ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-619/2016 от 01.02.2017 Даниловского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-79/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Даниловка

Волгоградской области 01 февраля 2017 года

Даниловский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Семернина С.В.,

при секретаре судебного заседания Ротенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области к муниципальному казенному учреждению «Муниципальные услуги» о возложении обязанности исполнить требования природоохранного законодательства,

установил:

Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее - Комитет) обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Муниципальные услуги» о возложении обязанности исполнить требования природоохранного законодательства. В обоснование заявленных требований указано, что Комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области в ходе проведения плановой документарной проверки в отношении юридического лица - МКУ «Муниципальные услуги» были выявлены нарушения требований природоохранного шконодательства. Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ответчика была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а так же было выдано предписание, согласно которому ему надлежало в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения, выявленные в ходе проверки, а именно: составить паспорт на отход 4 класса опасности - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный; получить утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в области обращения с отходами нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Муниципальные услуги» постановлением было привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему было назначено административное наказание в виде предупреждения. Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ответчика была проведена внеплановая документарная проверка, в результате которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика был составлен протокол об административном правонарушении в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Постановлением мирового судьи судебного участка Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо МКУ «Муниципальные услуги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Таким образом, ранее выданные предписания не исполняются ответчиком длительный срок. Просит суд обязать МКУ «Муниципальные услуги» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу составить и утвердить паспорта на отход 4 класса опасности по форме, утвержденной Постановлением РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также копии паспортов и копии документов, подтверждающие отнесение видов отходов к конкретному классу опасности, направить юридическим лицом в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области способом, позволяющим определить факт и дату их получения; получить утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти РФ (Управление Росприроднадзора по Волгоградской области) в области обращения с отходами нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

Представитель истца - Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика - муниципального казенного учреждения «Муниципальные услуги» в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором указал, что постановлением Главы Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации муниципального казенного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационная служба» Даниловского муниципального района» было принято решение о реорганизации МКУ «Муниципальные услуги» путем присоединения к МКУ «ХЭС» Даниловского муниципального района. В ближайшее время деятельность МКУ «Муниципальные услуги» будет прекращена, в связи с чем просит производство по гражданскому делу по иску Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области прекратить.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, урегулированы Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

На основании статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (часть 2 указанной статьи).

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (часть 3 указанной статьи).

Согласно Критериям отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, разработанным в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона, и утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 15 июня 2001 г. N 511, класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4 (п. 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности (далее Правила проведения паспортизации отходов).

В силу пунктов 4 и 7 Правил проведения паспортизации отходов, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Из приведенных положений следует, что юридические лица, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" паспорт опасных отходов является документом, который должен удостоверять принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, и содержать сведения об их составе. Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст. 14 вышеназванного Федерального закона.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области в отношении МКУ «Муниципальные услуги» была проведена плановая выездная проверка (л.д.8-10), по результатам которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-14). Кроме того, выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16), в котором указано, что на основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ в деятельности МКУ «Муниципальные услуги» выявлены факты несоблюдения требований природоохранного законодательства. В соответствии с данным предписанием МКУ «Муниципальные услуги» надлежало в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения, выявленные в ходе проверки, а именно: составить паспорт на образующийся в МКУ «Муниципальные услуги» отход код по ФККО 73310001724 – мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в соответствии с «Правилами паспортизации отходов», установленными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности»; получить установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами (Управление Росприроднадзора по Волгоградской области) нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Муниципальные услуги» было привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему было назначено административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32-33), в отношении МКУ «Муниципальные услуги» была проведена внеплановая документарная проверка, в результате которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34-36). В ходе проведения данной проверки установлено, что предписание Комитета природных ресурсов и экологии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Муниципальные услуги» не исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении МКУ «Муниципальные услуги» был составлен протокол об административном правонарушении в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.30-31).

Постановлением мирового судьи судебного участка Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо МКУ «Муниципальные услуги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.59-62).

Таким образом, судом установлено, что в ходе проведения плановой документарной проверки в отношении юридического лица - МКУ «Муниципальные услуги» были выявлены вышеуказанные нарушения требований природоохранного законодательства, которые до настоящего воремени не устранены.

Доказательств обратного суду не представлено.

Доводы представителя ответчика - МКУ «Муниципальные услуги» о том, что производство по гражданскому делу по иску Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области подлежит прекращению на том основании, что постановлением Главы Администрации Даниловского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации муниципального казенного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационная служба» Даниловского муниципального района» было принято решение о реорганизации МКУ «Муниципальные услуги» путем присоединения к МКУ «ХЭС» Даниловского муниципального района и в ближайшее время деятельность МКУ «Муниципальные услуги» будет прекращена, суд находит несостоятельными, поскольку представителем ответчика не представлено доказательств прекращения деятельности юридического лица - МКУ «Муниципальные услуги». Из представленных документов следует, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу.

Кроме того, по смыслу пункта 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у юридического лица, осуществляющего деятельность в области обращения с отходами разработанных и согласованных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, неведение им учета отходов и непредставление отчетности в области обращения с отходами, суд приходит к выводу, что требования Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области к муниципальному казенному учреждению «Муниципальные услуги» о возложении обязанности исполнить требования природоохранного законодательства подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области к муниципальному казенному учреждению «Муниципальные услуги» о возложении обязанности исполнить требования природоохранного законодательства - удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Муниципальные услуги» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу составить и утвердить паспорта на отход 4 класса опасности по форме, утвержденной Постановлением Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также копии паспортов и копии документов, подтверждающие отнесение видов отходов к конкретному классу опасности, направить юридическим лицом в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области способом, позволяющим определить факт и дату их получения; получить утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации (Управление Росприроднадзора по Волгоградской области) в области обращения с отходами нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в Волгоградский областной суд через Даниловский районный суд Волгоградской области.

Судья подпись. Семернин С.В.