ных отсутствуют основания для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей /л.д.231-232, 227-228, 229 том 2/.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются копией учетного дела молодой семьи С-ных /л.д.2-234 том 2/.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 утверждены мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Программа), которые реализуются в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 (далее - Правила).

В вышеуказанных Правилах законодатель установил условия, при которых молодая семья может быть участником программы.

Государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям на территории Тюменской области регулируется Законом Тюменской области от 03.08.1999г. № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета», Порядком предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее – Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011г. № 78-п.

Положением о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-П (далее – Положение), установлен порядок формирования органами местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, в том числе порядок включения в список (пункты 4.1, 4.5, 4.6) и исключения из списка (пункт 6.4.1).

Согласно пункту 4.1 Порядка, списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления.

Форма этого списка определяется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области.

В соответствии с пунктом 26 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы.

После утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Пунктом 6.4.1 Положения предусмотрено, что в случае если до дня предоставления социальной выплаты органом местного самоуправления будет установлено, что у молодой семьи отсутствуют основания для участия в подпрограмме, а также в случае несоответствия жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.6 указанного Положения, орган местного самоуправления принимает решение об исключении молодой семьи из списка участников подпрограммы и направляет указанное решение в течение 10 дней со дня принятия в уполномоченный орган исполнительной власти области для внесения изменений в сводный список и (или) список претендентов, резервный список (если свидетельство не выдано) либо принимает решение об отказе молодой семье в перечислении социальной выплаты (если свидетельство выдано).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 22 Правил, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе, ранее реализованной право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2017 № 647-О, закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей38 (часть 1), 40 и 114 (пункты «в», «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть условия предоставления указанной социальной выплаты.

Взаимосвязанные положения пунктов 9 и 22 (подпункт «г») Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусматривающие предоставление молодой семье права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты только один раз и устанавливающие в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, имеют целью предоставление государственной поддержки на равных условиях максимальному числу молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, недопущение неоднократного получения ими за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Фондом «Областной Фонд развития жилищного строительства Тюменской области» и ФИО1 и ФИО2 был заключён договор займа , согласно которому ФИО6 был предоставлен займ за счёт средств областного бюджета в размере 704 242 рубля сроком на 15 лет, для целевого использования, а именно: приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 40,3 кв.м, стоимостью 1 545 000 рублей в общую собственность ФИО1 и ФИО2 в равных долях /л.д.54, 55 том 1, 164-168 том 3/.

Согласно копии справки Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заем и проценты за пользование займом по вышеуказанному договору займа погашены в полном объёме /л.д.237 том 3/.

Как установлено судом, вышеуказанный займ был предоставлен семье С-ных в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 13 октября 2008 года № 302-п «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий и займов на приобретение (строительство) жилья в Тюменской области», за счёт средств областного бюджета, как имеющим право на его получение в соответствии со статьями 3, 5 Закона Тюменской области от 03.08.1999 № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счёт средств областного бюджета».

Согласно показаниям допрошенного в судебном заседании свидетеля ПНП, ранее она работала в Областном фонде развития жилищного строительства Тюменской области в должности главного специалиста. Помнит семью С-ных, которой в 2010 году предоставлялся займ за счёт средств областного бюджета на приобретение жилья, поскольку семья состояла на учёте нуждающихся в жилье. Мероприятие по предоставлению займов молодым семьям, именно по категории «Молодая семья» - это совсем другое мероприятие, чем то, по которому семья С-ных получила займ в 2010 году на основании Постановления Правительства Тюменской области № 302п от 13.10.2008.

Статья 4.1 Закона Тюменской области от 03 августа 1999 года № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счёт средств областного бюджета» предусматривает дополнительные меры поддержки молодых семей при строительстве (приобретении) жилья.

Согласно пункту 7 статьи 4.1 вышеуказанного Закона Тюменской области, молодые семьи, получившие субсидию на строительство (приобретение) жилья, снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и не вправе претендовать на получение иной государственной поддержки (в том числе в форме субсидий), связанной с бесплатным предоставлением жилых помещений или соответствующего денежного возмещения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Пунктом 8 статьи 4.1 указанного выше Закона Тюменской области предусмотрено, что положения статей 3 и 4 настоящего Закона, приложения к настоящему Закону не распространяются на отношения, регулируемые статьей 4.1.

Согласно части 1 статьи 5.1 Тюменской области от 03 августа 1999 года № 128, молодые семьи, получившие свидетельства о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья, имеют право на получение займа на строительство индивидуального жилого дома либо на погашение кредита на строительство индивидуального жилого дома.

Молодые семьи, имеющие трех и более детей, которые указаны в свидетельстве о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья, также имеют право на получение займа на приобретение жилого помещения либо на погашение кредита на приобретение жилого помещения (абзац второй).

Следовательно, вышеуказанный Закон Тюменской области предусматривает целевой займ на приобретение жилья молодыми семьями, предоставленный за счет средств областного бюджета, в качестве дополнительной меры поддержки молодых семей при строительстве (приобретении) жилья.

Таким образом, поскольку ранее семьёй С-ных был получен возвратный займ за счёт средств областного бюджета, суд считает, что данное обстоятельство не может служить основанием для лишения их права на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. При этом суд также учитывает, что молодая семья С-ных имеет трех детей, все члены семьи указаны в свидетельстве о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья /л.д.161 том 2/, а потому они, в соответствии с абзацем вторым статьи 5.1 Закона Тюменской области от 03 августа 1999 года № 128 имеют право на получение займа на приобретение жилого помещения либо на погашение кредита на приобретение жилого помещения. Данное обстоятельство не было учтено Администрацией города Ишима при принятии оспариваемого решения.

В связи с вышеизложенным, доводы представителя ответчика – Главного управления строительства Тюменской области о том, что предоставленный семье С-ных займ не может расцениваться в качестве дополнительной меры государственной поддержки, поскольку выдан ранее получения свидетельства, по мнению суда, не могут являться основанием для отказа в иске и ограничивать право многодетной молодой семьи С-ных на получение социальной выплаты в рамках мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

При таких обстоятельствах надлежит оспариваемое постановление Администрации города Ишима от 06 апреля 2020 года признать незаконным, обязать Администрацию города Ишима включить молодую семью С-ных в составе из пяти человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 в список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2020 году», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году с момента подачи заявления на участие в программе, а именно с 21.04.2014, после включения молодой семьи С-ных в список молодых семей - участников вышеуказанного мероприятия ведомственной целевой программы направить уточненный список в Главное управление строительства Тюменской области для включения семьи в сводный список, признать незаконным отказ Администрации города Ишима в предоставлении справки соответствия требованиям данного мероприятия для использования социальной выплаты на оплату договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 85,4 кв.м, и обязать Администрацию города Ишима предоставить семье С-ных указанную справку соответствия, устранить допущенное нарушение прав молодой семьи С-ных - обязать Администрацию города Ишима перечислить сумму социальной выплаты на оплату договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 85,4 кв.м, в размере 1 353 978 рублей 36 копеек, на счет на имя ФИО2, открытый в структурном подразделении Западно-Сибирского отделения ПАО «Сбербанк России». Кроме того, надлежит обязать Главное управление Строительства Тюменской области включить молодую семью С-ных в составе из пяти человек в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2020 году» и утвердить данный список. В иске ФИО6 к Администрации города Ишима о взыскании в пользу молодой семьи С-ных средств социальной выплаты надлежит отказать, поскольку данное требование не основано на положениях пункта 5.3 Порядка, предусматривающего перечисление социальной выплаты молодой семье на банковский счёт, также пункту 2.1.4 заключенного между Администрацией города Ишима и филиалом ПАО Сбербанк Тюменской отделение Соглашения на право обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям, от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.45-50 том 3/.

В иске ФИО6 к Главному управлению строительства Тюменской области о возложении обязанности перечислить средства федерального и областного бюджетов, предусмотренные на софинансирование предоставления социальной выплаты в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на счёт Управления Федерального казначейства по Тюменской области, открытый для кассового обслуживания исполнения местного бюджета муниципального образования город Ишим в размере 1 353 978 рублей 36 копеек надлежит отказать, поскольку указанные средства перечислены в бюджет городского округа город Ишим, что подтверждается представителем ответчика Администрации города Ишима – ГНВ и следует из письменных возражений на исковое заявление представителя ГУС ТО /л.д.212 том 3/.

Также не подлежат удовлетворению и требования С-ных к ПАО Сбербанк о возложении обязанности принять от С-ных документы для формирования заявки на перечисление средств социальной выплаты в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», сделать заявку в администрацию города Ишима Тюменской области на перечисление средств социальной выплаты по свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ для использования социальной выплаты на оплату договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: Тюменская о <адрес>, площадью 85,4 кв.м, поскольку доказательств тому, что банк отказал в принятии документов для формирования заявки на оплату по договору и направлении заявки в Администрацию города Ишима на перечисление средств социальной выплаты, суду истцами не представлено и судом не установлено. К тому же, согласно пояснениям истцов в судебном заседании, документы для получения социальной выплаты банку они не предоставляли. При таких обстоятельствах суд считает требования истцов к ПАО Сбербанк преждевременными, поскольку действиями банка права и интересы истцов не нарушались.

Руководствуясь статьями 39, 56, 98, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 и ФИО2, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей – ФИО3, ФИО4 и ФИО5, - удовлетворить частично.

Признать Постановление администрации города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ города Ишима «Об отказе молодой семье С-ных в перечислении социальной выплаты» и внесении изменений в постановление администрации города Ишима от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» незаконным.

Обязать Администрацию города Ишима включить молодую семью С-ных в составе из пяти человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 в список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2020 году», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, с момента подачи заявления на участие в программе, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию города Ишима после включения молодой семьи С-ных в составе из пяти человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2020 году», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году направить уточненный список в Главное управление строительства Тюменской области для включения семьи в сводный список.

Обязать Главное управление строительства Тюменской области включить молодую семью С-ных в составе из пяти человек: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2020 году» и утвердить данный список.

Признать отказ Администрации города Ишима в предоставлении справки соответствия требованиям мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для использования социальной выплаты на оплату договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 85,4 кв.м, незаконным.

Обязать Администрацию города Ишима, предоставить семье С-ных справку соответствия для использования социальной выплаты на оплату договора купли-продажи от 17.03.2020г. квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 85,4 кв.м.

Устранить допущенное нарушение прав молодой семьи С-ных, обязать Администрацию города Ишима перечислить сумму социальной выплаты на оплату договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 85,4 кв.м, в размере 1 353 978 (Один миллион триста пятьдесят три тысячи девятьсот семьдесят восемь) рублей 36 копеек, на счет на имя ФИО2, открытый в структурном подразделении Западно-Сибирского отделения ПАО «Сбербанк России», кор.сч. , БИК

В остальной части иска ФИО1 и ФИО2, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей – ФИО3, ФИО4 и ФИО5, отказать.

Возвратить ФИО2 из бюджета муниципального образования – городской округ город Ишим государственную пошлину, уплаченную при подаче искового заявления в суд, в размере 600 /Шестьсот/ рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тюменский областной суд с подачей жалобы через Ишимский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 05 ноября 2020 года.

Председательствующий /подпись/ Н.Ф. Шарапова

УИД: 72RS0010-01-2020-001032-72

Подлинник решения подшит в гражданское дело № 2-619/2020 и хранится в Ишимском городском суде Тюменской области.

Копия верна:

Судья Н.Ф.Шарапова

Ишимского городского суда

Тюменской области