Дело № 2-619/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 30 мая 2018 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
с участием адвоката Мироновой О.А.,
при секретаре Родиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 32 по г. Москве и Московской области о включении в льготный страховой стаж периодов трудовой деятельности, признании права на досрочное назначение страховой пенсии,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ № 32 по г. Москве и Московской области, указав, что имеет право на досрочное установление страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому пенсия назначается досрочно мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.
Считает данный отказ в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 N 537, указал, что должен применяться Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении Списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
С учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ № 32 по г. Москве и Московской области от 25.01.2018 № 78037/18/78037/18 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, включении в специальный стаж, дающий право досрочного назначения пенсии, периодов работы с 18.01.1988 по 21.09.1994, с 05.10.1995 по 17.07.2014 в должности инженера по техническому обслуживанию авиационной техники в эксплуатационно-ремонтном отделе «Омское моторостроительное производственное объединение им ФИО2», обязать назначить досрочную страховую пенсию с момента возникновения права, а именно, с 21.01.2018.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, его представитель – адвокат Миронова О.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования с учетом их уточнения, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области ФИО3, действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
В силу пункта 3 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в пунктах 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", применяются соответствующие положения:
пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 года N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 01 января 1992 года.
Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 01 января 2002 года.
Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, инженерам всех наименований, начальникам цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Также указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.
Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Аналогичные положения содержатся в пункте 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11 декабря 1987 года N 1412.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился 16.01.2018 в ГУ-УПФР № 32 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ему досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В назначении досрочной страховой пенсии по старости по названному основанию истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом, пенсионным органом не были включены периоды работы истца с 18.01.1988 по 21.09.1994, с 05.10.1995 по 17.07.2014 в должности инженера по техническому обслуживанию авиационной техники в эксплуатационно-ремонтном отделе «Омское моторостроительное производственное объединение им ФИО2», в связи с тем, что вышеуказанное предприятие, согласно акту документальной проверки УПФР в Октябрьском АО г. Омска, не относится г гражданской авиации.
Согласно трудовой книжки, ФИО1 04.01.1988 был принят инженером в цех эксплуатации ремонта Омского моторостроительного производственного объединения им ФИО2; в период с 18.01.1988 по 21.09.1994 работал инженером по технической эксплуатации в цехе эксплуатационного ремонта; 05.10.1995 был принят на должность инженера по технической эксплуатации в отдел эксплуатации и ремонта.
На основании приказа № 58 от 03.07.2000 ГУП «Омское моторостроительное производственное объединение им ФИО2» переименовано в ФГУП ««Омское моторостроительное объединение им ФИО2».
01.04.2005 ФИО1 переведен на должность инженера по техническому обслуживанию авиационной техники в ЭРО.
В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 11.08.2007 № 1039 «Федеральное государственной унитарное предприятие «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют» реорганизовано в форме присоединения к нему федерального государственного унитарного предприятия «Омское моторостроительное объединение им ФИО2» и переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют».
04.03.2011 принят на работу в филиал «Омское моторостроительное объединение им ФИО2» федерального государственного унитарного предприятия «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» в порядке перевода на должность инженера по техническому обслуживанию авиационной техники в ЭРО; 17.07.2014 уволен по собственному желанию.
Согласно справкам, уточняющим характер работы, филиала «Омское моторостроительное объединение им ФИО2» акционерного общества «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» от 04.12.2017 № 0-.070.490, от 27.04.2018 № ОМО/397-462, ФИО1 работал инженером по техническому обслуживанию авиационной техники в эксплуатационно-ремонтном отделе в период с 18.01.1988 по 21.09.1994, с 05.10.1995 по 17.07.2014. На основании распоряжений дирекции занимался обслуживанием авиадвигателей АЛ-21Ф-ЗТ, ВСУ-10, установленных на воздушных судах полный рабочий день, в аэродромных условиях, находясь в подразделениях воинский частей Министерства обороны РФ и авиакомпании ОАО «Аэрофлот» в периоды с 1988 по 1994 гг., и с 1995 по 2014 гг. Условия труда имели следующие особенности: повышенный уровень шума и вибраций при работе авиадвигателей при их наземном опробовании с пультами наземного контроля, особенно на максимальных режимах; работа с токсичным маслом ИПМ-10 и авиационным керосином при замене и регулировках агрегатов топливной автоматики и маслосистемы авиадвигателей; работа на открытом воздухе при температурах окружающей среды в полевых условиях, что также подтверждается личной карточкой формы Т2, расчетными ведомостями, положением № 504 об оплате труда и премировании работников эксплуатационно-ремонтного отдела (ЭРО), Инструкцией по охране труда на выполнение работ по обслуживанию изделий филиала в эксплуатации, должностной инструкцией инженера по техническому обслуживанию авиационной техники, командировочными удостоверениями, служебными заданиями, техническими отчетами.
В лицевых счетах ФИО1 за спорные периоды указан код видов оплат и удержаний «116» - повременная оплата за время командировок.
Согласно п. 2 должностной инструкции инженер по техническому обслуживанию авиационной техники обязан проводить работы по обеспечению качественного гарантийного и послегарантийного обслуживания изделий в эксплуатации, выполнять работы по директивам летной годности, бюллетеням, указаниям, решениям и другой техдокументации.
Положением об оплате труда предусмотрено, что функциями работников эксплуатационно-ремонтного цеха является гарантийное обслуживание, ремонт изделий, выпускаемых предприятием, на полигонах, аэродромах войсковых частей. Исходя из названных условий, определена система оплаты труда названных работников, согласно которым оплата труда производится за время выполнения работ на предприятии, за время выполнения работ в командировках на полигонах и аэродромах, за время нахождения в командировках в войсковых частях по гарантийному обслуживанию, надзору и доработкам изделий.
Таким образом, указанные выше доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что характер работы ФИО1 в спорные периоды не изменялся, истец, как по месту нахождения основного места работы, так и выезжая в длительные командировки в качестве представителя предприятия, осуществлял техническое обслуживание авиадвигателей, выпускаемых предприятием, в аэродромных условиях, работы выполнялись полный рабочий день на открытых площадках и в не отапливаемых ангарах.
Разрешая заявленные требования, дав совокупную оценку представленным доказательствам, учитывая положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12.2012 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд исходит из того, что основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций. Истец, работая в указанный период в должности инженера по техническому обслуживанию авиационной техники в эксплуатационно-ремонтном отделе, был непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному, техническому обслуживанию воздушных судом гражданской авиации, как того требуют положения Списка должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 и Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 N 1412.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку включение спорных периодов работы ФИО1 составляет необходимую продолжительность специального стажа, дающего право истцу на досрочную страховую пенсию по старости (не менее 20 лет), а также учитывая соблюдение иных условий, предусмотренных п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" достижение истцом 21.01.2018 возраста 55 лет и наличия страхового стажа в гражданской авиации более 25 лет, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 32 по г. Москве и Московской области о досрочном назначении пенсии ФИО1 № 78037/18/78037/18 от 25.01.2018 незаконным.
Включить ФИО1 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 18.01.1988 по 21.09.1994, с 05.10.1995 по 17.07.2014 в должности инженера по техническому обслуживанию авиационной техники в эксплуатационно-ремонтном отделе филиала «Омское моторостроительное производственное объединение им ФИО2».
Признать за ФИО1 на досрочное назначение пенсии по п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 32 по г. Москве и Московской области назначить ФИО1 трудовую пенсию по старости досрочно с 21.01.2018.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение изготовлено 01.06.2018
Судья Н.А. Грошева