РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Приваловой О.В.
при ведении протокола помощником судьи Рачиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» к Морозову Андрею Александровичу, Морозовой Оксане Сергеевне и Пузанову Андрею Сергеевичу о взыскании задолженности по оплате за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и встречному иску Морозова Андрея Александровича к обществу с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Агропромкомплект» обратилось в суд с иском к Морозову А.А. о взыскании задолженности по оплате за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В свою очередь Морозов А.А. обратился с встречным иском к ООО «Агропромкомплект» о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.
Определением Уярского районного суда от 15.12.2021 года к участию в деле в качестве соответчиков по первоначальному иску привлечены Морозова О.С. и Пузанов А.С., также Морозова О.С. привлечена в качестве третьего лица по встречному иску.
В исковом заявлении и в уточненном исковом заявлении от 07.12.2021 года ООО «Агропромкомплект» требования мотивировал следующим. ООО «Агропромкомплект» является региональным оператором и с 01.01.2019 года оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологической зоны, которая включает себя, в том числе, территорию г.Уяра Уярского района Красноярского края. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в виде публичной оферты размещен в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте ООО «Агропромкомплект», а также опубликован в газете «Наш Красноярский край» от 26.12.2018 года. Ответчик Морозов А.А. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. В период с 01.01.2019 по 01.12.2021 года ответчик не производил оплату за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем образовалась задолженность в размере 7 544 рубля 73 копейки. Ранее истец обращался в суд с заявлениями о взыскании указанной задолженности в приказном порядке, однако судебные приказы были отменены на основании возражений ответчика. С учетом уточнения иска от 07.12.2021 года (т. 2 л.д. 94-95) истец просит взыскать с ответчика Морозова А.А. сумму задолженности в размере 7 544 рубля 73 копейки, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 402 рубля 29 копеек.
В исковом заявлении и в судебном заседании лично Морозов А.А. встречные требования мотивировал следующим. Заключенный между ним и ответчиком ООО «Агропромкомплект» 01.01.2019 года договор публичной оферты на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами без заявки потребителя и предоставления им документов недействителен в силу его ничтожности по следующим основаниям: в нарушение требований законодательства ему не было направлено предложение о заключении договора и проект такого договора; региональный оператор своевременно не известил Морозова А.А. о необходимости заключения договора; ООО «Агропромкомплект» нарушил срок заключения договора, установленный соглашением с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края, нарушил срок размещения договора на своем официальном сайте; также полагает, что договор, предоставленный региональным оператором, не соответствует типовой форме договора, утвержденного законодательством, в нем отсутствуют необходимые сведения (Ф.И.О. физ. лица, дата и место рождения, контактный телефон, реквизиты документа, удостоверяющего личность, иное); по адресу проживания Морозова А.А. отсутствует контейнерная площадка для вывоза ТКО. Просит признать договор публичной оферты от 01.01.2019 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами без заявки потребителя и предоставления им документов, заключенный между ней и ООО «Агропромкомплект» недействительным в силу его ничтожности и применить последствия недействительности сделок.
Исковые требования ООО «Агропромкомплект» Морозов А.А. полагал необоснованными, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме, поскольку полагает, что требования регионального оператора основаны на недействительной сделке, которая не может повлечь для Морозова А.А. правовых последствий в виде необходимости оплаты услуг; кроме того фактически услуга по вывозу мусора ему вообще не оказывалась, поскольку мусора в их семье практически не имеется, из отходов только ветки, листва, зола, которую он утилизирует самостоятельно путем вывоза на полигон Туляк, бесплатно, так как оплату на полигоне за привезенный мусор не берут. В период с 01.01.2019 года по 01.03.2021 года в указанном жилом доме проживали только 4 человека, Морозов А.А., его супруга Морозова О.С. и их несовершеннолетние дети <данные изъяты> Ответчик Пузанов А.С., приходящийся братом Морозовой О.С., по данному адресу только зарегистрирован, никогда не проживал, в дом не вселялся, фактически длительное время проживает в Хабаровске. К истцу – ответчику по встречному иску с заявлением о производстве перерасчета платы за ненадлежащим образом оказываемую услугу не обращался, полагая, что законных договорных отношений между ним и ООО «Агропромкомплект» не имеется.
Морозова О.С. и Пузанов А.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств, возражений на исковое заявление не представили.
Представитель ООО «Агропромкомплект» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. Согласно представленному отзыву на встречное исковое заявление просит в удовлетворении требований Морозова А.А. отказать, полагает, что договор публичной оферты с Морозовым А.А. заключен должным образом и соответствует законодательству.
Суд, с учетом мнения ответчика (истца по встречному иску), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные сторонами и собранные по делу письменные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему:
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии ч. 1 ст. 24.6. Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу части 2 указанной статьи накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по- обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства РФ 12.11.2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктами 4, 5 раздела I указанных Правил установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
Согласно п. 8 (4) Правил обращения с ТКО, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8 (17) названных Правил предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и па своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 9 раздела II Правил предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого дома, или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Положениями ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего, за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В соответствии с п.п. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 3 раздела II Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, определено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
По решению органа местного самоуправления сбор ТКО может также осуществляться бестарным способом. График транспортировки ТКО определяется также по согласованию с органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 13 раздела II Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрен также и бестарный способ вывоз ТКО, который также осуществляется ООО «Агропромкомплект» жителям частного сектора г. Уяра.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как следует из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Положениями ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 01.06.2018 года № 1/1068-од ООО «Агропромкомплект» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологической зоны Красноярского края на 10 лет. Также 01.06.2018 года между министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Агропромкомплект» заключено Соглашение № 5 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологической зоны Красноярского края.
30.08.2018 года между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Агропромкомплект» заключено дополнительное соглашение № 1 к соглашению от 01.06.2018 № 5.
Согласно п. 1.2 указанного соглашения региональный оператор в период срока действия настоящего Соглашения обязуется организовать и осуществлять деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологической зоны Красноярского края в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, региональной программой Красноярского края по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Красноярского края, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 № 1/451-од.
В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения, зоной деятельности регионального оператора является территория Рыбинской технологической зоны Красноярского края, в которую входит: г. Бородино, Ирбейский, Рыбинский, Саянский, Уярский и Партизанский районы.
Согласно п. 1.4 указанного соглашения региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам, которые устанавливает орган исполнительной власти Красноярского -края, уполномоченный в области регулирования тарифов.
Дата начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением 01.01.2019.
В соответствии с п. 2.1.5 соглашения региональный оператор обязан осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в Рыбинской технологической зоне в соответствии с территориальной схемой и конкурсной документацией.
Согласно п. 2.1.7 соглашения региональный оператор осуществляет сбор, транспортировку твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов путем проведения торгов.
ООО «Агропромкомплект» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV класса опасности.
Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 09.02.2021 года № 77-540-од ООО «Агропромкомплект» лишен статуса регионального оператора, однако в силу п. 7.2. указанного соглашения № 5, организация, лишенная статуса регионального оператора обязана исполнять до дня, определенного соглашением, заключенным Министерством с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора.
Таким образом, ООО «Агропромкомплект» в настоящее время на законных основаниях исполняет услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов и является получателем оплаты за указанную услугу.
Приказами министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 года № 690-в и от 19.12.2019г. № 1202 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» по Рыбинской технологической зоне», в редакции приказов № 145-в от 18.09.2020 года и № 992-в от 18.12.2020 года для ООО «Агропромкомплект» установлен тариф на указанную услугу для потребителей группы «население» на 2019 год и январь –сентябрь 2020 года в размере 1158,67 руб. за 1 куб.м., с 01.10.2020 года по 30.06.2021 года - 1100,74 руб., с 01.07.2021 года по 31.12.2021 года – 1118,21 руб.
Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.12.2018 года № 1/2837-ос определены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты размещен на официальном сайте регионального оператора ООО «Агропромкомплект» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет по адресу: http://agropromkomplekt.org/ и опубликован в газете «<адрес>», выпуск от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с утвержденными ООО «Агропромкомплект» графиками, вывоз ТКО с территории <адрес> в 2019 -2021 годах производится ежедневно, но с периодичностью 1 раз в неделю из каждого сектора (13 секторов). Адрес ответчиков <адрес>, входит в сектор 4, ТКО с территории которого вывозится еженедельно по четвергам.
18.12.2018 года и 15.12.2020 года между МО Рыбинский район Красноярского края и ООО «Агромпромкомплект» заключены договоры аренды земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, 1 км. Автодороги с. Новая Солянка - д.Старая Солянка, кадастровый номер 24:32:0402009:69, предназначенного для эксплуатации полигона твердых бытовых отходов. Кроме того, для временного размещения отходов используются площадки временного накопления отходов, в том числен в г.Уяре.
В материалы дела представлены копии маршрутного журнала движения автомобиля-мусоровоза, из которых следует, что ежедневно на территории г.Уяра осуществляется движение автомобиля и сбор ТКО по утвержденному графику, в том числе по ул. Белинского по четвергам.
Согласно информации спутниковой навигационной системы, установленной на автомобилях ООО «Агропромкомплект», региональным оператором осуществлялся сбор ТКО на территории г. Уяра по улице Белинского, в том числе с остановкой автомобиля в районе <адрес> на противоположной стороне улицы), что находится в непосредственной близости к дому №, в котором проживает Морозов А.А.
Таким образом, судом установлено, что вывоз ТКО в г. Уяре обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации истцом еженедельно с контейнерных площадок, а также безтарным способом.
Оценивая доводы Морозова А.А. о том, что контейнеры для сбора мусора около его дома не расположены, суд полагает следующее.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» оборудование контейнерных площадок и приобретение контейнеров для сбора ТКО не входит в обязанности регионального оператора и относится к полномочиям органов местного самоуправления, схема размещения контейнеров утверждается органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 указанного закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Ответственными за организацию, содержание контейнерных площадок, определение их количества, объем и тип контейнеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, являются собственники земельного участка, собственники помещений и лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома, органы местного самоуправления.
Региональный оператор ООО «Агропромкомплект» осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования, подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на территории Рыбинской технологической зоны, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 №1/451-од (п. 1.2 соглашения № 5 от 01.06.2018). то есть ООО «Агропромкомплект» является лицом, фактически оказывающим на территории г. Уяра услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, которые образуются и в процессе жизнедеятельности граждан, при этом полномочиями по определению мест (площадок) для сбора твердых бытовых отходов оно не наделено.
Таким образом, именно органы самоуправления г.Уяра определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Поскольку в частном секторе г.Уяра контейнерные площадки оборудованы не везде, по согласованию с органами местного самоуправления сбор ТКО в таких секторах ведется бестарным способом.
Согласно пункту 9 Правил № 641, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
ООО «Агропромкомплект» обязан оказывать коммунальную услугу в любом формате и принимает все возможные меры по предоставлении качественной услуги даже в таких условиях, тем самым обеспечивая санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
При этом потребитель, в процессе жизнедеятельности которого безусловно образуются ТКО, лишен возможности распоряжаться твердым коммунальными отходами по своему усмотрению, должен утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Самостоятельный вывоз отходов на полигон размещения ТКО действующим законодательством по обращению с ТКО не предусмотрен. Сбор, транспортировку, размещение ТКО имеет право осуществлять только лицензированный спецтранспорт, управляемый обученным правилам обращения с ТКО персоналом при наличии соответствующего удостоверения и договора с Региональным оператором. Размещение ТКО по договору с организацией, эксплуатирующей полигон ТКО, запрещено.
Следовательно, единственным возможным законным вариантом размещения отходов, вывезенных Морозовым А.А., является выгрузка отходов в контейнеры, размещенные в пределах муниципального образования на общественных территориях со свободным доступом. В последующем, данные отходы, складированные в чужие контейнеры, региональный оператор отгружает и совершает дальнейшие действия по обращению с ТКО.
Таким образом, отсутствие площадки сбора накопления ТКО рядом с домом Морозова А.А. не является основанием для признания договора на обращение с ТКО недействительным, поскольку не лишает истца возможности воспользоваться другой площадкой сбора накопления ТКО, а также бестарным вывозом ТКО.
Как уже установлено судом, согласно маршрутному журналу движения автомобиля-мусоровоза и информации спутниковой навигационной системы в спорный период на территории г.Уяра осуществляется движение автомобиля и сбор ТКО по утвержденному графику, в том числе по адресу Морозова А.А.
Собственником жилого дома по адресу: <адрес>, является ответчик Морозов А.А., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.06.2020 года и не оспаривалось сторонами.
Со слов Морозова А.А. в указанном жилом доме в период с 01.01.2019 года по настоящее время проживают четыре человека - Морозов А.А., его супруга Морозова О.С. и их несовершеннолетние дети ММА и МЕА Ответчик Пузанов А.С., приходящийся братом Морозовой О.С., по данному адресу никогда не проживал, фактически проживает в г. Хабаровске и там же оплачивает услуги по вывозу ТБО.
Согласно данным лицевого счета №, оформленного на Морозова А.А., по указанному адресу зарегистрировано 5 человек.
В силу положений ст. 21 ГК РФ обязанность по оплате коммунальных услуг за несовершеннолетних ММА и МЕА возлагается на их законных представителей – родителей Морозова А.А. и Морозову О.С.
Судом установлено, что договор на сбор и вывоз твердых бытовых отходов в виде публичной оферты размещен в открытом доступе в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. В соответствии с требованиями действующего законодательства является заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем суд полагает о наличии оснований для удовлетворения заявленных ООО «Агропромкомплект» требований.
Учитывая, что ООО «Агропромкомплект» фактически оказывал услуги по вывозу ТКО всем без исключения жителям г. Уяр, в том числе и жителям ул. Белинского, с иных контейнерных площадок, что сторонами не оспаривалось, доказательств обратного не представлено, суд приходит к выводу, что Морозовы пользовались услугами, предоставляемыми ООО «Агропромкомплект», учитывая общедоступность данных мусорных контейнеров, при этом Морозовым А.А. и Морозовой О.С., в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств утилизации мусора ответчиками не в эти контейнеры, а также того, что они не пользуются услугами ООО «Агропромкомплект», либо самостоятельно обеспечивают вывоз и утилизацию бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, путем заключения соответствующего договора с другой специализированной организацией, помимо ООО «Агропромкомплект». Доводы ответчика о том, что ими самостоятельно вывозится мусор на полигон, при этом плата за вывоз не взымается, суд полагает не влияющими на обязанность по оплате утилизации производимых твердых бытовых отходов, в том числе золы, поскольку действующим законодательством установлен способ вывоза и утилизации бытовых отходов специализированными организациями, а не самостоятельно собственниками жилых помещений, поскольку утилизация ТКО другими способами, нарушающими санитарное законодательство, запрещена.
Таким образом, при условии обеспеченности ответчиков в доступных местах мусорными контейнерами, при отсутствии доказательства того, что они такими услугами не пользовались, оплата ими услуг ООО «Агропромкомплект» по сбору и вывозу ТКО в силу ст. 153, 154 ЖК РФ является обязательной.
В этой связи у суда не имеется законных оснований для освобождения ответчиков от обязанности оплаты услуг истца по вывозу ТКО за спорный период.
В соответствии со ст.61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
При определении суммы задолженности ответчиков по оплате услуг ООО «Агропромкомплект» и распределении этой задолженности между ответчиками, суд не может согласить с расчетом, представленным истцом, в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Аналогичные положения содержаться в части 1 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой, члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.
Из разъяснений, изложенных в вопросе № 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Из материалов дела и объяснений Морозова А.А. в судебном заседании следует, что Пузанов А.С. в указанное жилое помещение фактически никогда не вселялся и не проживал, указанные обстоятельства ООО «Агропромкомплект» не оспариваются. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Пузанов А.С. не является членом семьи Морозова А.А. и не несет бремя содержания имущества - жилого дома по адресу <адрес>, в котором он стоит на регистрационном учете Задолженность, возникшая в период с 01.01.2019 по 01.12.2021 года по оплате за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами взысканию с него не подлежит. Также как и не подлежит начислению.
При этом, поскольку в указанном жилом помещении собственником является Морозов А.А., а Морозова О.С. и несовершеннолетние ММА и МЕА являются членами его семьи, задолженность по оплате за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами необходимо взыскать с них. В силу положений ст.ст. 21, 61 СК РФ расходы по оплате коммунальных услуг, подлежащие взысканию с несовершеннолетних ММА и МЕА, должны распределяться между их законными представителями в равных частях.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым произвести перерасчет размера задолженности Морозовых по оплате за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Так, истцом ООО «Агропромкомплект» за период с 01.01.2019 по 01.12.2021 года произведено начисление в размере 7 544 рубля 73 копейки исходя из того, что в указанном жилом доме зарегистрировано 5 человек. Следовательно, задолженность Морозовых (4 человека) за указанный период составит 6 035 рублей 78 копеек.
Из расчета:
7 544 рубля 73 копейки / 5 зарегистрированных человек = 1508 рублей 95 копеек на 1 человека.
1508 рублей 95 копеек *4 фактически проживающих человека, из которых двое несовершеннолетних = 6 035 рублей 78 копеек.
Учитывая, что общая задолженность составляет 6 035 рублей 78 копеек, с Морозова А.А. и с Морозовой О.С. подлежит взысканию по 3 017 рублей 89 копеек с каждого, то есть по ? от общей суммы задолженности.
В связи с удовлетворением указанных исковых требований, суд полагает, что государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (на сумму 6 035 рублей 78 копеек размер государственной пошлины составляет 400 рублей), по 200 рублей с Морозова А.А. и Морозовой О.С. соответственно.
Разрешая исковые требования, заявленные Морозовым А.А., о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки, мотивированные отсутствием заключенного между Морозовым А.А. и региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО, не направлением истцом в адрес ответчиков проекта договора, извещения о необходимости заключения договора, суд полагает, что они основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные отношения.
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
В п. 1 ст. 168 ГК РФ закреплено, что за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2).
Как разъяснено в п. 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (ст. 3, пп. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей.
В силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Согласно п. 4 ст. 24.7 ФЗ РФ 89-ФЗ от 24.06.98 г. "Об отходах производства и потребления" собственники твёрдых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
ООО «Агропромкомплект» является региональным оператором и оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологической зоны с 01.01.2019г.на основании Соглашения № 5 от 01.06.2018г. заключенного между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Агропромкомплект».
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все, без исключения, собственники ТКО. Данная обязанность является безусловной при наличии на территории субъекта РФ выбранного оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, заключение договора в письменном виде не обязательно. Плата за услуг по обращению с ТКО насчитывается на условиях типового договора. Типовой договор на сбор и вывоз твердых бытовых отходов в виде публичной оферты размещен в открытом доступе сети «Интернет» на официальном сайте ООО «Агропромкомплект» по электронному адресу http ://agropromkomplekt.org/, а также был опубликован в газете «Наш красноярский край» от 26.12.2018г.
Поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения. Отказаться от заключения договора при наличии действующего регионального оператора в силу закона потребитель не имеет права.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
Пункт 6 Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
Согласно статьи 438 ГК РФ фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 641).
Согласно пункту 9 Правил N 641, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Как было указано в исковом заявлении региональный оператор ООО "Агропромкомплект" известило потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средстве массовой информации - «Наш красноярский край» от 26.12.2018г.
Исходя из того, что с 01.01.2019 ООО «Агропромкомплект» является единственным региональным оператором, уполномоченным оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологической зоны, а 15.12.2018 им было опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора, а ответчики не исполнили императивные требования Правил № 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному, оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, то доводы жалобы о не заключении сторонами письменного договора, не опровергают выводы суда первой инстанции о наличии между сторонами фактических договорных отношений. Поскольку истцом оказывались услуги по вывозу и утилизации отходов, а ответчики фактически принимали данные услуги, доказательств обратного не представлено, между сторонами сложились отношения, которые в силу части 3 статьи 438 ГК РФ, признаются договорными.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктами 5 и 7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156.
В пункте 8 (12) Постановления N 1156 указано, что в случае неисполнения потребителем указанного требования, договор считается заключенным на условиях типового договора.
Согласно п. 8 (4) Правил обращения с ТКО, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку — потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Исходя из того, что данный договор является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением N 1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а истец не исполнил императивные требования Правил N 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, то в данном случае договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с истцами на условиях типового договора с согласованием существенных его условий.
Учитывая, что ООО "Агропромкомплект" фактически оказывал услуги по вывозу ТКО всем без исключения жителям г.Уяра, в том числе и жителям частного сектора бестарным способом, с контейнерных площадок МКД, доказательств обратного не представлено, то Морозов А.А. пользовался услугами, предоставляемыми ООО "Агромпромкомплект", учитывая возможность как мешкового сбора так и общедоступность мусорных контейнеров, при этом доказательств утилизации мусора иными предусмотренными действующим законодательством способами ответчиками Морозовыми суду не представлено, тогда как утилизация ТКО другими способами, нарушающими санитарное законодательство, запрещена. Данные обстоятельства также свидетельствуют о том, что сложившиеся между сторонами отношения являются договорными в силу п. 3 ст. 438 ГК РФ.
При этом, нормы жилищного законодательства не предоставляют потребителю коммунальных услуг возможность одностороннего отказа от оплаты предоставленных коммунальных услуг при его несогласии с действующим законодательством. Расчет платы за коммунальную услугу за спорный период произведен истцом, исходя из нормативов и тарифов, действовавших в соответствующий период.
С учетом приведенных норм права, суд не находит основания для удовлетворения исковых требований Морозова А.А. о признании договора публичной оферты от 01.01.2019 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами недействительным в силу ничтожности и применении последствий недействительности ничтожной сделки, поскольку отсутствие заключенного в письменной форме договора между региональным оператором и ответчиками не является основанием для отказа от оплаты предоставляемых надлежащим образом услуг. Факт не заключения письменного договора, являющегося в силу закона публичным договором, не свидетельствует о незаконности действий истца по начислению платы за предоставляемую услугу в установленном законом порядке и размере.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» к Морозову Андрею Александровичу, Морозовой Оксане Сергеевне и Пузанову Андрею Сергеевичу о взыскании задолженности по оплате за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворить частично.
Взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 года по 01.12.2021 года с Морозова Андрея Александровича в размере 3 017 рублей 89 копеек, с Морозовой Оксаны Сергеевны в размере 3 017 рублей 89 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины с Морозова Андрея Александровича в размере 200 рублей и с Морозовой Оксаны Сергеевны в размере 200 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» к Морозову Андрею Александровичу, Морозовой Оксане Сергеевне и Пузанову Андрею Сергеевичу о взыскании задолженности по оплате за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами – отказать.
В удовлетворении исковых требований Морозова Андрея Александровича к обществу с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» о признании договора публичной оферты от 01.01.2019 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами недействительным в силу ничтожности и применении последствий недействительности ничтожной сделки отказать.
Решение может быть обжаловано через Уярский районный суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: Привалова О.В.
Мотивированное решение изготовлено 10 января 2022 года.
Копия верна:судья